Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№8 (89) август

ПАЛОМНИЧЕСТВО ДУШИ 

 

Путешествие на Валаам

 

С 23 по 29 июня паломники из Калининграда посетили остров Валаам. Традиционная поездка по святым местам была организована руководством воскресной школы Кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда для учащихся, их родителей и преподавателей. Группу возглавил духовник школы иерей Михаил Селезнев.

 

Благовещенский скитК паломничеству нужно готовиться. Не в смысле собирать вещи и паковать чемоданы, а внутренне прочувствовать предстоящую встречу со святыней. Ведь не достаточно просто познакомиться с новым интересным местом, просветиться и восхититься…. все это можно получить и в обычном путешествии. В паломничестве важна молитва и тот настрой, который царит в сердце, духовное обновление, которое происходит с православным христианином. Для молодежи паломничество имеет особый смысл. В эти дни дети живут по церковным канонам вместе, сообща, чувствуя живое присутствие Бога. Могу сказать, что вернулись с Валаама ребята совершенно другими. Они стали серьезней, осознанней и глубже своих сверстников.

 

Встреча с Санкт-Петербургом

Путь к нашей главной святыне острову Валаам лежал через Санкт-Петербург. Сутки в поезде, несмотря на жару, прошли незаметно. У юных паломников и их родителей была возможность познакомиться, узнать друг друга поближе, поделиться своими воспоминаниями о предыдущих поездках. Кто-то рассказывал об уже сложившихся впечатлениях о Санкт-Петербурге, а те, кому предстояло увидеть город на Неве впервые, с интересом слушали и с трепетом ждали этой встречи.
Ребята заранее перед поездкой подготовились к встрече со святынями Санкт-Петербурга и острова Валаам, прочитали книги, справочники, заглядывали в Интернет. А потому в пути многие рассказывали друг другу об истории обители. Одним словом, в дороге ребята очень подружились.
На Витебском вокзале мы чувствовали себя уже одной большой семьей. На перроне никто не ощущал тяжесть сумок и чемоданов, не обращал внимание на жаркое солнце, все мы с благоговением улыбались новому дню, благодаря Господа за такую возможность.

 

Александро-Невская лавра
Началось паломничество с небольшой обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу. И первым пунктом нашей программы был Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. От нашего экскурсовода мы узнаем некоторые вехи из истории лавры — например, то, что место для будущего монастыря выбрал Петр Великий весной 1704 года. Оно, как и все пространство нынешнего Петербурга, было покрыто болотами и лесом и требовало для своего устройства, затрат большого труда и времени.
Много испытаний пришлось пройти этой святыне в разные периоды своего существования. Впрочем, чуть позже мы узнаем, что безбожная советская власть не пожалела не только лавру, но и другие монастыри, храмы, часовни. Радует, что сейчас, несмотря на трагические страницы истории, верующие имеют возможность прикоснуться к святыням, которые с Божьей помощью удалось сберечь в период гонения Советской властью. Но вернемся в лавру…
Поднимаемся по ступенькам Троицкого собора… Он поражает своей величественностью. Людей в храме очень много. Мы держимся вместе, старшие ребята-паломники постоянно заботятся о младших. Мы проходим к главной святыне собора — мощам св. Александра Невского, они покоятся за правым клиросом в великолепной серебряной раке. Вблизи раки находится подарок императора Александра I — серебряный аналой с киотом, в котором хранятся иконы и ковчежцы с частицами святых мощей.
Мы кланяемся мощам святого, поем величание. Уходить не хочется. И все же следуем к другой почитаемой святыне — образу Божией Матери «Скоропослушница». Он был принесен на берега Невы в 1878 году иеромонахами Афонского Русского Пантелеимонова монастыря отцами Афанасием и Варсонофием. Сегодня пред этим образом множество богомольцев с сердечными воздыханиями о своих нуждах. И поныне «Скоропослушница» утешает, помогает и укрепляет молящихся людей.
Ребята просят еще ненадолго задержаться в храме. Их лица светятся от счастья, спокойствия и присутствия веры.
Мы долго еще не можем уйти из Троицкого собора. Паломники фотографируются все вместе на память. Чтобы дома в Калининграде, смотреть на фотокарточки и вспоминать те чувства, которые они испытывают, находясь в храме. Интересно, что многие не находят слов, чтобы описать состояние своей души. Но все сходятся в едином мнении, что чувствуют одно и то же — Божественную любовь. От этого единения ребятам вдвойне хорошо.
А наш путь лежит на одно из кладбищ лавры — Никольское. Здесь мы заходим в церковь во имя Святителя Николая и молимся перед мощами блаженного Матвея Татомира. Несмотря на то, что время пребывания в Александро-Невской лавре подходит к концу, мы не спеша идем вдоль монастырской стены, в ту часть кладбища, где похоронены митрополиты. На душе блаженное спокойствие, и для того, чтобы запечатлеть на фотоаппарат момент, приходится делать над собой усилие.
На несколько минут останавливаемся у горящих лампад. На этом самом месте 17 февраля 1932 года были расстреляны монахи лавры. И кажется, на стене еще видны следы от тех кровавых пуль. Ком подступает к горлу, по спине бегут мурашки, и, едва сдерживая слезы, мы молимся Господу о прощения прегрешений участников тех страшных событий.

 

Иоанновский монастырь
В жизни каждого человека наступает такой период, когда душе человека необходимо отдохнуть, очиститься от греха, бед и страданий, набраться сил, в первую очередь духовных и нравственных. Калининградские паломники в Санкт-ПетербургеСделать это в городской суете под силу не каждому. Как ни старайся, не удается избавиться от повседневных мыслей, чтобы спокойно разобраться в своей душе. А вот отправляясь в паломничество, каждый из нас получает возможность оставить все мирское где-то в стороне и подумать о духовной жизни.
Именно с таким настроем мы приехали поклониться мощам праведника Иоанна Кронштадтского в Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Ведь не случайно к этому святому во все времена обращались за помощью в решении семейных трудностей, при болезнях и прочих бедах.
Еще в автобусе, пока мы едем в монастырь, от экскурсовода узнаем о том, что построен монастырь был в конце XIX — начале XX века. А к числу святых этот праведник был причислен в 1990 году. Прославление Иоанна Кронштадтского происходило в Санкт-Петербурге (тогда еще Ленинграде) при огромном стечении народа в Иоанновском монастыре. Но, в сущности, прославление его в сердцах русских людей совершилось очень давно, еще при жизни святого. Он был одним из тех немногих людей, которых жаждали видеть и в лачуге бедняка, и в царском дворце.
Когда «дорогого Кронштадтского батюшки» не стало, чудеса и исцеления по молитвам к нему не прекратились. Православные люди знают, что обращение к святому обязательно будет услышано, и просимая помощь обязательно придет, если только нужда наша будет настоящей, а молитва — искренней.
Ныне к мощам праведного Иоанна Кронштадтского приезжают поклониться со всех уголков России. По его молитвам сотни тысяч людей получили и получают исцеление в любых недугах и помощь в бедах и нуждах.

 

Чудотворная икона Казанской Божией Матери
По личному опыту могу сказать, что в паломничестве не замечаешь ни трудностей, ни каких-то бытовых лишений. Как раз всего того, что тяготит и приводит в уныние в повседневной жизни. Господь дает силы преодолевать препятствия. Даже время в поездке по святым местам ощущается по-особому.
Например, совсем не чувствуется усталости. Несмотря на то, что мы уже почти целый день на ногах. Напротив. Молитва перед чудотворными иконами и поклонение мощам придают нам не только сил духовных, но и физических.
До Казанского собора паломники идут пешком. Ребята стараются не нарушать одно из главных послушаний в паломничестве — соблюдение дисциплины. Конечно, красота Санкт-Петербурга их привлекает, хочется отвлечься от запланированной программы, но юные паломники не поддаются искушениям… ну, или почти не поддаются.
А вот и Невский проспект. Перед нами предстает во всей красе Казанский собор. Главная святыня храма — почитаемый список с Казанской иконы Божией Матери. Эта икона принадлежала царице Прасковье Федоровне (Салтыковой) — вдове царя Ивана V. С утра и до самого закрытия собора к этой святыне тянется огромная очередь православных, каждый из которых просит Божию Матерь о помощи.
Мы тоже не стали исключением. Под сводами собора душа успокаивается, соприкасаясь с вечностью. Ребята признаются, что такое умиротворение давно не испытывали. Поэтому мы не спешим покидать собор, а даем им возможность побыть наедине со святынями как можно дольше.
Закончился день чаепитием в Новодевичьем монастыре, где мы расположились на ночлег. Несмотря на то, что добрались мы туда поздним вечером, молодежь расходиться не спешила. За чашкой чая ребята делились впечатлениями, рассказывали друг другу о том, что больше всего им запомнилось в первый день нашего паломничества.

 

Дорога на Валаам
День 25 июня начался для нашей группы в пять утра. До пристани в городе Приозерск мы добирались на автобусах. Это время мы провели с пользой, слушая рассказы экскурсовода. Из них, например, мы узнали, что не всех паломников Валаам принимает одинаково. Бывали случаи, когда люди, едва прибыв в обитель, сильно заболевали. И только искренне покаявшись и открыв свое сердце Богу, они получали выздоровление. Много и других испытаний переживали паломники, стремясь на Валаам. Из этих повествований, ребята сделали, пожалуй, главный вывод: прикосновение к святыням обители происходит по промыслу Божьему, и для встречи с Господом нужно быть духовно готовым.
Именуемый в прошлом Северным Афоном, Валаамский монастырь на протяжении веков является духовной опорой Православия на Северо-Западе Руси. На протяжении столетий игумены-просветители и иноки православной святыни строили великолепные храмы и скиты, облагораживали землю Валаама, создавали памятники письменности и книжных редкостей: издательский рукописный центр, библиотеку, древлехранилище, архив.
Поклонный крест в Никольском скитуОснователи монастыря — преподобные Сергий и Герман — были греческими миссионерами и пришли с проповедью на ладожские земли. Обитель несколько раз на протяжении десяти веков сжигалась шведами дотла, но каждый раз восстанавливалась. Потом был период в истории, когда Валаамские земли на 100 лет принадлежали Швеции, а в конце Северной войны монастырь вновь возродился. Его расцвет выпал на середину XIX века, было это при игумене Дамаскине (1839—1881). В это время на Валааме действовало около 30 производств, в том числе даже небольшие заводы: смоляной, свечной, кожевенный, скудельный, кирпичный; были конюшня и молочная ферма. Насельники монастыря занимались сельским хозяйством и рыболовством.
Потом была страница в истории, когда архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи. И лишь в июне 1944 года, после подписания мирного соглашения СССР с Финляндией, Валаам отошел к СССР. Сначала здесь размещалась школа боцманов и юнг, затем дом инвалидов.
В 2004 году исполнилось 15 лет с того времени, когда после длительной полосы разрушения и опустошения начался современный этап истории Валаамской обители. 13 декабря 1989 года, в день памяти святого Апостола Андрея Первозванного, первые четыре монаха и два послушника высадились на Валааме. С этого и началось возрождение Валаамского монастыря.

 

Святая обитель
Все паломники, в том числе и мы, пребывают в одну из красивейших бухт острова — Монастырскую, которая прорезает остров Валаам почти точно с севера на юг. Вот она святая обитель. Гладь озера, скалистые склоны и чудом растущие на них деревья защищают остров от городского шума. Некоторые паломники специально отключают мобильные телефоны, чтобы ненадолго забыть о будничной жизни.
Неподалеку от причала расположена Благовещенская часовня. От пристани к комплексу Центральной усадьбы монастыря ведет лестница, поднявшись по которой мы попадаем на небольшую площадь. Слева расположена памятная стела из черного камня, на ней высечены имена высочайших особ, которые побывали на Валааме. Справа часовня во имя иконы Богоматери "Знамение", еще ее называют "Царской", так как построена в память посещения обители императором Александром II.
Разместившись в монастырской гостинице, мы спешим в Свято-Преображенский собор к мощам чудотворцев Сергия и Германа. Они находятся в нижней церкви, освященной во имя Сергия и Германа. Здесь очень много паломников. Мы ждем своей очереди. Некоторые из ребят, понимая важность этого момента в своей жизни, прикладываются к мощам несколько раз. Долго и глубоко молятся у иконы Валаамской Божьей Матери. Им важно надышаться этим воздухом… и руководители нашей группы дают им такую возможность. Никто не спешит уходить из храма.
Наряду с монахами на Валааме круглый год живут и трудники. Бывали случаи, что люди приезжали на остров ради молитвы и труда во славу Божию и больше не захотели возвращаться домой. Так и оставались здесь жить. С одной из таких женщин по имени Вера нам посчастливилось познакомиться. Никогда не забуду ее глубоких и добрых глаз, искренней и доброжелательной улыбки.
Вера приехала в паломничество на Валаам 12 лет назад и не смогла покинуть обитель. Она обрела душевное спокойствие и отказалась от мирских благ.
После небольшой экскурсии мы готовимся к главному для паломников событию — к богослужению. На Божественной литургии наряду с братией монастыря служит и гость из Калининграда, наш духовник — иерей Михаил Селезнев.
Именно в паломничестве, на службе в монастыре, слушая хор братии Валаамских насельников, особенно задумываешься о присутствии Божьем в нашей жизни. Здесь, вдалеке от городской суеты, где все пронизано смирением, терпением, верой и любовью, осознаешь никчемность всего светского и мирского. Под сводами Свято-Преображенского собора ты молишься особенно усердно, искренне каешься и открываешь свое сердце Богу. Здесь тебе открываются решения серьезных духовных вопросов. И после окончания пятичасовой литургии ты долго не можешь уснуть, пытаясь понять, что с тобой произошло.
Надо сказать, что для некоторых ребят из паломнической группы было не просто отказаться от мирских потребностей — музыки, мобильных телефонов, компьютерных игр, кому-то трудно было справиться с физической усталостью. Однако вера помогала ребятам совершить духовный подвиг. Уже на обратном пути юные паломники признавались, что им потребовались решимость, терпение и труд над собой. Зато эти лишения помогли им укрепиться в вере. А прикоснувшись к святыням и монастырской жизни, можно еще и осознать, что главное — это забота о душе, а не бытовые нужды и потребности.

 

Пешком по Новому Иерусалиму
Третий день пребывания на Валааме начался с экскурсии по Скитам. Нам предстояло пройти не один километр. Однако преодолевать большие расстояния на острове легко: помогает совместная молитва.
Так, потеряв счет времени, мы не заметили, как оказались на перекрестке дорог — монастырской и той, что ведет к ферме Валаама (там нас, слегка уставших паломников, угощают молоком, чаем и вкуснейшим монастырским хлебом). Неподалеку отсюда стоит желтый Гефсиманский скит. Начало ему было положено в 1901 году, когда приехавший из Иерусалима отец Маврикий привез сюда частицы Гроба Господня. Именно тогда карта Валаама приняла новые географические названия библейской направленности. Так, Воскресенский скит стали называть Новым Иерусалимом, Лещевое озеро — Мертвым морем, а небольшую протоку, выходящую из него — Иорданом. Подножие горы у Малой Никоновской бухты стало именоваться Гефсиманским садом, где высадили кленовую, пихтовую и дубовую рощи, сиреневые кусты и другие растения. Здесь мы надолго не задерживаемся, а идем в Храм Воскресения Христова в Воскресенском Скиту.
Смоленский скитОколо трех километров мы идем пешком по красивейшей дороге. Вековые деревья стоят на страже уединения и покаянной молитвы. Все пронизано тишиной и хочется дышать ею еще и еще. Даже разговаривают паломники в этом месте почти вполголоса, боясь нарушить эту особую атмосферу.
На пригорке виднеется уже храм Воскресения Христова. Однако прежде, чем туда зайти, нас угощают монастырским завтраком. Ребята признаются, что такую вкусную овсяную кашу с вареньем и свежим монастырским хлебом никогда в жизни не пробовали.
А пока некоторые доедают добавку, наш экскурсовод рассказывает нам историю создания храма. Оказывается, в 1901 году взрывами сделали углубление в скале, где заложили фундамент, а спустя пять лет храм Воскресения Христова практически был готов. Еще через три месяца в Воскресенском скиту появился пещерный храм святого апостола Андpея Пеpвозванного.
Сначала заходим туда. Внешне он напоминает храм Гроба Господня в Иерусалиме. Из «Предела Ангела» ведет низкий, узкий коридор в пещеру, где в мpамоpном Гpобе Господнем содержится частица камня из самого Иеpусалима. Нижний храм Гроба Господня весь год освящается только свечами и лампадами, храня молчаливую скорбь у гроба Спасителя. Атмосфера скорби передается и нам. Кто-то с трудом сдерживает слезы, а кто-то дает волю эмоциям. Перед глазами страдания Христа…
Крестным ходом поднимаемся в светлый верхний храм Воскресения Христова и восклицаем: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!». Убранство храма — цвета преимущественно светлые, радостные, нежные — напоминает о Светлом Хpистовом Воскресении. Авторами всех икон храма были Валаамские монахи. И только лик Божьей Матери Иерусалимской Валаамский монастырь принял в дар от московских благотворителей.

 

Жемчужина Валаама
Идем дальше. Последним пунктом в нашей программе значится Никольский Скит. Он расположен в 1,5 км к северу от центральной усадьбы, его еще называют жемчужиной острова. И это не удивительно. Дорога к этому скиту поражает своей красотой.
Мы дважды пересекаем озеро по деревянным старым мосткам и попадаем на Никольский остров к подножию церкви во имя Святителя Николая Чудотворца. Это место было заселено монахами в XVIII веке. Их было двенадцать. Занимались они рыбной ловлей, а также проводили таможенный досмотр богомольцев, прибывших на Валаам, во избежание ввоза спиртных напитков и табака, которые были запрещены. Сейчас, к сожалению, этого нет.
Сегодня в церкви идет реконструкция. Однако несмотря на ремонтные работы, храм для паломников открыт.
 Время летит стремительно. Три дня жизни и усердных молитв в обители пролетают незаметно. Расставаться с островом не хочется никому. Да и этот особый мир не спешит нас отпускать. Обратную дорогу до Санкт-Петербурга едем большей частью молча. Разговаривать не хочется: каждый думает о чем-то своем.

 

Блаженная Ксения
28 июня. Последний день в Санкт-Петербурге. Первым делом мы едем на Смоленское кладбище. Недалеко от самого входа могила блаженной Ксении Петербургской. В 1902 году здесь была воздвигнута каменная часовня, которая по сей день служит одной из святынь Петербурга. На часовне — мраморная плита, надпись на которой гласит:
«Во имя Отца и Сына и Святого духа. В сей часовне погребена раба Божия Блаженная Ксения Григорьевна жена певчего Андрея Федоровича.
Оставшись после мужа 26 лет, странствовала 45 лет. Звалась во вдовстве именем мужа: Андрей Федорович. Всего жития ея было на земле 71 год. В 1794—1796 гг. принимала участие в построении Смоленской церкви, тайно по ночам таская кирпичи на своих плечах для строящейся церкви. "Кто меня знал, да помянет душу для спасения своей души". Аминь».
При советской власти могилу Блаженной Ксении зацементировали, часовню огородили забором. В разное время это был склад, сапожная мастерская. Но народ все шел и шел, не имея возможности поклониться покровительнице города, засовывали записки с просьбами и молениями в щели забора.
Паломница возле Казанского собораК мощам блаженной тянется огромная очередь. Маленькая часовня с трудом вмещает верующих. Многие молятся и просят помощи у блаженной Ксении прямо у стен. Нашу группу паломников пропускают вне очереди. Ребята кланяются мощам, подают записки и пишут письма блаженной. От экскурсовода мы узнаем, что раз в месяц перед часовней священник зачитывает письма и молится за тех, кто обращался к блаженной Ксении Петербургской.
После того как все мы опустили письма в специальный ящик, иерей Михаил Селезнев читает акафист святой блаженной Ксении, и мы трижды по кругу обходим часовню.
Недалеко от могилы Ксении покоятся другие блаженные Санкт-Петербурга. Мы чтим память преподобномученицы Марии Гатчинской и блаженной старицы Ольги.
За несколько часов до поезда заезжаем в Исаакиевский собор, любуемся городом с высоты птичьего полета, идем пешком до памятника «Медный всадник» и дворцовой площади.

Итоги
Пока мы ждем поезда, ребята делятся впечатлениями. Многие рассказывают, что они запомнили о святынях Санкт-Петербурга и острова Валаам. Их глаза светятся. Отец Михаил говорит, что из паломничества дети всегда возвращаются другими.
Общение со святынями меняет человека: дарует смирение, терпение, укрепляет в вере. Вполне очевидно, что отказаться от жизни, в которой живем, мы не в силах, но изменить ее, мы можем. Паломничество помогает взглянуть на себя со стороны, осознать ошибки, многое понять и поменять. И чем раньше человек это прочувствует, тем лучше. Поэтому такие поездки крайне необходимы для молодежи. Ведь паломничество и совместная молитва помогают ребятам задумываться о духовных ценностях и определиться с жизненными приоритетами.
Уже в вагоне поезда, под перестук колес, мы с благоговением вспоминаем каждый день, проведенный вместе, и уже строим планы на будущее лето.

 

Галина Винницкая

Многие совратились с пути чрез красоту женскую.

 

12:2
Сирах

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

7%
[206]

4%
[118]

71%
[1860]

16%
[422]

Всего проголосовало:
2606 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 3

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Социальное проектирование

Rambler's Top100

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.