 |
|
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ |
Уважаемый Олег! Хочу узнать Ваше мнение об утверждении, что без церкви нет спасения. Я воцерковлен около 15 лет назад. И очень благодарен за это Богу, Который привел меня к вере, когда я находился уже почти за гранью духовной погибели. В отношении себя у меня нет никаких сомнений - вера меня действительно выправила (конечно, еще не полностью).
Но при этом передо мной постоянно примеры людей, далеких от церкви, но которые явно лучше (именно с точки зрения христианских заповедей о любви) не только меня, но практически всех верующих людей, которых я знаю. Ведь Господь будет судить по делам, по состоянию сердца нашего, а не по регулярности посещения церковных служб и участия в церковных Таинствах.
Отвечает Олег Облогин:
Уважаемый Сергей, благодарю вас за интересный и важный вопрос, однако вы, по сути дела, открываете очень обширную дискуссию. Это не совсем подходит к формату нашего сайта, а потому я постараюсь ответить вам тезисно, предлагая не столько готовые ответы, сколько направления для размышлений и призыв к самопознанию.
Вы не возражаете? Тогда, как говорится, приступим, благословясь.
Тезис первый. Раз вы сами о себе свидетельствуете, что православная вера и Церковь преображают вашу жизнь к лучшему, исправляя вас и спасая от гибели, то отсюда следует, что Церковь действительно ведет человека ко спасению.
Ведь ваш опыт могут подтвердить миллионы наших братьев и сестер по вере Христовой.
Тезис второй. Прошу обратить внимание, что я везде в ответе пишу слове «Церковь» с большой буквы, а не так как вы в своем вопросе – с маленькой. Потому что без Церкви спасения действительно нет, а вот без церкви – вполне возможно. Почувствовали разницу? Еще нет? Тогда давайте поподробнее остановимся на этом тезисе.
Дело в том, что слово «церковь» с маленькой буквы – это, прежде всего, синоним слова «храм», или культовое место, а таковые были еще задолго до прихода Христа в этот мир. И религиозные предписания уже были, и обряды, и традиции. Все это само по себе неплохо, однако религиозно-нравственные нормы, хоть и помогают лучше организовать жизнь людей, сами по себе не способны соединить человека с Богом и даровать нам вечную жизнь.
Кстати, а вы знаете, что такое вечная жизнь? Это ведь не бесконечная протяженность во времени человеческого существования (святоотеческое предание прямо нам свидетельствует о том, что после Второго Пришествия Христа понятие времени просто перестанет существовать, да и представление о материи и пространстве, скорее всего, сильно изменится), а причастность Божественным нетварным энергиям (Его благодати), в свете которых преобразится все наше естество – дух, душа и тело. Вот эта принадлежность Божественной жизни и называется Царство Небесным, обожением, спасением, вечной жизнью, райским блаженством и т. д.
Исходя из вышесказанного: да, храм (церковь) сам по себе не способен даровать все это, ибо как таковая церковь – только внешнее удобное место и располагающая психологическая атмосфера для молитвы и совершения культовых действий – отправлений богослужений.
Если же мы пишем и понимаем слово «Церковь» с большой буквы, то говорим уже не столько о храме, сколько о Теле Христовом и полноте Святого Духа, которые и составляют сущность Церкви – как единого Богочеловеческого организма или евхаристической общины. Отсюда и понимание Церкви существенно меняется, и понимание духовной жизни выходит на более высокий уровень. Святость в этом мире и конечная цель в вечности, к которой призваны все без исключения христиане (речь сейчас идет преимущественно о Православной Церкви) есть не только и не столько некая отделенность от мира (наша неотмирность), но именно причастность Святому Духу, причастность Божественной благодати или обожение.
А последнее достигается только соработничеством (сотрудничеством) Бога и человека. Но чтобы такое мистического взаимодействие состоялось (актуализировалось), нужна особая среда или точка соприкосновения Божественной энергии и любви, с одной стороны, и человеческой свободы и ответственности – с другой. Эта среда – Церковь Христова и только она.
Поэтому Святые Отцы и писали, что «вне Церкви нет спасения», другими словами, вне Церкви нет возможности для освящения, обожения и мистического единения со Святой Троицей. А единение такое возможно только в Таинстве святой Евхаристии. И именно поэтому Господь в Евангелии говорит нам о том, что если мы не будем причастны Его Плоти и Крови (т.е. причастны Его воскресшей и обоженной человеческой природы, а через Нее и Его Божеству по благодати), то мы не будем иметь в себе жизни вечной. Для этого-то Он и основал Свою Церковь, ниспослал нам от Отца Святого Духа и даровал Таинство святой Евхаристии. И именно поэтому спасения, понимаемого в святоотеческом, а не в римо-католическом или обывательском смысле слова, не было, нет и не будет без Церкви Христовой.
И не стоит здесь ставить в один ряд ценностей полезные религиозно-нравственные традиции и святое Таинство Евхаристии, перед которым трепещут даже ангелы. Назидание – это только назидание, а Святыня есть Святыня. И об этом хорошо бы всегда помнить.
Третий тезис. Тот факт, что вы видите себя хуже многих других людей (даже нецерковных), говорит о том, что ваши первые шаги на пути к пониманию духовной жизни правильные. Так и должно быть. Хуже было бы, если бы вы, наоборот, видели себя лучше других.
Однако мы не может объективно судить о духовно-нравственном состоянии других людей, ведь мы не видим сердца человеческого. Его видит только Господь. А потому не стоит делать преждевременных выводов о том, кто лучше и кто хуже по отношению к христианским заповедям о любви, а также о состоянии человеческого сердца. Поверьте, что оно очень переменчиво и нестабильно в этом мире.
Рано делать выводы… да и бороться со своим страстями без церковной поддержки и окормления лично мне практически не представляется возможным. А без этого ну о какой духовной жизни можно вести речь, не правда ли? О нравственности порассуждать - да, возможно. А о духовной жизни, т.е. о внутренней жизни нашего духа, говорить просто не приходится.
Поэтому возможна ситуация, когда нецерковный человек в нравственном плане вполне достоин одобрения, а вот с точки зрения духовности он как бы ходит с невскрытыми гнойниками души, которые прикрыты одеждой хороших манер (и создается впечатление, что человек духовно здоров), а на самом деле его болячки просто еще и не начинали лечить.
Христиане же – такие же люди с болеющей душой, только уже начавшие процесс ее лечения, а потому и видны их определенные недостатки и страстность, даже болезненность и иногда определенная нервность.
Однако этот период обострения духовных болезней, особенно при начале лечения, постепенно пройдет (при правильной духовной жизни), и ситуация улучшится. А вот мирские люди, не видящие своих духовных болячек и не лечащие их, в итоге превращаются в «духовных хроников» и постепенно становятся способны на сотворение страшных вещей как против самих себя, так и против окружающих. Только сначала этого не видно (как и наличие гнойников внутри тела), и создается впечатление, что все просто замечательно, однако это не так.
И последнее. Это очень важно. Вы, быть может, замечали, что человек может внешне пребывать в церкви много лет, а внутренне так и не измениться к лучшему. Такое случается сплошь и рядом. Дело здесь вот в чем. Нужно жить не только в церкви (храме), но и в Церкви (Теле Христовом и полноте Святого Духа), т.е. необходимо учиться и вести правильную духовную жизнь: учиться молитве и самопознанию, смирению и покаянию, жизни по Евангельским заповедям, участию в Церковных Таинствах, опытной вере в милосердие Божье и принятию самого себя и промысла Божьего в отношении нашей жизни, борьбе со страстями и приобретению добродетелей, прощению обид, стяжанию мирного духа и Божественной благодати и многому другому, без чего нет настоящей духовной жизни.
Внимание! Научиться всему этому вне Церкви Христовой, без соотнесения со святоотеческим пониманием духовной жизни и, конечно, без Божественной помощи, просто невозможно.
И именно поэтому через все святоотеческое предание красной нитью проходит мысль о том, что одолеть наши страсти и стяжать Божественную благодать вне Церкви Христовой – выражу свою мысль на разговорном языке – практически нереально. А в свете этого становится более понятна мысль о том, что вне Церкви нет спасения.
Храни вас Господь.
« предыдущий
следующий »
|