Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№11 (20) ноябрь

МИССИОНЕРСКАЯ СТРАНИЧКА 

 

"НУ ЧТО ТЕБЕ СКАЗАТЬ ПРО САХАЛИН…"

 

У каждого, кто посетит этот остров, из груди вырвется желание славить Творца, подобно играющему кижучу, выпрыгивающему из воды в период нереста.

 

Икона Николая ЯпонскогоПРОЛОГ


Эти строчки знаменитой песни Яна Френкеля на самом деле повествуют о многом. О том, что далекий остров находится у самого восхода, что почта туда добирается со множеством пересадок, что живут там немногословные мужчины, тельняшки которых просолил прибой, и, конечно же, о том, что вы можете беззаботно покидать камешки с крутого бережка далекого пролива Лаперуза.

 

Наш остров

Сахалин - это действительно далекий остров, который располагался в правом нижнем углу карты бывшего СССР. И несмотря на то, что за последние 15 лет карта эта претерпела множество изменений, да и сама страна исчезла, Сахалин с завидным постоянством все так же находится в правом нижнем углу уже новой карты России.


Что действительно сейчас можно рассказать про Сахалин, про остров, билеты с которого до Гренландии стоят дешевле, чем до Москвы, лететь до которого приходится семнадцать часов с посадками в Тюмени и Иркутске?


Ну, во-первых, это наш остров! Остров, который был освоен русскими торговцами, казаками и рыбаками еще в XVII веке. Не-смотря на пресловутое мнение, что Сахалин исторически принадлежал Японии, русские торговые и духовные миссии, наконец, русские солдаты сделали для него гораздо больше, чем японцы. Интересно, что событие, которое забросило вашего покорного слугу на эти далекие берега, было связано с 60-летием освобождения Сахалина от японских милитаристов. На острове до сих пор обитают аборигены, исторические народы, в памяти которых еще живы истории о японских концлагерях и о подвиге совет-ских воинов, освободивших их пленников от векового рабства.


Малоизвестные факты


Итак, начнем по порядку. Второго сентября в Южно-Сахалинске проходили торжества, посвященные Великой Победе. Война здесь закончилась на пять месяцев позже, чем в Европе. Советский десант высадился на остров в сентябре сорок пятого. Вместе с айнами, нивхами, ороками и другими малочисленными племенами благодаря подвигу наших солдат от неминуемой гибели были спасены также и тысячи корейцев, которых японцы свозили на Сахалин в качестве рабов. Эти корейцы уже давно говорят по-русски, ходят в русские школы, заключают браки с русскими, даже среди православных священников на острове можно нередко увидеть эту добродушную раскосую братию.


Начались торжества Победы с научно-практической конференции, которая называлась "Православие в прошлом и будущем России", где мне и пришлось читать свой доклад с многообещающим названием "Психология русской души". Это очень показательно. Сахалинцы не только осознают себя частью России, они знают и о православной истории своего острова. А знаем ли об этом мы, кто, в отличие от острова, находящегося у самого восхода, последними в России провожаем солнце? Наверное, не лишним будет рассказать немного об этой удивительной и непростой истории.

Корейцы на Сахалине возлагают цветы воинам - освободителям
С Востока на Восток


В XVII веке к Московскому царству присоединилась Сибирь. Русь обрела необъятные территории от Урала до берегов Тихого океана. Вместе с русскими первопроходцами на северо-восток азиатского континента пришло и Православие, основа духовной жизни России, неизменная вера Восточной Церкви. С далекого православного Востока на Дальний Восток России распространялась благая весть о Христе. Это был не крестовый поход, не захватническая компания. Замерзая в студеные зимы, утопая в болотах, погибая в бесчисленных стычках с туземцами, на восток шли, помечая свой путь могильными крестами, отважные люди. Шел простой люд - в поисках воли, счастья, богатства. Абсолютное большинство землепроходцев так никогда и не вернулись к родным очагам. Для одних дикие и далекие края стали местом последнего упокоения, для других же - новой Родиной. Выдающийся отечественный историк Сергей Михайлович Соловьев называл распространение славян-ского населения на восток "главным явлением нашей истории".


Но в силу ряда причин подлинная христианизация населения Сахалина началась лишь два столетия спустя, в середине XIX века. И связано это было с бережным, можно сказать аккуратным, отношением к самому понятию "вера". Правительство запрещало насильственное крещение аборигенов, и распространение христианства происходило по мере создания для этого благоприятных условий. Народы Сахалина и Северо-Восточной Сибири приняли Христа не штыками, а сердцем. Благодаря этому, например, айны или курильцы, населявшие Северные Курилы, принимали православие в XVIII веке целыми семьями. Более того, они брали себе русские имена и фамилии.


"Оставить свободными..."


Первый храм, который построили на Курилах, был освящен в честь святителя Николая, покровителя путешественников и мореплавателей. Именно в нем разместилась первая в истории айнская школа. Стоит еще раз отметить, что школу для курильцев по-строили именно русские, а не японцы, которые продолжали колониальную политику на соседних Южных Курилах. Даже тогда, когда Российская Империя стала оказывать свое влияние на захваченные японцами Южные Курилы, Екатерина II предписывает: "Приведенных в подданство на дальних островах Курильцев оставить свободными, никакого сбору с них не требовать и впредь обитающих тамо народов к тому не принуждать". Это поразительное благородство и тактичность привели таки курильцев ко Христу, но не силой армии, а словом миссионеров.
Надо прямо сказать, что с миссионерами жителям этих далеких земель повезло. Конечно же, было всякое. Были и проходимцы, которые под видом миссионеров обирали местных, но были и величайшие свидетели веры. Один из них - святитель Иннокентий Иркутский. Отдавая должное православной и по-настоящему мудрой миссии русских на Дальнем Востоке и Сахалине, которая ненасильственными методами удержала эти необъятные территории в составе Российской Империи, следует не забывать и другие исторические примеры. Смотря далеко вперед и наблюдая упорную борьбу европей-ских государств и США за свое влияние на Дальнем Востоке, тот же святитель Иннокентий, тонко чувствуя всю сложность политической ситуации, писал: "Лишь только мы оставим Амур, то или американцы, или англичане немедленно завладеют им и уж не будут так вежливы с соседями нашими: они, пожалуй, как раз самим этим местным жителям покажут их место за горами (лежащими вдали от берегов Амура. - прим. автора), а потом, пожалуй, и подалее..."


Во второй половине XIX века начинается активное заселение Сахалина русскими людьми. Местных жителей здесь на-считывалось всего примерно пять тысяч. Вместе с русскими матросами на острове появился и первый храм. Но вот постоянных священников еще не было.
17 июня 1861 года на Сахалине произошло небольшое, но довольно примечательное событие: в порт зашел пароход "Америка". И вдруг выяснилось, что на борту находится священник - иеромонах Николай. Именно он и совершил освящение первого русского поселения. Молодой священник, совершивший этот обряд, был будущим святителем Николаем Японским, одним из самых удивительных подвижников и миссионеров конца XIX - начала XX веков.


В 1868 году на Сахалине появляется по-стоянный священник, имя которого сохранила нам история: иерей Симеон Казанский. На плечи этого простого батюшки нелегким крестом и лег подвиг сахалинского служения. К этому времени на острове насчитывалось уже около двух десятков русских поселений. Они были разбросаны на расстоянии в несколько сотен верст. Летом до-браться до них можно было только на лодках, зимой на собачьих упряжках. Вот и проводил отец Симеон большую часть своей жизни или в попутных суденышках, или в холодных санях.

Те самые крабы...
Судя по немногим свидетельствам, отец Симеон был обаятельной и неординарной личностью. Он хорошо знал практическую медицину и в любое время дня и ночи приходил на помощь людям не только в духовных вопросах, но и в телесных недугах. Его ждали в каждом селении. При нем открылась первая на Сахалине школа, где он сам лично, несмотря на всю свою пастырскую и медицинскую занятость, преподавал детям азбуку, Закон Божий и пение. Благодаря своим неустанным трудам он очень скоро стал самым уважаемым человеком среди сахалинцев. Мы не располагаем, к сожалению, подробными биографическими сведениями об отце Симеоне - Семене Никандровиче Казанском. Известно лишь, что приехал он из Москвы и до прибытия на Сахалин был псаломщиком у святителя Иннокентия Иркутского.


Свидетельство писателя


Еще известно, что об отце Симеоне слышал сам Антон Павлович Чехов. Быть может, кто-то из читателей нашей газеты читал и произведение этого русского классика "Остров Сахалин". Чехов написал его после своего путешествия на остров в 1890 году. Безусловно, он много слышал о легендарном отце Симеоне от местных старожил. Вот что писатель передает нам в своем рассказе: "В истории сахалинской церкви до сих пор самое видное место занимает отец Симеон Казанский: Почти все время он проводил в пустыне, передвигаясь от одной группы к другой на собаках, оленях, а летом по морю на парусной лодке или пешком: Он замерзал, заносило его снегом, захватывали по дороге болезни, донимали комары и медведи, опрокидывались на быстрых реках лодки, и приходилось купаться в холодной воде; но все это переносил он с необыкновенной легкостью, пустыню называл любезной и не жаловался, что ему тяжело живется. В личных отношениях с чиновниками и офицерами он держал себя как отличный товарищ, никогда не отказывался от компании и среди веселой беседы умел кстати вставить какой-нибудь церковный текст. Как-то, освящая иконостас в церкви, он так выразился по поводу церковной бедности: "У нас нет ни одного колокола, нет богослужебных книг, но для нас важно то, что есть Господь на месте сем": Слух о нем прошел по всей Сибири, и теперь он на Сахалине и далеко кругом - легендарная личность".


Отец Симеон в буквальном смысле положил живот свой за христиан Сахалина. Ему на долю не выпала длинная и спокойная жизнь. Он был один среди всего этого пространства, один на всех этих бедных людей, так веривших и ждавших его. И здоровье этого святого человека с каждым годом ухудшалось. В конце жизни его убедили съездить в Москву к себе домой подлечиться. Он прожил некоторое время в По-кровском монастыре столицы и умер, по-видимому, в начале 1880-х годов. Остается только надеяться, что кому-то из историков удастся найти еще хоть какие-то  сведения об этом удивительном человеке. Отец Симеон не думал о славе. Он был простым слугой народа, или, как пел Окуджава, рядовым солдатиком Христа. Нам же с вами остается только молиться об этом добром пастыре, потому что именно такими безвестными иереями стояла и стоит вера православная на Руси.


Из истории острова


После кончины отца Симеона Господь не оставляет Сахалинскую землю Своей милостью и Своими людьми. Во второй половине XIX века согласно Симодскому договору Сахалин попадает под двойное правление России и Японии. И хотя отношения между российской и японской администрациями складывались напряжено, русская сторона настойчиво проводила линию по мирному разрешению "сахалинского вопроса".


Определенно положительную роль в нормализации отношений с Японией играли в тот период и представители Русской Православной Церкви. Когда в декабре 1868 года русские основывали новый пост около японского селения, в числе представителей России был и будущий святитель Николай Японский, тогда еще обыкновенный иеромонах. По свидетельству источников, японцы с видимым уважением отнеслись к русскому священнику. Объяснялось это тем, что почти все японцы, приезжавшие на Сахалин, знали отца Николая, состоявшего при японской миссии, и питали к нему за его деятельность и такт в обращении с японцами особое уважение, а японские переводчики русского языка все учились в школе отца Николая.

Сахалинские сопки и речки с множеством рыбы
Следует сказать несколько слов об этом человеке. Будущий святитель Николай родился в Смоленской области. Закончил Смоленское Духовное Училище и Семинарию. Будучи студентом Санкт-Петербург-ской Духовной Академии, он обратился в Святейший Синод с просьбой  о пострижении в монашество и направлении его в далекую и загадочную страну. Взяв с собой "Одигитрию", Смоленскую Икону Божьей Матери, молодой монах отправился в Страну восходящего солнца. С первых лет пребывания в Японии он много времени по-свящал изучению языка и истории страны, стремился постичь философские глубины буддизма и конфуцианства. И постепенно все эти усилия принесли свои плоды. Жертвенным служением святитель Николай создал в Японии полноценную Православную Церковь. Не покладая рук он трудился буквально до последней секунды своей жизни и умер 16 февраля 1912 года в своей келье во время работы, выронив из рук перо. Показательно, что японцы, враждебно относившиеся к протестантским и католическим миссионерам, насаждавшим у них свои порядки, самолично восстановили разрушенный землетрясением 1923 года православный храм Святителя Николая, который до сих пор является достопримечательностью японской столицы. Миссионерские труды Николая Японского благотворно влияли и на жизнь Православия на Сахалине и Курилах. А в 1875 году был подписан русско-японский договор, по которому весь остров Сахалин наконец-то отошел к России. По данным за 1899 год, на острове уже было 10 православных церквей и 6 часовен.


Россия недолго владела всем островом. После русско-японской войны 1904-05 годов мы потеряли Южный Сахалин. Но по-движническая и жертвенная судьба русских священников, этих свидетелей Христа на Сахалине, оставалась в памяти народа. Когда в 1945 году на Сахалин и южные острова Курильской гряды высадились русские солдаты, десантники были очень удивлены, встретив в домах местного населения потемневшие лики икон и книги на церковно-славянском языке.

 

Одна судьба двух окраин


История Православия на Сахалине удивительным образом повторяет процессы, которые происходили в послевоенные годы в Калининградской области. Власти, всячески пытаясь "держать марку" самого атеис-тического региона, не регистрировали православную общину и не отдавали уцелевшие храмы верующим. По документам 1950-80 годов, Сахалин и Курильские острова относились к тем регионам страны, где в результате усилий партийно-бюрократического аппарата поддерживалось относительно "благоприятная религиозная обстановка". За этой формулировкой стоит одна из страниц народной драмы, постигшей Россию при советской власти. Антирелигиозная политика страны тяжелейшим образом сказывалась и на положении тысяч православных сахалинцев.


Но тоталитарная система рухнула, и изменилась духовно-нравственная картина общества. В Южно-Сахалинске наконец-то была воссоздана первая православная община. Первые месяцы ее существования совпали с празднованием Тысячелетия Крещения Руси и прославлением в лике святых блаженной Ксении Петербург-ской. Тогда же с благословения управляющего Дальневосточной епархией епископа Гавриила в Южно-Сахалинске и был освящен первый храм в честь этой великой святой. А в 1989-1991 годах по инициативе православных сахалинцев начали появляться новые приходы и храмы.


Восстановление церковной жизни на Сахалине и Курилах столкнулось с серьезными трудностями. Не хватало священников для новых приходов, не-доставало помещений для воскресных школ и церковных зданий. На островах до сих пор нет ни одного монастыря. Но, не- смотря на трудности, в 1992 году в Южно-Сахалинске началось возведение кафедрального собора в честь Вознесения Христова. Этот храм, выстроенный в традиционном русском стиле, уже стал подлинным украшением острова. И хотя приходы Сахалина и Курил находятся сейчас примерно в тех же условиях, при которых более ста лет назад здесь начинали  свою деятельность преосвященный Иннокентий, святитель Николая и отец Симеон Казанский, православие сегодня становится жизненной силой и опытом жителей русской земли, находящейся, по словам песни Яна Френкеля, у "самого восхода".

Сахалинский кафедральный собор
Рыбный дождь


Наверное, все же рассказ о Сахалине не будет завершенным, если не сказать не-сколько слов о знаменитой сахалинской рыбе и икре. Сахалин сам похож на большую рыбу. Все здесь этим очень гордятся. И есть отчего: Если среди читателей газеты "СПАС" есть рыбаки, то внимание! На Сахалине свыше 65000 рек и ручьев, 16120 озер общей площадью поверхности около 1000 квадратных километров. Это настоящая страна озер и рек. Если вы любитель дикой природы, рыбалки, тогда Сахалин - то, что вам жизненно необходимо.


Вы когда-нибудь видели рыбный дождь? На Сахалине он не редкость. Вечерами рыба устраивает настоящие пляски: выпрыгивает на поверхность воды, поблескивая серебром, словно ее кто-то пригоршнями выбрасывает из реки. Похожим образом проистекает и нерест лососевых пород: горбуши, кижуча, нерки. Ручьи, в которых нерестится рыба, буквально кишат ей. Во всех детских, в том числе православных, лагерях основным блюдом является лосось, да еще в таких количествах, что к концу смены дети просто "светятся" от количества поглощенного фосфора. И, конечно же, фраза: "Опять икра???!!!" не понаслышке знакома любому сахалинцу.


Известию о том, что Сахалин - остров, мы обязаны Геннадию Невельскому, впервые доказавшему, что Сахалин не полуостров. А раз остров, значит, ":вода, вода, кругом вода". И не просто вода, а море. На западном побережье - Татарский пролив, спокойный и теплый, а на восточном - суровое Охотское море. Южную часть Сахалина омывает Анивское взморье - радость всех купальщиков: в теплое лето вода в Аниве прогревается до 25 градусов. Большая часть побережья Сахалина изрезана береговыми скалами высотой 15-20 метров. Постоянно, от мыса к мысу, встречаются водопады, каждый со своим норовом. Зрелище просто потрясающее!


Уникальная рыбалка


Вернемся к морю. То, что я увидел на берегу Охотского моря, поразит любого рыбака, да и простого гражданина. На Сахалине горбушу ловят: краном. Да, да, краном! Рыбы так много, что в воду невозможно войти, не столкнувшись с представителями этой благородной красной породы. И сахалинские рыбаки не очень-то себя утруждают удочками и всякими там спиннингами. К берегу просто подъезжает кран и окунает в воду канат с сеткой. После нескольких минут из воды выныривает сеть, доверху наполненная рыбой. Но если вы все же любитель спиннинговой охоты, то вам не придется рыть землю в поисках червей. Сахалинский Левша не подковывает блох, он на них ловит рыбу. На морскую блоху прекрасно клюет рыбка навага. Далее, увлекательный процесс продолжается: на навагу можно поймать огромную красноперку, мор-ских окуней, зеленых линей, а также цвета червонного золота терпуга.


И еще много, много всего...


Я уже не говорю о крабах, креветках, нерпах, короле дальневосточной рыбы таймене. Только представьте себе: сидите вы на берегу, костерок, котелок, а в нем пахнущие дымком креветки и крабы, звездная ночь, а рядом шумит теплое море. Желание славить Творца вырвется из вашей груди, как играющий кижуч, выпрыгивающий из воды в период нереста.


А сколько легенд можно услышать про сахалинские растения!? Лопухи выше человеческого роста - это не фантазия разбушевавшегося ума, а обычная сахалинская реальность, предмет фотографического влечения всех туристов. Елки, обвитые лианами, тоже обычное явление сахалинской тайги.


А еще Сахалин славен сопками и горячими источниками, о целебной силе которых известно даже за пределами острова.
Ну что вам еще рассказать про Сахалин? Приезжайте и смотрите сами. Кстати, о дороге. Лучше всего добираться до Сахалина самолетом, ежедневно совершающим вылет из Москвы. И упаси вас Бог добираться до Сахалина на поезде, хотя если вы готовы вычеркнуть из своей жизни неделю, тогда, конечно, добро пожаловать!

 

Игорь Петровский

Мудрец, научающий и научаемый, желает наставлять и быть наставляемым только относительно вещей полезных. Лжемудрец, вопрошая и будучи вопрошаемым, говорит лишь о вещах суетных.

 

Св. Максим Исповедник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2142]

16%
[492]

Всего проголосовало:
3025 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

фото 6

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.