Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№3 (48) март

АРХИПАСТЫРЬ 

 

Свет Христов и Церковь

 

До сих пор в христианском сообществе существуют разделения по поводу понимания основных догматов веры. Однако с уверенностью можно сказать, что до недавнего времени все христиане придерживались по крайней мере единых взглядов на человека и правила его жизни, выраженные в моральных нормах. Сегодня же это единство также нарушено. Некоторые христианские общины в одностороннем порядке пересмотрели или пересматривают нормы жизни, содержащиеся в Слове Божием.

 

(Окончание. Начало в № 2 (47) февраль 2008 г.)

Вызовы постмодерна

Почему же это происходит именно сегодня, в начале XXI века? Почему сегодня в некоторых христианских кругах стала популярна идея эволюции моральных норм? С одной стороны, для этого есть предпосылки в том направлении богословия, которое толкует принцип спасения только верой в ущерб моральному состоянию человека. Но более всего, на мой взгляд, в этой позиции ощущается влияние безрелигиозного духа мира сего. Есть подозрительное совпадение в новом подходе к морали в христианских кругах с распространением парадигмы постмодерна в секулярном обществе.

В широком смысле постмодерн означает совместимость несовместимых между собой взглядов и позиций. Может быть, такой подход оправдан в каких-то сферах общества, но он не может быть оправдан для христиан в области морали. Верующие люди не могут одновременно признавать ценность жизни и право на смерть, ценность семьи и допустимость однополых отношений, защиту прав ребенка и намеренное уничтожение человеческих эмбрионов в медицинских целях.

Однако такой подход не просто существует в мировоззрении некоторых людей, то есть в частной сфере, но он постепенно становится обязательным для всех граждан через принятие соответствующих правовых норм в некоторых европейских странах, а также в международных организациях. Православные христиане Восточной Европы, имеющие опыт жизни в тоталитарном государстве, сегодня улавливают опасные тенденции развития политической власти.

Христианам с древних времен знаком принцип, который выразил блаженный Августин: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь». Только получается, что сегодня у христиан и светских людей образуется пропасть в понимании того, что главное, а что второстепенное. Этот последний момент представляется наиболее пугающим для христиан, отстаивающих для себя возможность только одной морали. Если христиане будут принуждаться властью быть соучастниками исполнения или содействия противоречащим их вере нормам морали, то для них такая власть станет враждебной и неприемлемой.

Верность истине

«В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь»

В чем же причина такой несговорчивости христианства с нравственным релятивизмом? Эта несговорчивость есть результат веры в то, что во Христе открыта Божественная истина о человеке и о человеческой жизни и что отказ от этого представления означает гибель человека и мира. Церковь проповедует о Боге и человеке не свое «партийное» мнение, выгодное ей по тем или иным причинам, а истину, переданную Божественным Откровением. Если какой-то ученый открывший новый земной закон, имеет право отстаивать найденную истину, Церковь тем более имеет право на отстаивание вечной истины.

По крайней мере для нас, христиан, должно быть очевидно, что Христос явил миру истинное Божество и истинное человечество. Во Христе явлена полнота человеческой природы. Даже Пилат, язычник, признает это, восклицая: «Се, Человек!» (Ин 19:5). Человеческой природе, явленной во Христе, не надо больше развиваться и эволюционировать, она может только усваиваться людьми. Значит, все, что мы можем сказать о человеке, было явлено во Христе.

Дискуссия о том, что есть человек, закончилась 2000 лет назад. Поэтому популярная среди некоторых христиан идея об эволюции моральных норм является увлечением духом мира сего, который формирует сегодня эту идею в виде парадигмы постмодернизма. Действительно, в церковной жизни есть изменяемые обычаи, поскольку меняются культурные, географические и исторические условия, но стержневые понятия о человеческой природе неизменны.

Вернуть душу Европе…

Борьба за единую общественную мораль и христианские ценности в современной Европе невозможна без объединения усилий прежде всего христиан основных конфессий, несмотря на их вероучительные расхождения. Однако старое слово «экуменизм» мало подходит для выполнения этой задачи. Сегодня построение системы христианской солидарности в Европе на основе единой и неделимой евангельской морали и проистекающего из этой солидарности общего свидетельства миру о христианских ценностях является, на наш взгляд, может быть последней возможностью для христиан совместными усилиями вернуть душу Европе. Именно поэтому христианские общины должны оказывать друг другу поддержку, сохранять дружеские отношения, осуществлять обмен мнениями, совместно выступать перед лицом внешнего мира, проводить совместные общественные проекты.

Русская Церковь на своем опыте жизни в условиях тоталитаризма хорошо знает, что такое христианская солидарность в Европе. Эта солидарность проявляется и сегодня. По случаю объединения Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви мы получили от многих христианских Церквей теплые братские поздравления. Кроме того, мы ощущаем солидарность с другими христианами перед лицом многих современных вызовов секуляризма, бездуховности, бедности, радикализма.

Имея общее христианское наследие, нам легче искать общее понимание этих вызовов, чем с людьми других вер или другого мировоззрения. Уверен, что солидарность перед лицом общих вызовов придаст новый динамизм межхристианским отношениям в Европе, вызовет утраченный ныне во многих общинах интерес к богословскому диалогу и поискам Богом заповеданного единства.

Необходим диалог

Отстаивая единые этические нормы, христиане должны искать союзных отношений с представителями других религий, которые занимают сходные с христианами моральные позиции. С этой целью необходимо развивать межрелигиозные отношения в Европе и мире. При всем различии традиционные мировые религии имеют общее понимание приоритета вечных ценностей над земными. Это помогает совместно выступать против угроз нравственному устроению человеческой жизни.

Саммит религиозных лидеров, проходивший в Москве в июле 2006 года и ставший крупнейшим межрелигиозным мероприятием в Европе, показал, что представители основных религиозных традиций мира имеют близкие воззрения на мораль. Все они высказывали обеспокоенность нравственным релятивизмом, который сегодня нередко берет вверх.

Христиане должны взаимодействовать со всеми людьми доброй воли во имя нахождения в обществе согласия по поводу моральных норм

Христиане могут находить некоторую поддержку по поводу вопросов морали и у светских людей, придерживающихся нерелигиозного мировоззрения, но отстаивающих моральные нормы, близкие к христианским. В подобной ситуации нет ничего удивительного, так как еще святой апостол Павел писал в послании к Римлянам о том, что если язычники слушают голос совести, то они могут естеством исполнять закон Божий (Рим 2:14—15).

Другими словами, христиане должны взаимодействовать со всеми людьми доброй воли во имя нахождения и сохранения в обществе согласия по поводу моральных норм. Для достижения этой цели христианские общины должны работать с общественным мнением, а также поддерживать диалог с государственными и международными структурами.

Жизнь частная и общественная

Требуя единой морали для публичной сферы, христиане должны оставить на дело совести каждого устраивать жизнь в частной сфере согласно своим ценностям. В этом они могут следовать другому рассуждению святого апостола Павла: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим 14:4). Пусть другие взгляды, альтернативные общей морали, остаются в частной жизни. Они не должны подвергаться преследованию, но и не должны поддерживаться и пропагандироваться как нормы в публичной сфере.

Сегодня многие в Европе, в том числе неверующие люди, осознают, что мощным источником поддержки европейской цивилизации является христианство. Это осознание стало приходить в Европу после того, как она столкнулась в глобальном мире с вызовами других цивилизаций. Чтобы выжить в современном мире, Европа должна остаться христианским континентом. Это не значит, что на нем нет места для людей других религий и других мировоззренческих взглядов. Это лишь означает признание высокой роли христианской веры в прошлом, настоящем и будущем нашего континента. Такое признание во многом обусловлено тем, насколько сами христиане останутся способными сохранить в быстро меняющемся многокультурном мире свою христианскую идентичность, насколько способны будут хранить верность Христу.

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:16). Мир способен увидеть, принять и прославить Отца Небесного тогда, когда свет, исходящий от верующих в Него, есть свет Его Сына.

5 сентября 2007 г., Сибиу, Румыния

 

Кирилл, митрополит

Хотя бы ты отличался молитвою, постом, милостынею, целомудрием или другою какою добродетелью, все это без смирения разрушается и гибнет.

 

Святые Отцы

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2143]

16%
[495]

Всего проголосовало:
3029 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото44

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.