Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

В духовной жизни я не достиг каких-либо успехов. Мне не хватило силы воли, чтобы после изнуряющей работы в будние дни дополнительно вкалывать на выходных, выстаивая продолжительные и изматывающие всенощные и литургии. Даже в период наивного неофитского горения, которое продолжалось два года, службы воспринимались мною как нечто глубоко обременительное.

Во время молитвы я был рассеян. Постоянно посматривал на часы. В глубине души желал любой ценой "дотянуть" до причастия. Особенно тяжело давались службы с участием епископа в главном храме на Площади Победы, которые удлинялись минимум на 20-25 минут.

Допускаю, что причиной произошедшего и, в конечном итоге, моего окончательно ухода из православной церкви, в первую очередь, стала моя недостаточная нравственная крепость.
Вместе с тем, есть еще одно обстоятельство, которое содействовало моему разочарованию в вере.

В психологической науке есть такое понятие как "психологическая защита" - неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Среди психологических защит выделяется так называемая "рационализация" - объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.

Присмотревшись к тому, как православные люди воспринимают происходящие в нашей реальной жизни события, я пришел к выводу, что православное мировоззрение представляет собой глобальную психологическую защиту по принципу рационализации, когда для любого события представляется возможным найти рациональное объяснение.

Простейший пример: если человек в жизни чего-то добился, значит, ему помог Господь. Если вопреки стараниям желаемой цели добиться не удалось - значит, такова воля Божья, а достижение цели, к которой человек стремился, пошло бы ему во вред.
На протяжении всех последних шести лет жизни внимательно следил за происходящими событиями, пытался объяснить их с точки зрения Божьего промысла, но не мог этого сделать.

Вместе с тем, православные христиане всегда находили возможность найти такое рациональное объяснение, которое позволяло снять все внутренние противоречия. Будь то крушение самолета с российскими туристами в Египте (уж никогда не поверю, что Господь их там специально собирал), гибель подводной лодки "Курск", теплохода "Булгария" с малолетними детьми на борту, уничтожение десятков тысяч русских священников в период гонений на церковь при советской власти, уничтожение российской науки в девяностые годы.

В конечном итоге все сводится к такого рода констатациям: "потерпите здесь на земле, за то на том свете будете Христу ножки целовать", "мы многое не понимаем", "Божий промысел - всегда есть большая тайна", "смерть - это не зло" (что касается последнего, скажите это родственникам разбившихся в Египте туристов, я бы посмотрел на их реакцию).

В итоге православие в том виде, в котором я воспринимал его раньше, стало вызывать во мне откровенную физическую ненависть. Да, наверное, это плохо, но это правда.
В конце концов, мне пришлось купировать, упростить православное мировосприятие. Я признаю, что христианские таинства (исповедь, причастие) помогают в борьбе с грехом.

Православный храм - это место, где человек может соприкоснуться с Богом. Однако в остальном же Бог в нашу жизнь не вмешивается. Он создал бытие, выполнив самое главное предназначение, а затем устранился. Реальность создают только люди. И никакой Бог в созданную людьми реальность по-настоящему вмешаться не может (нет, конечно, какого-нибудь упрямца можно выключить с помощью, например, раковой болезни, но потом на его все равно станет такой же).

Такое мировосприятие позволило мне смягчить мой внутренний протест и почувствовать себя более честным человеком.
Все изложенное сложно назвать вопросом. Но, тем не менее, рано или поздно я должен был поделиться своими мыслями.

Валентин.

 

Отвечает Олег Облогин:
Уважаемый Валентин, я благодарю вас за откровенность, открытость и некоторое доверие. Насколько я понимаю, вы ведь не в первый раз пишите к нам на сайт, да и на схожие вопросы я предлагал вам свою точку зрения.

Самое интересное в том, что у вас есть возможность прийти и поговорить лично, но вы никогда такой возможностью не воспользовались. Это к вопросу о психологических защитах…
Теперь по поводу некоторых тезисов.

Что касается восприятия богослужения и его продолжительности. Знаете, здесь все индивидуально. Для некоторых людей все проходит слишком быстро – «не успеваю помолиться…», а для других – слишком медленно и долго – «когда же все уже закончится…». Здесь играет роль внутреннее нравственное и религиозное чувство, умение сосредотачиваться и молиться.

Кроме того, в православном мировосприятии есть понятие «духовного подвига», т.е. усилий, которые, в том числе, выражаются и в посещении богослужений. Любая тренировка и усилия сначала приносят страдания, но при правильном подходе есть и плоды от этих усилий.

Простой пример – изучение иностранного языка. Правда, кому-то он дается вполне просто, а кому-то – гораздо сложнее. Мне думается, что у вас с языками все очень хорошо, а вот с развитием физическим, развитием силы воли и терпением… есть сложности. Просто вы такой человек.

Ведь у каждого из нас есть свои сильные и слабые стороны. По моему мнению, интеллектуальное развитие у вас значительно опережает все остальное. А всегда хороша гармония, т.е. некоторая сбалансированность. Но это уже отдельная тема и повод задуматься о будущем.

Далее вы говорите о разочаровании в вере. Знаете, есть хорошее присловье в отношении любого разочарования. Смысл его таков: чтобы не разочаровываться в чем-то (или в ком-то) – не нужно изначально очаровываться этим. И это очень глубокая мысль, особенно по отношению к христианской вере и мировоззрению.

Я поясню свою точку зрения. Христианская вера и жизнь во Христе очень далеки от романтичности и прекраснодушия. К сожалению, множество людей, приходящих в Церковь и в храм, ведут себя так, как будто бы они попали в сказку, в некоторый волшебный мир, где все по-особенному, безпроблемно, безопасно и безответственно – в том смысле, что для верующих мир полон чудес, всегда светит солнце и все будет просто прекрасно.

Ведь они сделали кому-то очень большое одолжение – пришли в храм и сказали, что стали верующими (правда, во что верующими и как – отдельный разговор). А потому Бог просто обязан оправдывать все их чаяния и надежды, помогать в семье и на работе, защищать их друзей и наказывать их врагов и быть просто «нормальным, понятным, не слишком обременительным Богом», укладывающимся в «рамки здравого смысла» и в «мировоззрение современного продвинутого пользователя операционной системы Андроид».

И действительно, ну какая может быть таинственность и недопонимание в отношении промысла Божиего у современного человека? Ведь он уже летает на околоземной орбите и побывал на Луне, развивает ядерную физику и микробиологию, расшифровывает геном, победил чуму и оспу, перевел Библию на множество языков и готовится выпустить очередную порцию продвинутых айфонов и беспрецедентно увлекательных компьютерных игр.

Какой там промысел Божий? Ну, послушайте, это же не серьезно! Наш разум – вот наш бог: наша слава и наша клетка одновременно. Не нужно думать о том, как и во имя чего стоит жить… просто давайте развлекаться…
И когда такой человек сталкивается с фактом, что духовная жизнь в христианстве сложнее, глубже, многообразнее и труднее, нежели его представления о ней, то наступает… кризис веры или точнее – кризис осмысления веры и вероучения Церкви.

Есть много советов на тему преодоления этого явления, свои приемы и методы. Остановлюсь на главном. Важно определиться в существенном: как я буду жить далее, по какому принципу: или я – для Бога или бог для Меня (можно еще сказать для Человечества в целом, для Пользы, для Разума, для Смысла, для Идеи и пр., но все это сводится к одному – для МЕНЯ).

Все дело в центре тяжести. Кто – главный, а кто – помогает? И вот тут очень многие наши современники попадаются на одну из дьявольских удочек: внешне все говорят о первенстве Бога (или не возражают активно против такового), но на практике, в момент суровых испытаний и борьбы со сложнейшими обстоятельствами, сбываются слова, сказанные апостолом Павлом в начале первого тысячелетия: «все ищут того, что угодно им, а не Иисусу Христу».

И в этом главная проблема.
Человек никак не хочет поверить в то, что он создан для радости, для любви, для блаженства и полноты жизни, – да, но, прежде всего, – в вечности, т.е. в союзе с Богом и в единении с Ним.

А без такого союза и единения (читай: без веры и одухотворения человеческой жизни) наша природа не может блаженствовать и наша личность не способна обрести счастье. Это духовный закон и его не преодолеть своим личным несогласием или протестом. Так есть и так будет.

Нет жизни на планете Земля без звезды по имени Солнце, и нет полноты жизни души человека без Бога. А там, где нет полноты жизни – там страдания, в т.ч. и смерть, как воплощение ужаса мира, потерявшего связь со своим Творцом.
Об этом нужно знать и помнить – мы живем не в Раю (уже нет и пока еще нет, хоть христианство и полно надежды), а потому нет смысла по-ребячески относиться к страданиям и смерти, пытаясь обвинить в своей эмоциональной и интеллектуальной несостоятельности все христианство.

Вот вы, Валентин, так пафосно рассуждаете о смерти в катастрофах, при этом с кондачка отметаете церковные традиции и понимание целей, промысла Божьего и утешение людей в скорбях, которые называете «рациональным объяснением». Простите, а можно личный вопрос?

Вы сами-то, хоть кого-то хоронили? Маму или папу, детей, ближайших друзей или, может быть, вы стояли у гробов защитников нашего Отечества? Вы сами-то смерть видели? Что-то подсказывает мне, что нет… и это не просто мое предположение….
А вы пробовали утешить мать, потерявшую детей или супруга, в одночасье оставшегося одиноким, или молодого человека ставшего сиротой… да сколько еще горя есть в нашем мире….

Вот мне приходилось… и знаете, я на практике убедился, что церковные советы и молитва помогают людям выжить, сохранить человеческое достоинство и даже переменить жизнь к лучшему. Это происходит не одномоментно, да, но происходит, и это самое главное.

А когда молодой человек, возможно еще и не достигший 30-ти лет от роду, говорит такие слова как «окончательный уход из Церкви», «разочарование», «физическая ненависть», «купировать», «я бы посмотрел на их реакцию» и прочие безумные глаголы (три последние слова взяты мной из Псалтири), то это, знаете, недорого стоит… Ведь что может знать человек о жизни, в сущности, в тридцать лет, не имея детей и не пройдя через сколько-нибудь серьезные испытания….

Конечно, именно сейчас еще и можно «наехать» на христианство и на православие как таковое. А для пущей «авторитетности» приправить свои размышления известной теорией «психологической защиты». Только вот кто защищается и отчего – большой вопрос, ответ на который лично для меня остается открытым…
Теперь позвольте мне поразмышлять о самом ценном в вашем вопросе-крике-претензии.

Знаете, христианству никогда не были страшны вопросы. Вопросы – это хорошо и естественно. Если у человека нет вопросов о вере и жизни, то он, либо мертв духовно, либо уже достиг такой степени обожения и единения с Творцом, что сами вопросы просто теряют смысл.

Последнее – не наш с вами уровень.
Крик… ну, что крик – кричать можно долго… только это никого и никогда ни к чему не приведет. Это просто выплеск эмоций. «Хорошо» его использовать в качестве некоторого самооправдания (особенно вкупе с раздраженностью).

Только вот КПД от такой реакции крайне мал, если не сказать – ничтожен. В общем кричи или не кричи, а ситуация от этого не изменится.
Претензии… ну, они есть всегда, особенно в молодости. Просто человек так устроен: сначала он пытается доказать всем что наш мир нужно срочно изменить к лучшему, и именно он (только он) знает, как именно это лучше сделать; а уж потом мы начинаем задумываться о том, что истинное преобразование окружающей нас действительности начинается именно с… изменения самого себя.

Это стало уже почти афоризмом, я понимаю, но некоторые мысли совсем не становятся менее верными в зависимости от эпохи, страны, времени года или обстоятельств. Правда есть правда и никуда от нее не деться. Другой вопрос, что ее признание и принятие всегда требует не малого личного мужества и ответственности за свою жизнь.

И вот по поводу ответственности за жизнь и о промысле Божием мне хотелось бы поговорить с вами подробнее.
Речь пойдет о кризисе в вере. Кризис в вере – это не грех и не душевная катастрофа. Именно через переосмысление нашей веры и жизни в сторону углубленности мы становимся настоящими христианами и обретаем по-настоящему живую веру.

Ту веру, которой можно жить и за которую можно отдать свою жизнь. В противном случае вся наша религиозность – сплошной самообман и пустая мечтательность (о мечтательности мы уже говорили выше).
В конце своего повествования вы выразили несколько мыслей о том, что «реальность создают только люди» и «и никакой Бог в созданную людьми реальность по-настоящему вмешаться не может».

Поздравляю вас! Ваша вера стала более зрелой. В принципе так и есть. Это полностью соответствует православному вероучению.
Немного подробнее. Согласно православному вероучению, Бог создал нас разумными и свободными в своем выборе между добром и злом.

И даже грехопадение первых людей не вырвало с корнем из нашей природы эту великую способность – свободно и самостоятельно определяться в своем выборе. Только теперь грех стал замутнять сознание людей, но у нас всегда была и есть способность сопротивляться злу, как внутри себя, так и во внешнем мире.

А сам мир отдан в ведение и под ответственность людей. Поэтому, да, именно люди создают внешнюю реальность на планете Земля и несут полную ответственность за все происходящее. Где-то это воля одного или нескольких людей, а где-то и выражение настроений и воли целых сообществ и даже народов.

Святые отцы пишут нам о том, Бог не может и коснуться дарованной Им нам свободы воли. Это как если бы кто-то подарил вам миллиард долларов, все юридически законно оформил, и вы вступили в права по владению этими деньгами, которые и не заработали вовсе.

С момента вступления вами в законные права прежний владелец не имеет возможности вмешиваться в ваши решения и финансовые инвестиции. Вы – единственный хозяин данных денег (хоть и ничего не сделали для их формирования и получения). Так и в духовной жизни.

Человек имеет разум, внутреннее нравственное чувство к различению добра и зла (которое может и должно правильно развиваться), у нас есть совесть и даже интуиция. Кроме того, мы свободны в своем выборе (другое дело, что этот выбор происходит не всегда в тех условиях и обстоятельствах, о которых мы, подчас, грезим…).

И люди в своей жизни на земле призваны Богом определиться в своем окончательном нравственном выборе между добром и злом, светом и тьмой, любовью и ненавистью, добродетелями и страстями, между Богом и диаволом ¬– в конечном счете. Это должен быть не одномоментный порыв или решение, нет.

Мы призваны определиться в своих решениях, стремлениях, ценностях, поступках и отношениях окончательно – в перспективе вечности.
А на это нужно время. Этот отрезок времени, в котором мы определяемся (осознанно или не очень) по отношению к Богу и Его духовным законам, и называется в просторечие «вся наша жизнь».

Жизнь – это и время, и школа, и перспектива, и цели, и ответственность, и опыт и еще много чего… В этой жизни достаточно великих радостей, но не меньше и трагедий… Наше бытие после грехопадения прародителей полно всего и нужно уметь принимать жизнь во всем ее многообразии включая смерть, как неотъемлемую часть (практически… участь), как ожидающий всех нас в урочный час переход в иной мир, в иную форму бытия и в реальное «соприкосновение с Богом».

Каковы будут плоды нашей встречи со Спасителем – нам сейчас знать не дано. Но у нас есть Его заповеди, Его любовь, Его Церковь, Его Пречистая Матерь, Его благодать и Его премудрый всеобъемлющий промысел, через который Бог удивительным образом действует в мире людей, не нарушая при этом нашу свободу воли и свободу самоопределения по отношению к добру и к злу.

Важно понимать, что Бог может войти в определенную ситуацию и действовать изнутри нее только при условии нашей веры, доверия и верности Ему, выражаемых через молитву и правильную духовную жизнь. Мы как бы «впускаем» Бога в наши обстоятельства жизни.

Ничего себе промысел, правда ведь? Но реальность именно такова: Бог доверяет людям много и многое. Подчас кажется, что Он слишком много нам доверяет и что у людей слишком много свободы (которую мы обращаем ко злу) – вспомните феноменальный диалог Великого инквизитора и Христа в произведении Федора Михайловича Достоевского.

Это, по моему мнению, просто шедевр литературы на грани пророчества… И хотя в книге говорил только сам Великий Инквизитор, но, читая эти бессмертные строки, явственно ощущаешь, что там присутствует не монолог, а именно диалог двух личностей и молчание Христа гораздо красноречивее всех фраз священнослужителя.

Это просто нужно пережить…
Поэтому, мой уважаемый собеседник, не бойтесь задавать себе вопросы о вере и жизни. Не бойтесь искать более глубокой, трезвомысленной и творческой православной веры. Бог никогда не отворачивается от ищущего человека, а потому и от нас с вами не отвернется – я в это искренне верю.

За время земной жизни человек проходит множество кризисов – так мы взрослеем и обретаем цельность. Любое серьезное изменение себя и обстоятельств жизни, как правило, дается через сомнения, боль и испытания. Но приходя на новый уровень самопознания и понимания жизни, человек ощущает удивительную радость и становится чуть-чуть мудрее, немного терпимее и... оптимистичнее.

Да, да, я настаиваю на последнем. Именно оптимистичнее. Почему? Да потому что ближе к концу пути мы не только понимаем, почему или как, но и опытно начинаем ощущать, что весь этот период страданий и исканий, сомнений и борьбы, радостей и горестей Бог прошел рука об руку с нами и был гораздо ближе к нам, нежели мать к своему новорожденному ребеночку.

Только мы не всегда понимали и замечали это. Именно эта «незаметность» Бога, можно сказать Его «потрясающая деликатность» и, подчас, поражающее мудрецов и философов «благоговение перед человеческой свободой», позволяет Ему постоянно промышлять о спасении наших душ, не отменяя при этом ни наших решений, ни сомнений, ни страданий, ни радостей.

Поистине, только Тот, Кто Сам обладает абсолютной свободой и полнотой бытия, способен (за гранью нашего понимания) так уважать свободу человека и верить, что мы сделаем правильный выбор.
На этом мои слова закончились.

Осталась только молитва: Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй.
Храни всех нас Господь и Матерь Божия.

 

« предыдущий     следующий »

Не думай, что ты стяжал добродетель без скорби: такая добродетель ненадежна [не опытна] по причине покоя [твоего при стяжании ее].

 

Св. Марк Подвижник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2143]

16%
[495]

Всего проголосовало:
3029 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото33

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.