Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№10 (79) октябрь

ПРИХОДЫ ОБЛАСТИ 

 

«Бьется сердце — есть жизнь»

 

 

Пролог

Иерей Георгий Матвеев возглавляет приход храма Успения Пресвятой Богородицы в Гусеве уже четыре года. Так что вполне назрела необходимость пообщаться с ним о приходской жизни.

Жизненный путь и обретение веры, принятие священного сана и служение на приходах области, строительство храмов и историческая память — об этом наш разговор со священнослужителем.

 

На пути к вере

— Батюшка, по традиции, первый вопрос — о годах юности, которая у вас пришлась на бурные перестроечные годы. Когда впервые задумались о Боге?

— Честно говоря, ни в детстве, ни в юности особенно о Боге я не задумывался. К сожалению, не было ни верующих родственников, ни знакомых, ни друзей, которые могли бы в свое время наставить словом или делом. Как и все, состоял в пионерской организации, но до вступления в комсомол, правда, дело не дошло. Моим родителям (отец у меня военнослужащий) много пришлось поездить по разным военным гарнизонам по всему Советскому Союзу. А сам я родился в Забайкалье.

Первое мое знакомство с православным храмом состоялось, когда отец учился в военной академии в Москве. На Солянке, где мы жили тогда, стояло хорошо сохранившееся здание бывшей церкви (свт. Николая в Подкопаеве), в котором в то время размещалась… фабрика по производству брелоков-игрушек. И мы, пацаны, часто приходили туда, так как бракованные изделия нам раздавали бесплатно, как говорится, еще теплыми.

Мое первое знакомство с христианами тоже не способствовало обретению веры. В коммунальной квартире, где мы тогда жили, напротив нашей комнаты коротала век одна верующая старушка. Суть вот в чем. Коммунальные услуги все соседи платили по очереди, когда же подходила очередь этой «христианки», надо было быть настороже. В целях экономии она выключала свет не только в ванной и кухне, когда там находился человек, но и в туалете (У меня на этот случай был припасен фонарик).

Эта старушка являлась постоянной прихожанкой действующего Петропавловского храма, который стоял неподалеку. Это был один из немногих храмов, открытых тогда в Москве для верующих. А точнее, не закрытых. Я тоже из любопытства частенько заходил в этот замечательный храм, смотрел на молившихся, в основном пожилых женщин, но никаких струн в моей душе это не затрагивало. Больше того, я думал, что это отсталые люди, ведь ясно, что никакого Бога нет…

— Плоды атеистического воспитания?

— Скорее отсутствие духовного воспитания. Хотя, конечно, когда в школе об этом ни слова не говорилось, а в Калининграде, куда семьей мы затем переехали, вообще действующих храмов не было, то поневоле атеистом станешь. Зато теперь, когда человек говорит мне что он неверующий, я его прекрасно понимаю и знаю, что каждого человека Господь Ему ведомыми путями ведет ко спасению. И атеизм может быть на этом пути одной из ступеней. Кстати, Ф.М. Достоевский говорил, что активный атеист ближе к Богу, чем «теплохладный» верующий.

— Тогда в Калининграде уже началось возрождение первого в нашей области храма — бывшей Юдиттен-кирхи, а ныне Свято-Никольского храма в одноименном монастыре. Митрополит Смоленский и Калининградский нынешний святейший Патриарх Кирилл часто приезжал в наш город…

— Для меня тогда это было чем-то далеким. Примерно в 15 лет я увлекся рок- музыкой, как раз в то время как бы из подполья начали выходить ныне знаменитые группы — «Алиса», «Наутилус Помпилиус» и другие. Со временем я и сам стал потихоньку бренчать, сочинять. Нашелся и единомышленник — школьный друг Максим, с которым и создали свою команду под названием «Духов день».

Русская литература и главный выбор

— Отец Георгий, название «Духов день», учитывая, что вы потом стали священником, довольно символично.

— Сочинение песен являлось реакцией на серьезные размышление о смысле жизни вообще и своей в частности. Зачем и для чего человек приходит в этот мир? Неужели все кончается тьмой вечного небытия и забвения?

Я с детства любил читать и потому решил найти ответы на эти непростые вопросы на страницах классической русской литературы. Это было в 10-м классе. В школе мы, конечно, проходили классиков, но хотелось расширить свой кругозор. Так для себя я по-новому открыл Достоевского, Толстого, Чехова, Бунина и других замечательных русских писателей, творчество которых в школьной программе изучалось исходя из установки атеистического воспитания.

Особенно сильное впечатление произвел на меня роман Достоевского «Бесы». Меня удивляла смелость авторского замысла. Представьте, всех героев романа, а их немало, в течение повествования автор «заставляет» уйти из жизни! А умер — значит, можно подвести итог. Ведь пока человек жив, он может полностью изменить свою жизнь, неузнаваемо измениться сам. А умер — и все… «В чем застану, в том и сужу», — говорит Господь. Это производило впечатление и не могло не натолкнуть на мысли о смысле собственного существования.

Достоевский стал моим любимым писателем. От чтения Достоевского плавно перешел к философии и религиозной литературе. Тогда она только начала появляться в магазинах, стала доступной. Причем я не только основы христианства изучал, но и ислам, и буддизм, и индуизм. Обо всем хотелось узнать побольше. Так что читал ночами по три книги одновременно.

— Как же все-таки удалось сделать самый главный выбор в своей жизни?

— Как-то мне в руки попались «Четьи Минеи» свт. Димитрия Ростовского за январь. И я понял: это мое, дальше уже ничего не имеет смысла искать, когда есть православная вера! Буквально сразу же стал ходить на службы в ближайший к дому храм Рождества Пресвятой Богородицы, познакомился с настоятелем отцом Марьяном. Три года пел на клиросе. Честно говоря, до сих пор не понимаю, как меня терпела регент: пение в церковном хоре явно не было моим сильным качеством. Когда она наконец, меня выгнала (спасибо ей за это!), я понял, что без Церкви своей жизни не представляю, и решил устроиться в храм уже пономарем.

— Тогда же, наверное, и крестились?

— Да. Примерно в то же время — в середине 1990-х годов, хотя точно не помню, когда это было, вообще у меня на точные даты своей биографии память плохая. Пономарил тоже где-то три года.

Часто, приходя на службу, реально ощущал, как через душу течет «река благодати». И это можно понять и пережить во внутреннем духовном опыте именно в храме Божием, во время совместной молитвы с другими людьми. Просто некоторые люди, считающие себя православными, ошибочно считают, что достаточно дома помолиться, искренне просить Бога о прощении своих грехов. А в церковь ходить вовсе не обязательно, если только по великим праздникам. Или когда несчастье какое, тоже сразу в церковь бегут, хотя до этого может годами не ходили. Эти люди сами себя обкрадывают.

Огромная радость, когда совершается Божественная литургия, молитвенное песнопение наполняет алтарь и проявляется удивительное, чудесное действие Божественной любви, благодати Господней. Совершается святая Евхаристия — основание нашей духовной жизни. Не приходя в храм, невозможно соприкоснуться с этим великим чудом.

— После нескольких лет, что вы провели в Церкви, вы и решили стать священником?

— Это мне не так легко далось, как может показаться. На самом деле я ничего и не решал. Я просто молился: «Пусть на все будет воля Божья». 

Годы, проведенные в храме Рождества Богородицы у отца Марьяна, — отличная школа. Он поначалу присматривался ко мне и через какое-то время предложил поступить в духовную семинарию в Смоленске. Я не давал конкретного ответа. Сначала считал себя не совсем готовым, потом еще какие-то причины находил — постоянно что-то удерживало. Принять окончательное решение мне помогла поездка с хором в Москву. К тому времени кое-как петь я уже научился. В Москве мне удалось неожиданно получить благословение Патриарха Алексия II.

— В каком смысле неожиданно?

— Там проходил фестиваль духовной музыки, и нас пригласили в «Дом Радио» для записи. Я отошел в сторону от всей нашей группы и вдруг прямо в коридоре чуть не столкнулся с Патриархом, он в этот день тоже приезжал туда для участия в какой-то радиопрограмме. Я тут же попросил у него благословение. Ну, думаю, не зря приехал…

— После этого сомнений в выборе дальнейшего жизненного пути же не оставалось?

— Я поехал в Смоленск. Несколько месяцев был пономарем в Успенском кафедральном соборе, в том числе и на богослужениях, которые совершал нынешний Патриарх, тогда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Владыка присматривался ко мне, потом вызвал на беседу, и вскоре я уже стал диаконом, а спустя какое-то время был рукоположен в иереи в том же Успенском соборе.

— Поделитесь воспоминаниями о личных встречах с нынешним Предстоятелем Русской Православной Церкви.

— Таких встреч было немного. По прошествии времени выделить что-то конкретное я затрудняюсь. Но если говорить об общем впечатлении, и не только моем, а практически всех людей, кто с ним близко общался, — это благоговейное чувство, всегда возникающее, когда общаешься с человеком такого ума и духовной энергии. Для меня это образец проповедника. Я считаю, что при Патриархе Кирилле начинается новая эпоха, когда Церковь активно идет в народ, свидетельствуя об Истине, что является ее прямой задачей. «Идите, научите все народы…» (Мф 28:19).

— После Смоленска вы снова вернулись в Калининград?

— Да, вторым священником в храм Рождества Пресвятой Богородицы. Под опекой о. Марьяна пробыл примерно два года и потом был временно назначен в поселок Рыбачий на Куршской косе, там не было священника. Это был уже совершенно иной вид пастырской деятельности, но он мне много дал в плане самостоятельного служения на приходе. Эти годы еще больше укрепили меня в том, что надо всего себя отдавать служению Господу в любых обстоятельствах.

Служение в Гусеве. История прихода

— Поэтому возможные проблемы в Гусеве, куда вас затем назначили, особо испугать уже не могли?

— Для испуга не было времени. Надо было засучив рукава трудиться.

Главная проблема — состояние Успенского храма. Прежде всего, надо было отремонтировать крышу, провести отопление, чтобы и зимой было тепло, много и других чисто технических проблем по строительству приходилось решать. Храм до сих пор в лесах стоит. Только спустя три года стало возможным подумать о благоукрашении вообще, потому что какая уж тут красота, если отопление не работает! Сейчас с помощью опытных архитекторов и художников разработан проект и интерьера, и экстерьера храма.

— Расскажите вкратце об истории прихода.

— Дело в том, что я не с самого начала служил на этом приходе, да и в Гусев приехал примерно через 15 лет, как здесь был открыт храм. По воспоминаниям тех, кто стоял у истоков создания здесь православной общины, с инициативой открытия храма в Гусеве в 1989 году выступили примерно десяток верующих, в основном женщин, которые, как почти все православные в области, ездили в Кибартай. Среди них — Лина Григорьевна Бальсене, Лидия Вениаминовна Кривенцова, Лидия Николаевна Несговорова, Софья Петровна Соболевская и другие. Было собрано около 300 подписей за открытие храма. Одновременно они занимались сбором денег, хлопотали в горисполкоме, чтобы спортзал школы отдали под православный храм. В это время неожиданно сгорела школа, и спортзал ей стал не нужен. Поэтому городские власти сразу дали согласие о передаче здания православной общине.

Начались хозяйственные заботы, стали собирать иконы, их приносили все, кто какую имел. Успели как-то все более или менее подготовить к богослужению для литургии как раз к празднику Успения. Из Калининграда приехал игумен Аркадий (Недосеков). Место над алтарем в то время было без крыши, и для первой службы алтарь накрыли клеенкой в виде шатра. Собирали кастрюли, ведра для освящения воды, стаканы, тарелки для трапезы. На трапезе обсуждали церковные дела. Игумен Аркадий посоветовал, с чего начинать в первую очередь. По его совету сначала сбили скамейки, заказали три аналоя под иконы. Игумен Аркадий освятил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы — по первой службе в этом храме.

Спустя пару месяцев на приход был прислан постоянный священник — о. Димитрий Пташинский. Матушка стала регентом, руководила хором бабушек, которые до этого ездили петь в Кибартай. При о. Димитрии начали строить алтарь. При о. Николае Нещуцком — колокольню. При о.Александре Пенькове была пристроена пономарка и начаты работы по устроению иконостаса. При о. Александре Ларченко закончен иконостас и удалось взять у города полуразрушенное здание для церковного дома.

Каждый священник внес свою лепту, кое-что с помощью Божьей сделал на этом приходе и я. Но это только начало. Так постепенно, шаг за шагом, преодолевая трудности — развал Советского Союза с экономической и политической неразберихой, дефолты, другие нестроения, — удалось дожить до сегодняшнего дня.

Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить всех своих активных прихожан, без которых невозможно представить жизнь нашего Гусевского прихода.

«Бьется сердце — есть жизнь»

— Как прихожане шесть лет назад встретили нового священника, то есть вас, батюшка? Я знаю, что гусевцы были привязаны к служившему там до вас священнику.

— Встретили хорошо. Кстати, после моего отъезда в Гусев в Калининграде тоже осталось немало людей, которые хотели бы, чтобы я никуда не уезжал, ведь сложились добрые христианские отношения. И это нормально. Важно, как сам священник к этому относится. Тот, кто верит в случайность, не верит в Бога. Мы — священники, воины в невидимой битве, и Верховному Главнокомандующему лучше знать, на каком участке фронта нас лучше использовать. В тылу точно никому не удастся отсидеться.

Я, как и мои коллеги, по мере сил стараюсь делать так, чтобы жизнь вверенного мне прихода была насыщенной и разнообразной. Хотя, конечно, сердце любой общины — это богослужение. Бьется сердце — есть жизнь.

Каждую неделю в нашем храме обычно совершается три литургии, а по средам –акафист Божией Матери «Неупиваемая чаша» с водосвятным молебном. В Великий пост мы стараемся служить все Божественные литургии. Я заметил, что чем больше служб, тем больше людей приходит на богослужение.

А что касается переводов, то рано или поздно мы узнаем, почему именно так проявилась воля Божия.

— Перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша» по традиции молятся, чтобы избавиться от пагубной страсти пьянства и других зависимостей. Это большая проблема для Гусева?

— Думаю, не только для нашего небольшого города, но и для всей России. Поэтому, кроме еженедельного акафиста с водосвятным молебном, мы проводим беседы с молодежью в школах и училищах, уделяем этой теме внимание на православных радиопередачах, которые ежедневно выходят в эфир на местном радио «На востоке». В этом году провели крестный ход вокруг города с иконой Божьей Матери «Неупиваемая чаша». После крестного хода и литургии послужили специальный молебен на принятие обета трезвости.

Это проверенная временем практика, широко распространенная в Русской Церкви до революции. Мы решили на приходе восстановить эту замечательную традицию. В первый раз в Калининградской области такой обет приняли 18 человек. Планируем открыть школу трезвости. Это несколько лекций-бесед для желающих избавиться от этого, как говорил св. прв. Иоанн Кронштадтский, добровольного беснования.

С помощью начальника отдела образования администрации муниципального образования «Гусевский муниципальный район» Валентины Викторовны Пономаренко удалось добиться полного запрета на употребление алкоголя во время выпускных вечеров. Выступал я и перед гусевским Советом депутатов, просил ограничить продажу спиртных напитков в ночное время, как это сделано во многих областях России. Пока еще много работы в этом направлении.

Мы также стараемся сотрудничать с разными отделами администрации в плане работы с молодежью. Наши активные прихожане и я стараемся проводить беседы во всех школах (на классных часах), училищах, общежитиях учебных учреждений, расположенных в Гусеве, в том числе рассказываем о ценности человеческой личности и смысле жизни, о том, как построить счастливый брак, о вреде абортов, опасности сект и пр. — обо всем, что интересно современной молодежи.

— Наверное, не забываете и о социальной помощи нуждающимся?

— Примерно 30—50 человек, попавших в трудную жизненную ситуацию, мы ежедневно кормим обедом. Помогаем детскому дому. Есть специальный человек, который общается с детьми, приводит их на службу, сопровождает в паломнических поездках (у нас есть свой приходской автобус). При военном госпитале постоянно открыта часовня св. вмч. Георгия, где военнослужащие могут причаститься святых Христовых Тайн.

Храм-памятник павшим в годы Первой мировой войны

— С Гусевым, бывшим восточно-прусским Гумбинненом, связаны героические страницы Первой мировой войны. Недавно было принято решение о строительстве в городе нового храма-памятника в честь этих событий почти столетней давности. Отец Георгий, расскажите об этом подробнее.

— 31 июля 2010 года епископом Балтийским Серафимом был освящен закладной камень храма-памятника павшим в годы Первой мировой войны в честь всех Святых. Храм будет построен в центре Гусева на месте разрушенной в 1945 году лютеранской кирхи по проекту московского архитектора Ивана Канаева в духе традиций православного зодчества XVI—XVII веков.

Калининградская область, часть бывшей Восточной Пруссии, нынче является единственным краем в России — и в этом его уникальность, — на территории которого проходили битвы Первой мировой войны. В населенных пунктах, в лесах, и полях еще сохранились приметы того страшного времени. Это и поставленные уже после войны немецкие памятники своим погибшим соотечественникам, и многочисленные воинские кладбища. Встречаются и кладбища русским воинам. К сожалению, за годы советской власти многие послевоенные немецкие памятники и кладбища пришли в упадок.

После падения коммунистического режима и пересмотра истории в отрыве от идеологических установок среди жителей нашей области значительно возрос интерес к событиям 1914—16 годов. Постепенно сложилась цельная картина того, какое значение имели для мировой и, в частности, для европейской истории сражения в Восточной Пруссии.

Если говорить коротко, то именно здесь, недалеко от города Гусева, бывшего Гумбиннена, была предрешена судьба Первой мировой войны, той победы, которую одержала объединенная коалиция во главе с союзниками России, Францией и Англией. Именно здесь, на этих территориях, кровью русских воинов была на время остановлена казавшаяся тогда несокрушимой немецкая армия. Ценой многих десятков тысяч русских жизней было выиграно время для союзников, что в дальнейшем стало решающим фактором в общей победе.

Однако в нашей стране до сих пор нет официального дня памяти погибших в Первой мировой войне, несмотря на то, что потери России были наибольшими из всех стран, в ней участвовавших. Нет и достойного памятника погибшим русским воинам. Защищая свою Родину с оружием в руках, они отдали самое драгоценное, что есть у человека, — свою жизнь, единственную и неповторимую. Своим подвигом они исполнили самую главную заповедь Господа Нашего Иисуса Христа — заповедь о жертвенной любви: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13). И ответом на эту любовь является строительство храма-памятника павшим в той войне для вечного поминовения их беспримерного подвига и их бессмертных душ.

Нынешней осенью должно начаться строительство этого храма, а завершить его мы планируем к 100-летию со дня начала Первой мировой войны — к августу 2014 года. Возведение храма будет производиться на средства специального благотворительного фонда, учредителем которого является бывший глава Гусевского района, а ныне губернатор области Николай Николаевич Цуканов.

На Руси принято строить храмы всем миром! Поэтому, пользуясь случаем, хочу призвать читателей откликнуться на благое дело, каждый может внести посильный вклад, свою лепту в созидание дома Божьего. Больше узнать о благотворительном фонде строительства храма-памятника павшим в годы Первой мировой войны в честь Всех Святых можно, зайдя на сайт www.gusev-fond.ru, а также позвонив в храм Успения Пресвятой Богородицы в Гусеве или в епархию. 

В это время, наша беседа была прервана телефонным звонком. Батюшка извинился, а после разговора с собеседником сказал, что звонил как раз Николай Николаевич Цуканов, который интересовался, как идут дела со строительством нового храма. Поэтому следующий вопрос был вполне естественным.

— Бывший глава Гусевского района, который стал губернатором, видимо, часто заходит в церковь. В чем выражается его помощь в строительстве нового храма, помимо того, что он является председателем упомянутого вами фонда?

— О таких людях говорят: «Человек, сделавший себя сам». Он, будучи бизнесменом, заработал достаточно денег на безбедную жизнь и мог не возвращаться из Москвы, где в Государственной Думе был помощником депутата. Но он приехал на свою «малую родину», очень много сделал для того, чтобы вдохнуть новую жизнь в практически умирающий город, и за это люди ему благодарны.

Я лично рад за него, хотя скажу, что не сразу нашел с ним взаимопонимание. Как деловой человек он взвешивает все за и против, но если уж принимает решение, то не останавливается на полпути. Поэтому я уверен, что к 100-летней годовщине Гумбинненского сражения в Гусеве засияют купола нового храма. Один из трех приделов будущего храм будет освящен в честь иконы Божией Матери «Августовская Победа», чудо явления которой в 1914 году на Западном фронте в районе города Августов связано с трагическими событиями Первой мировой войны.

В мае 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери. И в наших храмах, в том числе и в храме Успения Пресвятой Богородицы, эта икона обязательно будет находиться для поклонения верующих.

 

Дмитрий Осипов

Страх — начало любви и потом в нее переходит. Страх Божий, собственно, не боязнь Бога, а боязнь отпасть от Бога и впасть в грехи и страсти.

 

Св. Климент Александрийский

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2143]

16%
[495]

Всего проголосовало:
3029 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото43

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.