|
|
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ |
Доброго дня, уважаемый Олег!
Разъясните мне, пожалуйста, как правильно исповедоваться, если не могу сказать о грехе в слух, и написать не могу,.. понимаю, что "грешить не стыдно было, а сказать о грехе в слух стыдно...".
Я на исповеди, сказала все в общих чертах (не уточняя), можно ли думать, что этот грех с меня снят? И второй вопрос, снимаются ли при соборовании все грехи или какие именно не снимаются?
Огромное вам спасибо, за ваш труд!
Многая лета вам Олег!
Отвечает Олег Облогин:
Уважаемая Елена, давайте потихонечку разбираться вместе и постараемся прояснить несколько моментов.
Первое.
Всегда важно понимать, что комментировать чужую исповедь крайне сложно, ведь это не столько общение человеческой души со священником, сколько предстояние перед Богом, как бы «соприкасание» с Божественной благодатью и молитва. По большому счету это на исповеди самое главное, а остальное – момент вспомогательный.
Поэтому здесь важно сохранить большое благоговение и не скатиться в технические комментарии. Поэтому я немного робею и должен оговориться в том смысле, что мой совет и моя молитва за вас – только малая толика в этом деле. Ибо всегда лучше посоветоваться со священнослужителем непосредственно.
Но если уж так случилось, то могу сказать следующее. Если сказать не получается, лучше написать, если и это не выходит, то придется просить у Господа помощи и делать «как сможешь», что называется… А далее нужно положиться на промысел Божий. Вполне возможно, что священник понял, о чем идет речь и понял ваши муки совести (ведь он не первый раз исповедует человека, а потому, скорее всего, видел многое).
И если он не задал уточняющих вопросов, то и беспокоиться не о чем. Тут батюшке виднее.
А после исповеди христиане призваны верить, что все исповеданные грехи, а также прегрешения, которые они просто еще не в состоянии увидеть в силу своей духовной неопытности, полностью прощены Богом.
Ваше выражение о «снятии грехов» – не совсем удачное…
Второй момент. Я уже кратко остановился на том факте, что на исповеди священник только свидетель вашего покаяния и может дать совет (иногда и епитимию, как духовное упражнение, но это, в крайнем случае), но главный-то в Таинстве Сам Господь!
Об этом важно помнить! И Ему не нужно объяснять наши обстоятельства, Он все понимает. Поэтому, если человек искренне кается, то и грехи ему, безусловно, прощаются. А если он специально «хитрит», то о прощении грехов говорить весьма сложно…
Стоит отметить, что на исповеди очень важны чувство покаяния и благоговение, причем с обеих сторон (кающегося и священника).
К сожалению, некоторые прихожане, а иногда, что греха таить, и священники, пытаются превратить Таинство Покаяния в задушевную беседу, философские размышления или самовыражаться за счет другого человека. Это ошибка, а иногда и большой грех в том смысле, что в таком «затяжном» общении теряется «ощущения Божественного присутствия» и оба человека как бы «забывают» о Господе, переходя на разговоры о различных делах.
В таком случае молитва теряется, благоговение и покаяние тоже, и Таинство Примирения с Богом и Церковью может не принести желаемого результата – помощи в преодолении прегрешений и страстей. Человек может начать приходить потом уже не Богу, а именно к батюшке, становясь зависимой личностью и «теряя Христа ради священнослужителя».
Об этой опасности важно помнить и священникам, и прихожанам. А потому на исповедь нужно приносить именно раскаяние и молитву, а беседовать и спрашивать совета лучше в другое время.
Третье.
По поводу Таинства Елеосвящения или Соборования. Оно установлено для тяжелобольных людей, особенно для тех, кто не может прийти в храм.
Поэтому само Таинство Соборования не рассматривается в Церкви как первое средство для прощения грехов.
Для этого есть исповедь. Именно по этой причине священники и советуют сначала приступить к Таинству Исповеди или Покаяния, а затем уже и к Таинству Елеосвящения. Да, в апостольском послании говорится об оставлении грехов, но в том смысле, что болезнь как последствие греха может быть остановлена Господом и сам грех, соответственно тоже прощен.
Но без обращения к Господу с молитвой и Покаянием, благодать Божья не может исцелить нас (ибо это духовный закон, установленный Самим Богом), а потому сначала нужно исповедоваться, а затем, если батюшка благословит, то и пособороваться.
И последнее.
Большое спасибо за добрые слова в мой адрес. Я искренне вам признателен. Прошу у вас и у всех читателей нашего сайта и газеты «СПАС» святых молитв о себе, о всех тех, кто помогает нам общаться с вами и продолжать осуществлять эти Богоугодные проекты.
Служение это не простое, искушения случаются разные, да и одних только человеческих сил никогда не достанет для исполнения Заповедей Божьих. Поэтому искренне прошу молиться Господу о ниспослании нам Его благодати, милости и любви, чтобы по молитвам Церкви Христовой, как Тела Христова и полноты Святого Духа, мы смогли продолжить наше служение и стремление на встречу Воскресшему Спасителю, Господу и Богу и Спасу нашему Иисусу Христу.
Ибо это – самое главное.
Храни вас Господь.
« предыдущий
следующий »
|