Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№4 (49) апрель

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС 

 

Калининград и Белосток: приходы-побратимы

 

 

Пролог

Есть города-побратимы, или, как сейчас принято называть, города-партнеры. У Калининграда их более 20. В том числе и Белосток — центр Подляского воеводства соседней Польши.

А вот о церковных приходах-побратимах, честно говоря, раньше слышать не приходилось. Оказывается, есть и такие. Уже несколько лет тесные братские связи поддерживают приход церкви Покрова Божьей Матери в Калининграде (настоятель о. Вадим Неткачев) и приход церкви св. вмч Георгия Победоносца в Белостоке (настоятель о. Григорий Мисиюк). Наш рассказ — о жизни братской церкви в соседней стране, о ее замечательном настоятеле, о дружбе двух приходов.

 

Я — православный!

Отец Григорий Мисиюк родился в 1943 г. в селе Подречаны, приход Чижи, в районе знаменитой Гайнувки, где сейчас ежегодно проходит традиционный международный православный фестиваль. Глубоко верующие родители назвали сына в честь великого святого — Григория Богослова. По национальности он белорус. В Польше в то время, да еще пару десятков лет назад, непросто было признаться: я — белорус, украинец, литовец, русский. Хотя на северо-востоке Польши, в Подлясье, в местах, где прошло детство батюшки, все было так перемешано, что о национальной принадлежности проще было говорить: я — православный.

До войны район Гайнувки был той частью Польши, которая в начале XX века входила в состав Российской Империи, затем после Первой мировой войны была присоединена к Польше, а в 1939 г. отошла к Советскому Союзу. Часть жителей сразу же была выслана в Сибирь, в основном интеллигенция — учителя, инженеры. Были среди них и лесничие, и, конечно, православные священники. Это была первая крупная депортация. У людей православного вероисповедания в этой жестокой мясорубке шансов выжить почти на было — достаточно вспомнить о жестоких преследованиях верующих в СССР в предвоенные годы. И все же от веры своих отцов никто не отказывался.

В июне 1941 г. эти места оккупировали войска фашистской Германии. В захваченном архиве НКВД были найдены документы, свидетельствующие, что из гмины Чижи подлежала депортации в Сибирь почти половина жителей — теперь уже в основном крестьяне, которых в те времена в Советском Союзе было принято называть кулаками. Не хватило какой-то недели «мирной жизни». Уже был подготовлен транспорт и маршруты движения. В числе обреченных на верную смерть были и семьи будущих родителей батюшки. Ведь в хозяйстве отца кроме небольшого стада коров имелось четыре лошади, много прочей живности. Ни дать ни взять — кулак! Первый вопрос одного из красноармейцев, когда сюда снова пришла Красная Армия, был: «Это что, маленький колхоз?»

Для большинства крестьян содержание хозяйства было обычным делом. Пахотной земли было немного, но всякий имел свои участки в лесу, свой сенокос. Достаток давался тяжелым крестьянским трудом от зари до зари. Вот этих людей, которые в буквальном смысле жили согласно поговорке «Кто рано встает, тому Бог подает», и хотели объявить кулаками, то есть «врагами трудового народа», и оправить куда подальше — в лагеря на «перевоспитание», на верную смерть. Но Бог распорядился иначе.

Фашисты хоть и остановили высылку в Сибирь, но и сами лютовали не меньше большевистской власти. Одним из первых оккупанты расстреляли православного священника. Поэтому в военное время и несколько лет после нее церковь стояла закрытой.

Настоятель о. Василий Васильев, возобновивший богослужения, стал первым наставником Григория по изучению Закона Божьего. Надо сказать, что в первое послевоенное десятилетие в Польше, вставшей по примеру «старшего брата» и союзника СССР на путь «строительства коммунизма», в деревне было не так-то просто. Крестьянский труд хоть и ценился, но было полно так называемых «агитаторов», призывавших крестьян вступать в колхозы — мол, так легче будет обрабатывать землю. Отец будущего батюшки, имевший надел в 12 гектаров, отказался, как и многие другие односельчане. Тогда попытались заставить посредством введения непомерных налогов — на это поляки по всей стране ответили волнениями. В 1956 г. после прихода к власти Гомулки давление на крестьян-частников ослабло. В тот же год в школах снова ввели преподавание Закона Божьего.

— В приходе, где я рос и ходил в школу, не было ни одного некрещеного, все были православными. Католиками были только несколько учителей, приехавших из других мест Польши, но и они с уважением к нам относились. А вскоре появилась идея создать передачу на телевидении. К нашей радости, вести ее поручили, естественно, священнику, — вспоминает батюшка.

В варшавскую семинарию о. Григорий поступил, не доучившись два класса лицея. Заканчивать школьный курс пришлось параллельно с изучением богословских наук. Его преподавателями были профессора, авторы учебников, по которым учился не только он сам, но потом и его дети.

После окончания с отличием семинарии Григорию Мисиюку было обеспечено поступление в духовную академию, но он решил продолжить богословское обучение заочно — очень хотелось как можно скорее возглавить приход, тем более православных священников в то время очень не хватало.

Не разрешать молиться на польском!

21-летнему батюшке было немного легче, чем другим его сокурсникам-семинаристам. К тому времени о. Григорий свободно говорил на трех языках — белорусском, польском и русском, неплохо знал украинский. Это помогло быстрее освоиться на приходе: все церковные службы в православных храмах Польши ведутся на церковнославянском языке, в то время как преподавание в семинарии велось в основном на польском.

Хотя в межвоенный период польские власти настаивали, чтобы все службы в православных храмах велись исключительно на государственном, то есть польском, языке, а вся жизнь Церкви была переведена на календарь по новому стилю. Был даже сделан перевод всех богослужений, но дальше этого не пошло. Помощь пришла откуда не ждали — от католиков. На межконфессиональной конференции в Белостоке они обратились к властям с петицией не разрешать православным священникам вести церковные службы на польском.

Дело в том, что тогда все службы в костелах проходили только на латыни. И иерархи Польской Католической Церкви почувствовали опасность, так как разрешение служить на польском языке в православных храмах может представлять очень серьезную конкуренцию для самого католического богослужения. Этого допустить они никак не могли.

Отстояли юлианский календарь

А на защиту старого стиля православные встали сами.

— Мои родители вспоминали, что все жители нашей деревни как один проигнорировали призыв ходить на церковные праздники по новому стилю, — рассказывает о. Григорий. — Например, на Успение по новому стилю все отправились на свои земельные наделы — заниматься сельскохозяйственными работами. А через 13 дней из центра гмины приехала полиция и представители власти, чтобы проконтролировать, не нарушает ли православный священник запрета на проведение в этот день праздничной Божественной литургии. Тогда прихожане на руках принесли батюшку из его дома прямо в церковь для проведения службы. Полиция не рискнула вмешаться. А вскоре нелепое распоряжение отменили.

Первые годы службы

Рукоположение в сан священника проходило в Белостоке, в Свято-Никольском кафедральном соборе. Первый приход о. Григория был в Орнете, неподалеку от Лидзбарка-Варминьского. Правда, Преосвященнейший владыка Стефан, тогдашний епископ Белостокский, дал возможность молодому 21-летнему священнику провести свою первую литургию в родном селе, в церкви, в которой он начинал свое служение Господу еще пономарем.

Поначалу было очень тяжело. Ведь кроме Орнеты в ведении батюшки были еще приходы в Бранево и в самом Лидзбарке, пока туда не были назначены священники. Кроме того, надо было продолжать учебу в академии, что также отнимало немало времени.

В шатре на кладбище

Но эти трудности только закалили характер молодого священника. Когда о. Григорий наладил здесь жизнь прихода, через два с половиной года он был переведен на другой конец Польши — в Тарногруд (примерно 100 км к югу от Люблина). Здесь тоже не обошлось без участия владыки Стефана, который к тому времени был уже митрополитом Варшавским и всея Польши.

Служба здесь имела свои особенности. Если на севере Польши молодому священнику приходилось духовно окормлять прихожан, почти у каждого из которых в душе были тяжкие воспоминания о насильственном переселении из родных мест в результате акции «Висла», то здесь в основном были те, кому каким-то чудом удалось избежать этой участи. То есть практически близкие и дальние родственники тех людей, с кем он еще совсем недавно общался. Некоторым удалось вернуться в родные края.

На всю округу здесь была всего одна православная церковь — Святой Троицы. Поэтому люди, приезжая утром на службу, оставались на приходе почти на целый день. О. Григорий немало почерпнул для себя, общаясь с ними.

Здесь тоже все было далеко не так просто. В межвоенное время действовало еще 17 церквей, многие из которых по разным причинам были разрушены или «перепрофилированы» в костелы. В середине 1960-х годов и речи быть не могло об их возращении православным верующим. Многие прихожане просили приезжать к ним в села, так как далеко не каждый мог позволить себе потратить целый выходной на поездку в другой город. Здесь пришлось придумать такой вид церковной службы, как литургия на кладбищах. Ставился шатер, в котором сооружался переносной иконостас. Так было проведено немало церковных праздников.

Вместе с тем батюшка не забывал и о приведении в надлежащий вид самой церкви Святой Троицы. Постоянно приходилось что-то ремонтировать, проводить электричество, заниматься благоукрашением внутреннего убранства. С иконами проблем не было, так как после закрытия церквей прихожанам удалось многое спрятать в своих домах и сохранить. Также удалось собрать много богослужебных книг. Дошло дело и до росписи стен и купола храма. Параллельно шло завершение строительства приходского дома — провели воду, центральное отопление. Но и на этот раз долго на одном месте засиживаться не пришлось

Покушение и поджог

Последовал перевод на Белосточщину, в Дрогичин. Хотя и ближе к дому, но снова пришлось начинать все сначала. Здесь из трех церквей уцелела только одна — Варваринская, которая раньше действовала при монастырской больнице. Сам монастырь XVI века был закрыт и разрушен во время кратковременного пребывания в этих краях советской власти. Дело в том, что именно здесь в 1939 г. проходила граница между СССР и Германией, и несколько храмов как раз попали в пограничную полосу.

К тому времени, как о. Григорий сюда приехал, здесь уже было больше католиков. Нельзя сказать, что они в штыки приняли появление православного священника, но особого восторга уж точно не испытывали. Как-то раз один из них, явно приняв на грудь лишнего, ворвался с ножом в дом безоружного священника, где он жил вместе с матушкой (она тоже из Чижей; когда познакомились, пела в церковном хоре) и маленьким сыном.

О. Григорий с трудом сдерживает эмоции, вспоминая тот миг, когда он находился на волоске от смерти. Но Бог хранил своего верного слугу. На следующий день, протрезвев, нападавший вместе с перепуганной женой пришел каяться, просить прощения за свой проступок, который вполне подпадал под действие уголовного законодательства. Жена со слезами умоляла не заявлять в полицию. А у о. Григория даже и в мыслях этого не было — простил и помолился за него.

После того случая отношение к новому священнику переменилось. Дело в том, что его предшественник не только у католиков, но и у православных авторитета заслужить не сумел. Объяснить это можно было боязнью людей (многие из которых были приезжими), что с возрождением и утверждением здесь Православия кто-то попытается отнять у них дома и землю, которую они заняли. Поэтому во время службы, случалось, в церковь кидали камни или специально приезжали на мотоциклах и включали моторы на всю мощь. А ведь это был уже конец 1960-х годов! И казалось, что такой неприязни к православным, которая специально насаждалась среди простых людей католического вероисповедания во время правления Пилсудского, сразу после создания нового Польского государства в 1918 году, уже не существует, тем более в стране, где строят социализм, одним из главных лозунгов которого было: «Человек человеку брат».

Однако все было совсем не так просто, когда дело касалось религии. О. Григорий вспоминает, как они с матушкой поехали в одну из дальних деревень, узнать, сколько православных там живет. Помочь им вызвался католик, показав, где располагаются их дома. Через три дня его дом подожгли неизвестные.

Но и такая скрытая угроза не остановило настойчивого батюшку. Собрав вокруг себя активных прихожан, о. Григорий занялся строительством церкви и приходского дома, обустройством православного кладбища. В конце концов с Божьей помощью храм был освящен в присутствии более шести тысяч православных верующих, большинство из которых на следующий день совершили паломничество на святую гору Грабарку.

Телевидение вместе с радио

Затем по благословению владыки Саввы, нынешнего митрополита Варшавского и всея Польши, а тогда епископа Белостокского и Гданьского, о. Григорий был переведен в Белосток — главный духовный центр Православия в польском государстве. Начал служить в Свято-Никольском кафедральном соборе и получил новое послушание — открыть на местном радио православную передачу.

— Это дело для меня было совершенно новым, необычным, — вспоминает батюшка. — Одно — проповеди с амвона читать, когда перед тобой в основном знакомые, родные лица прихожан и ты с проблемами каждого знаком не понаслышке. И совсем другое — нести людям свет Истины, сидя в тесноватом помещении перед неодушевленным микрофоном. Сначала дали пять минут эфира, потом прибавили еще, потом длительность дошла до двух десятков минут.

Передача сразу получила большой резонанс. И, несмотря на то, что кое-кто проявлял недовольство, до открытого конфликта дело не дошло. Шел уже 1989 год. С началом перестройки в Советском Союзе по всем бывшим соцстранам восточной Европы прошла волна «бархатных революций», приведших к концу эру строительства социализма. На православных в Польше теперь никто косо не смотрел.

В 1997 г. появилась идея создать передачу на телевидении. Естественно, вести ее поручили, батюшке. Запись первых передач проходила прямо в соборе у раки с мощами святого Гавриила Белостокского.

Постепенно о. Григорий настолько увлекся новым видом пастырского служения, что стал неуютно себя чувствовать, если по какой-либо причине приходилось пропускать телепередачи. Однажды при подготовке сюжета о том, как идет строительство его приходского храма св. вмч. Георгия Победоносца, он неудачно поскользнулся и сломал ногу — и все равно был доставлен в студию и провел эфир как надо. Но все же настал момент, когда надо было подыскать себе замену — много дел прибавилось в связи со строительством новой церкви. Эстафету принял его племянник о. Андрей Мисиюк. Сейчас много времени на приходе уделяется работе с православной молодежью.

Новый храм

Сейчас главная забота о. Григория — о благополучии прихода, о том, чтобы прихожане в церкви и вне ее стен чувствовали себя комфортно. Такая работа, по мнению батюшки, требует от священника творческого подхода. Ведь большинство нынешних горожан — бывшие крестьяне, происходящие из местностей, где еще очень сильны традиции настоящей духовной жизни. Многие именно там, в деревне, воцерковлялись, приобретали первый опыт христианской жизни. Но есть и те, которые просто забыли о своих корнях, когда переехали жить в большой город, такой как Белосток. Как заниматься духовным окормлением и тех, и других? Батюшка Григорий ищет и находит ответы в духовной литературе — библиотека при церкви собрана приличная. Да и собственный богатый жизненный опыт, опыт священника-практика, очень помогает.

Старая церковь Святого Духа, которая была перевезена с родины батюшки и вновь собрана по бревнышку, уже не вмещала всех прихожан, живущих в новом микрорайоне Белостока, хотя ее намоленные стены очень помогли привлечь новых верующих. Решено было разобрать ее и перенести на новое место, что и было сделано.

А в ограде начали строить новый каменный пятиглавый храм. Любой таксист в Белостоке, если сказать ему: «К строящейся церкви», доставит вас точно по адресу. Православный храм стал заметной достопримечательностью новых районов Белостока.

Сделать предстоит еще очень много. Только начались работы по возведению колокольни, надо полностью благоукрасить интерьер верхнего храма. Пока все службы проходят в нижнем, одна из главных святынь которого — икона трех Виленских мучеников Евстафия, Иоанна и Антония с частицами их святых мощей.

Сейчас в приходе св. вмч. Георгия Победоносца около трех тысяч прихожан. Поэтому по воскресным и праздничным дням здесь всегда многолюдно. Поют два хора — взрослый и детский, прислуживают 14 пономарей — юные Тимофей, Мартин, Марьян, Павел и другие.

Почти все они ходят в близлежащие школы, в которых Закон Божий преподается официально, как школьный предмет. Причем сейчас православные в этом вопросе имеют точно такие же права, как и католики.

В первый год, как началось православное образование, занятия посещало около 70 человек. Другие школьники, а также их православные родители увидели, что занятия проходят интересно и неформально, батюшка и матушка приходят в класс, детям уроки нравятся. И на следующий год на Закон Божий записалось уже почти 500 человек.

Имя на куполе

Батюшка и другие священники церкви стараются всегда быть в курсе дел своих прихожан. Для этого в приходской канцелярии, которая расположена в полуподвальном помещении построенного рядом с церковью здания (в нем, кстати, на втором этаже в небольшой двухкомнатной квартире и живут о. Григорий с матушкой и их кот Рыжик), заведена специальная картотека на каждого прихожанина церкви.

Кроме их пожертвований, других источников финансирования у церкви нет. Поэтому всем миром было решено установить помесячную жертву — не менее 10 злотых с человека. Эти денежные поступления скрупулезно учитываются, и если вдруг становится заметно, что кто-то не внес плату за несколько месяцев, сразу к нему домой идет священник — ведь, может быть, человек сам нуждается в помощи.

Такой подход позволяет поддерживать очень тесное общение с прихожанами, всегда быть в курсе событий в их жизни — и радостных, и печальных. И своевременно реагировать на нужды людей, давать им духовный импульс.

В том же доме рядом с храмом дом есть помещение, где собирается церковный хор, там же работает воскресная школа, специальными педагогами проводятся встречи с детьми из малообеспеченных семей. В общем, приход живет полноценной жизнью.

Когда во время строительства церкви срочно нужны были деньги, приходской совет выступил с предложением к каждому желающему, причем не только из числа прихожан церкви, пожертвовать деньги, а этот добрый поступок отметить, указав имя и фамилию жертвователя на обратной стороне позолоченных металлических пластин, которыми покрывались купола церкви. На такой оригинальный подход откликнулись многие, и необходимая сумма была собрана.

Кстати, всеми финансовыми вопросами заведует не настоятель, а специально назначенный казначей из епархии.

Побратались на конференции

С о. Вадимом Неткачевым, настоятелем церкви Покрова Божьей Матери в Калининграде, о. Григорий познакомился на одной из международных конференций несколько лет назад. Мысль завязать побратимские отношения между двумя приходами навеял аналогичный опыт, который есть у католиков и протестантов.

Договорились встретиться вновь, привезти в гости друг к другу молодежные группы. Так молодые православные поляки побывали в Калининграде, а наши ребята в — Белостоке, прошли крестным ходом на Грабарку. Потом обсудили, что делать дальше, что принесет пользу в духовном окормлении юных прихожан наших городов. С каждым годом дружба крепнет, и соседи с нетерпением ждут лета, когда снова можно будет поехать в гости друг к другу.

 

Дмитрий ОСИПОВ

Ты вознес меня над восстающими против меня и от человека жестокого избавил меня. За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему, величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки.

 

15:9-11
Псалтирь

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

7%
[193]

4%
[109]

72%
[1763]

15%
[381]

Всего проголосовало:
2446 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 4

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Социальное проектирование

Rambler's Top100

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2018 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.