Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№8 (29) август

МИССИОНЕРСКАЯ СТРАНИЧКА 

 

ГОСПОДЬ СОТВОРИЛ И ВЬЕТНАМЦЕВ

 

Наблюдения российского путешественника

 

ПРОЛОГ


Собственно говоря, по прочтении заглавия этой статьи вам, уважаемый читатель, вряд ли придет в голову мысль, что оно может быть как-то иначе. Господь сотворил не только вьетнамцев, Он сотворил и мегрелов, и гагаузов, и занзибарцев, и китайцев, и жителей Папуа Новая Гвинея, хмурых гоблинов и веселых хоббитов, если последние, конечно, существуют. Одним словом, Он создал всех! И каждый народ живет в своей стране. Это известно всем, но вот мало кто знает, что часть самого Вьетнама живет: в нашем Кафедральном соборе Христа Спасителя! Дело в том, что наш калининградский собор - это не только, как говорится, стройка, в которой мы участвуем всем миром. Это еще и стройматериалы со всего мира. Честь представлять далекий Восток на стенах собора Христа Спасителя предоставлена вьетнамскому граниту и мрамору.

 

Истоки командировки

Нет ничего удивительного в том, что гранит и мрамор для нашего храма должен был проделать такой неблизкий путь. Если вы хотите написать картину, то вам достаточно собрать палитру из основных цветов, и далее, смешивая краски, вы можете получать любой новый оттенок. Если вы хотите связать разноцветную шапочку, вам нужно собрать клубки, а затем сплести все ниточки воедино. А если вы хотите создать цветной шедевр из мрамора?!


Ну, тогда вам придется достать карту мраморных месторождений и понять, что за каждым цветом и оттенком вам придется протопать тысячи километров. Различные цвета этого благородного камня разбросаны Создателем по всему земному шару. Чтобы собрать мраморную палитру, камень привозят из различных мест: из Индии, Греции, Македонии, Франции, Испании, Германии, Италии, Персии, Ирака и, конечно же, Вьетнама. В Исаковском соборе или в храме "Спас на крови" в Санкт-Петербурге экскурсовод обязательно расскажет вам, как по личному приказу царя мрамор для этих шедевров храмового зодчества специально привозили из Персии и Индии.


Вслед за царем-батюшкой и мы, рассмотрев множество предложенных образцов, поняли, что именно во Вьетнаме есть то, что нужно нам. Собственно говоря, это и явилось причиной командировки эконома Собора Сергея Юрьевича Гонцова и вашего покорного слуги в Социалистическую Республику Вьетнам.


Камни и цветы Вьетнама


Сразу скажу, что приезд во Вьетнам в феврале этого года был настоящим ударом по нашему организму. Когда мы улетали, в Калининграде стояли необычные для нашего региона морозы - и в то же самое время во Вьетнаме все плавилось от + 40 °С! В первый же день "расплавились" и мы.


Итак, что мы знаем о Вьетнаме? У многих сразу первая мысль - о вьетнамской войне. И действительно, когда-то Вьетнам был для всех синонимом войны, конфликтов и трагедий. Но сегодня все меняется: страна устала от бесконечных войн и в нынешнее спокойное время активно развивает мирную жизнь. Вьетнам в буквальном смысле цветет и пахнет. Такое количество цветов и самых диковинных растений, благоухающих и сияющих своей пестротой, вряд ли еще где встретишь. Представьте себе городской парк прямо в центре города, в нем огромной высоты деревья, а рядом с ними орхидеи. Да не просто орхидеи, а сотни видов и подвидов. Всего во Вьетнаме было найдено около 2500 видов этого цветка.


А вот еще картина. Идешь по улице, глядь, прудик, а в нем на водной глади преспокойно раскачиваются цветы лотоса. Кстати, лотос вьетнамцы очень почитают. Мало того, что этому цветку около миллиона лет, так его же еще можно заваривать в чайничке, добавлять в сладкий суп и новогодний пирог.


А сколько во Вьетнаме персиков! Вьетнамские девушки просто обожают их лепестки. Только они их не жуют, а накладывают на лицо в качестве прекрасных косметических масок. А какой невероятно сладкий аромат выделяет теплыми ночами тубероза...


Но королевой всех цветов является хризантема. Цветы хризантемы попали во Вьетнам из Китая и Японии и сразу же полюбились местным жителям, особенно набожным старикам. Дело в том, что хризантема, даже когда увядает, не осыпает свои листочки, как другие цветы, она как будто замирает в своем безмолвии. Для вьетнамцев это символ божественной вечности, поэтому именно хризантему они чаще всего приносят в храм как дар Богу.


А уж про бамбук и говорить нечего. Его здесь столько всякого, что вьетнамцы даже научились его: пить. Да, вьетнамцы пьют бамбук! Они берут его толстые обработанные стволы, пропускают их через специальную дробильную машинку, похожую на ту, что была у моей мамы для отжима мокрого белья, и выделяющийся бамбуковый сок, разливая в кокосовые фляги, преспокойно посасывают через соломинку.


Из истории Вьетнама


Древний Вьетнам на протяжении первых двенадцати веков своего существования был теснейшим образом связан с Китаем. Из Китая пришла культура, религия, система письма. Вьетнам был в некотором смысле отдаленной периферией Китайской империи, хотя и со своим этническим населением. В 1225 году происходит дворцовый переворот и правителем новой династии объявляет себя полководец Чан. Именно тогда Вьетнам сталкивается с бедой, которая в это же самое время жгла и грабила русские города, - нашествием монголов. И хотя Чаны создали сильную армию и боеспособный военно-морской флот, противостоять монголам было непросто. Не только армия, но буквально весь народ поднялся против захватчиков. Война шла до победного конца. И монголы отступили. После этого события главнокомандующий войсками Чан Дао во Вьетнаме почитается, как Дмитрий Донской в России.


В XVII веке в стране появляются первые католические миссионеры. И можно было бы ожидать, что Вьетнам, подобно Китаю и Японии, пресечет их деятельность на своей территории. Но, к удивлению отцов миссионеров, вьетнамское правительство широко открыло им все двери.


По-видимому, вьетнамские правители рассматривали христианство как своего рода весомый религиозно-культурный противовес китайскому конфуцианству, чьи позиции в стране по-прежнему были преобладающими. И они не прогадали. Одним из результатов успешной деятельности католиче-ских миссионеров во Вьетнаме стало то, что наряду с китайской иероглифической письменностью появилось еще и вьетнамское литературное письмо на латинской графической алфавитной основе. Эта письменность получила полную поддержку со стороны патриотически настроенных жителей. Неудивительно, что в таких условиях позиции Католической Церкви укреплялись.
Обращенных в христианство во Вьетнаме уже в XVII веке насчитывалось несколько сотен тысяч. Такой рост даже вызвал опасения со стороны властей, что привело к некоторому ограничению деятельности Католической Церкви во Вьетнаме. Кстати, именно в то самое время - с 1804 года - страна стала официально именоваться Вьетнамом. Все более активную роль в хозяйстве страны начинали играть иностранцы, особенно французы. С середины XIX века Вьетнам шаг за шагом превращался во французскую колонию. Этот процесс, растянувшийся на десятилетия (1858-1884), завершился в конце XIX века.


Как вьетнамцы социализм строили


В 1859 году французские колонизаторы заложили основу Сайгона. Город быстро развивался - появилось множество новых построек, некоторые из них радуют глаз и по сей день. Французы ушли отсюда в 1954 году, их сменили американцы, которые около 20 лет пытались контролировать эту территорию. Но 30 апреля 1975 года северные войска имени товарища Хо Ши Мина взяли город. А 2 июля 1976 года город Сайгон был "скромно" переименован в честь самого товарища Хо Ши Мина.


Социалистическая Республика Вьетнам, провозгласившая линию на строительство социализма под руководством коммунистической партии и президента Хо Ши Мина, придерживается этой идеологемы до сих пор.


Но упрямая жизнь и ее экономические законы заставили кое-что пересмотреть в реальной жизни Вьетнама. С 1990-х годов верхние слои населения, партийное руководство и власть предержащие поняли, что так дальше жить нельзя, и стали негласно вводить новую модель жизни - кстати, весьма удобную для их партийного безбедного существования. Теперь во Вьетнаме фактически капитализм наверху и прежний социализм, навязываемый в низах. Но если главный город северного Вьетнама Ханой, как и раньше, мыслится сегодня как общая национальная столица, то Хошимин по-прежнему считается экономической и торговой Меккой страны и законодателем мод. Сказывается французское происхождение.


Несмотря на такую бурную историю, тем не менее Вьетнам сейчас считается самым безопасным для туристов местом в Азии.


Царство двухколесных


Когда посещаешь Европу, то, переезжая из одного города в другой, из одной столицы в другую, замечаешь, по большому счету, только перемену языка, климата и еще каких-то незначительных мелочей. Европа в этом смысле может показаться континентом с одним лицом. Это происходит отчасти из-за процессов пресловутой глобализации, отчасти из-за единого культурно-историче-ского прошлого. Но вот во Вьетнаме складывается такое ощущение, что попал на соседнюю планету. Здесь всё иное, всё по-другому. Жизнь, еда, язык, климат, транспорт - всё.


Кстати, о транспорте. В стране с восьмидесятимиллионным населением самым популярным транспортным средством является мопед. Ему во Вьетнаме давно пора поставить памятник. Порою кажется, что в шестимиллионном Хошимине проживает шесть миллионов мопедов. По крайне мере, движение на улицах городов и между городами на 95% оккупировано ими. Оно и понятно: на мопед не требуется ни прав, ни документов, и вьетнамцы, будучи не в силах купить автомобиль (любой из которых стоит в два раза дороже, чем в России), пересели на мопеды.


Мопеды непрестанно гудят и никогда не снижают скорости. Посему переход через улицу становится искусством, и европеец не сразу овладевает им.


К слову, светофоры также не являются гарантом безопасности. Даже когда на редких светофорах загорится зеленый свет для пешеходов, мопеды продолжают ехать. Я как-то попробовал схватить за руль и насильно остановить "прущего" на красный свет прямо мне под ноги вьетнамца. И что вы думаете, он стоял и с удивлением смотрел на меня, искренне чему-то радуясь и улыбаясь. А потом, словно рыба, выпущенная обратно в прорубь, дал полный газ - и поехал дальше счастливо улыбаться следующим светофорам. Ну как дети, честное слово...


Во Вьетнаме, право, есть много чему удивляться. Поменяв сто долларов, вы становитесь миллионером. Во вьетнамских забегаловках часто слышны русские песни, особенно Пугачевой и Юрия Антонова. На обед могут подать кобру либо что еще пострашней. Едят вьетнамцы мало, на полу и палочками. Нет ни одного толстяка. Дети ограничены законодательством в возможности играть в компьютерные игры: не более двух часов в день. Но самое удивительное, что Вьетнам, несмотря на правление компартии, - очень религиозная страна.


Христиане Вьетнама


Во Вьетнаме официально зарегистрировано 15 религиозных организаций. Они имеют свыше 30 тысяч комплексов и помещений для служб и религиозных церемоний, в которых несут свое служение примерно 60 тысяч религиозных должностных лиц.


По количеству последователей первое место занимает буддизм. Но вместе с тем Вьетнам имеет вторую по численности католическую общину в Азии, уступая только Филиппинам. По данным Религиозного отдела, в стране проживает около 10 миллионов христиан. Проезжая по улицам Хошимина, нередко встречаешь соборы, церкви, а также христианские монастыри. Вьетнам-ские монахи - это чудо из чудес. Азиатский менталитет и христианская вера в итоге создают самые умилительные формы.


Так, например, монахи одного из монастырей держат при своей обители заповедник с тиграми. И за умеренную плату водят туда экскурсии. А послушницы одного женского монастыря всегда рады показать посетителям крокодильчиков, за которыми они ухаживают. Кстати, в этом есть свой "зеленый" смысл: во Вьетнаме уже не осталось ни одного крокодила на воле, всех уничтожили браконьеры. Но гордостью Вьетнама является собор Сайгонской Богоматери - Нотр Дам де Сайгон. Сразу видно французское влияние. Собор 1880-го года постройки, во время богослужений на его ступенях нет свободного места.


Вынужденный компромисс


Такого единства церкви с нацией католики достигли благодаря солидарности с политикой властей. Вьетнамские богословы на своих конференциях анализируют точки зрения марксизма-ленинизма и товарища Хо Ши Мина. Содержание таких докладов демонстрирует "правильность подхода учения Хо Ши Мина, партии, государства к религии вообще и к католичеству в частности". Благодаря этим "важным богословским открытиям" католики Вьетнама не преследуются властями. Однако каждый епископ вынужден получать официальное разрешение властей на назначение священников в церкви и приходы, а семинаристы обязаны изучать курс марксистско-ленинской философии.


Но не все так гладко, и компромисс не всегда помогает. В стране до сих пор глушатся христианские радиопередачи, транслирующиеся из соседних Филиппин. А недавно в одном селении власти решили снести церковь для строительства на ее месте какого-то глупого музея.


Гонения на Церковь


Вершиной антихристианских выступлений властей было убийство около 400 христиан во время мирной молитвенной демонстрации, которую они провели на Пасху в Центральном Нагорье Вьетнама. Накануне Пасхи, в субботу, в нескольких городах Вьетнама до 400 000 вьетнамских христиан из народа Дегар вышли на мирные демонстрации против отказа правительства позволить им свободно исповедовать христианскую веру. К демонстрантам тут же были направлены солдаты и полиция, которые начали стрелять в христиан и избивать их электрическими жезлами. В другой горной местности, в провинции Даклак, власти запретили праздновать Рождество Христово. Коренное население этого района поколениями исповедует христианство. Но теперь каждый житель провинции, "уличенный" в праздновании Рождества Христова, должен будет уплатить полиции штраф в размере 10 долларов США. Это существенная сумма для многих ее жителей.
Кстати, в последнее время Вьетнам также жестоко ограничивает доступ к Интернету и продолжает проводить аресты интернет-пользователей по обвинению в шпионаже и распространении антиправительственной информации во всемирной сети. К примеру, в феврале 2002 года молодой учитель информатики Ли Чи был приговорен к четырем годам тюрьмы лишь за то, что послал за границу письмо по электронной почте.


Тем не менее, каждое воскресенье миллионы вьетнамцев до отказа наполняют христианские храмы у себя на родине. Более того, в Европе практически во всех крупных приходах можно встретить вьетнамцев. Так, в Соборе Парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари) среди прислужников вьетнамцев уже столько же, сколько самих французов. Мне почему-то кажется, что вьетнамцы как-то с особой ревностью относятся к храму Божьему, ко всему тому, во что они уверовали. Вера для Азии вообще дело серьезное. Поэтому и в благополучном Париже, и в социалистическом Сайгоне христиане-вьетнамцы - это практики, а не просто "верующие в своем сердце".


Особенности вьетнамского христианства


Несмотря на разные гонения, процент христиан в стране не падает. С христианством во Вьетнам пришло образование. Стране сейчас нужны специалисты, а в христианских учебных заведениях можно получить качественное образование. Но не спешите думать, что для вьетнамцев христианство нужно только ради карьеры. Нет. Это гораздо сложнее. Дело в том, что высшее образование погружает человека на лучшие годы его жизни в христианскую среду, соединяет его с христианской культурой. И, получив образование, приобщившись к высшим научным сферам, студент из Вьетнама возвращается в свой мир убежденным христианином и при этом патриотом свой страны. И тут в сознании общества уже возникает прямая связь: если человек - специалист высокой квалификации, патриот и христианин, то ничего в это зазорного нет, он становится просто украшением своей Родины.


Христианские миссионеры в XVIII-XIX веках всегда уделяли этому очень большое внимание. Они старались привить вьетнамцу не только ценности Отечества Небесного, но и любовь к отечеству земному. Для этого работа велась на двух уровнях. Существовало две концепции миссионерской деятельности: иезуиты стремились проникать наверх с тем, чтобы окрестить руководство и потом уже передавать по традиционным каналам власти авторитет христианства дальше в массы, а нищенствующие ордена (доминиканцы, францисканцы) действовали прямо противоположным образом - они работали среди тех слоев населения, которые в той или иной степени имели основания быть недовольными существующим порядком.


Самая главная проблема, с которой столкнулись вьетнамские миссионеры, - вьетнамцам просто физиологически непонятна наша система, то, что вера может быть одна. Там нигде нет одной веры, там принцип религиозной дополнительности действует совершенно естественным образом: в одних ситуациях человек идет в один храм, в других - в другой. Если это ситуация, связанная с его личной жизнью, "я и мир", - он идет в буддийский храм, если "я и общество" - он обращается к конфуцианским "ученым" и так далее. К примеру, современный тайванец по дороге в институт может оказаться в трех храмах в зависимости от тех аспектов, которые его сейчас волнуют, - в христианском, в конфуцианском и в буддийском:


Поэтому люди, которые ехали в Юго-Восточную Азию с миссией, просто везде рассказывали о Христе, а дальнейшее уже определялось другими факторами. Народы, для которых слово Христово было первым, рядом с их племенными верованиями воспринимали Слово Божие. В тех случаях, когда уже имелась мощная местная религиозная традиция, ориентированная на Будду или Аллаха, там число христиан было намного меньше.


Но вот вьетнамцы в этом смысле - совершенно уникальный случай. Их нельзя упрекнуть в отсутствии многотысячелетней традиции - она у них есть, - но этот народ оказался более открытым христианству, чем многие другие народы. Однако культ предков у вьетнамцев сохраняется, более того, они уже создали целый ряд сект. Очевидно, что вьетнамские религиозные искания сплошь и рядом опережали возможности миссионерской работы. Именно поэтому, мне кажется, для Вьетнама Православие может стать ответом на множество духовных вопросов, которыми и поныне бурлит вьетнамское общество. Почва для православной миссии среди вьетнамцев есть, и она, скорее всего, могла бы стать более перспективной, чем некогда успешная католическая миссия. К тому же это нужно не только им - это и нам в чем-то может быть полезно.


Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что во всех обществах присутствует видение Бога, только искаженное суевериями этого общества. И чем лучше мы будем представлять себе культуру, духовную культуру мира, тем нам будет яснее, как на самом деле устроен наш мир, тем успешнее будет распространяться Благая весть среди народов...


Русские во Вьетнаме


Традиционный вопрос: есть ли во Вьетнаме наши? Вьетнам, конечно, не сравнится в этом смысле с Европой, куда наши соотечественники едут за лучшей жизнью. Но, тем не менее, в настоящее время во Вьетнаме проживает более 3 тысяч российских граждан. Все они в основном сосредоточены в местечке Вунгтау, где работают на одном совместном российско-вьетнамском предприятии. Город известен тем, что над ним возвышается огромная скульптура Иисуса Христа, благословляющего местных жителей. Статуя воздвигнута на самом берегу Южно-Китайского моря и видна издалека.


В ноябре 2001 года с архипастырской миссией к нашим соотечественникам в Вунгтау приезжал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Поскольку у Русской Церкви нет приходов во Вьетнаме, владыку попросили поднять этот вопрос в России у Святейшего Патриарха. Руководство Вьетнама со своей стороны выразило готовность оказать необходимое содействие и, в общем, проявило большую заинтересованность в развитии дальнейших религиозных контактов между Россией и Вьетнамом.


А 17 июля 2002 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре на заседании Синода Русской Православной Церкви было благословлено "открытие православного прихода в честь Казанской иконы Божьей Матери в городе Вунгтау (Вьетнам)". Обыкновенная комната была переоборудована в небольшой храм, и во Вьетнаме началась православная жизнь. Первым, кто поехал служить в Вунгтау, был протоиерей Всеволод Чаплин. Отец Всеволод не только возглавил службы Страстной седмицы и Великой Пасхи, но и совершил заупокойную литию у места захоронения российских военных моряков крейсера "Диана", умерших от болезней во время длительной стоянки близ Сайгона в период Русско-японской войны 1905 года. Таким образом, вот уже пятый год в социалистически-тропическом Вьетнаме происходит духовное окормление русских людей, которые Божественным промыслом оказались в этих широтах.


В завершение...


Как это ни печально, но Православия во Вьетнаме никогда не было. И несмотря на то, что в Российской империи православных было много, вьетнамцы с ним не встретились, так как никогда из своей страны не выезжали. А стереотип мышления человека Дальнего Востока, причем совершенно искренний, таков: чья страна - того и вера.


К сожалению, у Вьетнама никогда не было своего миссионера, подобного святителю Николаю Японскому. Если бы миссионерская чуткость и горение какого-нибудь Николая Вьетнамского принесли на эти берега православную веру, думаю, что не пришлось бы нашим гражданам из Вунгтау так долго ждать приезда православного священника.


В завершение остается только надеяться, что вьетнамский камень, который можно видеть на цокольном этаже калининградского собора и внутри него, будет когда-нибудь украшать прекрасный белокаменный храм и в самом Вьетнаме. Ведь слово Божье должно быть проповедано всем народам (Мф 28:19), а значит, и вьетнамцем тоже. Почему? Потому что есть очень простой ответ: ведь Господь сотворил и вьетнамцев...


Сайгон - Калининград,
2006 год

 

Игорь Петровский

Как тело, пока в нем находится душа, проходит три возраста, а именно: юность, зрелый возраст и старость; так три возраста проходит и душа, а именно: начало веры, преуспевание в ней и совершенство. В первом, когда начинает душа веровать, она рождается во Христе, как говорится в Евангелии. Апостол Иоанн дал нам признаки этого нового рождения, равно как и среднего состояния и совершенства, говоря: "Я писал вам, юноши; писал вам, дети; писал вам, отцы" (1 Иоан. 2:12-14). Так он писал не своим плотским друзьям, а верующим, раскрывая три состояния, которые проходят стремящиеся в духовную область, чтобы достигнуть совершенства и удостоиться полной благодати.

 

Св. Антоний Великий

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2142]

16%
[492]

Всего проголосовало:
3025 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 9

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.