Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№9 (54) сентябрь

МИССИОНЕРСКАЯ СТРАНИЧКА 

 

Храм Духа Святого

 

Для одних тело — это главный культ, смысл всей их жизни, другие же к телу относятся пренебрежительно, считая материю злом. Кто-то считает, что христианство с крайним презрением и унижением относится к телесной природе человека, вплоть до полного запрета и пренебрежения телесными отношениями в браке, а также занятиями всеми видами спорта. Так ли это на самом деле? Давайте попробуем разобраться вместе…

 

Истоки заблуждений

Все мифы, приписывающие христианству пренебрежительное отношение к телесной природе человека, абсолютно антихристианские по своему происхождению и содержанию. Подобное отношение к человеческому телу было свойственно античной философии и некоторым религиозным сектам.
В античной философии тело понимается как тюрьма, в которую заключена душа, или могила, в которую она зарыта. Так, Платон производит слово soma («тело») от sema («могильная плита», «гроб»): «Душа терпит наказание… а плоть служит ей оплотом, чтобы она могла уцелеть, находясь в теле, как в застенке». В некоторых религиях материя представляется изначально злой и враждебной человеку — например, манихеи считали сатану создателем материального мира.
Существовала еще одна крайность: учитывая, что для некоторых тело не представляет собой никакой ценности и важности, с ним можно было делать все, что заблагорассудится, можно удовлетворять все его желания.

Что говорит христианство?

Христианское мировоззрение утверждает, что человек есть творение Божье, являющееся совокупностью материальной и духовной природы. Поэтому вместо античного понимания тела как тюрьмы христианство видит в теле часть богоданной природы, вместе с душой составляющей единое человеческое естество.
«Многие из еретиков говорят, что тело не сотворено Богом, указывая на нечистоту, пот, слезы, труд, изнурения и все прочие несовершенства тела… Но не говори мне об этом падшем человеке. Если хочешь знать, каким Бог сотворил наше тело вначале, то пойдем в рай и посмотрим на первозданного человека» (Иоанн Златоуст).
В этом единстве плоти и духа Православие предполагает иерархию, в которой тело подчинено душе как Образу Божьему. Первозданное тело человека до грехопадения качественно отличалось от современного: оно было более «тонким», бесстрастным, не способным испытывать боль, не нуждающимся во сне и в пище, не извергающим из себя ничего. По словам преп. Серафима Саровского, Адама ни вода не могла потопить, ни огонь сжечь, ни земля пожрать, ни воздух повредить, и обладал он величайшей мудростью. Человеческая природа была устроена иерархично, и тело находилось полностью под контролем души, которая, в свою очередь, подчинялась Богу.
Нынешнее состояние нашего тела — результат страшной катастрофы, грехопадения. В результате грехопадения человек стал подобным животному по своему телу, а его душа попала в плен к плотским страстям.
Соответственно, христианский идеал не в том, чтобы унизить плоть, а в том, чтобы очистить ее и освободить от последствий грехопадения, вернуть к первоначальной чистоте и сделать достойной уподобления Богу.

Плоть и дух

Во всех случаях, когда в христианской аскетической литературе говорится о вражде между плотью и духом (начиная с апостола Павла: «Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти» (Гал 5:17)), речь идет о греховной плоти как источнике страстей и пороков, а не о теле вообще. И когда говорится об «умерщвлении плоти», имеется в виду умерщвление греховных склонностей и «плотских похотей», а не презрение к телу как таковому.
Человек, которым движет плоть, а не дух, безобразен и безнравственен. Человеческие инстинкты призваны помогать человеку жить в этом мире, но никак не властвовать над человеком. Святые — это те люди, которые при жизни подчинили свою плоть и инстинкты духу для служения Богу и людям, исполнив при этом замысел Божий о себе.

Христианство призывает очистить плоть и освободить ее от последствий грехопадения
«Ваше тело — храм Духа Святого, — говорит апостол Павел. — Прославляйте Бога в телах Ваших. Вы искуплены дорогой ценой» (1 Кор 6:12—20). Другими словами, Христос умер для того, чтобы спасти не какую-то долю человека, но его всего — и тело, и душу. Христос умер и воскрес, чтобы дать человеку искупленную душу и очищенное тело. Поэтому тело человека не принадлежит ему самому и он не может делать с ним, что ему угодно; оно принадлежит Христу, и посему человеку нужно употреблять свое тело не для удовлетворения собственной похоти, а во славу Бога и ближнего своего.

Современность

Однако XXI век — век потребительства, век разврата и удовольствий — свидетельствует об обратной тенденции. Чего стоит один лозунг «Бери от жизни все»! Античные времена со своей телесно ориентированной культурой пришли в полный упадок и разрушение. Недаром на Востоке возник институт христианского монашества как реакция на обмирщение нравов в Церкви, а также на увеличение разврата и пошлости в мире.
 Культура нашего времени недалеко ушла от античности. Различные виды блуда, половых извращений поощряются и популяризуются. Однако Америка, возвестившая о сексуальной революции в XX веке, в веке XXI быстро переориентировалась на образовательные курсы, пропагандирующие добрачное воздержание и целомудрие. Вкусив на практике плоды сексуальной распущенности и безнравственности, Соединенные Штаты тратят ежегодно многие миллионы долларов на возрождение христианских семейных ценностей. Что ж, как говорится, лучше поздно, чем никогда…

«Почитай врача…»

Существует еще один стереотип, который заключается в том, что тело якобы мешает человеку вести духовный образ жизни, поскольку в нем проявляются многие страсти.
Это действительно так, но лишь в том случае, если телесные потребности и желания ставятся на первое место. Это прекрасно видно по тем, кто только и думает о том, как поддержать красоту, как похудеть или набрать вес и т.п. Ведь постоянно думать о своем внешнем виде и здоровье легче, чем обрекать себя на взаимопонимание, терпение, уступчивость друг к другу. Однако Церковь не благословляет пренебрежительного отношения к своему физическому здоровью, заключающемуся в отказе от медицинского лечения и профилактики. Священное Писание нам ясно свидетельствует: «Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его и от Вышнего врачевание… И дай место врачу… и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен» (Сир 38:1—2, 12).

«Пространство» как препятствие

Церковь не выступает против занятий физической культурой и спортом

Иногда человеческое тело, несмотря на то, что оно подвержено многим страстям, тем не менее служит неким «пространством» между зародившимся желанием и его воплощением.
Например, разгневавшийся человек хочет кого-то ударить — в душе он уже все решил, уже ударил и даже пережил связанные с этим эмоции… Но в реальности этого может и не произойти: подумать еще не значит сделать. Тело дает человеку время подумать, соответствует ли его стремление христианским заповедям и стоит ли претворять его в жизнь. А вот после смерти, когда душа остается одна без тела, все ее чувства и мысли сразу становятся видны. И если человек на земле не добился правильного устроения души, если в нем господствовал грех, то без сдерживавшего его тела грех этот сразу занимает в душе доминирующее место.
Если христианское мировоззрение видит в теле полезный инструмент, то какой объем заботы о теле предполагает христианство? Преподобный Максим Исповедник писал об этом так: «…Не заботься все время о плоти, но определи ей труд по ее силам. И ум твой весь обрати внутрь, ибо "телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно" (1 Тим 4:8)». Плоть и забота о ней в Православии вовсе не отвергаются. Просто приоритеты здесь, действительно, расставлены иначе. Мы заботимся о теле, но помним, что оно рано или поздно должно будет умереть, а вот душа наша перейдет в вечность.

А что же спорт?

В связи с этим вопросом необходимо выделить еще один стереотип, который заключается в том, будто христианство против занятий спортом, физической культуры.
Сегодня занятия спортом — это потребность, которую мы просто вынуждены платить собственному телу за излишек комфорта и малоподвижный образ жизни. К сожалению, сейчас люди, живущие в больших городах, не имеют возможности трудиться физически: скорее упор делается на ум и на эмоциональную сферу. Тело в условиях комфортабельной жизни просто деградирует… А страдает в итоге душа: расслабленный организм быстро устает и чаще болеет, оттого человеку становится трудно общаться с людьми и делать добрые дела. Поэтому жизненно необходимо давать телу какую-то нагрузку, тренировку.
Церковь не выступает против занятий физической культурой и спортом, но осуждает экстремальные виды спорта, связанные с риском для жизни, а также спортивные виды, направленные на калечение и изувечение человеческого тела. Если спорт формирует правильное устроение человеческой личности, то он оправдан. Например, командные виды спорта могут дать болельщикам наглядный пример взаимопомощи. Спорт помогает человеку преодолевать свои страхи, свою немощь. Когда спортом начинают занимаются инвалиды, они снова чувствуют себя полноценными людьми, избавляются от уныния, иными словами, решают свои духовные проблемы.
Но когда спорт — только зрелище, когда цель человека — исключительно демонстрация красоты и мощи своего тела, жажда победы, известности, тогда он лишь уводит человека от Истины. Человек, который много лет занимался спортом, заботился только о физической форме и не уделял пристального внимания состоянию здоровья своей души, рискует стать просто духовным инвалидом.

Заключение

Общее же отношение христианства к плоти и к материи в самых возвышенных словах выразил преподобный Иоанн Дамаскин: «Я исповедую, что материя есть творение Божие и она прекрасна… Я не поклоняюсь материи, но поклоняюсь Создателю материи, ставшему ради меня материальным… и соделавшему через материю мое спасение».

 

Диакон Константин Киосев

Добрые чувства молчаливы. Излияния чрез слова ищут более чувства эгоистические, чтоб высказать то, что льстит нашему самолюбию и что может выказать нас, как нам мнится, с лучшей стороны.

 

Св. Книги

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2143]

16%
[495]

Всего проголосовало:
3029 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото69

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.