Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№10 (163) октябрь

ИНТЕРВЬЮ 

 

О вере, истории и патриотизме

 

В кабинете врио заместителя председателя правительства Калининградской области Александра Владимировича Шендерюка-Жидкова над рабочим столом помещена икона Святой Троицы. На столе и на полках в рабочем шкафу — иконы, много книг. Как положено, есть и фото руководителя государства. Причем два — на одном из них Владимир Путин снят с Патриархом Кириллом. Все это довольно неожиданно для государственного служащего такого уровня, беседа с которым предлагается вниманию читателя.

 

— Александр Владимирович, вас часто можно видеть молящимся в Калининградском соборе Христа Спасителя. Вы прихожанин этого храма?

 

— Я бы так сказал: я прихожанин Русской Православной Церкви. С детских лет мне  пришлось жить по разным адресам, поэтому ходил на службы в разные церкви города. Переехав в Светлогорск, стал прихожанином храма св. преподобного Серафима Саровского. Потом действительно приходил на богослужения в Храм Христа Спасителя. Сейчас я прихожанин храма святых Константина и Елены на улице Левитана в юго-восточном поселке недалеко от моего дома. Это новый храм, примерно год, как там по благословению владыки Серафима началась полноценная литургическая жизнь. Но своим самым любимым и родным приходом считаю храм Рождества Пресвятой Богородицы на улице Киевской. Настоятель этого храма о. Марьян Позунь, можно сказать, является моим первым духовным наставником. Здесь началось мое воцерковление, в алтаре храма я помогал во время церковных служб, пономарил, как сейчас принято говорить.

 

— Биография у вас довольно насыщенная для воцерковленного человека. Но все же: как пришла вера в Бога, с чего-то все начиналось?

 

— В моем детстве в Калининграде еще не было храмов и покреститься можно было  только за пределами области. Меня крестили в Крыму, в Феодосии, в храме, расположенном неподалеку от автовокзала. Но сознательно в Церковь я пришел уже будучи студентом университета — в начале 2000-х годов, и, как я говорил, стал прихожанином храма Рождества Пресвятой Богородицы.

 

— Вы стали постоянно ходить в церковь примерно в 20 лет. В этом возрасте у большинства молодых людей возникают совсем другие интересы…

 

— Я уверен, что в этом возрасте люди ищут себя. Мне посчастливилось попасть в среду духовно сильных людей, которые через свое отношение к Богу, свою жизненную позицию постепенно утвердили меня в вере.

 

— А что для вас значит вера в Бога?

 

— Наверное, здесь все проще, чем кажется. Ты просто делаешь то, к чему лежит душа. Вера — это желание жить с Богом, что выражается в литургическом общении, соблюдении христианских заповедей, что, собственно говоря, и выражается в Таинстве Причастия.

 

— Удается ли вам совмещать насыщенный рабочий график с посещением храмов? Ведь надо стоять на службе по воскресеньям и праздникам.

 

— Здесь просто надо расставить приоритеты. Если у тебя в приоритете в воскресенье прийти в храм на литургию, то ты так и поступаешь. Занятость по работе на это не влияет. Другое дело, что иногда возникают внешние обстоятельства, которые влияют на возможность посещения церкви.

 

— Каких святых вы особо почитаете?

 

— Сложно выделять кого-то особенно из сонма святых, почитаемых Русской  Православной Церковью. Другое дело, есть святые, к которым чаще обращаешься в молитве. Так сложилось, что 6 декабря, буквально через несколько дней после моего дня рождения, наша Церковь празднует память святого благоверного князя Александра Невского. Я тоже ношу это имя, и вся моя жизнь как-то связана с именем этого святого защитника Руси, мне бы хотелось обладать такой же мудростью и равняться на его духовные подвиги. Александр закончил жизнь, приняв схиму монаха, что говорит о его неразрывной связи с Церковью, с православной верой, которую он отстаивал, ограждая от всяческих нападок.

Из святых, более близких к нам по времени, у меня на столе стоят иконки св. Иоанна Кронштадтского, св. Силуана Афонского, св. Серафима Вырицкого. С большим почитанием отношусь к св. Иосифу Исихасту, св. Паисию Святогорцу. Когда владыка Серафим, архиепископ Калининградский и Балтийский, благословил освятить новую церковь во имя свв. Константина и Елены, я заинтересовался жизнью и духовными подвигами царя Константина и так чудесным образом открыл для себя этого святого. Это еще один великий государственный деятель, который через Божественное откровение и личное духовное делание понял, что победить можно только с Божьей помощью. Так он развернул всю жизнь вверенного ему языческого государства в сторону христианства.

 

— Вы неоднократно посещали самый северный храм в Калининградской области — во имя иконы Божией Матери «Смоленской» в поселке Морском на Куршской косе…

 

— С о. Сергием Василевским как-то затеяли создать там храм. Еще года четыре  назад ничего на этом месте не было, было только желание создать храм в столь отдаленном уголке Калининградской области. И так удивительно в жизни происходит: чтобы что-то получилось, нужно иметь смелость. Иногда это даже получается не благодаря, а вопреки. Если это дело угодно Богу, то потом все задуманное воплощается. Так и в этом случае. Находящаяся там икона Божией Матери «Одигитрия» удивительна по красоте, благословляет наш непростой путь по жизни. Были определенные сложности с местом строительства в самом центре поселка, но как-то удалось договориться. Директор национального парка «Куршская коса» Анатолий Калина поддержал нас, и, несмотря на непростое в финансовом отношении время, начали строить.

 

— К вам это, безусловно, не относится, но сейчас многих политиков, предпринимателей можно заметить стоящими со свечой в церкви. Особенно, когда службу транслируют по телевидению. Как думаете, насколько такие люди искренни?

 

— Уже слава Богу, что пришли в церковь. Если есть такое стремление в храм зайти, разве это плохо?

 

— В апреле этого года вы были на патриаршей службе в храме Христа Спасителя в Москве…

 

— Ничего себе, откуда вы знаете? Это было во время Великого поста в Великую Среду Страстной Седмицы.

 

— Во время телевизионной трансляции вас увидел. Часто ли во время командировок вам удается посещать храмы и тем более отстаивать Божественную литургию?

 

— К сожалению, не всегда. Но в этот раз в апреле удалось побывать не только на той  службе, где вы меня заметили, но и на праздничном богослужении в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в кремлевском Благовещенском храме, его тоже возглавлял Патриарх Кирилл. Если выпадает возможность, стараюсь побывать в Сретенском монастыре, у Матроны Московской в Покровском монастыре, в Санкт-Петербурге — у Ксении Петербургской, у Иоанна Кронштадтского в Иоанновском монастыре, в Александро-Невской лавре приложиться к раке с мощами св. блгв. князя Александра Невского, помолиться у Казанской иконы Божией Матери в Кафедральном Казанском соборе.

 

— На упомянутом богослужении в храме Христа Спасителя  Патриарх Кирилл в своей проповеди коснулся предательства Иуды. Когда я слушал его, у меня почему-то это ассоциировалось с  коррупцией.

 

— Я думаю, что корни коррупции скорее не в предательстве, а во вседозволенности,  которая у нестойких в духовном смысле людей обусловливается жаждой власти. Человек, наделенный властью, должен понимать, что она дана ему временно и прежде всего для того, чтобы работать на благо людей и через это служить Богу. 

 

— Вы занимаете высокий пост, и ваша работа требует иногда жесткости в принятии решений. Как удается совмещать необходимую твердость характера с христианским миропониманием? Не возникает ли потом некоего диссонанса в душе?

 

— Я уже долгое время являюсь руководителем, был директором самого большого в  области предприятия, поэтому уже привык с этим жить и не слишком рефлексирую по этому поводу. При принятии какого-то решения очень важно не наломать дров, понимать, что оно должно быть взвешенным. Мудрость — это тоже человеческая добродетель, нужно не забывать о ее существовании и учитывать, принимая любое решение.

 

— Заранее извините, но все же не могу не задать такой вопрос. Вы довольно молодой человек, а уже занимаете такую высокую должность. Конечно, православное мировоззрение и воспитание — хороший щит против гордости. Но все же: посещают ли вас такие мысли и как с ними справляетесь?

 

— Все, что в жизни человека происходит, сопровождается какими-то потерями. Когда что-то приобретаешь, обязательно что-то теряешь. Решение прийти на должность, которую я сейчас занимаю, далось не просто, так что особого повода тщеславиться у меня нет. Другое дело, что гордость это такая страсть, которую ты очень рано приобретаешь буквально с детства: хорошо учишься, и вот тебя уже хвалят со всех сторон. С этим грехом приходится бороться постоянно, и не факт, что я его победил. Новая должность усилила эту страсть, значит надо усилить борьбу с ней.

 

— Золотое правило христианства — «Поступай с другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Может быть, у вас есть какие-то свои любимые изречения из священного писания.

 

— Мне нравится изречение свт. Николая Сербского: "О трех предметах не спеши рассуждать: о Боге, пока не утвердишься в вере; о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета".

 

— Если человек, занимающий высокий государственный пост, далек от христианской духовности, насколько это опасно для общества?

 

— История показывает нам, что нет людей, мировоззрение которых неизменно. Взять того же царя Константина или апостола Павла. Очень сложно оценить человека во власти — как он поведет себя в той или иной изменившейся ситуации. И неважно, христианин он или какой-то другой веры, а может, вообще не верит в Бога. Нет золотого правила, что если человек каждую неделю ходит в храм на богослужения, то он должен быть во власти, а не посещающий церковь к власти не допускается.

Вопрос духовности очень-очень тонок. Со стороны объективно оценить очень сложно, духовен человек или нет. В начале XX века после литургии из храмов мешками шелуху от семечек выносили…

 

— Имеет ли для вас значение, с православным ли человеком приходится бок о бок трудиться? Или все равно, лишь бы он был хорошим и ответственным работником?

 

— Конечно, всегда легче работать с единомышленниками, с теми, кто разделяет твои ценности. Однако это не вопрос веры и выстраивать на основе религии какой-то шаблон идеального работника было бы неверно. Регулярно я встречаюсь с коллегами из других государств, в регион приезжают иностранные инвесторы, и здесь деление по принципу вероисповедания неуместно.

 

— Безусловно, любой шаблон опасен. И заканчивая эту тему: существует ли, на ваш взгляд, реальная взаимопомощь между православными людьми? Или это все выдумки, имеющие локальное свойство: на приходе улыбаться всем, свечку передать, какую-то жертву на храм принести…

 

— Мне бы очень хотелось, чтобы люди православные друг другу помогали. Сам я стараюсь придерживаться такой жизненной позиции. Получается у меня это или нет, судить другим.

 

— Давайте немного поговорим о молодежи. Насколько важно сейчас воспитание патриотизма среди молодого поколения и как уйти от формализма, который негативно сказывается на любом деле?

 

— Честно скажу, я не знаю, как уйти от формализма. Патриотизм — это такое чувство, которое в какой-то момент внутри тебя зажигается и должно гореть, пламенеть всю жизнь. Как говорил наш великий гений Александр Сергеевич Пушкин: «Любовь к отеческим гробам, преданья старины глубокой». Тема патриотического воспитания очень тонкая, и идеи патриотизма, безусловно, надо прививать, но только через очень качественное образование. В обратном случае это не может вызвать ничего, кроме отвращения.

Мне отрадно, что сейчас риторика на уровне государственных деятелей выдержана в патриотическом духе. Ведь мы хорошо помним, когда все 1990-е годы быть патриотом было не модным. Люди патриотически настроенные были, если так можно выразиться, «не в тренде». И очень хорошо, что патриотизм сейчас постепенно становится неотъемлемой частью жизни любого человека.

Каждый православный человек должен понимать, что наше гражданство — это гражданство Неба, и во главу угла ставить камень веры Христовой. Патриотизм, любовь к Родине должны быть неотъемлемой частью жизни христианина.

 

— Вообще-то это должно вытекать одно из другого.

 

— Вы знаете, к сожалению, не всегда так получается. В советское время это не вытекало одно из другого, однако там серьезно было поставлено патриотическое воспитание…

 

— Тогда воспитывался так называемый «советский патриотизм», и мы знаем, к чему это привело. А за проявление так называемого «русского национализма» людей преследовали…

 

— Давайте говорить объективно. Все же слово «русский» во времена Советского Союза даже чаще произносилось, чем сейчас. И настоящие патриоты России были и этого не скрывали. Однако это не мешало им быть безбожниками. Я очень хорошо помню, как в начале 1990-х кто-то из очень серьезных умов был у нас дома и сказал, что, мол, я в Бога не верю, атеист, но с Русской Православной Церковью нам по пути потому, что приверженцы православной веры тоже любят нашу Отчизну. Такой подход я считаю неправильным.

 

— В этом году мы отмечаем 100-летний юбилей Октября. Какая уж была православная империя! Однако духовность иссякала, что и привело к общероссийский трагедии. Или это преувеличение?

 

— На самом деле мы не знаем, что привело к Октябрю 1917 года. Я с детства очень люблю поэму Александра Блока «Двенадцать». Там в конце, если вы помните, есть такие строки: «Так идут державным шагом — Позади — голодный пес, Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Иисус Христос».

Теперь скажите мне — что такое революция? Очень сложно об этом говорить. И лучше, чем Блок, никто ведь это не описал. Это было какое-то одно очень большое помутнение, которое произошло в нашей стране, и о причинах революции до сих пор идет полемика. Искать причины, конечно, можно. Вы говорите, духовность иссякала во всем российском обществе. А сейчас что, с духовностью лучше дело обстоит? Или в конце 1980-х, с началом так называемой перестройки, когда страна праздновала 1000-летие Крещения Руси, мы были более духовны, чем в 1917-м? Конечно, как говорят, наш мир существует, удерживается Господом от полного разрушения, пока есть в нем хотя бы пять праведников. И, кстати, Октябрьскую революцию можно назвать неким духовным очищением, ведь она принесла сонмы святых новомучеников, перед духовными подвигами которых мы сейчас преклоняемся. И я не готов рассуждать и давать какие-то исчерпывающие объяснения тем событиям столетней давности.

 

— Есть такое понятие: симфония власти — церковной и государственной. Может это помочь избежать потрясений?

 

— Сейчас она реально существует на самом высшем уровне. В последнее время авторитет Церкви во власти обусловлен прежде всего авторитетом Президента России Владимира Путина. Несомненно, существует соработничество Патриарха и руководства страны, в этом нет ничего плохого. Это действует только на укрепление государства.

 

— Вам, наверно, приходилось встречаться со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом: и когда присутствовали на богослужениях, и в рабочей обстановке. Не поделитесь впечатлениями от этих встреч?

 

— О патриархе, тогда еще митрополите Смоленском и Калининградском Кирилле, я впервые услышал на праздновании 1000-летия Крещения Руси, то есть в 1988 году. Мой дед тогда руководил местным отделением общества «Знание» и возглавлял в области все мероприятия, связанные с этим событием. Несмотря на то, что он был коммунистом, он очень хорошо отзывался о владыке. И я запомнил это, хотя тогда был пятилетним мальчиком. Потом уже молодым человеком старался посещать все митрополичьи службы. Они всегда собирали большое количество людей. Ну а патриаршие службы — это всегда выдающиеся событие для Калининграда.

Что касается личных встреч, то нельзя сказать, что я близко знаком со Святейшим. Больше знаю о нем со слов его сподвижников. Для меня Патриарх Кирилл — значительный человек, много сделавший для Церкви, для укоренения Православия в Калининградской области. Если бы не Патриарх Кирилл, нашей епархии, а теперь уже митрополии просто не было бы.

 

Большое спасибо за столь содержательную беседу.

 

Беседовал Дмитрий Осипов

 

Если хочешь, чтобы Господом были покрыты грехи твои, то не высказывай перед людьми, если имеешь какую добродетель. Ибо, как мы поступаем с нашими добродетелями, так Бог делает с нашими грехами.

 

Св. Марк Подвижник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[267]

4%
[169]

58%
[2321]

30%
[1215]

Всего проголосовало:
3972 человека

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото14

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.