Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№9 (138) сентябрь

ЧЕЛОВЕК И КНИГА 

 

Заметки на полях

 

В 1930—40-е годы его книги полыхали в кострах по всей нацистской Германии наряду с творениями других писателей, запрещенных лично Гитлером, а в 50-е и 60-е годы он был самым популярным немецким писателем в Советском Союзе, даже более популярным, чем на Западе, не говоря уже о его родине — Германии.

 

Исповедь израненной души

 

Вероятно, трудно найти в нашей стране зрелого человека, кто не зачитывался бы произведениями знаменитого немецкого писателя Эриха Марии Ремарка. По крайней мере, многие о нем слышали, а если говорить о степени цитируемости, то тут среди прочих зарубежных писателей ему, пожалуй, нет равных.

Ремарк, что называется, надолго стал и по сию пору остается, властителем человеческих дум. Конечно, его нельзя назвать христианским писателем, более того, в каких-то моментах он даже осуждал западное христианское мировоззрение в лице католицизма, однако закрывать на этом его книги для себя навсегда было бы неправильно. Говоря о современной культуре и литературе, невозможно пройти мимо Ремарка и его книг. Да и, согласитесь, о многих истинах жизни, в том числе и духовной, не всегда получится сказать нарочито прямо, иногда это обходной круг, такой же сложный, как и сама жизнь. Ремарку же одному из немногих удается рассказать об этом наиболее правдиво и весомо.

Ремарк ценен нам тем, что был и остается величайшим гуманистом, но не гуманистом-пустословом, которых сейчас полно, а человеком, испытавшим на себе всю глубину и боль мировых трагедий, через которые пришлось пройти человеку XX века. Этот тяжкий опыт он не оставил под спудом, а попытался в меру своего писательского таланта передать своим современникам и грядущим поколениям: где-то — как исповедь израненной души, а где-то — как строгое предупреждение.

Чтобы рассказать обо всем творчестве Эриха Марии Ремарка, не хватит формата газетной статьи, да и поговорить хотелось бы немного о другом: о духовно-мировоззренческом наследии писателя в его творениях. Не затрагивая все произведения автора, так как это очень большой и сложный разговор, поговорим о наиболее значимом в его творчестве — о тех основополагающих, наиболее важных для нас произведениях, которые определили все его творчество. Поэтому, пожалуй, назову свою статью «Заметками на полях», иными словами — мыслями, которые рождались во мне при чтении бессмертных произведений великого немецкого писателя и которыми мне хотелось бы с читателями поделиться.

 

«Потерянное поколение»

 

Когда говоришь о творчестве Ремарка, то, наверное, первое произведение, которое приходит на ум, — это его знаменитый роман о Первой мировой войне «На Западном фронте без перемен». Он же принес ему первый писательский успех. Произведение открывает собой целый смысловой цикл, получивший наименование литературы о «потерянном поколении».

Почему литература о «потерянном поколении» звучит столь актуально и в наши дни? Не секрет, что многие исследователи в настоящее время сравнивают начало XX века и нынешнее время, находя в этих исторических этапах многие схожие моменты. Как и почти век назад, многие молодые люди 1980—90-х и начала 2000-х годов прошли через жестокие локальные войны, через ломку политической системы нашего государства. Все это, ставшее их личными трагедиями, составило нечто большее, определившее жизнь современного нам общества. Обойти эту болезненную тему нельзя, наверное, поэтому понимание мировосприятия «потерянного поколения» начала XX века поможет и нам, современникам века XXI, распознать и решить многие проблемы происходящего, найти верные духовные ориентиры посреди всепоглощающей бессмысленности и жестокости окружающего мира.

Для Ремарка «потерянное поколение» — это молодые люди, ушедшие на войну в 1914 году прямо со школьной скамьи. Они не видели счастья в своей юности, вместо любви и прогулок под луной им достались смертельные атаки и сырые окопы. Это юноши-романтики, ставшие солдатами, которым суровые фронтовые дневники и скупые письма домой заменили тетрадки с первыми наивными стихами. Это люди, потерявшие веру в хорошее, уверенные в том, что все заканчивается смертью. В то же время их молодость и жизнелюбие защищают их, оставляют в них какую-то черту романтизма и человечности, толкающих их к желанию жить и созидать.

Для самого Ремарка война не является отвлеченной материей. Писатель ушел добровольцем на фронт Первой мировой прямо с гимназической скамьи, пять раз за всю войну был ранен. Именно поэтому роман «На Западном фронте без перемен» во многом автобиографичен, выстрадан личным опытом и самой жизнью.

Главный герой произведения, Пауль Боймер, поддавшись военной пропаганде, уходит на фронт вместе со своими одноклассниками. Наивный молодой человек проходит тяжелейшую дорогу утрат своих лучших друзей и в грязных окопах Франции теряет восторженное стремление защищать с оружием в руках пропагандируемое германским кайзером «счастье немецкого народа».

Приехав же в отпуск, Пауль сталкивается в своем мирном родном городке с тем, что немцы, не видевшие войны, не страдающие от вшей, холода и постоянного страха быть убитым, требуют от него бравурной победы во имя лживых интересов своей страны. Пауль, пытающийся найти в родном городе и семье живительный источник, давший бы ему хоть какое-то осмысление страданий, не может войти в мирную жизнь, потому что его горький опыт, иное видение действительности не совпадает с ошибочным восприятием войны в тылу. Возвратившись на фронт, Пауль погибает в самый последний день Первый мировой в период воцарившегося затишья, когда в фронтовых сводках была распространена фраза «на Западном фронте без перемен». Своей смертью он олицетворяет всю бессмысленность и бесстыдство европейской бойни начала XX века.

Самая ценная мысль, которую передает писатель, — то, что вопреки окружающему военному хаосу для героев, воюющих на фронте, жизненно важными становятся дружба, «окопная солидарность» и взаимопомощь, помогающие несмотря ни на что выжить и остаться человеком. Роман Ремарка стал актом обвинения жестокости войны и безрассудного человеконенавистничества, с одной стороны, и свидетельством высоты человеческого духа, способного сохранить людской облик даже в ужасах войны, — с другой.

 

Попытка вернуться домой

 

Продолжением фронтовой тематики у Ремарка являются романы «Возвращение» и «Три товарища», ставшие правдивыми историями о жертвах войны, которых обошли снаряды и пули фронта, но у которых покалечено самое главное — человеческая душа. Усталые, опустошенные, растерявшие надежды, герои романов так и не смогут прижиться в послевоенных буднях, хотя и исповедуют приобретенную на фронтах войны мораль выживания — дружбу и братство.

Сюжетная линия романа «Возвращение» проходит через историю солдат, вернувшихся в Германию после окончания Первой мировой войны. Их родина, так же, как и Россия начала XX века, охвачена революцией, повсюду царит голод и разруха. Лишь только дружба и вера в возможность что-то изменить в будущем, опираясь на трагический опыт прошлого, движет фронтовыми друзьями. Однако, несмотря на светлые надежды, их постигает глубокое разочарование: вместо любви близких они испытывают отторжение, вместо мира — зарождение нацизма. Многие из друзей не выдерживают: кто-то сводит счеты с жизнью, кто-то пытается вернуться в привычную для него военную среду. Лишь главный герой, Эрнст Биркхольц, становится сельским учителем, чтобы научить детей человеколюбию и красоте мира. Но все они, даже прожив годы мирной жизни, понимают, насколько их бесповоротно изменила война, какую незаживающую рану она им нанесла.

Место действия романа «Три товарища» — Германия 20—30-х годов: безработица, инфляция, самоубийства, голодные бледные тени перед сверкающими витринами продуктовых магазинов. На этом сером безрадостном фоне развертывается история трех товарищей — представителей «потерянного поколения», чьи надежды убиты войной, поколения, неспособного к сопротивлению и борьбе.

Отто Кестер, Готфрид Ленц и Роберт Локамп были на фронте, после войны стали работать в авторемонтной мастерской. Внешне их жизнь пуста и бессмысленна, они полны ненависти и презрения к окружающему миру, к разбитым войной идеалам юности. Светлой нотой в произведении звучит лишь рассказ о любви главного героя Роберта к девушке Пат, смертельно больной туберкулезом.

При чтении романов Ремарка о войне и послевоенном времени складывается ощущение беспросветности, фатальности, трагизма и отсутствия выхода. При всей глубине прозрения Ремарка здесь видна правда, и в этом же со всей очевидностью проявляется заблуждение писателя. Правда в том, что в погоне за призрачными миражами «всеобщего блага», строимыми на людской крови и изломанных жизнях, современное прогрессивное человечество неотступно заводит себя в тупик. Правда и в том, насколько честолюбивые решения власть предержащих, лишенных моральных основ, способны поломать судьбы целых поколений людей. Ремарк как нельзя лучше смог показать всю ошибочность и весь ужас этой истины. Ошибка же состоит в том, что немецкий писатель не может найти выход из всего этого кошмара. Военный и послевоенный ужас давит, не дает поднять головы. Дружба и человеколюбие, взаимовыручка и поддержка — все эти светлые понятия, увы, не приводят к спасению, если ты далек от Христа. Ремарк не говорит об этом прямо, но сам контекст его произведений буквально кричит об этом, ударяя в сознание и душу своей болезненной очевидностью. Именно поэтому все герои Ремарка трагически завершают свою жизнь — словно боль жизни нынешней переливается и в жизнь будущую, создавая общий беспросветный фон. В этом, как бы морализаторски это ни прозвучало, Ремарк неосознанно — прежде всего для самого себя — преподает нам практический урок бесперспективности и невозможности устроить свою судьбу вне Бога, полагаясь лишь на собственные силы и личные моральные ориентиры.

 

Денис Михалев

Окончание следует

 

 

что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься; уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь; ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои].

 

40:2-3
Псалтирь

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2206]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3787 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото11

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.