Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№6 (75) июнь

ПРИХОДЫ ОБЛАСТИ 

 

ХРАМ НА СЕВЕРНОЙ ГОРЕ

 

 

Пролог

Как человек приходит в Церковь? Как становится священником, осознает в себе призвание нести в мир слово Истины? У каждого свой путь, предопределенный Богом.

Настоятель храма Герасима Болдинского, что на ул. Колхозной в Калининграде, протоиерей Евгений Валяшкин осознанно переступил церковный порог в еще совсем юном возрасте. И вряд ли тогда он думал, что спустя 15 лет ему практически с нуля предстоит начать строительство православного храма, по праву ставшего сейчас одной из главных архитектурных достопримечательностей и духовным центром целого городского района Северная Гора.

Родители против не были

Родился Евгений Валяшкин в Советске, втором по значению городе Калининградской области, в семье служащих. Его родителей верующими в церковном понимании этого слова вряд ли можно было назвать, но именно они привили сыну первые нравственные понятия, которые в принципе не расходились с учением Спасителя. Большую роль в становлении будущего священника сыграл тот факт, что бабушка по линии матери, еще когда он был младенцем, настояла на его крещении в православную веру.

В начале 1970-х годов в Калининградской области не было ни одного действующего храма, и, чтобы совершать Таинства, православным верующим приходилось ездить в Прибалтику. Советчанам в этом смысле было легче: на другой стороне Немана, в литовском Таураге, был действующий храм во имя святых виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Там маленького Женю крестили, там же в шестилетнем возрасте он впервые исповедовался и причастился Святых Христовых Таин.

Но осознанно в церковь он пришел в 1988 году, когда в Советске уже был открыт Троицкий храм. Один его знакомый, который был на год старше Евгения, очень увлекался историей и был достаточно сведущ в вопросах веры. Он сразу стал ходить в храм, а как-то пригласил туда и своего 16-летнего товарища. Родители желанию юноши посещать храм не противодействовали: не будучи людьми церковными, они, тем не менее, понимали, что Церковь не научит ничему плохому.

Тогда основной контингент православных верующих в основном составляли «белые платочки» — бабушки, женщины преклонного возраста. И, конечно, регулярно приходящих в храм двух молодых людей там заметили сразу.

А вскоре первому настоятелю Троицкого храма отцу Петру Бербеничуку, к сожалению ныне покойному, понадобилось наладить трансляцию, чтобы службу в храме через динамики можно было услышать и на улице, так как небольшое помещение подвала церкви, где проходили богослужения (восстановительные работы тогда только начались) уже не могло вместить всех желающих. Ученик 9-го класса (это соответствует нынешнему 10-му) Евгений Валяшкин хорошо разбирался в радиотехнике и сразу вызвался помочь батюшке.

Отец Петр принял на себя духовное руководство молодыми людьми, увидел их искренне стремление узнать больше о вере своего народа. Приглашал в гости к себе домой, за чаепитием и беседами на различные религиозные темы незаметно проходило время.

Непростые обстоятельства

Вскоре Евгений стал пономарем Троицкого храма. На Пасху 1989 года уговорил одноклассников прийти в храм, да еще пройти по городу молодежным крестным ходом — впервые в начинавшейся православной истории Советска. После этого некоторые его товарищи по школе даже приняли Таинство Крещения.

Это не осталось незамеченным. Поскольку он был комсомольцем (в члены ВЛКСМ тогда принимали почти всех поголовно в 7—8-м классах), то в школе решили сразу «принять меры».

— Хотя уже шел 1989 год, началась перестройка, но старые методы атеистического «воспитания» еще были в силе, — вспоминает о. Евгений. — В 10-м классе за то, что посещаю храм, я был подвергнут жесткой критике со стороны руководства школы № 10, где учился. Тут же провели комсомольское собрание. Директор ультимативно потребовала, чтобы я перестал ходить в храм. Я проявил твердость, поэтому быстро нашли формальный повод, чтобы исключить меня из комсомола. Весь абсурд ситуации заключался в том, что в стране с высоких трибун заявляли одно, в газетах можно было прочитать очень смелые по тем временам статьи, а на местах все оставалось по-прежнему. Я особо не переживал по поводу исключения, правда, дело осложнялось тем, что мама работала учительницей в этой же школе и была вынуждена уйти с работы.

В семинарию — на переломе эпох

Сейчас никого не удивишь тем, что искренне верующий молодой человек берет благословение у духовника, настоятеля храма, и почти сразу после окончания школы поступает в семинарию или в православный институт. В советское время это было крайне необычно даже для тех, кто всей душой проникался верой. Много было сомнений и раздумий, прежде чем совершить столь ответственный шаг, полностью меняющий весь уклад жизни. И юный Евгений Валяшкин не сразу решился на это. Да и о. Петр посоветовал сначала получить светскую специальность.

После окончания школы поступил в Калининградское музыкальное училище им. С. Рахманинова на духовое отделение по классу кларнета. Хотя Евгений с детства очень любил музыку и немало времени потратил, изучая нотные партитуры, но вскоре понял: не его это жизненная стезя.

Постепенно вызрело желание полностью посвятить себя церковному служению. Проучившись год, решил уйти из училища и все же попытаться поступить в Смоленскую духовную семинарию. На этот раз о. Петр не стал возражать. Тем более что из Советска его перевели настоятелем в калининградский Крестовоздвиженский собор и он каждый день мог видеть своего подопечного: приехав в областной центр на учебу, Евгений стал пономарем собора и даже некоторое время жил дома у о. Петра.

Вскоре собор закрылся на реставрацию, поскольку невозможно было проводить службы, а после них вести ремонтные работы — возникла реальная опасность для людей из-за возможного обрушения кровли. Евгений перешел в Покровский храм, а спустя месяц о. Петр благословил молодого послушника на поступление в семинарию.

Это было летом 1991 года, когда страна находилась на перепутье, везде шумели митинги, а во время путча ГКЧП многие гадали, не возвратятся ли завтра времена гонений на Церковь. Даже директор школы, хотя Евгений уже год, как ее закончил, узнав, что юноша серьезно собирается поступать в семинарию и уже подал все документы, 19 августа — в самый пик путча, когда еще было не ясно, как будут развиваться события дальше, — пришла к ним домой (на несколько дней перед поступлением он заехал в Советск), чтобы с учетом изменившейся ситуации в стране попытаться отговорить его от рискованного, по ее мнению, шага.

— Представьте, мне приходит вызов на экзамены, а в это время в Москве происходит так называемый путч. Но Господь все управил, и я успешно поступил в семинарию, — вспоминает батюшка. — Утренние и вечерние молитвы я знал наизусть, на церковнославянском языке я читал уже довольно хорошо, так как прошел в храме определенную практику. С изложением тоже проблем не возникло. Но окончательное решение по зачислению в семинарию по итогам собеседования принимал лично митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Я успешно выдержал и это испытание. Эта встреча и все другие встречи за время учебы с создателем семинарии митрополитом Кириллом, ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, оставили самое яркое впечатление в моем сердце. Он всегда был и остается для меня и для всех семинаристов образцом пастыря и христианина, его жертвенному служению Церкви я посильно стараюсь подражать.

Атмосфера во время учебы была доброжелательная, можно сказать, почти семейная. Во всем присутствовал христианский дух. Молодой семинарист был замечен, начал получать ответственные послушания, связанные с хозяйственной деятельностью.

На переломе эпох, при переходе от социализма к капитализму, время было тяжелым. Подчас не хватало даже продуктов, чтобы обеспечить нормальное питание семинаристов. Поэтому приходилось договариваться с существовавшими тогда еще колхозами, которые расплачивались продуктами за концерты духовной музыки. А тут еще пожар случился из-за неисправной электропроводки. Учебный корпус выгорел полностью, но, к счастью, удалось спасти библиотеку. В итоге даже выпускной вечер пришлось проводить не в стенах семинарии, а в Смоленской областной филармонии.

Несмотря на тяжелое время, ректор семинарии протоиерей Виктор Савик старался приглашать известных людей — таких, например, как историк религии из Канады Д.В. Поспеловский, русский философ и общественный деятель, сотрудник Народно-Трудового Союза Р.Н. Редлих, глава издательств «ИМКА-пресс» и «Русский путь», выпускник Сорбонны Н.А. Струве, издававший Александра Солженицына, когда он еще был запрещен в Советском Союзе. Приезжала с концертами Жанна Бичевская. В общем, несмотря на трудности, делалось все, чтобы поддерживать высокий духовный и культурный уровень семинарии. За четыре года учебы семинаристы почерпнули для себя немало полезного помимо основной программы обучения.

Опыт работы в Церкви

Завершив полный курс обучения в семинарии, Евгений Валяшкин в 1996 году был рукоположен в диакона (это, кстати, была первая диаконская хиротония, проведенная еще в деревянном храме Христа Спасителя) и по благословлению митрополита Кирилла работал в епархиальных управлениях Смоленска и Калининграда, а затем несколько лет в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

Первый опыт международных контактов на межконфессиональном уровне был получен еще во время учебы в семинарии. После первого года обучения, в 1992 году, побывал в Германии. Поехали туда с Игорем Пуниным, сейчас он епископ Бронницкий Игнатий, викарий святейшего Патриарха. Это была молодежная конференция в Потсдаме. Чрезвычайно полезный опыт общения с людьми разных вероисповеданий потом очень пригодился. Интересно было общаться с нашими бывшими соотечественниками — эмигрантами так называемой «первой волны», вынужденными бежать из России от большевистского террора. Это были очень доброжелательные люди. Но особенно подружились семинаристы с сербами — нашими православными братьями. Против Югославии уже тогда были введены жесткие экономические и политические санкции.

С декабря 1998 по 2003 год о. Евгений выполнял послушание на ответственной должности секретаря митрополита Кирилла, тогда возглавлявшего ОВЦС. Особенно яркие впечатления остались от поездки в 1999 году в Югославию в составе делегации Русской Православной Церкви, которую возглавлял ныне покойный Патриарх Алексий II.

— Мы все увидели последствия варварских натовских бомбардировок, многочисленные разрушения в Белграде и других местах, — вспоминает о. Евгений. — Но особенно нас поразил несгибаемый дух братского сербского народа: не было никакого хаоса, никакой паники. Очень запомнилось богослужение в огромном недостроенном соборе св. Саввы, посещение госпиталя в Косово.

Но, безусловно, самой запоминающейся для молодого священнослужителя стала поездка в Иерусалим на празднование 2000-летия Рождества Христова. В это время кроме патриархов Вселенских Православных Церквей и руководителей других христианских конфессий там было множество глав государств, в том числе и президент России Борис Ельцин.

В этих поездках, в тесном общении с митрополитом Кириллом о. Евгения всегда поражала его работоспособность, его умение находить оптимальные решения в любых ситуациях, при этом ни на йоту не отходя от канонов Церкви. Так было, например, после смерти в 1999 году главы автономной Японской Православной Церкви митрополита Феодосия, когда в 2000 году на кафедру был избран митрополит Даниил (Нусиро), который до сих пор ее и возглавляет.

Резкий поворот

Но все это время молодого священника не покидала мысль вернуться в Калининград: тянуло домой, хотелось самостоятельного служения на приходе. И вот настал этот долгожданный день: в апреле 2003 года он получил на руки указ митрополита Кирилла о назначении настоятелем строящегося храма на Северной Горе в Калининграде. Владыка Кирилл, как это было уже не раз, вновь разглядел именно того, кто способен довершить до конца начатое дело.

История создания храма именно на этом месте довольно интересная. Он был основан по инициативе группы молодежи при Крестовоздвиженском монастыре, совершавших паломничества по монастырям России. Большое впечатление на них произвел монастырь Герасима Болдинского, расположенный в Дорогобужском районе Смоленской области. И они захотели, чтобы в Калининграде тоже был храм во имя этого святого.

Поначалу не было определенной привязки к местности, и этот храм вполне мог быть возведен в каком-нибудь другом районе Калининграда. Но все время что-то мешало, пока, наконец, не нашелся добрый человек — житель Калининграда Николай Анатольевич Болдырев, который пожертвовал свой участок под строительство храма на том самом месте, где он сейчас стоит.

Однако в первые годы приходу Герасима Болдинского как-то «не везло». Формально существуя с 1993 года, он практически не вел никакой активной деятельности. Хотя был заложен фундамент и работы были доведены до нулевого цикла, но после этого стройка встала и замерла на несколько лет.

— Сразу после назначения, когда я приехал и увидел, что происходит на стройке, а вернее, что ничего не происходит, я, честно говоря, пал духом и не знал, за что хвататься первым делом, — говорит батюшка. — Вокруг заброшенной стройплощадки даже не было забора, кругом грязь, мусор. Я был в полном отчаянии, и первое, что сделал в этой ситуации, — приехал домой и стал читать житие преподобного Герасима Болдинского и молиться. И отчаяние стало куда-то уходить. Я вдруг четко осознал, что и преподобный Герасим всегда поселялся в очень неблагоприятных, не приспособленных к нормальной жизни местах, горячо молился Господу, и по этим молитва там возникали монастыри. В тот момент я понял, что это и есть Промысел Божий.. Сразу же созрело решение на месте стройки создать хоть какие-то условия для богослужения. По благословению владыки Кирилла и на его личные средства купили строительный вагончик, который был привезен сюда из Нестеровского района. Так началась богослужебная жизнь прихода.

Первая служба состоялась на престольный праздник в день памяти святого — 14 мая 2003 года. Храм-вагончик не смог вместить всех желающих: пришло около 70 человек. Это была огромная радость. Потом начались трудовые будни — даже на воскресные службы собиралось всего по 5—10 человек. Но постепенно церковная община стала укрепляться, и вскоре вагончик уже не вмещал всех людей, желающих сообща помолиться Богу.

По молитвам вашим…

Через месяц-два почти все жители Северной Горы знали, что на перекрестке улиц Герцена и Колхозной открылся храм, временно располагающийся в вагончике. Здесь стали совершаться все положенные Таинства Церкви, дважды в вагончике проходило венчание.

А с того момента, когда начались богослужебная жизнь, с Божьей помощью ускоренными темпами продолжилось и строительство храма. Было довольно трудно — одновременно строился собор Христа Спасителя, и, когда о. Евгений обращался за помощью к разным благотворителям, они сразу же отвечали: мы уже помогаем собору…

Поскольку объем предстоящих работ на предстоящем строительстве был огромен, стало совершенно ясно, что силами одного прихода сделать что-то серьезное просто нереально. Епархия помочь тоже не могла, так как главный приоритет был отдан возведению в центре города Кафедрального собора Христа Спасителя. О. Евгений снова и снова обращался за помощью, и постепенно появились жертвователи на храм. Сначала был закуплен кирпич на силикатном заводе, руководство которого согласилось продать его намного дешевле. Очень много сил и энергии, чтобы стройка вновь не заглохла, приложил курировавший строительство храма Олег Юрьевич Болдаков. Видя, что стены храма постепенно поднимаются ввысь, что церковная жизнь возобновилась и не замирает, стали подтягиваться и другие жертвователи-предприниматели.

- У меня язык не поворачивается назвать лозунгом известные слова «Построим храм всем миром», — говорит о. Евгений. — Действительно, то, что тогда происходило на наших глазах, делалось не по чьему-то приказу, а шло от сердца людей. Я вспоминаю, например, что каждый день на стройплощадку приходили десятка три старушек, укладывали на поддоны кирпичи, другие тоже помогали, чем могли. Так что действительно храм построен всем миром. А тот легендарный вагончик служит и сейчас — его переоборудовали в небольшой домик, и сейчас там действует воскресная школа.

Сейчас, когда заходишь в храм, сразу поражаешься обилию стенной росписи. Она появилась два года назад благодаря помощи проживающего неподалеку депутата горсовета Олега Павловича Шкиля, выделившего средства специально для росписи храма. Расписывали стены иконописцы из западноукраинского Мукачево.

Под каждой иконой висит краткое жизнеописание святого или история иконы Божией Матери. Одной из самых почитаемых здесь является икона Божией Матери «Феодоровская», которая привезена со Святой Горы Афон. По горячим молитвам перед ней Господь помогает страждущим, и по доброй благочестивой традиции, заведенной на Руси испокон века, люди приходят и в знак благодарности приносят дары.

В 2003 году настоятелем Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского мужского монастыря архимандритом Антонием (Мезенцовым) в храм были переданы частицы мощей преподобного Герасима Болдинского. Сейчас они помещены в искусно сделанный ковчежец, приобретенный на пожертвования прихожан.

В августе 2006 года митрополит Кирилл (ныне Святейший Патриарх) уже освящал этот благолепный храм, а в сентябре того же года произошло самое запоминающееся событие для клира и всех прихожан: во время своего визита в Калининград храм посетил приснопоминаемый Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Жизнь прихода

При храме действуют все структуры, которые обычно соответствуют нормальной приходской жизни. Здесь во многом свою положительную роль сыграл тот самый вагончик, благодаря которому все и началось.

Приход стал расширяться, поэтому пять лет назад в помощь о. Евгению Валяшкину был назначен о. Виталий Шегеда, а в этом году и диакон о. Александр Афанасьев. С ростом прихода увеличивалась и численность церковного хора.

Воскресную школу возглавляет старший преподаватель Татьяна Федоровна Артюшева. Здесь в пяти группах обучается 93 ребенка, трудятся шесть преподавателей. Помимо Закона Божия дети обучаются основам информатики, рукоделию. Любое занятие начинается с молитвы, по воскресеньям и праздничным дням учащиеся приходят в церковь, исповедуются, причащаются.

Также при храме действует кружок для взрослых, руководит которым Надежда Сергеевна Кирсанова — интересная творческая личность. Она сама вышивает иконы старинным способом — на пяльцах — и обучает других. Около 30 женщин занимаются этим старинным видом народных промыслов.

Молодежь активно участвует во всех общеепархиальных мероприятиях, паломнических поездках. Например, совсем недавно ездили в гости к православным братьям в Подляское воеводство соседней Польши. Также несколько раз удавалось организовывать паломнические поездки по храмам Калининградской области и за ее пределы, в том числе даже на Святую Землю. Такие паломничества запоминаются и очень сплачивают прихожан.

Организовали в приходе и детскую площадку. С этим связан один интересный момент. Когда совершались богослужения в вагончике и туда набивалось много человек, то, естественно, детям трудно было выстоять всю службу спокойно и они часто выбегали на улицу. А рядом перекресток, очень оживленное движение автотранспорта. Для о. Евгения Валяшкина это было очень больным местом: вдруг кто-то из детей выбежит на проезжую часть и попадет под машину! Сегодня в ограде храма, стоит только пройти через ручей по мостику, оборудован уютный зеленый уголок для детей. Причем с самого утра до вечера он открыт для всех жителей микрорайона. Во время детских игр вы не услышите здесь бранных слов, которые, к сожалению, сейчас стали нормой в лексиконе детей, — близость храма Божия оказывает свое животворное влияние.

Теперь созрел план построить на том же участке за ручьем рядом с детской площадкой духовно-просветительский центр, в котором нашлось бы место и взрослым, и молодежи, и детям. Проектная документация уже находится в стадии разработки, ведутся переговоры о расширении территории прихода.

Удается вести и посильную миссионерскую деятельность, совершать богослужения в расположенном рядом военном госпитале, где с помощью его руководства в 2008 году удалось оборудовать и освятить часовню, в которой по пятницам о. Евгений или о. Виталий проводят богослужения, совершают Таинство Крещения. Каждую неделю в госпитале трудятся 20 матушек приходского сестричества — ходят по палатам, в меру сил оказывают помощь нуждающимся, готовят людей к Таинствам Исповеди и Причастия.

К храму приписана и часовня на мемориальном кладбище в Медведевке, где совершаются заупокойные богослужения о воинах, отдавших свои жизни за Отечество. В хорошо оборудованной приходской трапезной кормятся не только сотрудники храма, но и малоимущие жители микрорайона.

Не так давно на другой стороне ул. Герцена был построен храм Армянской Церкви, с его настоятелем отцом Торосом сложились ровные, поистине братские отношения.

— Божьей милостью и благословением Высокопреосвященнейшего митрополита (ныне Святейшего Патриарха) Кирилла становление прихода складывалось мирно, без недоумений и нестроений, — как бы подводит итог всему вышесказанному о. Евгений. — Особое внимание я и активные прихожане обращали на то, чтобы не оттолкнуть людей, приходящих в храм впервые. Всегда в таких случаях нужно проявлять особый такт и вежливость. Иногда даже замечания приходилось делать «усердным не по разуму», стремящимся осудить брата своего за «неподобающую» одежду или прическу, за «не той рукой» переданную свечку, ибо в такой момент неосторожное слово может навсегда отвратить от храма мятущуюся душу. И кто даст ответ на Страшном Суде, если такое случится? Сам ли неофит, которому не помогли вовремя, или тот подобный фарисею «христианин», который внешнее поставил выше духовного, формальность — выше любви Христовой?

 

Дмитрий Осипов

Если признак крайней кротости состоит в том, чтобы и в присутствии раздражающего сохранять тишину сердечную и залог любви к нему; то, без сомнения, крайняя степень гневливости обнаруживается тем, что человек наедине сам с собою, словами и телодвижениями как бы с оскорбившим его препирается и ярится.

 

Св. Иоанн Лествичник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2145]

16%
[495]

Всего проголосовало:
3031 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото48

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.