|
|
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ |
Олег, после долгих раздумий решил обратиться к вам с несколько нестандартным вопросом. Речь пойдет о промыслительности смерти.
Православная церковь утверждает, что Господь завершает земной путь человека в тот момент, когда он в наибольшей степени готов к встрече с Богом (когда человек достигает наивысшей точки духовного развития) или когда человек достигает наибольшей точки духовного падения (дальнейшая жизнь окончательно лишит его возможности рассчитывать на спасение).
Не могли бы вы в контексте этой непреложной православной истины объяснить сплошь и рядом встречающиеся случаи массовой гибели людей (при авиакатастрофах, кораблекрушениях, наводнениях, землетрясениях). Есть ли основания утверждать, что всепроникающий диалектический закон собирает в одной месте и в одно время большое количество незнакомых друг с другом людей, которые объединены таким свойством как готовность встретиться с Богом?
Заранее предвижу Вашу ссылку на неподвластную человеческому рассудку тайну божьего промысла. Но, тем не менее, хотелось бы прочитать Ваш как всегда подробный и аргументированный ответ.
Отвечает Олег Облогин:
Уважаемый Валентин, честно говоря, прочитал я ваш вопрос и призадумался… Знаете… есть такие ситуации, когда не нужно отвечать человеку на вопрос, по крайней мере до тех пор, пока точно не удостоверишься, что некоторое новое понимание о духовной жизни и православной вере, действительно необходимо вопрошающему на определенном отрезке жизни, а не является плодом праздного «размышления о судьбах мира» или еще одним способом самовыражения спекулятивного рассудка.
К сожалению, последнее является достаточно часто встречающимся пристрастием у людей с высшим образованием и интеллектуальными видами деятельности.
Что я имею в виду. Размышляя о Божественном откровении, необходимо помнить о том, что наш способ познания мира и окружающей действительности не только весьма относителен, но и человеческий ум поврежден последствиями грехопадения прародителей.
А потому следует быть крайне осторожными в попытках сочетать «философский подход» и «формальную логику» в качестве инструментов для уяснения Божественного откровения. Больно уж большие погрешности дают эти «инструменты» при исследованиях.
Вот, например… я, честно говоря, не имею понятия о том, что такое «всепроникающий диалектический закон» в контексте нашей с вами беседы?
Нет, я, конечно, имею базовые представления об основных философских школах, истории их развития и пр., но если здесь подспудно идет ссылка на Гегеля, то совершенно нет смысла говорить о Православной вере. Так как эти мировоззрения абсолютно не совместимы.
Ведь гегелевская теория фактически исключает понимание и принятие «Бога как личности», не только действующего в истории, но и вообще – личности как таковой. В этой системе Бог не может быть «Кто», а только «что» и, причем, с маленькой буквы во всех смыслах этого слова.
Далее. Вот вы пишите «божий промысел» с маленькой буквы. И я думаю, что это не просто опечатка. Из контекста вашего вопроса складывается впечатление, что «божий» это просто определение к слову «промысел» и в данном сочетании слово «промысел» перевешивает слово «божий».
И это большая ошибка. Потому что в православном мировоззрении именно Бог является главным действующим лицом как в священной истории спасения человека от греха и смерти, так и в истории нашей цивилизации, как таковой.
Отсюда понятно, почему Церковь делает акцент не на доскональном (и, следовательно, вполне бесконечном) разъяснении Божественного плана действия или промысла по отношению к людям в целом, но настаивает на том, что именно правильная духовная жизнь, напрямую приводящая к единению с Богом уже в этом мире (хоть и в начальной степени) является первоочередной целью всей жизни христианина.
В противном случае спекулятивное мышление вечно неудовлетворенного рассудка может привести человека к распаду личности и духовной катастрофе. Ведь ощущение полноты жизни и бытия дает именно благодать Божья или благодать Бога, а не дополнительные сведения о жизни и смерти, болезнях и исцелениях, пределах познания и причинах страданий.
У меня же сложилось впечатление, что для вас «всепроникающий диалектический закон» и «Божий промысел» суть синонимы одного и того же явления. Если это так, то есть серьезный повод задуматься о своей духовной жизни и понимании православного мировоззрения в целом.
Возможно, у вас где-то есть значительное недопонимание основ веры, а потому и нет целостной картины мира и жизни.
Ведь христианское понимание Бога как Личности, а не как «закона» (хоть Бог и является Творцом и Установителем законов бытия и Источником жизни) – принципиально для вероучения и для духовной жизни как таковой.
Потому что нельзя полюбить «закон», или молиться «закону», или иметь живую веру «в закон». Если не принять Бога как Абсолютную Личность Духовного порядка, то и никаких личностных отношений с Ним не может быть в принципе. Тогда не может быть и стремления к единению с Ним (к обожению), не может быть стремления к уподоблению Ему и к общению с Ним, ведь взаимно общаться можно только с другой личностью, а не с законом или принципами.
Вот почему православная традиция настаивает (и об этом свидетельствует Священное Писание) на Личностности Бога в первую очередь, а потом уже даются пояснения по поводу Его природы, свойств и даже промысла. Это очень важно. Ибо здесь зарождается наша «вера в Бога» (как феномен человеческой личности), именно здесь формируются ее истоки, а также полагается возможность и духовно-нравственное основание важнейшим составляющим духовной жизни христианина: «предстояние или хождение пред Богом», «молитва или общение с Богом» и «стремление к единению (со-пребыванию) с Богом или обожение».
А жизнь по заповедям Христа, воцерковление и участие в Таинствах, изучение святоотеческого наследия, самопознание и «изменение ума» – это средства для реализации нашей веры и раскрытии в себе образа Божьего.
Ну, а что касается смерти многих людей при самых различных обстоятельствах, то я, действительно, сошлюсь на тайну Божественного промысла о каждом из нас.
Но сделаю это теперь в свете всего вышесказанного. И я очень надеюсь, что всем нашим читателям станет понятно, что ссылка на тайну промысла Божьего – это не слабость или отсутствие знаний, но возможность и способ выразить внутреннее уважение и благоговение к тому, о чем Господь наш Иисус Христос предпочел умолчать.
Нам же остается Его любовь и возможность довериться ей… И тогда доверие к Богу перерастает в совершенно новую и уникальную форму познания, и себя, и бытия в целом… Но это уже совсем другая страничка истории.
Храни вас Господь.
« предыдущий
следующий »
|