Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№4 (1) апрель

АРХИПАСТЫРЬ 

 

ДОКЛАД МИТРОПОЛИТА СМОЛЕНСКОГО И КАЛИНИНГРАДСКОГО КИРИЛЛА, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА НА VIII ВСЕМИРНОМ РУССКОМ НАРОДНОМ СОБОРЕ "РОССИЯ И ПРАВОСЛАВНЫЙ МИР"

 

 

Митрополит Смоленский и Калининградский КириллВаше Святейшество, дорогие братья и сестры!


В течение двух дней работы VIII Всемирного Русского Народного Собора нам предстоит разговор о взаимоотношениях России и православного мира. Впервые в России, может быть, за последние сто лет эта тема будет главным предметом обсуждения в столь представительном собрании, не будет преувеличением, если скажу, - собрании общенационального уровня...


...Почему же мы обращаемся к этой теме только сейчас, хотя Всемирный Русский Народный Собор существует уже 10 лет? Почему мы раньше не выносили на соборное обсуждение эту тему, несмотря на то, что в церковных кругах интерес к ней не ослабевал никогда? Мы понимали, что обсуждать широко и серьезно тему взаимоотношений России с православным миром невозможно до тех пор, пока сама Россия не станет осознавать себя страной православного большинства, страной, наследующей богатую православную традицию не только в духовном и культурном планах, но и в социальном, политическом, экономическом. Это мало-помалу стало происходить в последние годы...


...Православная традиция, настаивающая на приоритете духовных ценностей в жизни людей, не игнорирует ценностей материальных, ибо предполагает ответственное участие человека в усовершенствовании Божьего творения. Возделывание райского сада есть библейский образ соучастия людей в осуществлении Божьего замысла о мире и человеке. Поэтому, воспитывая людей для Царствия Божия, Церковь призвана в то же время содействовать формированию такой личности, которая была бы способна «возделывать сад», устроять лучшую жизнь, делать мир прекрасней. Сохраняя верность богооткровенным нравственным нормам, человек должен быть разумно открыт к новому. Вот почему Церковь всегда обращала особое внимание на образование, долгое время оставаясь практически единственной институцией, осуществлявшей обучение народа. Православная традиция напоминает человеку, что он должен бережно относиться к природе, рачительно используя ресурсы, и не загрязнять окружающую среду. Сохраняя духовные приоритеты в жизни, готовя себя для Царствия Небесного, имея Божий страх в сердце, человек никогда не будет использовать свои знания, опыт, власть и финансовые ресурсы для разрушения...


...И вместе с тем, используя исторические и культурные категории, можно говорить о самобытном пути России. Впервые эта тема была поднята русскими религиозными мыслителями в первой половине XIX века. То было время религиозного и философского пробуждения России, с которого началась ценная традиция осмысления на интеллектуальном уровне российского опыта общественного развития. На эту тему рассуждали выдающиеся философы России: И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, В.С.Соловьев, Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев, отец Сергий Булгаков, С.Л.Франк, отец Павел Флоренский, Н.А.Бердяев. Они стремились представить целостную православную модель личной и общественной жизни. Эта многомерная модель сопоставима по охвату жизненно важных категорий с западным понятием демократии. Некоторые из них называли эту модель соборностью, которая гармонизирует принцип общественного единства и личной свободы через любовь к Богу и ближнему.

Православная традиция, настаивающая на приоритете духовных ценностей в жизни людей, не игнорирует ценностей материальных


Эта цивилизационная индивидуальность России не могла не проявляться в ее отношениях с внешним миром. На протяжении столетий она выражалась в расстановке внешнеполитических приоритетов, важная часть которых приходилась на взаимоотношения со странами православной традиции, православными народами и Поместными Православными Церквами. И сегодня появились признаки того, что Россия осознает важность реализации своего духовного и культурного потенциала в отношениях с внешним миром. Прежде всего, это стало заметно из уверенных действий нашего государства, направленных на собирание рассеянных по всему миру россиян. Я имею в виду тех русских по языку и культуре людей, которые проживают сегодня в различных странах...


...Сегодня Русская Православная Церковь является одним из основных институтов, организующих и поддерживающих связь наших соотечественников с Родиной. В дальнем зарубежье у нас действует более 270 заграничных учреждений. А в государствах СНГ и странах Балтии Русская Православная Церковь остается одной из главных духовных основ общества...»


...С большим удовлетворением надо отметить, что сегодня на государственном уровне действуют реальные программы помощи нашим соотечественникам, создаются прецеденты защиты культурных и религиозных прав граждан России и даже православных граждан других государств. В этой области государство и Церковь активно сотрудничают...


...Думаю, что в этих действиях Российского государства кроется больше, чем отстаивание религиозных прав и свобод верующих. Мне видится, что это важный шаг на пути возвращения России к ее исторической роли покровительницы и защитницы Православных Церквей в странах, где православные верующие составляют религиозное меньшинство. В современных международных отношениях эта традиционная миссия нашей страны могла бы осуществляться и в Европе, и на Ближнем Востоке, может быть, еще на других континентах.
Для восстановления целостности исторического сознания нашего народа важно, что Российское государство ищет примирения с представителями эмиграции, оказавшимися за границей в результате Гражданской войны. До сих пор их ценности и идеалы во многом остаются непонятыми в России, не интегрированными в ее историческую память. А это значит, что многие люди, живущие вдали от Родины, чувствуют себя отчужденными от современной России, которая не знает их и не ценит их истории. А эмигранты, в свою очередь, мало знают и понимают нас. И в этой связи были очень символически важными такие действия российской власти, как предоставление, а скорее возвращение, российского гражданства некоторым видным представителям послереволюционной эмиграции, посещение памятных мест за границей первыми лицами государства, их встречи с эмиграцией.


Однако самым, может быть, важным шагом последних месяцев по примирению разрозненных общин русского мира стал наконец-то сдвинувшийся с мертвой точки процесс объединения Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Особенную миссию в этом процессе исполнил Президент России, лично передав главе Русской Зарубежной Церкви митрополиту Лавру приглашение от Святейшего Патриарха посетить Россию...


...Но для России русский мир - это не этническое понятие. Русский мир включает в себя и все народы, принадлежащие к другим религиям, но разделяющие одни ценности общественной жизни вместе с русским народом. Именно Россия, осознающая себя православной, способна поддерживать в единстве различные культуры. В течение веков Россия выработала механизм сосуществования различных культур и религий, которые принимают одни общественные ценности, но сохраняют свою религиозную самобытность. Даже тот факт, что, имея значительное мусульманское меньшинство, Россия может без внутреннего конфликта строить отношения с исламским миром, не противоречит ее православному сознанию, если при этом учитываются интересы православного большинства страны.

Мы являемся наследниками цивилизации, которая сохраняет и развивает лучшие духовные, философские, государственные и юридические идеи Греции, Рима, Византии


Предпринимая активные попытки консолидации русского мира, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье, Россия неизбежно подходит к проблеме взаимоотношений с православным миром, состоящим из представителей других этносов и наций...


...Сегодня не только страны православной традиции стали задумываться о месте и роли православной цивилизации в современном мире. Некоторые представители других цивилизаций нам говорят, что православный мир - это «мост» между западной и исламской цивилизациями. Однако совершенно очевидно и то, что православные страны и народы не могут быть только «мостом», но у них есть своя роль и свои потребности самореализации в окружающем мире. Мы являемся наследниками цивилизации, которая сохраняет и развивает лучшие духовные, философские, государственные и юридические идеи Греции, Рима, Византии. Православная цивилизация создала много государств. На протяжении веков она была притягательной для многочисленных народов, видевших в принятии ее ценностей приобщение к высшему источнику жизни, а также к богатому человеческому опыту. Образцом взаимоотношений между народами и государствами в православном мире был и остается идеал взаимного служения, а не доминирования одного народа над другим. Служение в международных отношениях означает использование тех даров, ресурсов и ценностей, которыми обладают по воле Божией православные народы, во имя общих целей и для братской помощи друг другу. В православном мире принцип служения и соработничества содействует реализации права любого народа на свободное самовыражение независимо от его численности и богатства.


XX век нанес сильный удар по этим идеалам православного мира. С установлением монополии государственно-атеистической идеологии в России и других странах Центральной и Восточной Европы во взаимоотношениях между православными странами произошли серьезные искажения. Идея служения сменилась идеей блока, основанного на общности идеологии и подчиненного одному центру. Произошли те неоднозначные события, которые до сих пор осложняют отношения православных народов и искажают образ России среди них. До сих пор еще можно, к сожалению, слышать рассуждения о том, что от России надо защищаться, выстраивать противовес ее якобы имперским устремлениям. Настало время перевернуть эту страницу и вернуться к исконным ценностям православной цивилизации, прежде всего, к идеи совместного служения общим ценностям...


...Участие России и европейских стран православной традиции в интеграционных процессах должно сопровождаться твердым желанием сохранить свою национальную самобытность.


...Думаю, что сегодня пришло время для систематических и серьезных инициатив по консолидации православного мира на всех направлениях. Будем надеяться, что начатый на Всемирном Русском Народном Соборе разговор приведет к появлению политических, общественных и культурных проектов в рамках православного мира, которые послужат как более тесному сближению наших народов, так и их плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству с другими нациями...


Публикуется с сокращениями

 

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

Да, гордость слепая, сама себя не видит. Гордость - изобретение дьявольское. Вот исчадие ее: гнев, клевета, раздражительность, лицемерие, ненависть, прекословие, непокорность; она крепко настаивает на своем мнении, трудно подчиняется другим, замечаний не терпит, а сама любит делать замечания другим, слова выбрасывает неосмысленно; она не имеет терпения, чужда любви, дерзка даже до нанесения оскорблений; стремление к власти; гордые очень страдают хульными помыслами.

 

Схиигумен Иоанн (Алексеев)

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[252]

3%
[147]

58%
[2197]

31%
[1172]

Всего проголосовало:
3768 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 3

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.