Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№6 (63) июнь

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВАЖНОМ 

 

Дар времени

 

Пытаясь вырваться из оков земного времени, отвлечься от земной суеты, человек подчас прибегает к Богу, обращаясь к Которому он способен испытывать состояние удивительной свободы и неподдельного чувства безвременья и полноты жизни.

 

Восприятие времени

От того, какое значение человек придает времени, насколько оно им осмыслено, во многом зависит его поведение и мировосприятие. Нынешнее время в связи с чрезвычайной информационной насыщенностью вынуждает человека постоянно торопиться, куда-то мчаться, зачем-то нестись. В результате этой безудержной гонки и спешки подчас теряется все: Бог, семья, окружающие нас люди и т.д. Современный мир во многом утратил полноту восприятия времени как отображения вечности. Для чего Бог создал земное время? Не ограничивает ли оно человека? Можно ли использовать время в целях своего личного спасения и как это правильно сделать?

Истоки времени

Как известно, Библия начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1:1). В философских сочинениях святых отцов Церкви часто встречается объяснение выражения «в начале» в том смысле, что Бог творит мир из ничего, из небытия, тем самым давая начало и времени. Таким образом, время сотворено вместе с окружающим нас миром. До того, как был сотворен мир, времени не существовало, и время не может существовать вне сотворенного мира.

Очень часто в своей жизни многие люди задавались вопросом: что было до сотворения мира? Кто создал Бога и что было до Его появления? Такие и подобные вопросы изначально лишены своего смысла, потому что мы рождены и живем в сотворенном мире и времени, следовательно, мы не можем представить себе, как может Кто-то существовать вечно вне времени и пространства, вне которого есть только вечность. А вечность, по слову святителя Григория Богослова, «не есть ни время, ни часть времени, потому что она неизмерима». Важно помнить, что наш «земной» разум весьма ограничен в познании. В конце концов, мы же не можем представить, измерить и вместить в свой разум бесконечную величину!

Время и вечность в Церкви

А вот Церковь, которая являет собой единство верующих людей во Христе, живет и во времени, и в вечности. Встреча человека с Богом посредством личной и общецерковной молитвы и жизни по Евангельским заповедям позволяют нам приостановить, вернее сказать, преобразить или по-новому пережить в своем внутреннем опыте непрекращающийся ход земного времени, так как в молитве и Таинствах Церкви верующий человек соприкасается с вечностью. Ведь вечность — это, можно сказать, полнота жизни, жизни с Богом и в Боге, единение с Ним.

Опыт приобщения к вечности лежит и в основе церковного календаря и богослужений. В масштабе года Церковь вспоминает и переживает всю историю создания мира и человека. В годовом круге церковных праздников перед нами проходит жизнь Христа от Его Рождества до Распятия и Воскресения, жизнь Божией Матери — от Ее Зачатия до Успения, жизнь всех прославленных Церковью святых. Преображая пространство и время, праздники Православной Церкви соединяют нас с Вечной Жизнью, которая с воплощением и искупительным подвигом Спасителя стала для человека открытой и доступной. Ведь назначение церковного праздника заключается не столько в воспоминании некогда случившегося исторического факта из жизни Церкви, сколько в сегодняшней актуализации события, происшедшего некогда во времени, и в приобщении нас к той духовной реальности, которая имеет вневременное, непреходящее значение для всех нас. На Рождество мы слышим в церкви: «Днесь Христос рождается в Вифлееме», на Богоявление — «Днесь освящается вод естество», на Пасху — «Днесь Христос, смерть поправ… воскресе от гроба».

И Господь не раз обращал внимание слушающих Его людей на настоящий момент жизни: «Итак, не заботьтесь (не терзайтесь) о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф 6:34). Если вне Церкви люди часто живут воспоминаниями об уже утраченном времени или надеждами на еще не наступившее будущее, то в Церкви они призываются жить непрестанным «днесь», то есть реальным, «сегодняшним» и ежедневным приобщением к Богу.

Храм — место встречи с вечностью

Для нас всегда есть только настоящее, которое, однако, по своей природе весьма быстротекуще

Нередко храмы, в которых проходят церковные службы, называют островками неба на земле. Все мы помним рассказ послов святого князя Владимира о посещении ими Софийского храма в Константинополе: «Мы не знали, на небе мы или на земле». За Божественной литургией происходит встреча земного, астрономического времени с божественной вечностью. Далее в продолжение своего рассказа послы говорят: «Мы не можем описать это тебе, но одно только мы знаем точно, что Бог живет там среди людей. Мы не можем забыть эту красоту». Эта неземная, духовная красота заключена в ощущении невидимого присутствия сонма святых и незримой красоты Царства Божьего (духовного мира). Это сложно передать на словах, но уже более двух тысяч лет является достоянием внутреннего опыта христиан.

Быть может, каждому, кому приходилось быть на службе или в пустом храме, доводилось чувствовать это соприкосновение с иным миром. Особенно это ощущается в святую пасхальную ночь и в пасхальные дни.

Святой Иоанн Кронштадский, который служил Божественную литургию ежедневно, говорил: «Входя в церковь, вы входите как бы в особенный какой-то мир, непохожий на видимый… В мире вы видите и слышите все земное, преходящее, хрупкое, тленное, грешное… В храме вы видите и слышите небесное, непреходящее, вечное, святое… Храм — преддверие неба и рая».

Интересно отметить следующий факт. На многих православных колокольнях, а также протестантских и католических кирхах и костелах можно увидеть часы. Эти часы служат не только для того, чтобы человек мог знать и сверять время, не только для того, чтобы не опаздывать на службу; одно из их главных предназначений — помочь задуматься о скоротечности времени, о том, как мало осталось у нас времени, данного нам Богом для самопознания, покаяния, исправления и добрых дел. А как расходуем драгоценное время мы, современные люди?..

Выходя из храма, каждый христианин призван жить именно во времени. Текущее время делится на три категории: прошедшее, настоящее и будущее. Прошедшего времени для нас уже нет, будущего — еще нет. Для нас всегда есть только настоящее, которое, однако, по своей природе весьма быстротекуще. Ведь то, что только что было для нас настоящим, в следующий момент уже становится достоянием истории.

Человек и время

Некоторые христиане утверждают, что раз Царство Божие «не от мира сего», то время «мира сего» вообще не представляет религиозного интереса и что духовная жизнь состоит в уходе из него. Это ошибка. Ведь время, сотворенное Богом, имеет смысл, а значит, может принести человеку реальную пользу. Сам Господь не пренебрегал временем, совершая действия в нем и тем самым наполняя время новым смыслом. Для христианина время есть момент подготовки и ожидания встречи с Богом и служения Ему — именно в этом случае время наполняется смыслом. Таким образом, время служит человеку для подготовки ко встрече с вечностью.

Для того чтобы время было использовано с пользой для спасения души, нужно предельно бережно относиться к каждому мигу нашей временной жизни. Зачастую мы живем так, словно настоящего нет, переходя из прошлого в будущее. А настоящее — это то мгновение, которое проживается в процессе перехода между прошлым и будущем. Это такой момент, когда ты полностью, всем своим естеством находишься в данной ситуации. Например, в момент опасности, сильного волнения, переживания тебя уже не интересует прошлое и будущее, потому что нужно действовать сейчас, немедленно. Ситуация требует быть полностью в настоящем времени, чтобы вся энергия, все существо действовало в данный момент.

Однажды все земное удивительно преобразится, в том числе простран­ство и время

По словам митрополита Сурожского Антония, наша постоянная ошибка заключается в том, что мы не принимаем всерьез данный, протекающий момент нашей жизни, что мы живем прошлым или будущим, что мы все ждем какого-то особенного часа, совершенно не замечая настоящего, в котором находимся мы и окружающие нас люди. Это настоящее есть реальная жизнь, где постоянно, ежедневно, ежечасно Бог посылает нам людей, обстоятельства, дела, с которых должно начаться наше возрождение, а мы оставляем их без внимания и этим ежечасно противимся воле Божией о себе.

Действительно, как часто в погоне за своими целями, выгодами, планами, лежащими в перспективе будущего, мы не замечаем окружающих нас людей, близких, родных, детей — и себя в том числе. В этой личной погоне мы теряем всех и все, что дает нам Бог. Вместо того чтобы жить этой реальной, полноценной духовно-нравственной жизнью, тем самым приобщаясь к Богу, мы как бы блуждаем по пространству и времени.

В своих беседах митрополит Антоний Сурожский говорил: «Если вы научитесь в течение пяти минут быть совершенно в настоящем времени, ни впереди, ни позади, и нигде, а тут, вы познаете, что такое быть». И этому нужно учиться.

Итоги…

И все же, как ни много значит время для нас, еще живущих на земле, мы призваны помнить пророчество из Откровения Иоанна Богослова о том, что в финале истории времени больше не будет (Откр 10:6). Толкователи понимают это место в том смысле, что прекратится обычное круговращение стихийного мира и не будет времени, измеряемого солнцем, а наступит вечность. Церковь верит в то, что однажды все земное удивительно преобразится, в том числе пространство и время. Останется только вечная жизнь в Боге и с Богом (1 Кор 15:28). И память об этом пророчестве призывает нас ставить во главу угла именно духовную жизнь — путь, по которому мы идем навстречу Воскресшему Спасителю.

Таким образом, земная жизнь — это испытание человека перед вечностью, его самопознание и возможность утверждения личности в выборе между добром и злом. Поэтому смысл земного бытия заключается вовсе не в стяжании материальных благ и достижений каких-то собственных или семейных целей, а в спасении своей души, суть которого состоит в возвращении нашего падшего естества к тому состоянию, ради которого оно было создано, — к полноте единения с Богом, или обожению. Именно в этом состоянии полноты жизни человек сподобляется вечности, которая изначально уготована нам нашим Небесным Отцом.

 

Диакон Константин Киосев

Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков! Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои — бездна великая!

 

34:28
Псалтирь

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2145]

16%
[495]

Всего проголосовало:
3031 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 6

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.