Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№4 (61) апрель

ПРИХОДЫ ОБЛАСТИ 

 

ИСПЫТАНИЯ ЗАКАЛИЛИ ХАРАКТЕР

 

 

Пролог

Как становятся священниками? Универсального рецепта нет и, наверное, быть не может. Настоятелю собора в честь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, Алексию Кликушину на пути к вере выпало немало испытаний. Сегодня мы продолжаем рассказ о батюшке и его приходе.

Начало в № 3 (60), март 2009 г.

Будущий батюшка, как почти все, чья юность и молодость выпала на советское время, не был воспитан в каком-то религиозном духе. И когда в Калининграде появился первый храм и у его близких родственников вдруг возникло желание крестить дочь, Алексей к этому отнесся в общем-то без особого воодушевления: хотите — крестите, хотите — нет. Сам он в то время был еще некрещеный. Не потому, что был атеистом, просто эта сфера почти не касалась его жизни.

ДОРОГА К ХРАМУ

Первым толчком, с которого началось воцерковление будущего священника, был сон. Ровно через год после того, как умерла бабушка, которую Алексей очень любил. Приснилось, что он разговаривал с ней по телефону. Проснулся от ощущения, будто током ударило, настолько это было реально. Хотя разумом прекрасно понимал, что ничего такого быть не может, что это что-то из разряда сверхъестественного. Это событие заставило крепко задуматься о том, что вера в Бога не выдумки, а настоящий реальный мир, который, правда, пока лежит вне его понимания. Попросил близких рассказать о крещении и вскоре крестился.

С 1991 года стал постоянно посещать Свято-Никольский храм, стремился не пропустить ни одной воскресной службы. Вскоре Алексей почувствовал, что если не придет в воскресный день в церковь, то начинает задыхаться, как будто тонет в какой-то вязкой трясине.

Ощущение такое, что если не пойду в храм, то в буквальном смысле умру, — вспоминает батюшка. — Это стало уже насущной необходимостью моей жизни. Хотя на первых порах было совершенно непонятно, что происходит во время службы. Но внутри меня начали происходить какие-то процессы. Их невозможно было объяснить обыкновенными физическими законами, которыми я как электронщик пользовался повседневно.

Однако о том, чтобы оставить работу на заводе «Система» и полностью посвятить всего себя Церкви, Алексей пока даже не думал. В тревожное постперестроечное время необходимо было зарабатывать на хлеб насущный, чем-то семью кормить: подрастали три дочери.

Из фраз, которые удавалось понять во время богослужений, он делал однозначный вывод, что мир религиозный гораздо более совершенен, чем тот, которым жил до сих пор. Только живя этим миром, можно утолить жажду духовную.

Тогда при Свято-Никольском храме действовал кружок православных верующих. Беседы велись под руководством игумена Пантелеимона, будущего епископа.

— Со мной произошла удивительная вещь с появлением в церковной среде, — говорит о. Алексий. — У меня была очень хорошая память. Запоминал все подряд: лица, адреса, не говоря уже о физических параметрах технических устройств, с которыми работал, — сказывалось то, что в детстве и юношестве активно готовил себя к службе в разведке. Непроизвольно запоминал все, что происходит вокруг. А когда стал ходить в церковь, неожиданно отшибло память, перестали держаться в голове элементарные вещи. В разговоре мог спросить человека, как его зовут, а через три минуты уже забывал его имя. Это я тоже расценил как касающееся моего духовного состояния.

Произошел переворот и в душе. Хотелось больше изучать и размышлять, чтение православной литературы стало неотъемлемой частью жизни. В начале 1990-х годов в Калининграде можно было натолкнуться на массу различных сект, предлагавших всем желающим заполнить духовный вакуум. Чтобы не ошибиться, сделать правильный выбор очень помог друг Юрий, с которым вместе ходили в церковь. Познакомились, когда еще работали на заводе «Кварц», и вместе стали ходить в храм, посещать православный кружок, потом обсуждали услышанное и прочитанное. Вскоре эти разговоры перестали быть только обоюдными: на работе друзья не скрывали своей веры, а поскольку многие тогда просто ничего не знали о Православии, они поневоле стали вести своеобразную миссионерскую деятельность.

— Помню, как-то сидим в мастерской, чай пьем, говорим о Боге, о вере, — вспоминает о. Алексий. — Вдруг наш начальник протягивает руку и восклицает: «Господи, пошли мне конфетку!» И хитро смотрит при этом на нас. Мы, честно говоря, растерялись. А все было очень просто — надо был положить конфету в протянутую руку самим, таким образом реализовалась бы эта наивная просьба к Господу. Но это я уже понял потом.

Когда работали на заводе «Система», друзей однажды даже премии лишили. Зная, что они читают религиозную литературу, к ним постоянно подходили люди с вопросами о вере. Как-то раз одновременно несколько человек подошло. Начальство посчитало, что тем самым был сорван производственный процесс.

Несколько позже Алексей с другом Юрием стал прислуживать в алтаре только что открывшегося Крестовоздвиженского собора, так как он был ближе к дому, где он тогда жил. Уже появилась определенная база в познании круга церковного богослужения, немало интересного и полезного дало общение с благочинным протоиереем Петром Бербеничуком, настоятелем Крестовоздвиженского собора.

В СМОЛЕНСКЕ

Вскоре владыка Пантелеимон предложил Алексею с Юрой стать священнослужителями. Вместе и поехали в Смоленск. Тогда в области священников катастрофически не хватало. Хотя желание было большое, ехали, совершенно не понимая, как все сложится. Побыли в Смоленске некоторое время и уехали. Потом была вторая поездка, которая также завершилась ничем. Оба посчитали, что пока все-таки не совсем готовы принять на себя такую ношу. Однако епископ Пантелеимон был иного мнения.

— Хотя я не могу сказать, что он был моим духовным отцом, но владыка всегда проявлял чуткость ко всем, ко мне в том числе, и часто говорил о том, что мой с другом удел — Богу служить, — продолжает батюшка свой рассказ — Однажды во время воскресной службы епископ Пантелеимон подзывает и говорит: «Едете завтра в Смоленск рукополагаться». Для меня это было как веслом по голове. Поехать рукоположиться — это совсем по-другому выглядит, когда знаешь, как это происходит. Это не твое хотение и дело рук совсем не человеческих. Если не понимаешь этого, то можно на такие рога нарваться!.. Но делать нечего — трудно епископу перечить. Снова поехали в Смоленск. Хотя я больше за компанию вместе с Юрой. У него философский склад ума и характера, в церковной жизни гораздо более успешный верующий, чем я. Могу сказать, что я не знаю ни одного живого священнослужителя, кто мог бы с ним на равных вести богословский диалог.

Полностью сосредоточиться на главной цели поездки мешало еще одно обстоятельство. На тот момент у друзей был договор с департаментом информатизации Центрального банка России о поставке оборудования, которое являлось их собственным изобретением. Такой специальный компактный прибор для настройки и ремонта счетно-денежных машин. Запуск этих приборов в серийное производство мог бы в буквальном смысле озолотить. Его, кстати, и украсть у них пытались, поэтому с завода перешли «под крышу» частного предприятия, чтобы реализовать бизнес-проект. Уже был заключен предварительный договор с ЦБР о его поставках. А тут поездка…

Алексей был настолько уверен, что священником станет именно Юрий, что больше был настроен на то, чтобы продолжать заниматься перспективным бизнесом. Потом построить храм, православный центр на те деньги, что можно было бы заработать. Планы были далеко идущие. Но человек предполагает, а Бог располагает.

— Пробыли там почти месяц, непонятно чего ждали. У митрополита на встрече я спросил, нельзя ли эти вопросы побыстрее как-то решить, — вспоминает о. Алексий. — Он в ответ: «А я вас и не держу». Жили мы в приходском доме, на чердаке, многие нынешние священнослужители его знают. Решили возвращаться домой. В день планируемого отъезда Юра понес одолженные нами книги возвращать. А я понес ключ от чердака хозяйке отдавать и решил сократить дорогу, пойти не так, как обычно. И вижу, спускается митрополит по лестнице. А мне и деваться некуда, не убегать же. Он вдруг останавливается, я тоже, чтобы пропустить его. Как положено: «Владыка, благословите». За ним много людей с подарками: со свертками, картинами. Смотрят на меня не кротким взглядом: мол, кто это такой владыку остановил? А до этого на литургии митрополит еще раз поинтересовался, что мы решили. Ответили, что уезжаем. И после литургии как раз и происходит эта встреча. И тогда он вдруг говорит: «Пусть твой собрат уезжает, а ты оставайся». У меня от этих слов в голове все кругом пошло. Я же не могу вернуться в Калининград и сказать владыке Пантелеимону: «Митрополит меня благословил, а я вот вернулся»! Пришлось остался еще на неопределенное время.

ЗНАКИ СУДЬБЫ

Вдруг поставлена задача сдать как бы семинарские экзамены. В этот период как-то шел по улице, на Соборной горе, на занятия, целеустремленный такой и не заметил, как от пробегавшей мимо стаи отделилась здоровенная собака, бросилась и вцепилась в руку. Хотя собака была большая, повалить на землю не смогла и убежала со стаей. Рана оказалась серьезной, до крови. Сразу полезли в голову черные мысли: «А вдруг она бешеная? Я в чужом городе, не зарегистрирован».

Шел Великий пост. Напряжение и усталость от церковных богослужений, подготовки к сдаче экзаменов, неустроенность быта, а тут еще эта собака — все это как-то пересеклось в одной точке. Внутреннее состояние было в полном упадке. Молодой человек, можно сказать, собрался умирать. Позвонил домой. Не то чтобы со всеми попрощаться, а просто думал, может, в последний раз разговаривает с родными. Даже во время службы сказал владыке Кириллу: «Помолитесь за меня». Он улыбнулся, а дня за два до Благовещения Алексея предупредили, что на праздник будут рукополагать в священнодьяконы. Священнодействие совершал лично митрополит Кирилл. Пасху служил в Успенском соборе Смоленска. А уже на Фоминой неделе в калининградском Крестовоздвиженском соборе митрополит рукоположил диакона Алексия в священники.

После рукоположения в священники — практика в Смоленске. Здесь случилось еще одно событие, которое о. Алексий расценивает как Божий промысел. В Москву из Греции привезли главу священномученика Пантелеимона. Молодой священник очень хотел туда попасть, но не было возможности, и приходилось смиряться. И вдруг перед самой поездкой в Москву очередной делегации от епархии заболел один священник и о. Алексия чуть ли не в приказном порядке отправляют в Москву. В душе — радость!

— Не могу сказать, что я млею от таких событий, случающихся в жизни почти у каждого человека: вот, мол, чудо произошло! Но это на самом деле был потрясающий для меня момент, — говорит о. Алексий. — Получилось так, что приехали в Москву на подворье Афонского Пантелеимонова монастыря к самой службе, хотя обычно из-за разных задержек в пути от Смоленска до Москвы приезжали уже к большой очереди. Сразу же привлекли меня к службе на литургию. Тут я вообще растерялся: ведь всего без году неделя священник.

Немного приободрил земляк, Вадим Дегтярев, нынешний настоятель Свято-Георгиевского собора в Правдинске, тогда он был дьяконом. Мы с ним даже в одно и то же время на «Кварце» работали, только в разных цехах, и даже не пересекались друг с другом, а познакомились потом в Свято-Никольском храме.

Обычно рака закрыта, а тут будто специально для нас открыли, и мы все приложились к честной главе священномученика. После литургии поехали в Свято-Данилов монастырь. Идем, а нас встречают: «Наконец-то вы приехали, сейчас мы вам все устроим». И провели всю нашу группу по таким местам, куда вообще раз в год пускают. Не знаю уж, кого там ждали, но вот так получилось. Потом поехали в Донской монастырь приложиться к мощам святителя Тихона. Они обычно находились в малом храме, а он был закрыт. Ну, думаю, значит не все призы нам. Пошли в главный храм, а рака с мощами там — ее перенесли. Потом по Смоленску еще долго ходили легенды про наш автобус: из города десятка два автобусов тогда в столицу приезжало, но никто так многого не удостоился, как мы.

В ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА

Главное событие, к чему ведется этот рассказ, случилось чуть погодя. Вообще о. Алексию Кликушину было все равно, на какой приход его назначат. Разговоры об этом его не слишком интересовали — хоть на Луну! Пути Господни неисповедимы.

Когда молодой батюшка еще был на практике в Смоленске, после литургии его как-то подозвал митрополит Кирилл и говорит: «Поедешь в Полесск, храм строить». В Полесск так в Полесск. Когда Алексей еще был мальчиком-подростком, бывало, приезжал с родным дядей в Полесский район. Ему там так нравилось, что думал, как хорошо бы здесь было жить: потрясала сама природа, тихая сельская жизнь. И когда получил назначение на приход, эти детские впечатления тут же вспомнил, хотя на тот момент никакой связи с этими местами уже не было.

В Полесске в то время храм представлял из себя молельную комнату в одном из помещений административного здания. Эта небольшая церквушка до сих пор числится за приходом.

Когда уже вплотную приступил к делам, понял, что надо срочно решать очень насущную проблему. Строительство нового храма было запланировано на месте, где находится скважина городского водопровода, а также огороды местных жителей. Когда о. Алексий появился на месте предполагаемого строительства, на него чуть ли не с вилами некоторые начали бросаться — мол, пришел землю отбирать. Шел 1996 год, нелегкое для страны время. Жить было трудно, и свой огород для горожан был серьезным подспорьем.

Спокойно с ними поговорил, познакомился. Выяснил, что помимо скважины там проходит еще и кабель на 15 тысяч вольт. Как там планировалось строительство храма, трудно сказать. Архитектора, правда, такое положение дел не смущало: если надо, можно и скважину перенести — за ваш счет. И уже 30 процентов суммы за сам проект было заплачено. Естественно, пришлось все это тормозить.

ЗИГЗАГИ ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВА

Что-то нужно было срочно решать с переносом стройки на новое место. Молодой священник пошел в «Калининградгражданпроект», где за новый проект запросили несуразную сумму — 250 тысяч рублей. Это при доходах-то церкви от силы две тысячи рублей в месяц! Отец Алексий тогда еще подрабатывал — обслуживал счетно-денежные машины. Когда стал священником, предупредил епархиальное руководство, что будет пока заниматься своей прежней работой, ведь как-то надо было содержать приход и семью. Да и приход фактически существовал за счет личных средств, которые вкладывал батюшка.

Тогда очень помог только что выбранный губернатором области Леонид Петрович Горбенко. Он принял неожиданное решение. Раз началась эра компьютеризации, то в каждом учебном учреждении необходимо оборудовать компьютерный класс. Но деньги на это областная администрация выделит только после того, как в каждом районе будет определено подобающее место для строительства церкви. Вот так неожиданно пересеклись научно-технический прогресс и духовность.

Была создана специальная комиссия, которая выясняла, почему в некоторых районах храмы не строятся. В том числе и в Полесском, глава которого Анатолий Лейба не проявлял особого энтузиазма в этом вопросе.

На участке земли, выделенном под стройку, находились какие-то помещения, разрешение на снос которых Лейба упорно не давал. Даже обвинял батюшку, что он якобы пытается вбить клин между Церковью и властью. Было очень тяжело, но подготовка к строительству храма началась. Мало-помалу, и в 2003 году состоялось освящение закладного камня в уже строящемся новом храме святителя Тихона, в котором принял участие незадолго до этого назначенный епископ Балтийский Серафим.

Полесск — городок небольшой, всего около семи тысяч жителей. А без серьезного финансирования построить новый каменный храм было нереально.

Прошло уже семь лет, но службы по-прежнему проходили в небольшой церквушке в административном помещении. Иногда на о. Алексия накатывало отчаяние, казалось, что это задачу никогда не решить. Уповать на человеческие силы в той ситуации было бессмысленно. Но когда епископ Пантелеимон как-то подозвал о. Алексия к себе и прямо спросил: «Ты построишь храм?», — ответ прозвучал твердо: «Построю, владыка».

На все промысел Божий. Как-то просителем пришел батюшка в очередной кабинет. Хотя и надежды на помощь особо не было: государственное унитарное предприятие «Калининградская портовая нефтебаза» сама находилась в незавидном положении. Но директор Сергей Анатольевич Овчинников мыслил масштабно.

— Во время первого же нашего разговора он произнес получасовой монолог о духовном возрождении России на территории Калининградской области, о том, какую важную роль должна играть в этом православная Церковь, — вспоминает батюшка. — Такие речи и от священников-то не часто услышишь. Меня это просто потрясло. Сомнений не оставалось — помощь будет. И как только началось строительство храма, стало процветать и предприятие. Ярчайший пример того, как Господь посылает помощь своим благодетелям, это ответ Бога на искренне верующие сердца.

А вот обратный пример. Городские власти Полесска практически не участвовали в строительстве храма (оно обошлось примерно в 30 млн рублей). Поэтому не стоит удивляться, в каком плачевном состоянии сейчас находится город. Хотя и у города была возможность поучаствовать уже перед самым окончанием строительства. И требовалось-то всего три миллиона — жертва, ровно 10 процентов от всей суммы, так называемая десятина.

Само здание храма святителя Тихона стали возводить на фундаменте склада для хранения зерна, входившего в комплекс бывшего немецкого пивзавода. Главный архитектор проекта Алексей Мусин приложил много усилий к тому, чтобы здание стало украшением города, немалую помощь в возведении храма оказал Олег Купердяев. Отец Алексий был очень требовательным заказчиком, ни один компонент стройки не оборудовался без его деятельного участия. Особенно если это касалось проверенных веками традиционных форм, свойственных православной архитектуре. Первый эскизный проект, например, был сразу отвергнут — западная архитектура. Второй проект — какой-то космический корабль вместо храма…

Но помощь приходила от многих добрых людей. Например, Надежда Викторовна Горлачева из своих средств неоднократно выделяла крупные суммы для оплаты строительных расходов. Она, как и С. Овчинников, от имени Русской Православной Церкви была отмечена орденом св. Даниила Московского. Награды вручал лично митрополит Кирилл на освящении храма в сентябре 2007 года. Отец Алексий Кликушин под сводами построенного храма во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, получил в награду наперсный крест.

ПРИХОД У ЗАЛИВА

Жизнь прихода в Полесске, наверное, мало чем отличается от жизни других приходов области. Сказывается специфика небогатого городка: на воскресную литургию собирается 50—100 человек, на великие праздники — раза в три больше. В трапезной в субботние дни проходят занятия с детьми по основам Православия. Там же ведутся духовные беседы с взрослыми прихожанами, по праздникам организуются совместные трапезы.

Что касается приходской жизни, то, конечно, ситуация со строительством храма сыграла свою роль: надо было больше думать о насущных проблемах, о том, где достать деньги на стройку, следить за ходом строительства.

— Конечно, хотелось бы вести более активную работу с прихожанами, — говорит о. Алексий. — Но в своих проповедях я всегда стараюсь донести главную суть христианской жизни: Христос есть любовь! Можно быть залитым в бетон живьем, а Любовь никто не может отнять. Любовь не существует без жертвы, Любовь выше всех законов, правил и традиций . Нельзя к этому относиться формально, как к общим словам. Иначе вера во Христа превратится в профанацию, пустое времяпровождение. Не нужно бороться со страстями, а нужно устраняться порочной жизни. Ведь грех — это состояние человеческой души без Любви, без Бога.

 

Дмитрий ОСИПОВ

Чем более умеренную жизнь проводит человек, тем спокойнее он становится, потому что не печется о многом — о прислуге и приобретении вещей. Если же мы прилепляемся к этому [земному], то подвергаемся случающимся из-за этого скорбям и доходим до ропота на Бога. Таким образом, желание многого наполняет нас смятением, и мы блуждаем во тьме греховной жизни, не зная самих себя.

 

Св. Антоний Великий

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2145]

16%
[495]

Всего проголосовало:
3031 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 2

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.