В 1930—40-е годы его книги полыхали в кострах по всей нацистской Германии наряду с творениями других писателей, запрещенных лично Гитлером, а в 50-е и 60-е годы он был самым популярным немецким писателем в Советском Союзе, даже более популярным, чем на Западе, не говоря уже о его родине — Германии.
В продолжение разговора о творческом наследии Ремарка, идейно развивающем линию «потерянного поколения», необходимо сказать, что есть у немецкого писателя такие произведения, которые можно было бы охарактеризовать общей темой бегства от самого себя. Таких произведений я бы выделил три — это «Станция на горизонте», «Гэм» и «Жизнь взаймы».
Здравствуй, Брэдбери, или С чего начинается научная фантастика
Пролог Обращаясь к теме соприкосновения литературы и христианства, мы чаще всего говорим о классике как о выразителе духовного и нравственного наследия человечества. Но наш новый разговор на эту тему будет, на первый взгляд, несколько необычен: сегодня мы поговорим о такой интересной и неоднозначной теме, как фантастическая литература, а именно о творчестве знаменитого американского писателя-фантаста Рэя Дугласа Брэдбери, являющегося поистине столпом этого жанра и получившего заслуженную известность и признание многих читателей по всему миру.
«Шмелев, может быть, самый глубокий писатель русской послереволюционной эмиграции, да и не только эмиграции... писатель огромной духовной мощи, христианской чистоты и светлости души. Его "Лето Господне", "Богомолье", "Неупиваемая Чаша" и другие творения — это даже не просто русская литературная классика, это, кажется, само помеченное и высветленное Божьим духом» ( В. Распутин).
Пролог Продолжая тему знакомства с христианским наследием в мировой литературе, в нашей новой статье мы обратимся к замечательному русскому писателю Ивану Сергеевичу Шмелеву, у которого не только творчество, но вся его судьба являли собой пример обретения Христа, а затем и следования за Ним, превратившись в крестный путь длиною в жизнь, который, в свою очередь, можно поделить на две кардинально отличающиеся, но от этого не менее драматичные половины — жизнь в России и в эмиграции.
Пролог Духовная жизнь христианина всегда предполагает развитие, совершенствование его личности. Каждому из нас необходимо постоянно пребывать в динамичном поиске чего-то светлого и лучшего, прежде всего лучшего для нашей души. Важно при этом понять, что Евангелие, возвещенное Спасителем, обращено напрямую к нашему сердцу, которое в соработничестве с Богом должно приобретать особые свойства, которые были во Христе и Его святых подвижниках. Для умягчения сердца, придания ему свойств благодатной почвы, на которой взрастут семена веры, ему требуется особая пища, несущая в себе благодать Божию.
«Я рано начал писать, но зрелости художнической достиг поздно. Все, что написал более или менее зрелого, написано в эмиграции. И ни одному слову моему отсюда не дано было дойти до Родины. В этом вижу суровый жребий, Промыслом мне назначенный. Но приемлю его начисто...» Б.К. Зайцев
Пролог «Бог всякому из нас дает вместе с жизнью тот или иной талант и возлагает на нас священный долг не зарывать его в землю. Зачем, почему? Мы этого не знаем. Но мы должны знать, что все в этом непостижимом для нас мире непременно должно иметь какой-то смысл, какое-то высокое Божье намерение, направленное к тому, чтобы все в этом мире “было хорошо”». И.А. Бунин
Пролог Клайв Стейплз Льюис — один из наиболее выдающихся христианских мыслителей и писателей ХХ века. История обретения им веры очень характерна для интеллектуала прошлого века. В молодости он прошел через период утраты веры и длительных сомнений. Но после духовных поисков на 33-м году жизни стал убежденным христианином. Характерно, что его считают едва ли не единственным христианским писателем, который не является православным, но чьи труды при этом неизменно положительно оцениваются православными христианами. Человек энциклопедических знаний и пытливого ума, уверовав, он приложил много сил для проповеди обретенной им веры.
Дорогами Средиземья, или знакомство с профессором Толкиеном
«Так называемый христианский роман совсем не обязательно повествует о христианском мире: это просто-напросто такое произведение, в котором мир нам открывается в свете христианских истин…» (Из письма Фланнери О'Коннор Джону Р.Р. Толкиену)
Мы и братия наши как бы две картины. Если человек, смотря на себя, находит в себе недостатки, то в брате своем он видит совершенства. Если же сам себе кажется совершенным, то, сравнивая с собой брата, находит его худым.
Св. Пимен Великий
НАШ ОПРОС
Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?