Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№3 (36) март

АРХИПАСТЫРЬ 

 

"Россия вступает в новую эпоху"

 

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы обозревателя газеты "Труд" Валерия Коновалова. Интервью владыки Кирилла опубликовано в № 241 от 27 декабря 2006 года.

 

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл— На Ваш взгляд, в сегодняшней власти увеличивается число действительно верующих людей? Можете кого-то из них назвать?
— Такие люди есть, и их, слава Богу, немало. Предпочел бы не называть имена — думаю, если будет нужно, они сделают это сами. Это благо для страны, что к вере приходят и те, кто облечены властью. Ведь Господь ждет от Своих учеников покаяния и смирения, готовности нести крест, служить ближнему. Конечно, процесс обретения веры часто бывает "растянут" во времени. Безусловно, принадлежность к власти оказывает известное влияние на склад личности. Ведь это нелегкое бремя.
Мешает ли пребывание во власти прийти ко Христу? Все зависит от стремления самого человека и от помощи Божией. Думаю, что верующий человек должен осознавать временный и ограниченный характер своей власти, равно как и самой жизни. А каждый из нас призван жизнь прожить так, чтобы не было стыдно перед Богом, ближними и самим собой. Как учит нас Слово Божие, "от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут".

— Когда Вы лично поверили в Бога?
— К счастью, в моей сознательной жизни не было периода, когда я не ощущал бы себя православным христианином. Бог судил мне появиться на свет и воспитываться в благочестивом русском семействе, где веру в Бога я впитал, что называется, с молоком матери. Мои покойные отец и дед были священниками, при этом оба они были самыми настоящими исповедниками — пострадали за веру, прошли лагеря и ссылки. Великий пример их церковного служения, который я имел перед глазами в собственном моем семействе, безусловно, во многом определил мой ранний жизненный выбор — посвятить себя Церкви.
Однако в нашей стране, где атеизм на протяжении семи десятилетий пребывал в статусе государственной доктрины, выросло несколько поколений людей, насильственно отторгнутых от отеческой веры, от тысячелетней духовной традиции нашего народа. Путь таких людей к храму, к обретению Бога в душе и сознательной жизни по Его заповедям не всегда бывает прост и гладок. Поэтому я придаю ис-ключительно важное значение, во-первых, задаче воцерковления взрослых людей, а во-вторых, делу воспитания подрастающих поколений граждан России в отечественной религиозной традиции. И здесь огромную положительную роль должно сыграть преподавание Основ православной культуры в школе. То же самое относится к преподаванию аналогичного курса детям из семей мусульман или буддистов в местах их компактного проживания и там, где это возможно. А тем детям, чьи родители хотели бы, чтобы их дети ничего не знали ни о христианской, ни о мусульманской, ни о буддистской культуре, можно было бы предложить в соответствующие учебные часы изучение основ светской этики.

Все зависит от стремления самого человека и от помощи Божией

— Приходилось ли Вам жалеть о том, что Вы избрали монашеский путь? В чем преимущество этого пути?
— Нет, я никогда не сожалел об этом выборе, потому что такова была воля Божия о моем пути. Заканчивая семинарию и размышляя, быть мне женатым священником или монахом, я решил, что если Господь благословит меня встретить такую девушку, которая составила бы счастье всей моей жизни, то я пойду с ней под венец, а если такой встречи не произойдет, значит, Господь желает моего иночества. Так в 22 года и определился мой жизненный путь.
"Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене", — говорит апостол Павел. В этой формуле и заключено, на мой взгляд, представление апостола о преимуществе монашеского пути. Церковь понимает монашество как духовный подвиг и не-скончаемый духовный труд. Но все люди не могут и не должны становиться монахами, равно как все они не обязаны быть женатыми. В момент великого выбора своей судьбы человек должен прислушаться, к чему его призывает Господь. У Отца Небесного обителей много, и верующий женатый человек всегда найдет такую модель существования, которая позволит ему честно служить Богу, своему семейству и ближним, жить по заповедям Божьим. Женатое состояние православного или его иночество имеют равную честь в глазах Церкви при наличии твердой и деятельной веры.

— Говорят, что в школьные годы Вы не скрывали своей веры и продолжали успешно учиться в советской школе. Как же это было возможно в то время?
— Это правда, я никогда не скрывал своей веры и не отрекался от Христа. Я также никогда не был ни октябренком, ни пионером, ни комсомольцем. Учителя пытались дискутировать со мной по вопросам веры, меня вызывали на педсоветы. Но им нечего было противопоставить моим убеждениям, а я, признаюсь, к таким разговорам специально готовился. А впервые написали обо мне в ленинградской газете именно в то время, когда я был школьником. Помнится, автор заметки грозно ставил вопрос о том, куда глядят мои учителя, товарищи и общественные организации: мальчик по успеваемости один из первых в классе, а верит в Бога, и это в наше время! Как бы то ни было, в пятнадцатилетнем возрасте я был вынужден пойти работать и одновременно заканчивать вечернюю школу.
В юности я участвовал в геологических экспедициях и до сих пор высоко ценю полученный тогда жизненный опыт. Потом поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, что вовсе не приветствовалось властями, которые как раз в те времена обещали, если помните, показать по телевизору последнего попа. Однако, никогда не скрывая своих убеждений, при этом политическим диссидентом я тоже никогда не был, потому что считал для себя невозможным бороться со своей страной.

— Можно ли совмещать веру и суеверие? Если православный человек, увидев черную кошку, переходит на другую дорогу или сплевывает через плечо, он грешит?
— Если это православный человек, то, значит, он не тверд в своей вере или не-много знает о ней. Потому что мы веруем в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, а не в черного кота, не в сон после обеда и не в разбившуюся чашку. Истинную веру в Бога невозможно соединить с суеверием, потому что одно отрицает другое в принципе. Либо человек на всех путях своей жизни надеется на помощь Божию и к ней прибегает в молитве, либо он надеется на силу различных магических обрядов.

Позиция Церкви — быть всегда с народом, но вне политической борьбы

— Почему получается так, что с мусульманами у Русской Православной Церкви конфликтов практически нет, а с католиками много проблем, хотя они вроде бы по вере нам ближе?
— Я не стал бы сравнивать отношения нашей Церкви с мусульманами и ее отношения с католиками. Было бы некорректно рассуждать о том, где больше проблем, а где меньше, потому что это совершенно разные сферы, затрагивающие различные культурно-исторические пласты. Единственное, что можно сказать с достаточной определенностью, так это то, что отношения Русской Православной Церкви с исламом являются более устоявшимися, так как в России издавна существуют регионы компактного проживания мусульман. За многие столетия жизни бок о бок мы выработали, как я считаю, уникальный опыт добрососедства, мирного и взаимоуважительного сосуществования.
Присутствие католиков в России также является неотъемлемой частью отечественной истории: в различные ее периоды в состав нашего государства входили такие традиционно католиче-ские территории, как Литва и часть Польши. Однако с тех пор многое изменилось, и в нынешней Российской Федерации католики не составляют численно значимой общины. Подавляющее большинство католического духовенства прибыло в Россию из-за границы. Этим людям, может быть, непросто сориентироваться в наших реалиях, что обуславливает их не совсем верные шаги в плане миссионерской деятельности и в отношениях с православными. По крайней мере, мне хотелось бы верить именно в это, а не в чью-то злонамеренность.

— У Вас лично и у Церкви есть позиция относительно будущего Президента страны и возможности остаться на третий срок нынешнему Президенту?
— Позиция Церкви — быть всегда с народом, но вне политической борьбы. Она не участвует в предвыборных баталиях, видя в них разделение людей, тогда как ее долг — собирать их воедино во Христе Иисусе. Это положение со всей определенностью сформулировано в 2000 году в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви". За каждой Божественной литургией во всех православных храмах неизменно возносятся молитвы о благополучии родной страны, о властях и воинстве ее, "да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте". Мне представляется, что для России в следующем четырехлетнем президентском цикле очень важно сохранить преемственность государственной власти, последовательность политического курса и обеспечить продолжение обозначившегося успеха нашего развития.

 

По сообщению Службы коммуникации ОВЦС МП

Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо, ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.

 

50:19
Псалтирь

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2146]

16%
[495]

Всего проголосовало:
3032 человека

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 9

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.