Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№9 (78) сентябрь

ИНТЕРВЬЮ 

 

ПУТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ПИСАТЕЛЯ

 

 

(Окончание. Начало в № 8 (77) август 2010 года)

Пролог

Мы продолжаем беседу с православным писателем, поэтом и публицистом, доктором философии Валентином Арсентьевичем Никитиным, которая состоялась перед встречей с калининградскими читателями в Центральной городской библиотеке им. А. П. Чехова в июле этого года.

— Знаю, Вы написали немало статей о Флоренском

— Я всегда преклонялся перед гением о. Павла Флоренского. Будучи настоящим интеллигентом в лучшем смысле этого слова, он резко и последовательно выступал против «интеллигентщины», против применения к народному жизнепониманию терминов и понятий «науки», ему вовсе не свойственных, против отрицания и нивелирования русской национальной и религиозной самобытности. Вот почему ряд публикаций, осуществленных Флоренским на страницах журнала «Богословский вестник», главным редактором которого он являлся в 1912—1917 годах, был объективно направлен против тех или иных разновидностей деградировавшего масонства, провозгласившего своей задачей социальную революцию и установление классового равенства. «Блюдитеся от злых делателей», — призывал отец Павел Флоренский, цитируя слова святого апостола Павла (Фил 3:2). Не случайно борьба вокруг его творческого наследия и сейчас имеет тенденцию к обострению.

— Но вернемся к началу Вашей творческой деятельности в Москве — в журнале «Студенческий меридиан». В 70-е годы не так-то просто устроиться в столичных изданиях.

— Протекцию мне оказал Андрей Вознесенский, тогда уже знаменитый поэт. Видимо, он разглядел во мне поэтический дар и помог. В «Студенческом меридиане» была рубрика «Поэтические дебюты», посредством которой получали шанс выйти на всесоюзную орбиту ранее никому не известные поэты. Когда я стал ведущим этой рубрики, то старался отсекать бездарностей и дать возможность «засветиться» осененным искрой Божией молодым талантам, в стихах которых к тому же были очевидны духовные и религиозные искания, звучали мотивы любви к России, к ее достославному историческому наследию. Критерием моих рекомендательных рецензий, которые я бережно сохранил (их несколько сотен), разумеется, был талант. Наиболее известные из этих поэтов — Алексей Парщиков и Иван Жданов, с которыми я впоследствии подружился.

— Честно говоря, эти имена лично мне мало что говорят. А вот, например, с Василием Казанцевым или Юрием Кузнецовым, поэзия которых также пронизана любовью к Родине, Вы были знакомы?

— Оба то время уже были известными поэтами, принадлежа к старшему поколению. Поэзия Василия Казанцева, тонкого и проникновенного лирика, мне близка и дорога, я ее люблю, это наш классик. Юрия Кузнецова я лично знал, но не близко, благодаря нашему общему другу, замечательному художнику Юрию Селиверстову. Юрий Поликарпович (да упокоится его душа в селениях праведных!) был на моем 40-летии, добрыми словами отозвался о моих стихах. Он был исключительно одаренным поэтом, с богатым воображением и пытливой мыслью, в его стихах много сложной метафизики, мифологем, иррациональных образов… Его поэтическое переложение «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона должно быть особенно дорого ценителям отечественной словесности.

— В дореволюционной России были западники и славянофилы, в советское время — почвенники и либералы, между которыми постоянно шла полемика, затрагивающая не только литературный процесс. К кому Вы себя относите?

— Для меня левый и правый фланг создают предпосылки того, чтобы обозначилась позиция центра — «золотая середина». Что касается полемики между западниками и славянофилами, то у Герцена есть замечательное высказывание, звучащее примерно так: хотя у них головы, как у двуглавого орла, смотрели в разные стороны, но сердце билось одно. Любовь к России была для них общей любовью.

Между так называемыми либералами и почвенниками дистанция уже гораздо больше. Есть, к сожалению, российские деятели прозападного, псевдодемократического толка, не стесняющиеся выражать своего негативного отношения к России. Они никогда не скажут «наша страна», а всегда отстраненно — «эта страна». Я ни в коем случае не хотел бы сходить на почву некоего квасного патриотизма, но это все как-то взаимосвязано, и фактор своеобразного «инородства» имеет значение и очень сказывается в их взглядах на российскую действительность и тем более на возрождение Православия в нашей стране.

— Поэтому я удивился, что Андрей Вознесенский, явно принадлежавший к либералам, дал Вам путевку в жизнь. Видимо, Вы его взяли своим поэтическим талантом. Кстати, фамилия Вознесенский — это псевдоним?

— Нет, это настоящая фамилия. Его прадед архимандрит Алексий Полисадов, родом из Грузии, был настоятелем Благовещенского монастыря в г. Муроме, в некрополе которого и похоронен. Андрей Вознесенский — сложная фигура. Он считал себя христианином, его торжественно отпевали в православном храме во имя св. мученицы Татианы при МГУ; я молился за отпеванием, это было 4 июня сего года, и провожал поэта в «путь всея земли» на Новодевичье кладбище.

Надо сказать, что на протяжении многих лет знакомства я старался расширить круг чтения Андрея Андреевича различной православной литературой, включая альманах «Богословские труды» (издание Московской Патриархии), неформальным составителем которого я был несколько лет по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова). В оригинальных и весьма емких комментариях к поэме «Россия воскресе» Андрей Вознесенский использовал многое из этого, в частности труды о. Павла Флоренского, а также мою опубликованную работу «Пасхальный догмат в русском богословии», на которую дал соответствующую ссылку («Дружба народов», 1993, № 10). Интересно, что как подлинный новатор Вознесенский сформулировал жанр этой своеобразной поэмы как «молитвенный сонет».

— Вернемся в 1970-е годы. Как в сотруднике молодежных изданий митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим распознал будущего редактора «Журнала Московской Патриархии» и книжной редакции издательского отдела Московского Патриархата? Ведь это с его благословения Вы так круто поменяли работу.

— У него был дар провидца, это был человек с сильной духовной харизмой, в его личности ощущалось присутствие благодатных энергий. Я написал большой очерк «Жизнь и деяния митрополита Питирима», который можно найти в Интернете. В сборник трудов и воспоминаний о церковной и общественной деятельности владыки Питирима «Преданный служитель Церкви», вышедший в прошлом году под эгидой Издательского Совета Русской Православной Церкви, вошли и мои воспоминания.

— Опыт работы в издательском отделе Московского Патриархата, безусловно, пригодился потом при написании серии книг о патриархах Русской Православной Церкви нашего времени. Вы написали книги обо всех, кроме святителя Тихона (Белавина).

— О Патриархе Тихоне у меня есть статья, изданная в сборнике в городе Торопец Тверской области. Это его родина, меня туда ежегодно приглашают на чтения, посвященные памяти святителя. Чтения проходят на высоком уровне, с участием высших духовных и светских властей области, включая митрополита и губернатора. Моя работа называется «От анафемы к прославлению». Дело в том, что Патриарх Тихон в 1918 г. предал Советскую власть анафеме, то есть церковному отлучению, и его никто так и не снял. На мой взгляд, именно эта анафема мистически предопределила в конечном счете крах советской власти.

Я писал эту статью, когда еще существовал Советский Союз. Она была опубликована в ноябре 1989 г. в Париже в эмигрантской газете «Русская мысль», и в ней звучало соответствующее предостережение. Почва уже тогда уходила из-под ног… Однако история не терпит сослагательного наклонения, и можно только гадать, удалось бы сохранить Советскую империю или нет, если бы наше священноначалие сняло упомянутую анафему.

— По тем временам это было довольно оригинальное предложение.

— Предложение было высказано косвенным образом, как предположение. У меня несколько таких «предложений». Например, убрать из мавзолея мумию Ленина, передав ее на хранение в одну из египетских пирамид. Он ведь, по сути, был красным фараоном. В любом случае, языческое капище в центре Москвы недопустимо.

— Да нет, лучше уж у нас где-нибудь в степи пирамиду для него построить, и пусть народ ездит смотреть туристическую достопримечательность. Приток туристов способствовал бы развитию этой территории… Кстати, туда же можно перенести и всех похороненных у кремлевской стены и в самой стене, за редким исключением. И если уж об этом зашла речь, что Вы думаете о Сталине, который фактически восстановил патриаршество в Русской Православной Церкви?

— У меня есть статья о Русской Церкви в годы Великой Отечественной войны, где я подробно описываю встречу Сталина с тремя митрополитами. «Вождь народов» был очень неоднозначной, неординарной фигурой. Твардовский в поэме «За далью даль» дает ему объективную характеристику. Вспомним, что в отрочестве он учился в Тифлисской духовной семинарии. И когда достиг вершин земной власти, то, наверное, задумывался над тем, что его век не бесконечен, и призрак смерти стоял перед его мысленным взором. Тем более когда на карту была поставлена судьба страны. Есть версия, что на него оказала влияние праведная Матрона Московская. Возможно, это только народная молва, но история свидетельствует, что во все эпохи народу хочется, чтобы тиран воссиял в каком-то нимбе…

— Таким образом народ как бы сам себя оправдывает…

— Глубокая мысль: народ нуждается в самооправдании. Безусловно, Сталин — фигура мирового уровня. В воспоминаниях Уинстона Черчилля, помните, говорится, что все, в том числе иностранцы, невольно вставали, когда Сталин входил в зал заседаний на Ялтинской конференции.

— О ком из патриархов Московских и всея Руси Вы уже написали? И над какой книгой было работать легче всего?

— Я написал об Алексии I, Пимене, Алексии II и Кирилле. Возможно, легче всего было работать над книгой о Патриархе Алексии I. Было больше данных о нем. Он был инспектором Псковской, ректором Тульской и Новгородской духовных семинарий, сохранились его проповеди тех лет. Я много работал в библиотеках. И про Патриарха Пимена было писать сравнительно легко. Я сопровождал его в нескольких поездках в Грузию и Армению, хорошо был знаком с его окружением. Имел честь не раз общаться и с ныне здравствующим Патриархом. Но все же, положа руку на сердце, затрудняюсь точно сказать, что легче, что труднее. Вы меня озадачили этим вопросом…

— Над биографией Патриарха Кирилла, наверное, было интересно работать потому, что он действующий Патриарх. Как Вы собирали материал для написания книги?

— Здесь я прежде всего опирался на работу митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева). В его большой монографии прекрасно изложена жизнь Предстоятеля РПЦ непосредственно до патриаршего служения.

— А есть воспоминания, связанные с личным общением?

— Есть, и очень памятные. Наиболее яркое из них, пожалуй, относится к 1996 году, когда я как православный журналист был включен в состав делегации во время официального визита Патриарха Алексия II в Адыгею, Грузию и Армению. Одним из пунктов визита было посещение монастыря Хор Вирап на границе Армении с Турцией, в непосредственной близости от горы Арарат — священной для всех армян, но ныне находящейся на территории сопредельного государства. Нас повели к глубокой шахте, на дне которой 13 лет находился в заточении святой Григорий Просветитель — равноапостольный святой для Армянской Апостольской Церкви. Сопровождавший нас армянский архимандрит предложил спуститься вниз, Святейший Патриарх нас благословил, и мы втроем — настоятель монастыря, владыка Кирилл, тогда митрополит Смоленский и Калининградский, возглавлявший Отдел внешних церковных связей, и Ваш покорный слуга — начали спускаться. Шахта узкая, темно, веет могильным хладом, в общем-то страшновато было. Когда спустились на дно этой глубокой ямы, зажгли свечи, и там будущий Патриарх возглавил молебен.

— В последнее время благодаря Патриарху Кириллу очень тесно налажены связи с православными братьями в Армении и Азербайджане. А вот с Грузией дела обстоят иначе. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II еще в прошлом году передал Святейшему Патриарху Кириллу приглашение посетить его страну, на что было получено согласие. Но в ближайшее время в свете последних событий патриарший визит в эту бывшую советскую республику вряд ли состоится. Я знаю, Валентин Арсентьевич, что Вы активно поддерживаете идею создания Евразийской конфедерации православных государств, куда бы входила и Грузия. Возможно ли это, учитывая события последних лет, явно осложнивших российско-грузинские отношения?

— Моя статья про православное единство и братство вышла в сборнике по итогам конференции «Церковь и культура» Международных Рождественских образовательных чтений 2005 года. Идея православной конфедерации не в воссоздании СССР, который был интернационально-атеистическим по своей сути, а в создании принципиально нового союза государств, в котором будет доминировать Православие. На мой взгляд, только России по силам интегрировать славянский православный мир. Только в рамках такой конфедерации — дружественного союза православных народов — можно будет решить многие региональные проблемы. И Грузия не исключение. Тем более что там живет братский единоверный народ, веками связанный тесными узами с Россией.

Я имею честь пользоваться высоким покровительством Его Святейшества и Блаженства Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. Почти ежегодно бываю в Тбилиси на аудиенциях и патриарших приемах и лично мог видеть, как происходит процесс воцерковления высшего общества в Грузии. Однажды я был на таком приеме вскоре после возвращения к власти в Грузии Эдуарда Шеварднадзе. Если помните, он был членом Политбюро, министром иностранных дел СССР. А тут вдруг стал ходить в храм Божий. Я спросил у Предстоятеля Грузинской Церкви, что он думает по этому поводу. И услышал в ответ, что Шеварднадзе действительно искренне пришел к Богу. Сразу после возвращения в Тбилиси, буквально из аэропорта он приехал к Патриарху и был крещен с именем Георгий. А потом, когда случилась так называемая «революция роз», он не стал цепляться за власть. Из своего рабочего кабинета вышел, осенив себя крестным знамением, взяв только иконку. То есть поступил по-христиански, со смирением приняв свою участь.

— Как Вы считаете, на современном этапе, когда на первый план в Русской Православной Церкви выходит миссионерская деятельность, выбор Патриархом Кирилла — это правильный выбор Церкви?

— Еще до самих выборов я безусловно и безоговорочно поддержал его в своем интернет-интервью как наиболее достойного кандидата на Патриарший Престол. Перст Божий указывает на Патриарха. Если с Патриархом Алексием II связано пробуждение России от некоей духовной спячки или оцепенения, вызванного вавилонским пленением Церкви, то с Патриархом Кириллом можно смело связывать надежды на духовное возрождение России. Это Патриарх с колоссальным внутренним потенциалом.

Не случайно сейчас начали говорить и о сильной «патриаршей вертикали». Нет сомнений, что Патриарх Кирилл сумеет ею в полной мере воспользоваться, то есть усилить как следует. Отчего представляется не только вполне допустимой, но и реально достижимой симфония церковной и светской власти, что пойдет на пользу всей нашей стране — и обществу, и государству, и, самое главное, народу российскому.

Консолидация и стабильность — веление времени! Они столь же благотворны, сколь и необходимы. Треугольник «Президент — Премьер — Патриарх» — наиболее устойчивая для России модель. Она уже стала действующей, она будет работать еще действеннее, а это не может не способствовать и миссионерской деятельности Церкви, главная задача которой сейчас — помочь обрести нашему народу утерянное «историческое здоровье».

— Валентин Арсентьевич, что значит быть православным, религиозным писателем, публицистом, философом?

— Быть православным — это правильно славить Бога. И в этом аспекте каждый верующий христианин призван быть духовным камертоном в той или иной сфере, в зависимости от своей деятельности. Писатель же, разумеется, как служитель Слова призван давать верный настрой своим читателям, давать им высокие нравственные ориентиры. Его долг — взывать к уму и совести читателей, прежде всего современников.

Тем более это важно в нынешнем обществе — обществе потребления, когда определенные силы пытаются активно внедрить в сознание обывателя мысль о том, что началась так называемая «постхристианская эпоха», то есть что вера в Господа — устаревшее понятие. Я категорически не согласен с этим утверждением, наоборот, считаю, что для истинного христианства мы еще не дозрели. Только Единая Церковь Христова, примиряющая все народы и культуры под своим благодатным покровом, может осветить лучами благовестия весь мир. Если хотите, именно в этом — лейтмотив всех моих трудов как писателя, публициста, философа.

— Вы не только философ, публицист, но и еще поэт. Существуют ли какие-то различия в гранях вашего таланта с религиозной точки зрения?

— Это, безусловно, разные грани одной личности; хотелось бы надеяться, что вектор религиозности определяет направление моего движения в целом и, конечно же, в литературном творчестве. Разумеется, я сознательно стремлюсь и в своих литературоведческих и иных статьях, а также в церковной публицистике воплотить православные идеалы, прежде всего общехристианские.

Для меня все разговоры о так называемых общечеловеческих ценностях, если в них не заложена христианская духовность, — пустой звук. Великий немецкий философ Георг Гегель ставил знак равенства между христианством и гуманизмом. И это действительно синонимы, там и там основополагающим началом является любовь к человеку. Я имею в виду настоящий, а не псевдогуманизм. Гуманизм — это человеколюбие прежде всего, и высшая гуманность присутствует именно в христианстве, потому что Бог есть Любовь и Господь наш Иисус Христос заповедал нам эту высшую, Божественную любовь. Она покрывает наши грехи, ведь Господь воплотился, чтобы спасти род человеческий.

В христианстве живет абсолютная мораль, выше христианских нравственных принципов ничего не придумаешь, это просто невозможно. Воплощение Богочеловека было поистине спасительным для людей: если бы Иисус Христос не пришел в наш мир 2000 лет назад, человечества, наверное, уже не существовало. Импульс Христа дал такую духовную силу всему роду человеческому, что мы до сих пор им живем, может быть, уже по какой-то инерции. Не дай Бог, она оборвется — тогда все рухнет…

— Помимо всего прочего Вы являетесь автором книги «Основы православной культуры», рекомендованной отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви в качестве учебного пособия для студентов вузов. За нее Вы получили звание лауреата РАЕН «Во славу и пользу Отечеству» с присуждением серебряной медали. Расскажите об основной идее этой книги.

— Для начала давайте вспомним высказывание известного русского религиозного философа Евгения Трубецкого из книги «Смысл жизни»: «Человек призван быть на земле сотрудником в строительстве дома Божия, и этой задаче должна служить вся человеческая культура, наука, искусство, общественная деятельность». Другой выдающийся русский мыслитель Иван Ильин в книге «Одинокий художник» подчеркивал: «Вся история христианства есть не что иное, как единый и великий поиск христианской культуры».

Сегодня, когда в России так актуален поиск национальной идеи, мы имеем счастливую возможность ее обрести и актуализировать именно на путях сочетания и соединения двух начал — индивидуального с соборным, вселенского с национальным, Православия с культурой. Вместе с тем надо понимать, что для православных не существует культуры как некоей абсолютно автономной сферы: элементы культуры растворены в православном сознании, традициях Церкви, национальном укладе и быте, богопознании и богословии, благочестии и подвижничестве — во всей жизни, которая неразрывно связана с постоянством литургического общения. Подлинный идеал Православия — в самом Христе, Едином, Безгрешном, Который истинно прославил Своего Небесного Отца; в самом Христе, Который есть «Путь и Истина и Жизнь» (Ин 14:6)

— Недавно в составе делегации российских писателей Вы посетили представительной форум в Польше. Вкратце расскажите об этом.

— Название форума «Литература в борьбе за духовность и чистоту русского языка» говорит само за себя. Сейчас это очень важно. Кстати, там разгорелись споры о категории духовности. Некоторые считают, что это просто высшие нравственные качества человека. Но лично я считаю, что духовность — это наше религиозное измерение, ее не может быть без веры в Бога. Я высказал свою позицию. Кроме этого я был инициатором разработки проекта итогового документа, который был принят практически единогласно (одна участница голосовала против, не аргументировав свою позицию). В документе этом звучит тревога, что живой русский язык, язык Державина Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, засоряется мутным потоком американизмов, звучит даже матерщина. А это явление инфернальное, оно идет из глубин помраченного языческого сознания. В масс-медиа, в первую очередь на телевидении, сгущается Вальпургиева ночь… Надо бить в набат, спасать русский язык! Ведь без языка нет народа! Это все очень тесно взаимосвязано. И нынешний общественный кризис в первую очередь связан с воцарением пошлости, с дефицитом духовности. Участники форума, на котором собрались представители России, Польши, Белоруссии, Украины, Эстонии, оказались в этом единодушны, хотя там были не только искренне верующие люди.

 

Дмитрий Осипов

Святый Дух, произнесший чрез пророков и апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых отцов. И Слово Божие, и толкование его - дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!

 

Св. Игнатий Брянчанинов

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2145]

16%
[495]

Всего проголосовало:
3031 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

24

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.