Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№4 (73) апрель

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВАЖНОМ 

 

По зову сердца

 

Душа ищет Бога — так уж она устроена. Этот голод по живому, ощутимому присутствию Бога в своей жизни не утолить ни беседами о Нем, ни попытками заслужить Его одобрение добрыми делами, ни чтением душеспасительной литературы. И лишь только войдя в храм, где прикосновение Божественной благодати к нашей душе рождает радость, удивление, благоговение, мы окажемся у цели своих поисков.

 

Ощущение гармонии

В детстве я демонстрировала все задатки язычницы. То есть я не поклонялась природным силам, а скорее одушевляла их в своем воображении. Я чувствовала, что все вокруг живое, знает и любит меня. Так, еще не сознавая вполне присутствия Бога в мире, не молясь Ему, я ощущала гармонию сотворенной природы и всем сердцем принимала ее.

Религиозного воспитания в полном смысле слова я не получила. Вероятно, мое религиозное чувство нашло свое выражение в единении с природой и на время тем и удовлетворилось. Православие же казалось мне непонятным, неприветливым, недружелюбным, в чем-то даже неискренним. В юности я считала (и не стеснялась заявлять об этом во всеуслышание), что вера в Бога и вера в Церковь — вещи совершенно разные и совсем не обязательно их совмещать. Ведь Церковь составляют люди, а людям свойственно ошибаться. Так что — иди по зову сердца, а не выполняй бездумно непонятные ритуалы!

Третий глаз и иллюзии

Книга Лобсанга Рампы «Третий глаз» произвела переворот в моем сознании. Я поняла, что все это время заблуждалась насчет своей религиозной принадлежности. На самом деле я — ламаистка! Мой путь — медитации и йога, познание себя, открытие третьего глаза и… там посмотрим. Третьим глазом.

Странно, как завораживающе подействовало на меня тогда это словосочетание — «третий глаз». Предложи мне кто-нибудь второй нос, я бы с криком убежала!

К третьей книге господин Рампа превысил предельно допустимый объем бреда, и читать это я уже не смогла. Но еще некоторое время мысль о буддизме как о единственно разумной, логичной и справедливой религии бродила в моем сознании. Сейчас, честно говоря, мне скорее хочется снисходительности, а не справедливости в применении к себе. А то ведь и вправду, «будешь баобабом тыщу лет»…

Ричард Бах вернул меня к действительности. Религия — вот что на самом деле уводит человека от истины! Каждый сам себе мессия, и если ты поймешь суть вещей, то — ходи сквозь стены и миры, притягивай нужные события и людей, прозревай будущее. Все — иллюзия! А ты — сам режиссер своего кино. Дерзай! И не ограничивай себя рамками заплесневевших догм.

В интеллигентной церкви

На самом пике моего свободомыслия я совершенно некстати влюбилась. Да еще так неудачно — в американца. Я их на дух не переносила — они же книжек не читают! Поговорить совершенно не о чем! И самым удивительным было то, что его притягательность, все, что меня в нем пленило — цельность, непосредственность, искренность, уверенное понимание добра и зла, — коренилось в его вере во Христа, которой он не скрывал. Ах, как мне хотелось обрести такую уверенность! Мне очень не хватало твердой почвы под ногами, четких ориентиров — я плыла, как корабль без компаса. И, посопротивлявшись поначалу (что, де, миссионеры из столь, так сказать, юной страны могут добавить к нашей тысячелетней истории Православия!), я все-таки потянулась за ним в Протестантскую Церковь…

Мне недоставало руководства в духовной жизни

И была приятно удивлена! Я бы охарактеризовала ее одним словом: «интеллигентная». Это была именно интеллигентная церковь: и прихожане, и гимны, и музыка — все было в рамках допустимого, ничто не резало мой слух. Никто не бросился на меня с криками радости, не потребовал представить справку о доходах, не попросил немедленно признать Христа моим личным Спасителем или прилюдно покаяться в грехах в микрофон. На богослужении исполнялись православные молитвы: «Отче наш» на старославянском и Символ веры, правда, по-русски. И я осталась. Мне было все интересно, все в новинку — и размышления о Библии, и воскресный обед в доме пастора, и пение в хоре. Какое это, оказывается, наслаждение — вплетать свой голос в общий хор, слыша, как рождается сложная музыка! С хором мне впоследствии было расстаться труднее всего.

Будни приобрели новое содержание после проведенного так воскресного дня.

Где Его искать?..

Правда, однажды я решила сходить на православную службу. Почему? Наверное, хотелось сравнить, проверить свои ощущения. Я уже точно понимала, что жить без Бога нельзя. Вот только не была уверена, где Его искать. На стороне Православия были семейные традиции, теплые детские воспоминания, наконец, крещение в Православной Церкви. Я приткнулась у входа в храм, неумело крестилась, оглядываясь на окружающих, и не понимала смысла происходящего. Мне было стыдно, что здесь, в моем родном храме — все-таки я душой чувствовала, что только этот храм родной, — я гостья, почти чужая.

После этого я надолго осела в Протестантской Церкви. Здесь все было просто и ясно: вот служба, ни одного непонятного слова; вот тексты гимнов, вот доступная проповедь. Велась обширная социальная деятельность: церковь взяла на себя заботу о пожилых людях, детях из детского дома. Хочешь — принимай посильное участие, делай добрые дела! Некоторые из миссионеров говорили: что же это ваши церкви стоят с позолоченными куполами, облачения такие дорогие, иконостасы такие богатые, а посмотрите, сколько кругом нищих, не лучше ли было бы эти деньги истратить на помощь несчастным? И я начинала с подозрением поглядывать на великолепие наших храмов, которым раньше так гордилась. Поистине, наше сознание — узкий тоннель, сотканный из наших собственных представлений. Тогда, стиснутый невежественной критикой чужестранцев, он не вместил бесчисленных актов милосердия и помощи православных приходов многим и многим людям.

Признательность, духовная жажда и… замкнутый круг

Я признательна Протестантской Церкви: она стала для меня ступенькой на пути домой. Мне пришлось много думать и читать, переводить книги и проповеди; благодаря этому я прочла Евангелие и стала ориентироваться в библейских текстах.

Но в какой-то момент я осознала, что для меня молитвенные собрания — больше встреча с друзьями, чем с Богом. Без совершения таинств Церковь теряет смысл, пустеет. И простота, которая привлекла меня вначале, стала уже тяготить — мне хотелось глубины, красоты и сложности.

Потихоньку становилось ясно, что Протестантская Церковь уже дала мне все, что могла дать, — дальше могли быть только количественные, но не качественные изменения. Я могла бы еще больше прочитать, еще больше обсудить, возможно, совершить больше хороших поступков. Но я сама не менялась. Я понимала, что грешу; что стараться не грешить можно, но не всегда успешно; что невозможное человеку возможно Богу, но только вот как призвать Его на помощь? И что делать с теми грехами, которые уже совершены? Размышляя об этом, я чувствовала стыд и раскаяние, но они не приносили облегчения — только усугубляли чувство вины, ощущение, что я недостойная христианка, а возможно, и вовсе лицемерка.

В Православии — мои корни, а как жить без корней?

Получался замкнутый круг: с одной стороны, нужно было улыбаться и подтверждать, что я верую, что уже спасена (никогда я, к слову сказать, не испытывала этой уверенности), а с другой — пытаться понять, что же нужно сделать для своего спасения. Я, конечно же, знала о людях, которые всю жизнь посвятили духовному возрастанию, причем свой труд они вершили в аскезе, в посте. Именно они становились провидцами, целителями, по их молитвам совершались чудеса — то есть через них благодать Божия становилась явной, материальной. Так неужели же они истязали себя напрасно? Неужели им достаточно было только признать факт своего спасения — и с ними произошли бы точно такие же перемены? В это невозможно было поверить; оставалось признать, что существует такой способ трудиться, который ведет к духовному возрастанию, и учиться ему следует, изучая наследие святых, — а я не знала других святых, кроме православных.

Кроме того, меня смущало исследование Библии силами самих прихожан. Я чувствовала — не сразу я смогла это сформулировать яснее, — что Книгу, автором которой был Бог, мог истолковать только Бог. Устами тех людей, которым Он открыл смысл тех или иных текстов. Как люди, лишь поверхностно знакомые с историей, богословием, даже языком Библии, могли успешно ее толковать? Как можно всерьез воспринимать такие беседы? Да, каждый должен в меру сил читать и стараться понять, что сказано в Писании, но мне казалось, что если я в чем-то сомневаюсь, то мне нужен ответ компетентного профессионала, а не философствующего дилетанта. Ведь книга, которую каждый может толковать, как ему вздумается, не может быть источником единой Истины. Или остается признать, что у каждого — своя истина, но зачем тогда нам Церковь?

В общем, мне недоставало руководства в духовной жизни.

Выбор, радость и желание жить

Лучшая подруга пригласила меня стать крестной своей дочурке. Я не видела никаких проблем в том, что посещаю Протестантскую Церковь, — наоборот, я стала такой грамотной! И тем сильнее было мое удивление, когда, готовясь к исповеди, обнаружила, что посещение протестантских собраний — грех. Я была поражена: почему, ведь мы же все христиане, так или иначе? Батюшка запретил мне подходить к причастию у протестантов под угрозой отлучения от причастия в Православной Церкви. Так я встала перед выбором: Православие или протестантизм. Впервые я поняла, что не могу быть православной протестанткой. И я выбрала Православие.

Я не могу этого объяснить, но мне было даже страшно представить, что Православная Церковь меня отвергнет; ничего подобного по отношению к Протестантской Церкви я не чувствовала. После причастия я чувствовала себя так, будто вышла из заточения, и все вокруг было таким чистым, будто весь мир омылся вместе со мной.

Только сейчас я начинаю понимать, что духовная жизнь, духовный рост — это понятия реальные, просто у меня еще не развито чувство, которым я могла бы их осязать. И от меня требуется работа, тяжелая, болезненная работа — но именно ее и жаждала моя душа. Возможно, так происходит не у всех, но мне, боюсь, протестантская вера давала повод к самодовольству. Теперь же, готовясь к исповеди, я не вижу поводов гордиться собой и радуюсь этому!

В Православии — мои корни, а как жить без корней? Здесь еще столько нужно понять и узнать, здесь столько радости и печали — хватит на всю жизнь! Это — вера моих предков, и я всем сердцем люблю ее красоту, хочу ее постичь, приблизиться к ее идеалам. Здесь я встречаюсь с такими людьми — лично и в книгах, — пример которых наполняет мое сердце радостью и желанием жить.

К слову, тот молодой человек, который привел меня в Протестантскую Церковь, крестился в Православие несколько лет назад. И слава Богу!

Публикуется с сокращениями.

 

Юлия Салан

Путь христианина-инока - путь жертвенной любви, путь смирения и сострадания, путь евангельской детскости и подвига, путь мученический. Это путь скорый и в тоже время практически единственно истинный, ведь с уклонением от сего пути теряется сам дух Евангелия, и христиане из свидетелей Бога Живаго незаметно для себя превращаются в самодовольных и теплохладных анти-христиан.

 

Святые Отцы

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2145]

16%
[495]

Всего проголосовало:
3031 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото11

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.