Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№2 (35) февраль

МИССИОНЕРСКАЯ СТРАНИЧКА 

 

Уроки швейцарского

 

Наблюдения российского путешественника

 

ПРОЛОГ

Нет, это не язык. Это не филология. Уроки швейцарского учат нас совершенно иному. С историей этой страны невидимым образом переплетена история нашего Отечества. В тихих прозрачных водах швейцарских озер отражаются мысли и судьбы, душевные противоречия и утопические идеи жителей страны, которая когда-то называлась Российской Империей. Но начнем мы с противоречий.

Земной рай и неземная скука
Как известно, Швейцария славится своим покоем, стабильностью и точным расписанием всего — от жизни до трамваев. И нет ничего странного в том, что с устремлениями наших предков, со всеми их "извечно русскими вопросами", "мировой тоской" и "жаждой правды" Швейцария не ладила.
Если один из первых русских вояжеров Николай Михайлович Карамзин в своих "Письмах русского путешественника" жизнерадостно писал: "Итак, я уже в Швейцарии, в стране живописной натуры, в земле свободы и благополучия… и я с гордостью помышляю о своем человечестве", — то другой наш соотечественник, революционер С.Г. Нечаев, переживал это "благополучие" совсем иначе: "Скука здесь страшная… сколько я ни заставлял себя восхищаться закатами и восходами солнца, ничего не выходит. Все кажется глупо, бессмысленно".
Земной рай и неземная скука… Между этими двумя полюсами и раскинулся мир, в котором для русской души что-то не так. Через всю русскую эпистолию проходят эти противоречия — от восхищения до скуки смертной. Одни воспевают горные высоты, другие страдают: нет широты душевной. Здесь все как-то странно для нашего путешественника.
Для русского глаза противоречия во всем. Нет обширных пастбищ, но коровы дают много молока. Начальство не ждут, а улицы чисты. Правительства не боятся, а налоги платят исправно. Не пейзаж, а почтовая открытка, ожившая витрина игрушечного магазина. И ни тебе революций, ни огненных идей, ни русского бунта, как у А.С. Пушкина, "бессмысленного и беспощадного". Все это как бы Россия наоборот.
Да, туго, туго живется тут русскому по-стояльцу. Альпийский эдем в больших дозах вызывает у русских путешественников просто рвотный рефлекс. Вот так, например, день, проведенный здесь отставным русским офицером, в будущем знаменитым обитателем Ясной Поляны, превращается для него в день мучений и ненужной суеты: "Проснулся в девять… Открыл тетрадь, но ничего не писалось… Обед тупоумно-скучный… Чего хочется, страстно желается? Не знаю, только не благ мира сего. И не верить в бессмертие души… Взглянул в окно. Черно, разорвано и светло. Хоть умереть. Боже мой! Боже мой! Что я? И куда? И где?".
Русская душа, требующая свершений и рожденная под песнь Буревестника, героя Максима Горького, не закипает здесь, не бурлит и, вдоволь отлежав бока в местных пансионатах, требует себя назад — к русским березкам и окушкам в пруду, даже к русской плахе.
"Что тебе сказать о Швейцарии? — пишет Николай Васильевич Гоголь — Всё виды да виды, так что мне уже от них становится тошно, и если бы мне попалось теперь наше подлое и плоское русское местожительство с бревенчатою избою и сереньким небом, то я бы в состоянии им восхищаться, как новым видом".

"Habiter facilement"
Вот она, загадка русской души. Не может она просто жить, "habiter facilement". Так называемая "жизнь сама по себе" в тихом швейцарском пансионе для русского глаза — лишь тошнотворное бюргерство да лишенный одухотворяющего смысла пре-зренный мещанский снобизм. "Аист на крыше" и счет в швейцарском банке, местное завещание, передаваемое из поколения в поколение: "Schaffe, schaffe, Husli baue!" ("трудись, трудись, строй свой домик". — И.П.), — все это кажется бессмысленным для русского гостя, генетически предрасположенного к высоким идеалам и полетам.
А.И. Герцен, выразитель одного из основных вопросов русской истории, раздражается и не может смириться с этой альпий-ской низменностью: "Но спрошу, в чем их дело, в чем их высшие интересы? Их нет…" Федор Михайлович Достоевский, со своим психологизмом и страстной натурой, также не может не презирать это все: "О, если бы вы знали, как глупо, тупо, ничтожно это племя! Буржуазная жизнь в этой подлой республике развита nec plus ultra (донельзя. — И.П.)". Даже приехав в прекрасный средневековый Базель, город на Рейне, который заключает в себе границу трех государств — Швейцарии, Франции и Германии, — "западник" Герцен мучается смертной тоской от этого покоя: "Рейн — естественная граница, ничего не отделяющая, но разделяющая на две части Базель, что не мешает нисколько невыразимой скуке с обеих сторон. Тройная скука налегла здесь на все… кроме мертвых, здесь никто не веселится".

Мечта русских революционеров Для русского национального характера Швейцария — самый лучший реактив, индикатор, который сразу показывает, что выпало в осадок, а что осталось плавать сверху и какой цвет приобретает, попав в этот альпийский эксперимент. И надо сказать, что опытов таких было поставлено немало.

Исторические связи и противоречивые оценки
Это только кажется что Швейцария — далекая от наших исторических и культурных широт тема. На самом же деле на берегах альпийских озер очень тесно от русских теней. После первой русской "перестройки" — реформ Александра II — закончилась вековая изоляция наших сограждан. Заграничный паспорт, который еще при Николае I стоил 250 рублей за полгода пребывания, теперь всего за пять целковых не выправляет себе разве что ленивый. Население впервые в русской истории направляется за рубеж не в военном мундире, а штатском платье.
Почти все заметные деятели России позапрошлого века побывали здесь. Швейцар-ская география охватывает всю русскую историю. Только вот оценки наших соотечественников в отношении одних и тех же явлений были весьма противоречивы.
Так, историк Н.М. Карамзин проделывает пешком путь без малого в 50 километров, чтобы взглянуть на знаменитый Рейхенбах-ский водопад, на этот "действительно величественный феномен". Мощь падающей реки производит на Александра I такое впечатление, что покоритель Европы заказывает картину, запечатлевающую его на фоне чуда природы. Но вот то, что заставляло благоговеть знаменитого историка и русского царя, оставит графа Льва Толстого равнодушным: "Ненормальное, ничего не говорящее зрелище". Загадка…

В начале века двадцатого…
Страна-курорт сыграла свою роль не только в отечественной литературе. Судьба одной шестой части суши была тесно связана с тем, что происходило на этом поднебесном пятачке. У берегов того же Рейнского водопада происходят события внешне незаметные, но самым роковым образом повлиявшие на историю страны-империи.
В 1902 году, совершив нашумевший побег из киевской тюрьмы, десять авторов антиправительственной "Искры", в том числе Бауман и Литвинов, будущий министр иностранных дел при Сталине, договариваются о встрече в ресторане над Рейнским водопадом. Отсюда они отправляют дерзкую телеграмму шефу жандармов: "Все вместе мы празднуем удачный исход нашего побега в ресторанчике у Рейнского водопада, о чем посылаем телеграфное извещение за всеми нашими подписями генералу Новицкому". А через год, в 1903-м, сюда приедут отдохнуть от социалистических споров о судьбах Империи основатели "партии профессоров" — Сергий Булгаков, Владимир Вернадский и Семен Франк, которые, дождавшись победы социализма, станут в двадцатых годах пассажирами "философского парохода", навсегда увозившего их и от этой темы, и из родной страны.
А вскоре, в апреле 1903-го, через Рейнский мост простучат колеса "пломбированного вагона" поезда № 263, отправившегося в 15:20 с третьего пути из Цюриха. Это будет самый кровавый поезд в мировой истории — именно его пассажиры раз-громят Ро ного часа человечества", как писал Стефан Цвейг.
Почему же при взгляде на эти альпий-ские прелести, на эту тишину и покой русским деятелям позапрошлого века виделась отечественная свистопляска? Как будто для наших соотечественников поездка в любую страну оказывается поездкой в Россию, к ее проблемам и заботам.
Швейцарские пейзажи то и дело протыкают "проклятые русские вопросы". Здесь, в тиши и благополучии Альпийских гор, в головы наших сограждан и приходят мысли, которые потом за тысячу километров отсюда претворятся в революционные книги, митинги и расстрелы.

Ф.М. Достоевский тоже писал о ШвейцарииВ тиши швейцарских библиотек
Местные университеты буквально переполнены студентами с русскими паспортами. Однако что-то неладно в швейцарской системе образования: учатся на врачей, а становятся… бомбистами. На берегах швейцарских озер начинается великая промывка мозгов.
Вера Фигнер, впоследствии народоволка, в бытность студенткой Цюрихского университета пишет: "В моих мыслях произошел такой же переворот, как у других; то, что было прежде целью, мало-помалу превратилось в средство. Деятельность медика, агронома, техника как таковых потеряла в наших глазах смысл. Прежде мы думали облегчить страдание народа, но не исцелять их. Такая деятельность была филантропией, маленькой заплатой на платье, которое надо не чинить, а выбросить и завести новое. Мы предполагали лечить симптомы болезни, а не устранять ее причины. Сколько ни лечи народ, думали мы, сколько ни давай ему микстуру и порошков, получится лишь временное облегчение. Цель, казавшаяся благородной и высокой, была теперь в наших глазах унижена до степени ремесла почти бесполезного". И "целитель народных болезней" Фигнер вместе с другими "инженерами человеческих душ" решает, как она пишет, "отдать себя всецело делу пропаганды социалистических идей среди народа". Таков был итог цюрихской жизни.
Именно здесь, с видом на мирные Альпы, ложатся на бумагу заветные нечаев-ские слова: "Нравственно все, что способствует торжеству революции. Безнравственно и преступно все, что мешает ему".
Радетели "за счастье народа" в сытости и покое швейцарского ландшафта пишут слова, которые скоро станут программой великого террора против собственного народа: "Братцы! Приходит нам невтерпеж!.. Свободой нас обманули. Надо нам их всех вконец истребить, чтобы и духу их не осталось. А для этого надо нам, братцы, будет города их жечь. Да, выжигать дотла. Да, ждать нам нечего, чего зевать? Кому подошлось, если какой из наших ворогов подвернулся под руку, и кончай с ним!"
Почти все русские студенты, не доучившись, бросают швейцарские вузы и отправляются домой вершить "великое дело революции". В тиши швейцарских библиотек составлялись рецепты, по которым будет заварена кровавая каша на несколько поколений едоков. Несостоявшиеся врачи, инженеры, ученые уезжают в Россию, чтобы после презренного бюргерского существования со сладостью и упоением пойти "на бой кровавый", гарантирующий бессмертие в революционных святцах. Ах, если б знали эти русские "перекати-Альпы" с опричниной в недавнем прошлом, какой ГУЛАГ готовят они родной России своим социалистическими идеями!

"Мекка" нового учения
Итак, Швейцария становится "Меккой" нового учения о "светлом будущем". В ее лесных и горных отелях новые пророки готовят свои кровавые проповеди. И вскоре на смену горячим теоретикам приходят не менее страстные практики.
Покушения и взрывы, гремевшие на улицах России, подготавливались на фоне живописных нейтральных ландшафтов. Швейцарская таможня и пограничная охрана весьма любезно не чинила никаких препят-ствий "русским грузам". Большевик Семашко восхищается привлекательностью Швейцарии для революционеров: "Центром наших эмигрантских устремлений была тогда Швейцария. В Германии и даже во Франции бывали случаи выдачи эмигрантов по требованию русского правительства. Швейцария же считалась неприкосновенным убежищем политических". Ленин говорил: "Швейцария — самая революционная в мире страна".
Адские машины "Made in Switzerland" готовятся и гремят повсюду в России. Эхо бомбы, взорванной русскими "студентами" в Цюрихберге, было слышно на другом конце Швейцарии, в Женеве. Взрывы гремят в квартирах, в лесах, в горах. Мне до сих пор не верится, что на красивой мирной горе, которую я сейчас вижу из своего окна, каждый день, как говорят, гремели взрывы русских бомб — эмигрантские опыты перед отправкой по русским адресам.
Швейцарский пансион, озабоченный главным образом избытком сыра и недостатком картофеля, напоминал спокойный оазис, охваченный огненным кольцом войны. "Счастливые швейцарцы" морщатся, но терпят. На русской революции делаются швейцарские деньги.
Но, став удобной ступенькой к "великому Октябрю", могли ли жители этого плацдарма русской революции представить себе, сколько могил они породят своим нейтралитетом? Для самой Швейцарии один из первых уроков заключается в том, что порой мирный нейтралитет губит больше жизней, чем борьба.

Народница Вера ФигнерРифмы истории
Как известно, история любит рифмы. Во времена Советского строя в Швейцарии располагались штаб-квартиры многих организаций, которые боролись с "чумой XX века". В позапрошлом же веке здесь под защитой местных законов со всеми удобствами расположились штаб-квартиры всех российских террористических партий, которые разрушили Россию и создали то, с чем пришлось бороться новым штаб-квартирам.
Швейцарский урок оказался невыученным. Швейцария действительно стала раем — но для подготовки русского ада. Русская "освободительная" мысль за отсутствием предохранительных средств приобретала характер эпидемии. Альпийская республика была революционным издательским центром той поры. Почти половина всех русскоязычных антиправительственных изданий выпускалась в Швейцарии. Эта страна с ноготок стала колыбелью русской смуты, потрясшей весь XX век и, без преувеличения, весь мир.
Сами же швейцарцы предохранительно и мудро не проявляли особо интереса к Утопии, селекционируемой в их тихих огородах. Против "мировой справедливости" у них проявился отменный швейцарский иммунитет. Лишь горстка швейцарских коммунистов, не имея что делать в своем парадизе, во главе с Платтеном отправилась на восток строить новый земной рай. Тем поучительнее их пример. Перевернув вместе с большевиками Россию, в социалистическом 1937 году Платтен вместе с женой был арестован, как и полагается, за связь с "врагами народа". В последнем письме из заполярного лагеря, который только белым снегом мог напоминать ему его не просвещенный социализмом альпийский рай, он напишет своей знакомой: "Я, дорогая Оля, сейчас лежу в больнице. Я был сильно слабый и пухлый, но сейчас все лучше и лучше". Как говорится, без комментариев…

Невыученные уроки…
Что предлагал исторический "урок швейцарского" русским обитателям позапрошлого века? Покой и счастье жизни! Да, как видно, не ложилась в нашу русскую душу эта "жизнь ради жизни", пожизненное собирание богатств земных ради "святой уверенности", что лужайка деда достанется внуку. Просила и жаждала душа еще чего-то. Но, по-видимому, не заметили наши славные соотечественники то самое на-правление жизни, на которое указывают вершины альпийских гор. Ведь именно там подлинный покой и счастье. Сколько еще раз в истории будет не выучен простой урок, преподанный еще Давидом в 145-м псалме: "Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его".
Мечта русских революционеров Народница Вера Фигнер, уже упоминавшаяся, будучи убежденной атеисткой, оказалась под большим впечатлением от Евангелия. Она напишет в автобиографии: "Некоторые принципы Евангелия — как отдача себя всецело раз избранной цели — до сих пор сохранили в моих глазах свою великую ценность. Да и все другие высшие моральные ценности я получила из этой книги". Но, познакомившись в Цюрихе и Берне с социалистической Утопией, она вернулась в Россию, развелась с мужем и стала "охотиться" на царя. Эта женщина, некогда от-бросившая идею "облегчать страдания народа" во имя "нового платья", впоследствии разочаруется в социалистических идеях и не примет "октябрьскую революцию". Она будет испытывать чувство глубокого унижения после разгона большевиками Учредительного собрания, членом которого она была. "Старое платье" сожгли, а вот нового не скроили. Вера Николаевна порвет все свои партийные билеты и до конца дней своих будет заниматься тем, от чего бежала из Цюрихского университета: она воз-главит общественные организаций, связанные с историческим просвещением, народным образованием, оказанием помощи голодающим. "Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его" (Пс 145:4).
Не выучив этот урок, швейцарские постояльцы цепляли на свои фраки красные банты, бросали мирные науки и учились основам минно-подрывного дела. Они желали сказочной Утопии и не чуждались средств.
И что в итоге? Забросав гранатами шахту, откуда доносилась молитва царственных страстотерпцев, разгромив страну, где можно было жить и умереть просто от частной жизни, без помощи тиранов, они сделали эту "страшную сказку" социализма былью.

А что в итоге?
Как видим, умонастроения русской интеллигенции, проживавшей на тихом альпийском пятачке, были взрывоопасными. Швейцарские герои, словно от лени и "нечего делать", мечтали об эффектном подвиге борцов за народное счастье, о ленин-ском броневике, с которого "наши умники", как называл их Достоевский, геройски вглядываясь в чарующую даль, мечтали указать дорогу к светлому будущему.
Что получила России в итоге? Обыкновенный политический переворот, разгромивший страну изнутри, выброс в историю социального хаоса и накопившейся агрессии, братоубийство, голод, кровавую деспотию, неслыханную доселе во вселенной, и вековое отчуждение от всех и вся.
Такая революция не только ничего не меняет в человеке или в обществе, но обрекает их на еще более страшные муки. Вот они, итоги всех утопий, всех переворотов и революций, страшный "урок швейцарского", уготовивший России "плач и скрежет зубов" (Лк 13:28). Желали счастья, а получили… как всегда, даже хуже. "И бывает для человека того последнее хуже первого" (Мф 12:45).

"Русская тройка"
Но не стоит все валить на Альпийскую республику, ставшую лишь классом для этого кровавого урока. Ведь его прилежными учениками и идейными учителями были наши сограждане. Именно они пели на этих вершинах ту самую "знакомую песню", которая рванула "русскую тройку" Н.В. Гоголя с места и низринула ее в пучину. Какие страшные и грустные слова: "Не так ли и ты, Русь, словно бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда же несешься ты? дай ответ. Не дает ответа". Или, как писал А.С. Пушкин, "в поле бес нас водит, видно".
Где Дух Господень, там свобода Опередившая и поразившая всех тройка без седока и всадника и по сей день наводит ужас на современников. Движимая неведомой стихийной силой, чуткая к знакомым "песням с высот", слитая в едином порыве оторванного от земли утопического полета, вдохновляемая Божественными образами, но уже подмененными соблазнами, поэтому — слепо целеустремленная, она не ведает, куда несется. Это не образ преображенной Родины, но апокалиптическое видение вихрей ложной духовности, которые обуревали Россию, и предощущение катастрофы в конце этого пути. Только с высоты Русской Голгофы XX века открылись бездны, в которые предстояло низринуться России-тройке.

Истинная свобода
Попытки выйти из старого при бессилии увидеть новое, ложный бунт против исторической неправды при духовной слепоте в поисках правды вели наших швейцарских "умников" к пропасти. "А если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму" (Мф 15:14). Исторический "урок швейцарского" заключается и в том, что любой Варавва всегда избирается охотнее, чем Христос.
Русская интеллигенция, мечтавшая о социальной революции, не видела, не чувствовала или, прямо скажем, не верила в ту единственно подлинную революцию, которая произошла две тысячи лет тому назад под Вифлеемской Звездой. Ведь революцией именуется радикальный переворот в природе какого-либо явления. А какое событие более всего повернуло ход человеческой истории, изменив самого человека, его жизнь, как не Рождество Бога Слова? Это была революция более мощная и все-проникающая, чем любая другая, происходившая с человечеством, — не политиче-ская, экономическая, научная или технологическая, а более глубокая и фундаментальная, свершившая переворот глубинных онтологических, духовных оснований. Только это и может дать человеку и обществу подлинную свободу и силы. "Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода" (2 Кор 3:17).
И в заключение хочется поверить словам известного российского кинорежиссера Павла Лунгина, автора фильма "Остров", сказанного им в одном интервью: "Думаю, что грядет некий духовный переворот, и начнется он у нас, в России. Когда-то мы обогнали всех с социалистической революцией — обгоняем и сейчас. Такова уж судьба нашей страны: вперед других проходить, проживать исторические этапы".

 

Игорь Петровский

Целомудрие есть чистота души и тела.

 

Св. Иоанн Лествичник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2143]

16%
[495]

Всего проголосовало:
3029 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото51

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.