Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№10 (127) октябрь

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС 

 

Война, изменившая ход мировой истории

 

В августе в Калининградской области был широко отмечен 100-летний юбилей со дня начала Первой мировой войны (1914—1918 гг.). Не осталась в стороне от памятной даты и Калининградская епархия, священники которой принимали участие в различных мероприятиях в разных уголках нашей области, на сегодняшний момент единственной территории современной России, где проходили боевые действия той войны. Настоятель Свято-Духова храма г. Нестерова протоиерей Георгий Бирюков уже немало лет ведет серьезную краеведческую и поисковую работу, посвященную этой долгое время в силу определенных идеологических установок «забытой войне». Он восстанавливает историческую справедливость, извлекая из небытия имена воинов, погибших 100 лет назад за Отечество. Поэтому логично в юбилейный год именно с ним побеседовать о тех далеких героических страницах в истории нашего края.

 

Памятник у озера

Воинский мемориал, посвященный павшим в Гумбиннен-Гольдапском сражении в Первой Мировой войне (п. Совхозное Нестеровского р-на)— Недавно, о. Георгий, вы служили литию на торжественном открытии памятника воинам 106-го Уфимского полка, сложившим головы в боях за Родину в Первую мировую войну в феврале 1915 года. Вы лично приложили немало усилий, чтобы этот памятник был здесь установлен. Расскажите о предыстории появления мемориала на берегу озера Виштынец.

— Я работал со списками воинских захоронений периода Первой мировой войны, составленными германским Народным союзом по уходу за воинскими захоронениями. Там значилась братская могила, в которой были погребены 69 русских воинов, павших 12 февраля 1915 года во время так называемой «Зимней битвы на Мазурах». Это, кстати, был последний бой Первой мировой войны на территории нынешней Калининградской области.

Получилось так, что где-то в конце лета 2007 года члены организации «Молодая гвардия» провели акцию на берегу озера Виштынец. Собрали два тракторных прицепа мусора, а вечером устроили на лесной поляне дискотеку при свечах. Как говорится, дело молодое. Я же после этого обратился к тогдашнему губернатору области Георгию Боосу с предложением направить энергию этой молодежи на поиск и восстановление воинских захоронений Первой мировой войны. Конкретно — найти и восстановить эту братскую могилу, которая должна была находиться очень близко к месту акции. А свечи поставить за упокой павших защитников Отечества. Вскоре получил ответ за подписью регионального министра культуры, который мое рвение несколько охладил: место этой братской могилы, мол, известно и искать его не надо. В письме было указано кладбище бывшего поселка Кальтензее (Рыбино). Министр сообщил, что в области выполняется целая программа по восстановлению и благоустройству воинских захоронений периода Первой мировой войны и эта братская могила до 2010 года точно будет восстановлена. Наступил 2010 год. Программа восстановления братских могил периода Первой мировой войны так и не начала реализовываться.

В области сменились и губернатор, и министр культуры. Стало ясно, что работать придется самим. На кладбище поселка Кальтензее (Рыбино) было найдено единственное место, которое можно было определить как братскую могилу, после чего началась черновая работа: уборка поваленных деревьев, вырубка кустарника, уборка мусора, засыпка ямы (на месте могилы была громадная яма, что часто встречается на бывших германских кладбищах). После завершения этих работ началось сооружение памятника павшим воинам 106-го полка.

Святые православные воины

— Открытие памятника, состоявшееся 2 августа сего года, было как бы приурочено к 100-летию начала этой войны, изменившей историю России, Европы, да и всего мира. Она дала огромное количество примеров храбрости, самоотверженной жертвенности и героизма за Веру, Царя и Отечество. Для России война началась в этих местах на территории бывшей Восточной Пруссии. Среди воевавших здесь был впоследствии признанный святым Русской Православной Церковью За границей (РПЦЗ) великий князь Игорь Константинович. Расскажите об этом малоизвестном факте.

— Среди воевавших здесь были два великих князя, признанные впоследствии РПЦЗ святыми, — Игорь Константинович и Иоанн Константинович, а также их братья Олег и Гавриил, святыми не признанные. Олег погиб в ноябре 1914 года в бою на российско-прусской границе, а Игорь и Иоанн были казнены в 1918 году революционерами-большевиками неподалеку от Алапаевска — сброшены в шахту вместе с преподобномученицами великой княгиней Елисаветой Федоровной и инокиней Варварой. Братья были сыновьями великого князя Константина Константиновича, кстати, заметного духовного поэта (писал под псевдонимом К.Р.). С началом войны они ушли на фронт в составе тех частей, в которых служили, и приняли участие в боевых действиях на младших офицерских должностях. Свой воинский долг они выполняли добросовестно, но канонизированы были Игорь и Иоанн, естественно, не просто за добросовестное исполнение воинского долга, а за исповедание христианской веры — даже до смерти от безбожников. Несколько лет назад произошло воссоединение Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и Русской Православной Церкви За границей. По неведомой мне причине великие князья Игорь и Иоанн до сих пор почему-то не включены в списки православных святых, публикуемые в наших церковных календарях.

— Сын великого князя Константина Константиновича Романова, известного как поэт К.Р., воевал здесь и погиб. Как это было?

Протоиерей Георгий Бирюков с прихожанами возле воинского мемориала — Князь Олег Константинович также служил в лейб-гвардии гусарском полку 2-й гвардейской кавалерийской дивизии. Проскакал с боями сотни верст во время первого похода в Восточную Пруссию (август-сентябрь 1914 года). А уже в ходе второго наступления на самой границе был во время атаки смертельно ранен. Скончался в госпитале в Вильно. Отпевал его архиепископ Тихон, будущий Патриарх Московский и всея Руси, также причисленный к лику святых. В Полесске несколько лет назад был построен храм во имя свт. Тихона.

Накануне войны: в чем корни нацизма?

— Да и сам великий князь Константин Константинович Романов был подвергнут смертельной опасности, когда германские власти вывезли его с семьей из Шталлупенена к передовой и оставили там. А что творилось в Германии с началом войны по отношению к русским людям и православным храмам?! В своей брошюре «История Православия в Восточной Пруссии» вы касаетесь этого не входящего ни в какие цивилизованные рамки преследования мирных людей, волей судьбы оказавшихся в то время в Германии.

— Еще до начала Первой мировой войны немецкая пропаганда развернула целенаправленную работу по разжиганию ненависти к русским. Генерал Брусилов, отдыхавший летом 1914 года в Бад-Киссингене (Бавария), был свидетелем грандиозного праздничного спектакля. Центральная площадь города оказалась застроена прекрасными декорациями, изображавшими московский Кремль, его церкви, стены и башни. На первом плане возвышался макет храма Василия Блаженного. Начался грандиозный фейерверк с пальбой и ракетами под звуки нескольких оркестров, игравших «Боже, царя храни!» и «Коль славен наш Господь в Сионе». Затем постройки и сооружения Кремля были подожжены, рушились стены, колокольни, кресты церквей накренились и валились набок. Все горело под прекрасные звуки торжественной увертюры Чайковского «1812-й год». При этом немецкая толпа аплодировала, кричала и вопила от восторга, и неистовству ее не стало предела, когда после падения последней стены над пеплом наших дворцов и церквей загремел немецкий национальный гимн. А это было еще до убийства в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда, что стало официальным поводом для развязывания войны!

Еще до начала военных действий подстрекаемая немецким правительством толпа накинулась на оказавшихся в Германии русских. В одном Берлине их оказалось 50 тысяч человек. Широко известен случай с 398 русскими подданными, привезенными после двух недель различных проволочек в Кёнигсберг как военнопленные (до 70 % из их числа составляли женщины и дети). Задержанных россиян водили по городам, как военнопленных, помещали в тюрьмы. Обращение с ними было зверским. Так, в одну из тюрем Кёнигсберга ночью в окно (!) тюремной камеры был вброшен избитый ребенок. Это был 12-летний Курт Симон, сын профессора рижского политехникума. Его схватили жандармы, приволокли к тюрьме и, не слушая объяснений, бросили в окно.

Памятник жертвам Первой Мировой войны в г. ГусевПравославные храмы в Германии с началом войны были закрыты. Так, освященный только 13 октября 1913 года храм-памятник святителя Алексия в Лейпциге в августе 1914 года был забросан камнями и разграблен. А ведь построен он был по предложению самого кайзера Вильгельма II в честь 22 тысяч русских солдат, павших в Битве Народов 1813 года за освобождение той же Германии от Наполеона!

Что можно говорить про православную общину Кёнигсберга? Ее деятельность в 1914 году в условиях разгула немецкого национализма сошла на нет. Испытали бедствия и русские колонисты в Восточной Пруссии. Здесь существовал район компактного расселения русских: двенадцать сел и монастырь в Войново (ныне на территории Польши). С началом войны немецкие власти переименовали все села, населенные русскими старообрядцами и единоверцами, дав им немецкие имена. Например, Войново стало именоваться Экертсдорфом. Район русской колонизации в Восточной Пруссии оказался в зоне боевых действий. Знаменитый Войновский монастырь уцелел, но число монахинь значительно сократилось. Немецкие власти на период военных действий вывезли монахинь сначала в Алленштайн (Ольштын), а затем — в Цинт (Корнево Калининградской области). Вернувшись, монахини обнаружили, что монастырь был разграблен. Погибла его богатая библиотека. Деревянная сельская моленная в центре Войново и вовсе была сожжена.

— Не в этом ли кроются корни нацизма, поразившего спустя каких-то 20 лет после описываемых событий почти поголовно всех добропорядочных немецких бюргеров?

— Корни нацизма, конечно, более глубокие. Рост национализма в Германии наблюдался весь XIX век. Национализм усиливался в ходе объединения мелких германских государств в единую империю. Он рос с победами в войнах против Дании, Австро-Венгрии и Франции. Нацизм как крайняя степень национализма возник как реакция на поражение в Первой мировой войне. Германия, по мнению немцев, должна была ее выиграть и стать мировым лидером, но произошло обратное. Поэтому появилось желание реванша и поиск всевозможных врагов, помешавших Германии победить.

Кто начал войну?

— Отец Георгий, к сожалению, до сих пор бытует мнение, что Россия в 1914 году первой объявила войну Германии и напала на нее, перейдя границу в Восточной Пруссии. На самом деле с объявлением Первой мировой войны все было точно наоборот. Поскольку вы давно и глубоко интересуетесь этой темой, расскажите вкратце, с чего все началось 100 лет назад.

На Восточном фронте Первой Мировой войны— Во время правления императора Николая II внешняя политика России в Европе и в Азии кардинально различалась. В Азии Россия активно проникала в Китай, Корею, Персию, где сталкивалась с Англией и Японией. Здесь уж кто кого. Русско-японская война 1904—1905 годов закончилась для России неудачно. Европейская же политика России была исключительно миротворческая. Главной своей задачей Россия считала недопущение крупного военного конфликта в Европе. Даже заключение оборонительного союза с Францией служило выполнению этой задачи. Любое здравомыслящее правительство в Германии должно было понимать пагубность войны на два фронта с двумя сильными противниками. Но беда в том, что в Германии желание мирового господства оказалось выше здравого смысла. Германии нужен был только повод для войны, и она его нашла.

Показательна сама хронология событий. Австро-Венгрия напала на Сербию. Россия предложила решить конфликт в третейском суде, а как средство предупреждения агрессору объявила мобилизацию. Германия тут же (якобы заступаясь за Австро-Венгрию, которой Россия якобы угрожала своей мобилизацией) объявила России войну. Это было 1 августа 1914 года. Но основные свои войска Германия сразу же бросила на оккупацию… Люксембурга и Бельгии, чтобы потом через их территорию обойти французские армии и взять Париж.

Пограничным российским городам тоже досталось. Уже 2 августа был захвачен Калиш (ныне Польша), где германские войска учинили бойню. Показательно, что русская армия на Австро-Венгрию так и не напала. Сами австрийцы были немного умнее немцев. Продолжая захват Сербии, они отнюдь не стремились получить второй фронт и тянули начало войны с Россией до последнего. Германское правительство даже возмутилось: мы, мол, из-за вас начали воевать, а вы… В общем, надавили и заставили Австро-Венгрию объявить войну России 6 августа. Итак, на Россию напали и формально (объявление войны Германией и Австро-Венгрией) и фактически (захват Германией 2 и 3 августа приграничных российских городов Калиша и Ченстоховы). При этом в Калише германская армия просто зверски отнеслась к мирным жителям. Производились массовые казни, а сам город был подвергнут артиллерийскому обстрелу.

— Войдя в Восточную Пруссию, заняв даже Гумбиннен (ныне Гусев), наши войска не позволяли себе ничего подобного. Наверное, здесь сказывается разница в мировоззрении православного человека и воспитанного в протестантской вере. Или нет?

— Разница в мировоззрении, конечно, существует. Можно говорить в целом о мировоззрении западного человека (здесь не только протестантизм, но и католичество). Разницу в мировоззрении лучше рассмотреть в свете евангельской истины. Христос учил собирать сокровища на небе, где ни ржа его не повредит, ни воры не украдут. Этому учит и Православие. Запад же ищет в первую очередь сокровища на земле, а не на небе. И, чтобы оправдать свое отступление от слов Спасителя, проявляет завидную изобретательность. Свои неблаговидные поступки надо оправдать. И оправдывают. Известный лозунг «Цель оправдывает средства» был не пустым сотрясением воздуха, а руководством к действию.

А если говорить конкретно о зверском отношении к мирному населению, то у германцев это воспитывалось целенаправленно. Еще Клаузевиц ввел в свое учение о войне «теорию устрашения». Он учил, что мирное население противника должно испытать все возможные тяготы войны. Тогда, мол, оно будет воздействовать на свое правительство, чтобы то быстрее запросило мира. «Мы должны поставить его (противника) в такое положение, которое при продолжении войны окажется для него более тяжелым, чем капитуляция», — писал он.

Русские солдаты Первоцй мировй войны Эту идею развивал Шлиффен, выдвинувший так называемую «доктрину уничтожения». В 1902 году германский Генштаб издал «Kriegsbrauch im Andkriege» — официальный кодекс ведения войны. В нем четко разделялись принципы Kriegsraison — военной необходимости и Kriegsmanier — законы и обычаи военных действий. Подчеркивалось, что первые должны всегда стоять выше вторых. Не будем забывать, что в предвоенные десятилетия в Германии были весьма популярны работы такого философа, как Ницше, содержащие протест против христианской морали. Ницше учил, что война и смелость творит больше великих дел, чем любовь к ближнему. Он воспевал жестокость и волю к власти — добей упавшего, отвергни мольбу о пощаде… Книгу Ницше «Так говорил Заратустра» частенько находили потом в офицерских сумках и солдатских ранцах.

Во вторую мировую войну западные страны целенаправленно воздействовали на мирное население противника, чтобы вынудить его требовать от своего правительства капитуляции. Германия бомбила английские города, обстреливала их ракетами «Фау-1» и «Фау-2»… Англо-американские союзники также уничтожали немецкие города, например, Дрезден, массированными бомбардировками. В свете такого мировоззрения становится понятно применение американцами атомных бомб именно против мирных городов Хиросима и Нагасаки. Такую политику Запад проводит и сегодня. Вспомним бомбежки авиацией НАТО мирных городов Югославии. Да и нынешние обстрелы и бомбежки городов Донбасса можно объяснить именно господством западной идеологии в умах некоторых сегодняшних киевских политиков.

— Первое серьезное сражение, проходившее в Восточной Пруссии, было Гумбиннен-Гольдапское...

— Если говорить точно, первым серьезным сражением в Восточной Пруссии было Шталлупененское. Оно прошло 17 августа в окрестностях города Шталлупенен (сегодня Нестеров). Гумбиннен-Гольдапское сражение 20 августа несколько заслоняет Шталлупененское своими масштабами и результатами.

В память павших за отечество

— Вы часто бываете, на мемориале у поселка Совхозное (ранее Маттишкемен), расположенном у места, где проходило Гумбиннен-Гольдапское сражение. Здесь покоятся несколько сотен русских солдат, вы проводите там заупокойные богослужения. В создании этого мемориала вы тоже принимали участие?

— К созданию мемориала в Совхозном я отношения не имею. Он был создан в 1920-е годы местными германскими властями. Сохранился в первоначальном виде потому, что Калининградский облисполком еще в 1957 году включил мемориал в список памятников истории, подлежащих государственной охране. Хотя, следует отметить, мемориал давно не ремонтировался. И здесь та информация, которую я размещал в электронных и печатных СМИ, могла сыграть свою роль. Также и то, что наши ежегодные крестные ходы на Гумбинненское поле привлекали внимание и общественности, и властей. Как бы то ни было, сегодня происходит масштабная реконструкция этого мемориала, в составлении проекта которой я также принимал участие.

— Осталось много других, часто безымянных могил. Вы вместе с другими поисковыми организациями стараетесь приводить их в порядок. По возможности возвращаете имена погибших героев. Много делают здесь православные скауты отряда «Ятвягия», которых уже несколько лет вы духовно окормляете.

— Да, в последние годы две организации (скаутская организация «Ятвягия» и казаки хутора имени Козьмы Крючкова Семиреченского казачьего войска) проводят большую работу по поиску заброшенных воинских захоронений. Найденные захоронения по возможности благоустраиваются, очищаются от мусора, упавших деревьев и кустарника. На могилах русских воинов устанавливаются православные кресты и мемориальные плиты. Например, неподалеку от поселка Краснолесье скауты «Ятвягии» благоустроили братскую могилу, в которой похоронены шесть русских воинов. Сегодня она покрыта тротуарной плиткой, установлены кресты, мемориальная плита. Сохранена и старая надгробная плита, еще немецкого времени. А ведь место было запущенное, заросшее кустарником. Сама могила была вскрыта черными копателями, а кости погребенных разбросаны. Сегодня — полный порядок.

— Какую еще работу по восстановлению памяти о героях Первой мировой войны проводит приход Свято-Духова храма г. Нестерова, настоятелем которого вы являетесь? Кто вам в этом помогает?

— Постоянно говорить только об одном приходе будет нескромно. Сегодня довольно много людей и организаций ведут работу по восстановлению памяти о героях Первой Мировой войны. Например, руководитель Калининградского регионального отделения ВООПиК Михаил Валерьевич Черенков организовал группу добровольцев «Последние герои империи», которая регулярно выезжает на восток Калининградской области для проведения работ по благоустройству воинских захоронений периода Первой мировой войны. Два года назад он первым организовал проведение фестиваля-реконструкции «Гумбинненский прорыв» и сегодня работает в оргкомитете фестиваля, который проходит в августе и становится уже традиционным. Есть и другие соработники.

Окончание следует

 

Беседовал Дмитрий Осипов

Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их. Душа наша уповает на Господа: Он — помощь наша и защита наша; о Нем веселится сердце наше, ибо на святое имя Его мы уповали.

 

32:18-21
Псалтирь

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2145]

16%
[495]

Всего проголосовало:
3031 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 2

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.