Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№3 (60) март

ПАЛОМНИЧЕСТВО 

 

О чем поет Страна души?

 

 

Пролог

Ранней весной, когда порядком уставшая и озлобленная от собственного бессилия зима не хочет сдаваться, колючий ветер носится по дворам, а беспросветное серое небо рассыпается липкой метелью или промозглым дождем, приятно вспомнить о лете. Воспоминания будут наполнены особым волшебством и теплотой, если лето подарило вам удивительное и незабываемое путешествие в «Страну души». «Страна души» — так переводится слово «Апсны», древнее поэтическое название прекрасной земли Абхазии.

Щедрейшие песни лета

«Сегодня утром сижу в Сухуме. Природа удивительна до бешенства и отчаяния. Все ново, сказочно и… поэтично». Так в письме к другу описывает Абхазию Антон Павлович Чехов. Верещагин называл этот край «райским уголком», и это при том, что у художника была возможность придирчивым взглядом профессионала сравнить местные пейзажи с красотами Ниццы, Италии и других лучших курортов мира.

Столь эмоциональные отзывы наших именитых соотечественников неслучайны. Природа Абхазии действительно уникальна. Теплейшее лазурное море и золотые пляжи 220 дней в году освещает ласковое солнце (по количеству солнечных дней Абхазия соперничает с курортами французской Ривьеры). Повсюду — роскошные пальмы, аристократичные томные магнолии, изысканные свечи-кипарисы, могучие стволы эвкалиптов. Самые лучшие и сладкие фрукты на свете — мандарины, персики, виноград, инжир, киви, гранат — в изобилии, будто обычные яблоки или алыча, растут в местных садах.

Абхазия — горный край. Поросшие реликтовыми соснами склоны Главного Кавказского хребта спускаются к самому берегу. Вся местность изрезана живописными ущельями, по которым с шумом несут в море свои воды стремительные горные реки. Высоко в небо врезаются редкой красоты вершины и взгорья. Там, наверху, таится иная красота и гармония. В глубокие чаши прозрачнейших горных озер то тут, то там обрушиваются большие и маленькие водопады; на залитых солнцем плато благоухает разноцветье и разнотравье «альпийских лугов»; а дотянувшиеся до самого неба горные пики даже в разгар знойного абхазского лета не снимают свои снежные шапки…

Еще каких-то два десятка лет назад Абхазия была излюбленным местом отдыха жителей всего Советского Союза. Сухум, Гагра, Пицунда, озеро Рица — кому не знакомы эти названия! Многочисленные санатории, пансионаты и дома отдыха ежегодно принимали сотни тысяч людей. Но, наслаждаясь субтропическим великолепием, мало кто из отдыхающих знал, что Абхазия — это не только всесоюзная здравница. Это страна древних монастырей и храмов, страна с необычной судьбой и историей, со своей особой нелегкой дорогой к Богу.

Гимн апостольской проповеди

Путь к вере для Абхазии начался в самые первые века христианства. Эта земля просветилась светом Христовой Истины еще в апостольский период, раньше России и Грузии. Согласно церковному преданию, благую весть о Воскресении Христовом принесли сюда апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Апостол Андрей спустя некоторое время отправился дальше вдоль побережья, в сторону современного Новороссийска. А святой Симон остался в Абхазии проповедовать христианство среди местных жителей-язычников. Апостол Симон Зилот был одним из двенадцати апостолов, сыном святого Иосифа Обручника и братом Господа по плоти. Он происходил из Каны Галилейской (отсюда его название в истории — Кананит). Первое чудо, которое сотворил Спаситель, — претворение воды в вино — произошло как раз в доме Симона.

Два года этот святой просвещал абхазов. Святой Симон жил в пещере, в ущелье близ реки Псырдзха (в окрестностях современного Нового Афона). И сегодня, спустя почти две тысячи лет, эти места хранят память о подвиге брата и ученика Господа. В пещере, где подвизался святой, устроена природная часовенка. Перед большими мозаичными ликами Спасителя и апостола Симона и многочисленными бумажными иконочками, в прохладной полутьме не гаснут свечи и лампадки, не иссякает ручеек паломников. Чуть ниже по реке из горной расщелины вытекает святой источник, а неподалеку лежит камень, на котором чудесным образом отпечаталась стопа апостола. По преданию, этот чудесный отпечаток Симон оставил после того, как местные жители не поверили, что он ученик Христа.

В 55 г. по Р.Х. святой апостол Симон принял мученическую кончину (по одним данным, он был обезглавлен римскими легионерами, по другим — побит камнями абхазами-язычниками) и был погребен на берегу реки, близ пещеры. Святые мощи апостола сокрыты под спудом здесь, в абхазской земле. Сейчас над ними — алтарь Симоно-кананитского храма. По смерти Симона дело просвещения Абхазии продолжили его ученики. Брошенное апостолом семя слова Божия проросло и начало благотворно распространяться.

Лейтмотив из древности

До наших дней на абхазской земле сохранилось более 140 храмов, большая часть которых построена в первом тысячелетии. Одним из самых ранних и важнейших очагов распространения христианства был город Питиунт, современная Пицунда. В начале IV века возникла Питиунтская епархия — древнейшая не только в Абхазии, но и на территории всего бывшего Советского Союза. Питиунт был настолько значительным и известным центром, что его представитель, епископ Стратофил, удостоился чести участвовать в Первом Вселенском Соборе 325 г. в Никее. Имя главы Питиунтской епископии упоминается во всех сохранившихся списках епископов-участников Собора.

В начале VI в. христианство стало государственной религией Абхазии и оставалось таковой более тысячи лет. В то время Абхазия — часть Византийской империи. Император Юстиниан проводит здесь церковную реформу, открывает в Константинополе школу для абхазских детей, присылает столичных епископов для рукоположения нового абхазского клира. Спустя два столетия возникает самостоятельная Абхазская Церковь. Территория Абхазского Католикосата охватывает всю Абхазию и Западную Грузию. Центром православной жизни по-прежнему остается Пицунда.

IV—X века — период расцвета абхазского церковного искусства и храмового зодчества. Многие «свидетели» той эпохи дожили до наших дней. Археологические раскопки прошлого века открыли миру редчайшие древнехристианские памятники Абхазии: базилики IV—VI вв. в Пицунде и Сухуме, фрагменты уникальной мозаики IV в. с сохранившимися греческими буквами «Х» и «Р» и словами «Аз есмь Альфа и Омега», предметы церковной утвари, евхаристические сосуды, нательные крестики того времени. В Гаграх практически в первозданном виде уцелела церковь VI в. (сейчас этот храмовый комплекс принадлежит музею).

Угасание религиозной жизни в Абхазии началось в XV в., одновременно с падением Византии. В 1454 г., спустя год после взятия Константинополя, турецкий флот захватил Себастополис (Сухум). Под влиянием исламской Турции Абхазия переживает небывалый культурный упадок. Православные храмы разрушаются и разоряются турками, святыни и драгоценности из них утрачиваются или вывозятся из страны. Среди населения насильно насаждается и распространяется магометанство. Одновременно усиливаются внутренние беспорядки, учащаются раздоры между абхазскими и мингрельскими владетельными князьями. Резиденция абхазских католикосов переносится из Пицунды в Гелати (Грузия). Постепенно Абхазская Церковь утрачивает свою самостоятельность, происходит ее плавное подчинение Грузии.

Иго османского владычества и духовное запустение обескровило некогда процветавшую Абхазию. На протяжении XVI—XVIII вв. здесь не было создано ни одного архитектурного памятника, который по своей художественной значимости встал бы в один ряд с памятниками предшествующего периода. Многие древнехристианские святыни навсегда исчезли с лица земли. Но, по милости Божией, даже в таких испытаниях «Страна души» смогла сохранить в себе огонек веры. И во время гонений оставались храмы, в которых не прекращалось христианское богослужение.

Светочем и оплотом православной веры во все времена был знаменитый Моквинский храм. Сегодня Моква — маленькая обезлюдевшая деревушка, затерянная в горах на берегу одноименной реки, вдали от прибрежных курортов. Редкие путешественники добираются сюда, зная о существовании местной святыни — храма Успения Божией Матери, построенного в Х в. абхазским царем Леоном III. Еще несколько веков назад это место имело огромное значение. Моква, как Москва для России, была матерью Абхазии. Древний моквинский храм славился на весь Кавказ своим богатством и великолепием, в нем находилась архиепископская кафедра. Эта церковь стала местом упокоения абхазских царей, епископов, именитых княжеских династий. Немало было здесь пролито крови мучеников за веру Христову. В лихолетья гонений и нашествий язычников собор многократно оскверняли и разграбляли враги христианства. Но вот уже более десяти столетий моквинский храм непоколебимо стоит на страже Православия, в своей величавой красоте и одновременно безыскусности являя миру истинную простоту и непреложное величие Вечности.

«Всезлатые уста богословия»

«Златогласная труба премудрости», «оргбн Духа», «слова живого источник неисчерпаемый» — такими прекрасными поэтическими метафорами прославляют церковные песнопения «незаходимую звезду» на небосклоне Божественной славы, величайшего святого, который «златыми устами и Боговещанными учениями украсил Божию Церковь», — святителя Иоанна Златоуста. Образец смиренномудрия и высоты христианской мысли, талантливый проповедник, автор множества творений и церковных молитвословий, толкователь книг Священного Писания, составитель чина Божественной Литургии, бесстрашный обличитель еретиков и нечестивых, пламенный защитник Христовой Истины и церковного единства — только для перечисления трудов и подвигов этого угодника Божьего потребуется не одна страница газеты.

Язык бесед и поучений одного из трех великих учителей и святителей Церкви Иоанна Златоуста образен и понятен, словно написан не святым IV в., а нашим современником. Кто не помнит ликующее слово святителя в светоносный День Воскресения, читаемое на Пасхальном богослужении: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Христос воскрес, и ты раздавлен. Христос воскрес, и демоны сокрушены. Христос воскрес, и жизнь царствует. Христос воскрес, и мертвые исторгнуты из гробов». Сквозь века сияют обращенные к нам эти «златозарные глаголы», из года в год наполняя душу радостью, торжеством и надеждой. Несомненно, имя и подвиги святого Иоанна известны каждому христианину. Однако далеко не все знают, что течение земной жизни Иоанна Златоуста завершилось на абхазской земле, в древнем селении Команы.

В 404 г. по наветам клеветников архиепископ Иоанн был удален с Константинопольской кафедры и сослан в Армению. Спустя два года из столицы пришел новый приказ о переводе изгнанника в Питиунт. В то время святитель уже был тяжело болен. Три мучительных месяца, в дождь и зной, истощенный болезнью Иоанн в сопровождении конвоя совершал свой последний переход. В горном селе Команы силы оставили его.

Команы и тогда уже были известны христианскому миру. В 308 году, ровно за сто лет до прибытия сюда Иоанна Златоуста, от рук гонителей здесь пострадал еще один мученик за веру Христову — святой Василиск, племянник Феодора Тирона. За отказ принести жертву языческим богам св. Василиску отсекли голову, а тело бросили в реку (там, где мученик испустил последний вздох, вскоре забил чудотворный источник). Ночью жители деревни тайно погребли останки мученика на вспаханном поле неподалеку. Через некоторое время на этом месте была построена церковь святого Василиска. По преданию, именно в ней святой Иоанн Златоуст отслужил свою последнюю Божественную литургию. Житие повествует, что в ночь перед смертью изможденному и обессилившему святителю явился мученик Василиск с утешительными словами: «Не унывай, брате Иоанне! Завтра мы будем вместе». Причастившись Христовых Таин, вселенский учитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу на следующий день, 14 сентября 407 г., в праздник Воздвижения Креста. Здесь же, в Команах, он был погребен. Через тридцать лет мощи святого Иоанна Златоуста были торжественно перенесены в Константинополь.

Дорожный экспромт без пауз и замедлений

На дворе XXI век, но путь в высокогорные Команы по-прежнему, как и во времена святителя, сопряжен с трудностями и опасностями. Добраться сюда сегодняшним паломникам совсем непросто. Дорогу преграждают две бурные горные реки, пересечь которые возможно лишь вброд. Даже при благоприятной погоде одолеть такой переход сможет не каждый транспорт. Но если вам повезет — вы окажетесь в Абхазии до начала сезона дождей и найдется водитель, который на старом уазике согласится отвезти вас в горы, — впечатлений от поездки хватит надолго.

Паломничество в Команы точнее было бы назвать экстремальным путешествием в машине времени. Машиной времени в данном случае станет сердито фыркающий УАЗ выпуска 60—70-х годов прошлого века. Это, наверное, самый популярный и распространенный вид транспорта в Абхазии (за исключением снующих вдоль побережья маршруток, привычных нашему глазу). Приготовьтесь, что ваш железный конь будет с открытым верхом — иначе ездить в нем по 40-градусной жаре было бы невозможно. Лучше сразу придумать, за что покрепче держаться. Горные абхазские дороги, как и старые советские авто, мягко говоря, не отличаются комфортабельностью, поэтому с непривычки неровности трассы и сильнейший ветер в лицо во время движения лишат вас ощущения надежности. На крутых поворотах у полувекового вездехода могут сами собой открыться двери, периодически заклинивает коробку передач, отчаянно громыхает подвеска — короче, дорога в горы автоматически настраивает на молитвенный лад. Но, кажется, лихого черноглазого водителя-абхазца все это нисколько не смущает. Не снижая скорости, с ревом и грохотом УАЗ преодолевает все спуски и подъемы, отважно «ныряет» в реку, резво скача по ее каменистому дну, как и положено настоящему «козлику». Затем — очередной горный перевал, еще один «заплыв», и вот вы уже в Команах. Дорога здесь кончается, дальше нужно идти пешком.

Теперь о том, что большую часть своей жизни вы прожили в ХХ веке, вам будет напоминать только доставивший вас сюда УАЗ да странная табличка при въезде в деревню: «Добро пожаловать в Команы. Осторожно, мины!». Эта надпись — страшный отголосок трагедии абхазского народа, грузино-абхазской войны 1990-х годов. Тогда в горах шли ожесточенные партизанские бои. Многие горные районы Абхазии по сей день остаются неразминированными, перемещаться по ним без опытного проводника опасно.

В самих Команах время течет по своим законам. Ничто не нарушает строгую тишину, в которой словно сконцентрировалось и застыло благоговение всего живого перед событиями многовековой давности. Стоит седой остов древнего храма, построенного на месте убиения святого Василиска. Несколько лет назад внутри каменных развалин была воздвигнута небольшая деревянная часовенка. Рассказывают, что поставил ее некий человек, молившийся на могиле мученика об исцелении своей дочери и по молитвам св. Василиска получивший от Господа просимое. Строительные материалы для церквушки доставляли на вертолете — другой возможности привезти сюда лес и все необходимое просто нет. Неподалеку от храма — чудотворный источник мученика Василиска. На его дне встречаются необычные красные камушки, покрытые несмываемой кровью святого. Чуть дальше расположен Иоанно-Златоустовский монастырь. Много веков в нем хранится каменная гробница, в которой был погребен Константинопольский архиепископ, вселенский учитель Церкви Иоанн.

Удивительно, сколь же тесно соприкосновение безвестных для большинства наших современников Коман с событиями раннехристианской истории и судьбами великих святых, почитаемых всей Церковью! Господу было угодно отметить эти места присутствием еще одного подвижника: в IX в. в Команах произошло третье обретение честной главы Иоанна Крестителя. Прямо над обителью Иоанна Златоуста возвышается гора со скругленной вершиной. Там, на вершине, находится пещера с нишей-углублением внутри. В 810—820-х гг., в период иконоборческих гонений, сюда была перенесена из города Емесу и сокрыта в земле глава Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию во время ночной молитвы в видении было указано место, где хранилась святыня. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы. Около 850 г. глава была в третий раз обретена — в указанном патриархом месте, — а позже вновь перенесена в Константинополь. Часть святой главы находится на Афоне.

Мало кому из современных паломников удается попасть на гору и своими глазами увидеть пещеру, где произошло третье обретенье честной Предтечевой главы. Никакие дороги наверх не ведут, безопасные горные тропы к вершине известны лишь немногим местным жителям. Господь словно закрыл для посторонних посещение этих мест, оберегая от людской суеты и любопытства тайну великой святыни.

Новоафонская симфония

В путешествии по Абхазии невозможно не посетить жемчужину Православия на всем черноморском побережье и юге России — Новый Афон. Ново-Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь был возведен во второй половине XIX в. Он строился для афонских монахов, которые хотели переселиться сюда из русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе в Греции. Личное участие в основании нового центра православной жизни на Кавказе приняли сразу несколько поколений Царствующего Дома Романовых. Началось строительство в 1875 г. по соизволению Императора Александра II; спустя 12 лет на закладку главного собора великомученика Пантелеимона в Абхазию приехала вся Императорская Семья во главе с Государем Александром III; на торжественном освящении Собора в 1902 г. присутствовал Царь-Страстотерпец Николай II.

Появление Ново-Афонского монастыря стало важным событием в истории Абхазии. До революции в нем подвизались около пятисот человек братии. Высота духовной жизни иноков и их просветительская деятельность стали примером для многих поколений абхазского народа. Новый Афон был целым монашеским городом. На средства монастыря была построена и содержалась школа для абхазских детей. Они учились грамоте и читали молитвы не только на церковнославянском, но и на родном абхазском языке. За многие века это была первая абхазская школа, созданная при поддержке русских монахов. Трудами иноков благоукрашалась прилегающая к монастырю территория, превратившаяся со временем в один из красивейших курортных городов Кавказа. Живописное «лебединое» озеро с изящным мостиком и каменным шатром-часовней, кипарисовые аллеи, резные беседки — незабываемые новоафонские виды, которые в советские годы увозил из Абхазии на открытках каждый турист, появились в период расцвета монастырской деятельности.

Рядом с Ново-Афонским монастырем находится гора, называемая Иверской. На ней есть чудотворный источник Иверской иконы Божией Матери, истекающий на высоте порядка 2 000 метров. Когда-то воды там не было, но по молитвам монахов Богородица благоволила дать им источник.

Большевистские репрессии положили конец кипучей деятельности монастыря. С закрытием обители связана страшная и великая страница истории Нового Афона, очередной раз доказывающая, что Бог поругаем не бывает. Священников, монахов и верующих мирян озверевшие богоборцы согнали на баржу. Затем задраили люки, отбуксировали баржу в море и недалеко от берега расстреляли ее из пулеметов. Баржа быстро легла на дно, сделавшись для новых Севастийских мучеников стальной ракой-саркофагом. Прошли десятилетия, и, когда аквалангисты обнаружили у берегов Нового Афона эту баржу, они, переборов страх, заглянули в трюм. То, что открылось, потрясло их: на дне трюма стояли сотни монахов и священников в полном облачении, абсолютно не тронутые ни тлением, ни морскими рыбами!

Советская власть могла уничтожать священников, разрушать храмы, закрывать монастыри, но не в ее силах было убить веру в сердцах людей. В тяжелые для верующих годы Абхазия стала своеобразной монашеской республикой — многие монахи и священники со всего Советского Союза укрывались здесь от гонений. В горах образовывались целые монашеские общины. Многие из тех, кто тайно посещал эти общины для получения духовного наставления, впоследствии стали известными иерархами Русской Церкви, настоятелями монастырей, священнослужителями, профессорами духовных академий.

Несомненно, во многом благодаря молитвам и подвигам тайных монахов горной Абхазии живет и укрепляется сегодня Русская Церковь. Возрождается и Ново-Афонский монастырь. Реставрируются братские корпуса, фасад собора великомученика Пантелеимона. Каким-то чудом сохранилось богатейшее внутреннее убранство и роспись собора. Прекрасные, с позолотой, фрески заполняют все пространство храма и отражают практически все сюжеты Священного Писания, житийные фрагменты многих великих святых. Теперь эта красота и великолепие восхищает не только туристов. В храме совершаются богослужения, не иссякает поток паломников. В прошлом году на престольный праздник огромнейший собор с трудом вместил в себя всех молящихся. Абхазы, русские, украинцы, грузины, мингрелы, осетины, представители множества других народов и национальностей «едиными усты и единым сердцем» славили Бога, даровавшего всем нам общую радость быть православными.

Служба в честь престольного праздника совершалась в самый разгар трагических событий в Осетии в 2008 г. (память великомученика Пантелеимона празднуется 9 августа). В это время политики и журналисты на всех континентах рассуждали о непримиримости и жестокости участников конфликта, пытаясь объяснить хрупкость кавказского мира разностью интересов, менталитетом, историческими предпосылками… Но среди тех, кто стоял в тот день на литургии в храме, не могло быть вражды и разделения. Ведь войны начинают те, кто перестает жить по Законам Евангелия — законам Свободы, Разума и Человечности.

Надежда остается

Тогда, в августе 2008, беда отступила. Господь вновь даровал этой маленькой южной стране надежду на мирную жизнь, свободу и дальнейшее духовное возрождение. Как бы хотелось, чтобы к воспоминаниям о щедрейшем абхазском лете больше никогда не примешивались отзвуки войны! Пусть как можно реже встречается это разрушительное слово в песнях Абхазии, на страницах ее истории, в судьбах людей. Пусть не нарушается дивное многоголосие этого удивительного края фальшивой игрой политиков и лжепатриотов. Пусть слагаются мелодии «Страны души» из чистых созвучий святости ее прошлого, мудрости настоящего, красоты и славы будущего.

 

Юлия Матвеева

Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом.

 

10:9
от Иоанна

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

7%
[198]

4%
[114]

71%
[1818]

16%
[407]

Всего проголосовало:
2537 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

18

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Социальное проектирование

Rambler's Top100

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.