Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№5 (62) май

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВАЖНОМ 

 

Переход в вечность

 

Рано или поздно, но каждый из нас столкнется с тем, о чем в жизни мы часто предпочитаем не задумываться, с тем, что неверующего человека страшит, пугает и даже приводит в трепет. Смерть, так же как и рождение, есть главное событие в жизни человека.

 

Отношение к смерти в разные исторические эпохи

Вопрос смерти актуален во все времена. О смерти говорит любая религия и множество различных философских школ. В дохристианскую эпоху буквально все мировоззрение древних людей было пронизано мыслью о загробном мире. Например, египтяне верили в бытие после смерти, воплощая эту веру в строительстве пирамид и бальзамировании усопших. Представители зороастризма, персидской религии, верили в то, что все мертвые однажды воскреснут и будут судимы: каждая душа должна будет пройти по Мосту отбора, ведущему на небеса, и те, кто упадут с моста, будут ввергнуты в ад и т.д.

Философы также не избегали этого вопроса, начиная с Сократа, утверждавшего, что философия — это «забота о смерти». Платон считал, что истинные философы всегда желают смерти и размышляют о ней. Цицерон верил в посмертную жизнь и считал ее единственной истинной жизнью. Марк Аврелий говорил: «Наиболее совершенный образ мыслей — считать каждый день, который ты провожаешь, последним, без страха и притворства».

Но в действительности язычники чаще боялись смерти и поэтому при погребении умерших рвали на себе волосы, били себя в грудь, бичевали себя и т.п.

В религии Ветхого Завета для иудеев смерть была бездной, куда не проникает даже взгляд Бога. Здесь, на земле, можно говорить с Богом, после смерти это невозможно. Вообще о посмертной участи человека авторы Ветхого Завета говорят очень мало. Земные судьбы Израиля и так были не слишком счастливы, и если бы люди узнали о том, что после смерти каждый человек — и даже праведный — попадает в мрачное место (иудеи называли это место «шеол»), то, скорее всего, иудеи вообще впали бы в отчаяние. Но надежда на всеобщее воскресение была жива у праведных людей, которые получали от Бога откровения и пророчествовали о воскресении из мертвых: «Я — Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших. И вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей…» (Иезекииль 37:1—14); «Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: побеждена смерть победою» (Исайя 25:8); «Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?» (Осия 13:14).

Христианское учение о смерти

Христианство привнесло в мир совершенно иное отношение к смерти. Говоря о смерти, христианское мировоззрение различает два этимологически разных понятия. В греческом языке есть слово θάνατος, означающее полную смерть, смерть духовную, которая начинается еще в живых телах. Люди, которые сознательно отвергают Добро и Любовь, разве уже не отдали себя в руки смерти? Недаром русское слово «смерть» созвучно другому — «смердеть».

Другая сторона таинства смерти отражается в греческом слове κοιμησις — «успение» (рус. «сон, засыпание»). Это именно та смерть, которая связана с прекращением биологической деятельности организма и отделением души от тела. В христианском понимании успение — это кратковременный быстротекущий сон, который рано или поздно прекращается во всеобщем воскресении мертвых.

Смерть не есть Богом установленная норма

Апостол Павел говорил, что когда земной наш дом, эта хижина («палатка», как он ее называл), разрушится, то мы имеем от Бога жилище на Небесах, дом нерукотворенный, вечный (2 Кор 5:1). Утверждение о бессмертии души человека является одной из основных истин христианства. «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк 20:38).

Смерть не есть Богом установленная норма, а скорее уклонение от нее и величайшая трагедия. Книга Бытия повествует нам, что смерть вторглась в нашу природу вследствие нарушения первыми людьми Божией заповеди. В мир вошел грех. Неумолимая смерть вторглась в мир, в корне изменив нашу жизнь и прервав путь к вечной и нетленной жизни.

Обычно, когда мы говорим «смерть», мы имеем в виду отделение души от тела. Но эта смерть есть последствие духовной смерти — об этом нам красноречиво повествует библейская Книга Бытие. Духовная же смерть — это отделение нашей души от источника всех благ и самой жизни, от Бога. Человек утратил благодать, живую связь с Богом. Помрачился его разум: Адам надеется спрятаться от Всевидящего Бога за деревом. Воля человека все легче склоняется ко злу, чем к добру — всем нам гораздо легче совершить зло, чем добро. Приходят болезни, скорби, труды. Человек изгнан из рая, теряет власть над животными. И, наконец, умирает. С тех пор, согласно определению Божию, каждому человеку назначено однажды умереть (Евр 9:27). Телесная смерть стала для человека чем-то естественным и как бы даже необходимым, чтобы человеческая природа не закостенела в грехах и страстности.

Что происходит с душой после смерти?

Согласно церковному преданию, в первые три дня душа умершего присутствует на земле, посещает памятные для нее места и людей (как бы прощаясь с ними), участвует в молитве во время отпевания, совершаемого за нее в храме. Если в эти дни душа находится в плену у времени и пространства, хотя и вне их, то на третий день она выходит за пределы видимого мира.

Однако здесь ее ждут испытания, называемые в православной традиции «мытарствами», когда душа испытывается с добродетелями, а затем и со страстями. И в зависимости от того, что душа выбирает по своему внутреннему настроению и тяготению, она и узнает о месте своего временного пребывания до Страшного суда. Согласно церковному преданию, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, а души грешников попадают в руки демонов — там они пребывают до Страшного суда, где произойдет окончательно разделение на спасенных и осужденных.

Согласно Священному Писанию, целью пришествия в мир Сына Божия было вернуть человеку, состоящему из души и тела, утраченную им блаженную вечную жизнь в единении с Богом. Восстановление единства души с телом должно осуществиться для всех людей одновременно при всеобщем воскресении из мертвых. Это произойдет при Втором пришествии Спасителя, когда по Его всемогущему слову душа каждого человека вернется в свое восстановленное, обновленное и нетленное тело, приспособленное для новых условий бытия.

После всеобщего воскресения мертвых, когда восстановится единство души и тела, произойдет событие, во время которого окончательно определится судьба каждого человека, — Страшный (справедливый) суд. Это связано с тем, что окончательно ответ за свою земную жизнь человеческая душа должна дать вместе с тем телом, в котором жила. Если при жизни человек постоянно стоит перед выбором между добром и злом и в его душе устанавливается то рай, то ад, то после Страшного суда только одно из этих состояний станет для каждого вечным местом пребывания и содержанием вечной жизни.

Отношение к смерти в современной культуре

Память о смерти — это необходимое условие настоящей духовной жизни

По словам диакона Андрея Кураева, одно из самых разительных отличий современной культуры от культуры христианской — в неумении умирать. Ушла культура старения, культура умирания. Человек подходит к порогу смерти, не столько стараясь всмотреться за его черту, сколько без конца оборачиваясь назад и с ужасом вычисляя всё увеличивающееся расстояние от поры своей молодости. Человек живет прошлым, не думая о том, что ему предстоит в самом ближайшем будущем. Ч. Айтматов в «Буранном полустанке» говорит: «Народ, который не умеет умирать, не умеет и жить». О. Мандельштам часто повторял, что в смерти есть торжество и что «когда б не смерть, так никогда бы мне не узнать, что я живу».

Трудные вопросы

Среди многих людей, в том числе и верующих, проявляется недоверие и малодушие по отношению к Божьему Промыслу, в частности, когда случай касается смерти ребенка. Что сказать матери, потерявшей малыша? Вряд ли надо говорить, что "ему сейчас хорошо" — как может мама согласиться, что ее чаду хорошо — без нее. Вот, как на это ответил один из священнослужителей Православной Церкви: — «Он сейчас — на ступень ближе к вечной жизни, чем вы сами — но есть реальность, в которой живем мы все, и взрослые, и дети. Разлука тяжела — но она не вечна. Если вы любите свое дитя — то все равно будете с ним, ведь любовь притягивает. Если вы хотите быть вместе с ребенком — а он — у Бога, — то Бога вам не миновать. Употребите жизнь не только на то, чтобы горевать об утрате — но и на то, чтобы измениться самой, войти в эту вечную жизнь и тоже быть с Богом. Только возле Него вы встретитесь со своим чадом».

Память о смерти

Каково же христианское отношение к смерти? — Помнить о смерти и о переходе в вечную жизнь. Сам Христос неоднократно напоминает нам о памяти смертной: «Бодрствуйте и молитесь… потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф 26:41; 24:42).

Для верующего человека память о смерти — это необходимое условие настоящей духовной жизни. Взгляд на жизнь сквозь призму смерти и перехода в вечность придает особый привкус ответственности каждой мысли, слову, поступку — и потому, что именно этот момент может стать последним в нашей жизни, и потому, что за каждое слово и дело придется держать ответ перед Богом. Поэтому память о вечности побуждает к борьбе с грехом.

Все мы знаем верную поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». А ведь жизнь будущая есть прямое продолжение жизни земной. Если человек всю жизнь взращивал в себе семена любви и добра, всерьез относился к своей душе, не прорастут ли эти семена в блаженной вечности? Если же нес разрушение себе и окружающему людям, раной за раной уязвлял свою душу, а грязь из нее, неухоженной и заросшей, выплескивал наружу, не смертный ли распад завершит его прижизненное затухание?

Православная Церковь свидетельствует о том, что после Воскресения Христова для каждого истинного христианина смерть — уже не тупик, а дверь в Вечность, ибо и по сей день в Пасхальные дни особо звучат слова Господа «Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин 11:23—25). Каждый христианин, который захотел и сумел в этой жизни быть с Богом, наследует блаженную вечную жизнь. Если до Христа смерть низводила в ад, то теперь она препровождает ко Христу — к вечной радости и полноте жизни. С Воскресением Христа смерть принимает для человека особый смысл — как таинство, которого нельзя избежать, но которое ведет к совоскресению с Господом и к вечной жизни с Богом.

 

Диакон Константин Киосев

Совершенная любовь изгоняет страх.

 

2:15-17
1-е Иоанна

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2145]

16%
[495]

Всего проголосовало:
3031 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 4

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.