 |
|
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ |
Моя мама умерла от рака легких. Умерла в мучениях. Перед смертью мы 2 раза приглашали священников домой, пытаясь облегчить ее страдания. И оба священника сказали - какая светлая женщина уходит. Я не понимаю - зачем нужны такие муки перед смертью? Мне из церкви передали брошюрку с названием: "скорби ведут на небо".
И что теперь? Получается, что вся деятельность людей бессмысленна? Люди строят дома, ищут новые лекарства, повышают урожайность - люди пытаются уйти от скорби: от холода, болезней, голода…
Прошло 3 месяца, а я не могу ни забыть эти страшные моменты, ни понять – зачем жить...
Мне говорят: тебе надо родить ребенка. Зачем давать жизнь ребенку, возможно изначально обрекая его на подобную или еще более тяжкую смерть?
Отвечает Олег Облогин:
Уважаемая Людмила, прежде всего, позвольте мне от всего сердца выразить вам мои соболезнования. Ведь потеря родного человека – это всегда тяжелейшая утрата и боль. Крепитесь.
В жизни каждого человека мать играет огромную роль. И по-другому не бывает. Поэтому подготовиться к переходу в вечность такого близкого человека практически невозможно. А потому боль от утраты матери еще долго будет сопутствовать вам. В течение первого года после похорон человек как бы учится жить заново.
И тот факт, что вы не смогли даже через три месяца успокоиться, говорит только о том, что ваша любовь к мамочке не иссякла, но перешла с ней в иной мир.
Сейчас вам нелегко и очень горько. Это правда. Однако в горе логики меньше всего... Никаким «очень разумным объяснением» невозможно, да и не нужно преодолевать горечь от разлуки или смерти любимого человека.
Ведь эти доводы, путь искренние и честные, все-таки пытаются дать опору для ума, но совсем не утешают нашего сердца, которое скорбит и молится, горюет и надеется, терпит и болит, любит и прощает многое…
Вот почему именно о любви к вашей дорогой мамочке я и хотел бы с вами сейчас поговорить.
Ведь что такое любовь к родным? Это, наверное, наша душевная привязанность и внутренняя связь с ними. Мы как единый организм – одна семья и одна духовная общность. А потому разрыв такой духовной реальности не может не принести боли. Однако из этой боли можно выйти надломленным, а можно и преображенным…
Нам, христианам, как никому другому хорошо известно о том, что смерть – это не конец… смерть – это переход в новую жизнь – в новую жизнь с Богом.
А потому важно во время молитвы о мамочке помнить, что ваша разлука временна. И настанет тот день, когда вы сможете через веру во Христа и жизнь по Его заповедям в лоне Православной Церкви с радостью войти в вечность и встретить там любимую маму и других родственников.
Более того, Церковь верует, что по нашим молитвам духовное состояние умерших в ином мире может меняться к лучшему, а значит, наш святой долг искренне молиться о них всю жизнь.
И вот именно из твердой веры в то, что наша разлука временна и что милосердие Божье превыше любого человеческого разумения, мы может черпать силы жить дальше и строить свою жизнь по Евангелию.
Именно через любовь Христову мы учимся правильно любить людей и в самых сложных ситуациях доверяться промыслу Божьему о них. Крепитесь.
Теперь позвольте написать вам несколько слов о страданиях в болезни. И простите мне мою неосведомленность.
Дело в том, что у меня нет готового ответа на этот вопрос. И я не уверен, что такой ответ для всех времен и народов вообще существует. Каждый раз приходится идти буквально на ощупь…
У меня нет готового ответа… сердце просто сжимается и сопереживает вашей утрате и молится о даровании вам от Господа сил перенести это тяжелое испытание.
Ведь нам до конца не известна тайна Божественного промысла о каждом из нас. Мы можем только веровать, что Господь не посылает бессмысленных страданий, ведь Он бесконечно любит нас и доказал это страшной Крестной смертью ради всех людей.
Человеческие страдания – это тайна… познать которую можно только сердцем и изнутри собственного личностного, духовного и жизненного опыта.
Вот почему так убедительно звучат рассуждения о «страданиях, ведущих на небо» для одних людей, и совершенно неприемлемо – для других. Когда сердце кровоточит и кричит – вообще сложно принять какие-либо объяснения… Нужно время… нужна молитва и готовность принять смерть мамочки как один из важнейших жизненных этапов на пути всей вашей семьи, вашего рода.
Через утрату близких мы очень многое постепенно переосмысливаем и внутренне становимся глубже, терпимее и мудрее.
Страдания – это некое испытание перед лицом вечности. Дело не столько в каких-то забытых грехах (это объяснение мало что объясняет), сколько в том, что человеку дается возможность в относительно короткое или более продолжительное время внутренне подняться на новую ступень полноты жизни, полноты смысла, полноту прощения и жертвенной любви… а со стороны, порой, всего этого не видно, и кажется, что человек «ужасно и бессмысленно страдает».
Поверьте, что это не так. Я не могу как-то это доказать, и не пожелаю никому таких страданий, но… Божественное откровение и правда остаются истинными даже не смотря на нашу неготовность или неспособность принять их. Это не путь разума или жизненного опыта… сейчас речь о духовном подвиге и готовности довериться Богу до конца – готовности принять на веру Его удивительное милосердие и заботу о нас, даже если они приходят под видом жесточайших болей и «бессмысленного» страдания.
Все дело в верности!
Иногда, чтобы принять жизнь во всей ее красоте и боли одновременно, нужно суметь с Божьей помощью, не смотря ни на что и ни на кого, как бы воскликнуть: «верую – значит существую!», и почти обессиленным склониться перед нашим дорогим Господом Иисусом Христом, тихонечко молясь о даровании Его любви и благодати.
Потому что только Божественная благодать, способная животворить и исцелять все живое, сможет дать внутренний ответ и невечерний свет нашему исстрадавшемуся сердцу, утешить страдающую душу и вдохновить на полноту жизни. Я в это верю!
Все приходит постепенно.
Нужна молитва и участие в Таинствах Церкви. И я не знаю иного, кроме религиозного, пути полноценного преодоления страданий, восполнения и преображения души. В конце концов, нам изначально дарован образ Божий, а значит Господь тоже наш «родственник», и, соединяясь с Ним в этой жизни в Таинстве Евхаристии, мы становимся духовно ближе друг другу, и боль от разлуки преодолевается радостью веры и надежды.
Это трудно, да, это подвиг, да, но это и великая радость, пережить которую я искренне желаю каждому человеку.
Про то, что наша деятельность в этом мире далеко не бессмысленна (ведь она также может стать проявлением любви к Богу и людям) я, пока, особенно рассуждать не буду.
Время не пришло. А вот про детей несколько слов добавлю.
Чудо рождения новой жизни – самое яркое свидетельство о том, что смерть – это только переход в вечность и временная разлука между людьми. И человек, создающий семью, рождающий детей и любящий их, способен сердцем понять гораздо больше, чем некоторые юные богословы, окопавшиеся на интернет-форумах и супермиссионерских сайтах.
Потому что любовь к детям – это одно из самых прекрасных свойств нашей души, способных подвигнуть нас полностью пересмотреть перспективу всей жизни и научиться жертвенной любви ко всем людям. А когда приходит любовь, то становятся не столь важными многие вопросы… Поверьте мне… И дай вам Бог много любимых детей.
Господь – источник великой любви и радости, однако научиться любить и радоваться – наше призвание и наше спасение одновременно. А жизнь – это великая школа любви. И дай Бог, чтобы каждому из нас удалось извлечь из нее соответствующие уроки.
Храни вас Господь.
« предыдущий
следующий »
|