Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№6 (27) июнь

МИССИОНЕРСКАЯ СТРАНИЧКА 

 

ПРАВОСЛАВНАЯ ПАСХА В ШВЕЙЦАРСКИХ АЛЬПАХ

 

Наблюдения российского путешественника

 

Внутреннее убранство русского храма в ЦюрихеПролог

 

Когда Всеблагой Господь сотворил землю, Он решил каждой стране, каждому месту дать какой-нибудь необыкновенный дар. И вот Его великие ангелы облетали планету и щедро сеяли Божьи блага. Кому-то достались полезные ископаемые и богатство земных недр, кому-то - райский климат, кому-то - изобилие плодов земных...

 

Божий дар


И вот когда все было завершено "и был вечер, и было утро", оказалось, что одной маленькой далекой стране ничего не досталось. Она была так мала, что Божьи вестники ее просто не заметили.


Заплакала бедняжка и печально молвила к Всеблагому Творцу: "У всех стран земных есть чем гордиться и чем любоваться, а я совсем безвидна и пуста". Господь взглянул на нее и сказал: "За то, что ты оказалась последней в земных богатствах, будешь первой в земной красоте".


Так, согласно древней легенде, и появились великолепные горы, мощные ледники, стремительные реки, шумные водопады, чистейшие озера, заснеженные долины - неземная красота и притягательность Швейцарии, обычной страны с необычайной красотой.


Регент-десантник


В 1994 году по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла мне выдали билет в царство этой первозданной швейцарской природы с диковинными кактусами и эдельвейсами. Конечно, не ботаника явилась причиной моей командировки. В Швейцарию я поехал, чтобы петь о Воскресении Христовом!.. Нет, правда. Без пафоса. Именно за этим.


Дело в том, что в город Цюрих был назначен новый священник русской церкви игумен Венедикт (Кантерс). Отец Венедикт, человек с прекрасным богословским образованием, закончивший не только Духовную академию в России, но и Афинский университет, преподавал в то время Новый Завет в Смоленской духовной семинарии. Когда его командировали в Швейцарию, встал вопрос о церковном хоре: как за полгода до Пасхи "сколотить" поющий коллектив, наладить уставное богослужение, разучить репертуар?


А нужно сказать, что свои первые шаги в Православной Церкви я делал на церковном клиросе, где оказался: из чистого любопытства. Но это уже другая история. В конце концов, время, проведенное за разучиванием гласов и "обихода", не прошло напрасно. Опытный в церковной жизни читатель нашей газеты, наверное, знает, что самое главное, когда делаешь первые шаги на поприще церковного пения. Самое главное - смиряться самому, понимая, что своим "пением" смиряешь многих. И от этого взаимного терпения со временем Господь дает каждому желанное спасение. Клирошане наконец-то спасаются от очередного "медведя", а бывший "мишка" спасительно причисляется к высокому званию певчего.

Красоты Швейцарии
Итак, со временем Господь благоволил моему искреннему желанию запеть, и я запел, заголосил, а точнее, забасил. О, это поистине непередаваемое счастье, когда ты понимаешь, что можешь петь. Наверное, что-то подобное происходит с учеником первого класса школы искусств, когда он вдруг понимает, что в его рисунке лошадь узнают и другие. От непередаваемого счастья, что я могу узнаваемо петь церковные песнопения, я стал голосить повсюду. Пел гласы, покуда гладил штаны, пробовал возглашать прокимны, трясясь в пустом трамвае, соловьем тянул "Премудрость, прости", гуляя по лесу. Учась в семинарии, подучил и устав богослужения. И вот, когда встал вопрос о швейцарском хоре и грядущей Пасхе, я оказался на виду у отца Венедикта, который испросил благословения у митрополита Кирилла командировать меня в Швейцарию в качестве "регента-десантника".


Вехи истории


Как уже было сказано, Швейцария поражает разнообразием природного ландшафта. Несмотря на то, что это самое дорогое государство Европы, страна с третьим по величине золотым запасом, подлинное богатство Швейцарии - Альпы. Сорок семь величественных вершин, каждая выше 4000 метров над уровнем моря, составляют ее альпийскую диадему.


Любители восхитительных альпийских видов оценили Швейцарию по достоинству еще 3 тысячи лет тому назад. В V веке до Рождества Христова в юго-восточной части страны селятся кельты - а как же без них! И словно исторический рок: там, где поселился кельт, рано или поздно обязательно появится его заклятый враг римлянин. В I веке до Рождества Христова Швейцарию завоевывают и покоряют римляне. На смену римлянам в конце V века по Рождестве Христовом пришли франки. А в конце VI - начале VII веков почти на всей территории Швейцарии теми же кельтами, но уже принявшими христианство, распространяется Благая Весть - Евангелие Христово. В X веке на территории Швейцарии устанавливается власть Священной Римской империи. К этому времени здесь уже сформировалось несколько графств, церковных княжеств, сельских общин (кантонов) и городских республик.


Но закон накопления первичного капитала немногим отличался от того, что мы видим в наши дни. Его формула проста: чем крупнее хищник, тем больше его добыча. И вот самыми крупными землевладельцами становятся графы Габсбурги. Они стремятся полностью подчинить себе лесные кантоны Швиц, Ури и Унтервальден. Чтобы отстоять свою независимость, в 1291 году кантоны заключают между собой "Вечный союз" и на вершине горы Рутли дают клятву быть "Единой нацией братьев". Теперь этот день (1 августа) отмечается в Швейцарии как национальный праздник - День основания Конфедерации.


Легенда о Вильгельме Телле


Но, как известно, свобода дается непросто. Зарождающейся Швейцарии прошлось бороться против иностранной оккупации. Ярче всех об этом эпизоде из истории страны нам поведает кенигсбержец Фридрих Шиллер. В своей драме он рассказывает о знаменитом Вильгельме Телле - символе швейцарского сопротивления. Согласно легенде, он отказался кланяться шляпе австрийского наместника, после чего строптивца заставили стрелять в яблоко, лежащее на голове его собственного сына Вальтера.


В эпоху Средневековья подозреваемого частенько подвергали подобным испытаниям: люди верили, что если он виновен, то должен пострадать, а если правда на его стороне, все обойдется. Однако удачный исход стрельбы нисколько не смутил австрийского наместника. Вильгельма Телля заключили под стражу, а затем решили переправить куда-нибудь с глаз долой. Когда арестанта перевозили на лодке через озеро, разыгрался шторм. Команда была в панике: на судне не оказалось опытного рулевого. И тогда Телль заявил, что он не только метко стреляет из лука, но и умело держит штурвал. Гребцы развязали его путы, и он искусно направил лодку к берегу. А далее все было как в заправском боевике. Когда лодка проходила мимо скалистого уступа, Телль выпрыгнул из нее и был таков. Вскоре после этого он нашел чиновника, по приказу которого стрелял в яблоко на голове собственного сына, и уж на это раз также не промахнулся.


Красивая легенда, не правда ли? Но упаси вас Боже сказать швейцарцу, что это просто байки немецкого поэта. Местные жители настолько обожают Телля, что верят всем россказням о нем. Когда в XVI веке появились публикации, развенчивающие подлинность этих историй, общественности такие откровения не понравились. Все книги, в которых истории о Телле сопоставлялись с аналогичными сюжетами у датчан, исландцев и немцев, публично сровняли с землей, сожгли. Конечно же, настырные историки продолжали бороться с народным любимцем. В середине XIX века авторитетные эксперты на всю Швейцарию заявили, что как реальный человек Телль никогда не существовал. Однако это нисколько не убедило обывателей. Даже сегодня большинство швейцарцев не желают мириться с фактом, что Вильгельм Телль - всего лишь миф. Для них герой навсегда останется реальным человеком, героическим отцом швейцарской независимости.


Первым делом, первым делом...


Что нужно делать регенту первым делом, если он хочет найти певчих? Правильно, запеть самому! Вот так и вышло. Первые службы мы с отцом Венедиктом провели вдвоем. Он возглашал ектеньи, а я пел в одну линеечку. Храм был оборудован в полуподвальном помещении. Нельзя сказать, что он был велик, но, тем не менее, вмещал всех молящихся. Картонный иконостас, фотографии-иконы, скромная и самая необходимая утварь. Но зато какое счастье знать, что, несмотря на отсутствие роскоши и блеска, в этих стенах живет Царь Вселенной, Господь Вседержитель! Каждая Литургия проходила как-то особенно, по-домашнему: священник, богомольцы и хор стояли весьма близко друг к другу, плечом к плечу, чувствуя общее молитвенное дыхание. Прихожане были в основном русские - "новые" и очень-очень старые. Одни приехали за лучшей жизнью в девяностые, другие лишились Родины в роковые двадцатые.


По мере нашей литургической жизни певческий состав стал пополняться первыми рекрутами. Совершенно неожиданно нашей певчей братии прибыло из швейцарского полка. Первым был юноша лет девятнадцати, с тоненькой длинной косичкой на бритом затылке, серьгою в ухе и значком с изображением Карла Маркса на лацкане хипповского пиджака. Кажется, паренька звали Свен. Как он утверждал, любовь к России началась с Интернационала - идеи всеобщего равенства и справедливости. Швейцарский отрок сочетал в себе романтику неомарксизма и "русскую веру".

Тот самый сенбернар
Наверное, легко любить Фиделя Кастро, не живя на Кубе, восхищаться китайским коммунизмом вдали от Пекина и носиться с идеями марксизма в благополучной Европе. Не берусь судить, чем для Свена была наша церковь, очередным "приколом" или искренним поиском, но со словами "Пришедшего ко мне не изженю вон" отец Венедикт благословил его попробовать себя в церковном хоре.


Так или иначе, паренек ходил на все спевки и не пропускал ни одной службы. Вскоре оказалось, что он великолепно читает по-церковнославянски, без ошибок и даже явного акцента, при этом ни йоты не понимая из прочитанного. Он стал лучшим чтецом и неплохо пел. Вскоре к нашему поющему интернационалу присоединилась еще одна "местная" пара. Это были швейцарцы - муж и жена, также не понимающие смысла славянских молитв, но от всей души исполнявшие песнопения на этом языке. Иногда даже казалось, что, несмотря на глухоту для них церковнославянских текстов, они лучше многих русских чувствовали их смысл. Через пять месяцев служб и репетиций мы полноценным составом готовились встречать светлое Христово Воскресение 1994 года.


Альпийское единство в разнообразии


Коль речь зашла о языках, то стоит сказать пару слов о том, на каком, а точнее, на каких языках говорят сами швейцарцы. Государственным языком Швейцарии является немецкий. Он считается вторым по количеству носителей в индоевропейской семье, десятым в мире и пятым в глобальной сети Интернет. Каждая девятая книга на планете издается по-немецки, а по количеству переводимой на него литературы он занимает первое место. 110 миллионов жителей в Германии, Австрии, Лихтенштейне, Бельгии, Люксембурге и, конечно же, Швейцарии общаются на этом языке каждый день.


Но страна объединенных кантонов говорит еще как минимум на двух языках - французском и итальянском. Если вы знаете хоть один из этих языков, вы можете смело путешествовать по всей Швейцарии за исключением одного места - самого отдаленного от Женевы кантона Граубюндене. Тамошние газеты, радио, вывески и указатели будут доступны вам только отчасти. Дело в том, что в Швейцарии есть еще и четвертый язык - ретороманский. На нем говорят всего 50 тысяч человек на всей планете, большая часть которых проживает в горах Швейцарии. Язык этот берет свое начало от завоевателей альпийского края - древних римлян. Миграции народов на протяжении веков не сильно повлияли на этот чудом уцелевший с давних времен реликт. Швейцарская латынь, конечно же, потеряла чистоту языка Вергилия и Цицерона, превратившись в так называемую "латынь вульгарную", и все же в Граубюндене шутят, что, если бы один из легионеров Цезаря чудом ожил и попросил бы в киоске свежую газету или поинтересовался счетом последнего футбольного матча, его бы поняли.


Реформация по-швейцарски


В религиозном отношении Швейцария столь же разнообразна, как и в отношении языка и ландшафта. В Швейцарии проживают более семи миллионов жителей. Из них около 48 % - католики, 46 % - протестанты, 6 % исповедуют другие религии. Как мы видим, сегодня в Швейцарии наблюдается баланс между католиками и протестантами. Но так было не всегда. Католическая церковь, к которой принадлежал уже упоминаемый нами род Габсбургов, была доминирующей деноминацией до середины XVI века, когда в Швейцарии появляется движение Реформации. С XVI века Швейцария становится центром распространения кальвинизма. Но настоящее развитие Реформации здесь связано с деятельностью Ульриха Цвингли.


Он родился 1 января 1484 года в швей-царской семье и был третьим из восьми сыновей. Свое начальное образование Цвингли получил под руководством своего дяди-священника, там же он посещал католическую школу святого Феодора. Окончив ее, Цвингли отправился в Берн, где в это время преподавал известный швейцарский гуманист Шулер, затем продолжил обучение в знаменитом Базельском университете. В 1506 году он получил степень магистра богословия и вскоре после этого принял сан католического священника.


В 1520-е годы начался постепенный поворот Цвингли в сторону Реформации.


В 1522 году он произнес речь в поддержку горожан, нарушивших пост. Помимо защиты согрешивших сограждан, Цвингли в своем выступлении потребовал отмены целибата для духовенства, обрушился на культ святых и провозгласил независимость верующих от Римского престола. В 1523 году были опубликованы "67 тезисов" Цвингли, содержащие основные пункты нового учения, а через несколько месяцев в печати появилось "Изложение и обоснование 67 тезисов" на немецком языке. Тезисы Цвингли вызвали огромный резонанс в городе.

Игумен Венедикт (Кантерс), прихожанка  и певчий храма Игорь Петровский
Он считал, что Причастие является лишь воспоминанием о жертве Христа, и отрицал реальность пресуществления Даров в Евхаристии. Цвингли развил активную политическую деятельность по созданию в Швейцарии союза протестантских кантонов, который смог бы противостоять католическим "лесным" кантонам. И первая протестантско-католическая война завершилась победой реформаторов. Однако во втором столкновении, 11 октября 1531 года, войско оказавшегося в изоляции Цюриха не смогло противостоять сводному ополчению католических кантонов и потерпело поражение. Цвингли, принимавший участие в сражении, был убит. После смерти Цвингли позиции его учения были несколько ослаблены, но благодаря стараниям Генриха Булингера цвинглианство вновь восстановило свое прежнее влияние в Цюрихе.


Папская гвардия


Однако справедливости ради стоит сказать, что Швейцария не только нанесла ощутимый урон Римскому престолу, но и однажды спасла само его существование.


Ровно 500 лет тому назад, в 1506 году, швейцарское ополчение спасло жизнь папе Юлию II. С тех пор Швейцария - единственная в мире страна, поставляющая наемников для гвардии Ватикана, насчитывающей всего 100 человек: 70 рядовых гвардейцев, 25 унтер-офицеров, 4 офицера и 1 капеллана. После военной реформы, проведенной Папой Римским Павлом VI в 1970 году, швейцарская гвардия осталась единственным вооруженным подразделением Ватикана, сохранившим военные функции. На сегодняшний день новобранец должен быть правоверным католиком, иметь швейцарское гражданство и рост не ниже 174 сантиметров. Швейцарские гвардейцы стоят на посту у ватиканских ворот в старинных желто-сине-красных костюмах, созданных еще по эскизам Микеланджело. Их вооружение по-прежнему - средневековые алебарды и шпаги, хотя под полами костюмов, как утверждают, гвардейцы прячут и пистолеты.


И хотя в лике католических святых прославлен только один швейцарец, преподобный Николаус, который после активной политической деятельности двадцать лет жил в посте и молитвах, протестантская Швейцария все же заняла свое достойное место в истории Католической Церкви.


Религиозные войны отшумели, так и не подорвав единство нации, и нынешние швейцарцы бережно хранят это единство при кажущемся религиозном разнообразии.


Суворовский поход


Надо сказать, что при такой своеобразной религиозной истории Православие в Швейцарии также вызывает неподдельный интерес среди местных жителей. Это было видно по нашему приходу. Со временем швейцарцы стали все чаще и чаще заходить на наши службы. И, как выяснилось позже, для большинства из них русская церковь и Россия ассоциировалась с именем великого русского полководца Суворова.
Речь идет о знаменитом переходе Суворова через Альпы в 1799 году. В те далекие времена Россия в составе коалиции вела войну с Францией. Армия Суворова уже заняла северную Италию и двигалась в Швейцарию, где находились союзнические австрийские войска и куда был направлен корпус русского генерала Римского-Корсакова. К сожалению, это был не гениальный стратегический замысел, а результат антирусской интриги правящих кругов Англии и Австрии. Суворов со своими победами в Италии был опасен даже союзникам. И они решили: пусть русский фельдмаршал в одиночку штурмует хорошо подготовленные позиции французских генералов. Расчет был сделан на то, что, скорее всего, знаменитый полководец со своей армией надорвется и выйдет из игры.


Но не тут-то было. В битве у "Чертова моста" Бог послал помощь православному воинству. Сейчас на этом месте в углублении скалы высечен двенадцатиметровый крест, под ним огромными бронзовыми буквами сделана надпись на русском языке: "Доблестным сподвижникам генералиссимуса фельдмаршала графа Суворова-Рымникского, князя Италийского, погибшим при переходе через Альпы в 1799 году". А недалеко от этого места, в городе Андерматт, до сих пор сохранился дом, где находилась ставка Суворова. В нем все напоминает о причудах полководца, даже квадратные отверстия в полу - чтобы было легче звать наверх тех, кто жил внизу. Суворову это было удобно: этажом ниже размещались комнаты дежурных адъютантов, и при необходимости фельдмаршал звал их через эту дыру.

Переход Суворова через Альпы
Мохнатые спасатели


И, наверное, рассказ о Швейцарии будет неполным, если не упомянуть о самых известных четвероногих обитателях альпийских склонов - сенбернарах. Пожалуй, это самые христианские собаки на всем белом свете, и не только по происхождению, но и по роду своей службы.
Перевал Святого Бернарда - стратегически важный пункт, поэтому еще со времен Древнего Рима здесь находились военные укрепления. В Х веке перевал был захвачен мусульманами, но вскоре местные жители изгнали незваных гостей. Эту кампанию возглавил священник Бернар из Ментоны, впоследствии основавший на перевале монастырскую обитель. Именно здесь в XIII веке и были выведены сенбернары.
Перевал, расположенный на высоте 2469 метров, всегда был одним из труднейших и опаснейших мест для путника в Альпах. Человек должен был обладать немалой физической выносливостью, чтобы по плохим дорогам подняться на громадную высоту и выдержать все тяготы пути. Выведенные в монастыре собаки обладали превосходным чутьем и безошибочно отыскивали попавших в беду путников даже под метровым слоем снега. Отыскав замерзающего, они раскапывали вокруг него снег и ложились рядом, чтобы согревать беднягу своим телом. Если пострадавший мог двигаться, собаки поворачивались к нему так, чтобы человек мог выпить ром из маленького бочонка, привязанного к их груди. С XIX века собака приносила также медикаменты, а в наши дни - яркий фал, чтобы пострадавший мог обозначить себя на белом снегу, и даже сигнальные ракеты.


У сенбернаров славный послужной список. Они спасли более двух тысяч погибавших путников. Самый знаменитый в этих краях пес по клички Барри спас жизнь сорока человек. Как про него говорят местные иноки, он верой и правдой отстоял на этом перевале свою монашескую вахту. До сих пор зимой в особо сильные бураны, когда завывают ледяные ветры, занося монастырь снегом, ни один сенбернар не спит спокойно. Могучий инстинкт спасателей будоражит их кровь, гонит их на поиски, на помощь людям.


Пасхальный возглас с легким акцентом


Наверное, самое важное, что звучит в службе Воскресения Господня, заключается в тех слова, которые дошли к нам из IV столетия. Пасхальное слово святителя Иоанна Златоустого возглашает нам ту радость, что собирает вокруг себя пришедших в первый и последний час, постившихся и не постившихся, достойных радости Господней и смиренно уповающих на Его милость. Всех призывает Господь, по словам святителя, войти в радость величайшего праздника Воскресения Христова.


Пасха в Цюрихе 1994 года собрала под своды русского храма все волны нашей эмиграции, заправских прихожан и людей, делающих свои первые церковные шаги, швейцарцев и русских. Хор пел слаженно, и в чтецах дефицита не было. Все церковное собрание едиными устами и единым сердцем, на чистом русском языке и с характерным швейцарским акцентом, возглашало торжественное: "Христос Воскресе! Воистину Воскресе!" Пасха 1994 года стала настоящим возрождением православной жизни в Цюрихе. Община крепла, пополнялась все новыми и новыми прихожанами, которые, слово мотыльки, слетались на огонек нашего русского прихода. И можно было видеть, как премудро Святой Дух созидает из различных судеб и удивительных характеров единое тело Христовой Церкви.


Вместо послесловия


В завершение этих строк не могу не обратится к тебе, уважаемый читатель, с просьбой о молитве за замечательного священника нашего швейцарского прихода игумена Венедикта, который несколько лет назад скоропостижно скончался и похоронен в родном Санкт-Петербурге. Собственно, и весь этот рассказ я посвящаю его светлой памяти, твердо веря в обетование Спасителя, что у Бога нет мертвых, но все живы. Ибо Христос Воскресе и жизнь царствует вовеки!

 

Игорь Петровский

Извольте законом иметь: всякое дело Богу посвящать в самом его зародыше, к Богу обращать его во время производства его и у Бога просить сил на совершение его; потом кончивши и благодарение Ему же воздать за то... каясь, если что протолклось покривившее дело, - или представляющее его пред очами Божиими в чем-либо недостаточным. Действуя так, вы наконец, сим трудовым путем достигнете того, чего достигают от всего отрешающиеся пустынники. А если не будете, то останетесь на одной степени с иудеями не теперешними, а древними, кои жили по предписанной им норме.

 

Св. Феофан Затворник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2142]

16%
[492]

Всего проголосовало:
3025 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 2

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.