Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№9 (18) сентябрь

АРХИПАСТЫРЬ 

 

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕАЛИЙ

 

Ответы на вопросы журнала "Вера во втором мире" ("G2W") 4.02.2005 Публикуется с сокращениями

 

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл- 4 февраля 2004 года на итоговом пленарном заседании VIII Всемирного Русского Народного Собора был принят документ под названием "Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании". Вы были инициатором разработки этого документа. Каковы мотивы, побудившие Ваше Высокопреосвященство обратиться к этической проблематике в контексте экономики?


- Сейчас в России тема нравственного измерения экономических процессов как никогда актуальна. В современном российском деловом сообществе остро ощущается идеологический и ценностный вакуум: старая система социалистического хозяйствования рухнула, в то время как новая рыночная экономика строится зачастую на принципах, которые далеки от христианских и вообще от любых нравственных идеалов. В этой ситуации Русская Православная Церковь, которая объективно является самой значительной и влиятельной структурой гражданского общества России, выступила с инициативой широкого общественного диалога по вопросу о целях и принципах экономического развития страны.


Московский Патриархат придает большое значение этой теме, поскольку, по нашему мнению, экономика не является сферой исключительно материальных интересов. Не секрет, что материальная составляющая во многом определяет социальную и даже духовную сторону жизни человека. Право-славие, безусловно, утверждает приоритет духовных ценностей в жизни людей, но в то же время не игнорирует ценностей материальных, ибо предполагает ответственное участие человека в усовершенствовании окружающего мира. Социальная ответственность и предпринимательская активность как способ созидания материальных благ для самого трудящегося и для народа, инициативность в принятии решений всегда поддерживались Православной Церковью.


Упомянутый Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании представляет собой документ, дающий лишь основы деловой и хозяйственной этики в их духовно-нравственном понимании. В нем нашли отражение ценности, которые всегда поддерживала и воспитывала в своих чадах Русская Православная Церковь: эффективная и справедливая экономика, свободная и ответ-ственная личность предпринимателя, защита слабых и обездоленных, уважение к власти, честный труд.

Экономика не является сферой исключительно материальных интересов


Мы ставили перед собой задачу дать оценку современных экономических реалий с религиозной точки зрения, обозначить основные нравственные принципы и правила хозяйственной деятельности, которыми могут руководствоваться частные предприниматели, профсоюзы, наемные работники и государственные предприятия. Глубоко убежден, что если мы найдем общие точки соприкосновения в экономической сфере, объединим общество вокруг идеи построения справедливой и конкурентоспособной экономики, то Россия будет гармонично развиваться.


- Можно ли текст "Свода нравственных принципов" считать официальным документом Русской Православной Церкви, и если нет, то каков его статус?

- Действительно, инициатива создания "Свода нравственных принципов" была поддержана Русской Право-славной Церковью, но с самого начала она исходила от участников Всемирного Русского Народного Собора, который представляет собой авторитетный форум, объединяющий многочисленные общественные организации в России и за рубежом под эгидой Православной Церкви. Участвуют в его работе и представители других традиционных для России религиозных общин. Рабочая группа, занимавшаяся написанием Свода, включала в себя представителей разных политических сил и экономических школ. Мы также изначально постарались уйти от узко конфессиональной трактовки текста.


Разработчики стремились создать такой документ, который в понятных всем выражениях объяснял бы основные принципы ведения дел в экономике и был бы в равной степени приемлем как для людей, исповедующих Православие, так и для представителей других религий, а также для людей нерелигиозных.


- На конференцию "Православие и экономическая этика", прошедшую еще в ноябре 2002 года, Вы пригласили также докладчиков из западных стран, в том числе специалистов по протестантской традиции. Какие подходы и мысли протестантского или католического богословия в области хозяйственной этики могут быть для православного богослова или экономиста особенно интересны? Нашли ли какие-то из этих подходов или мыслей отражение в "Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании"?


- Если мы обратимся к истории западнохристианской социально-экономической теории, то увидим, что значимым рубежом здесь стали работы М. Вебера и подключение Ватикана к разработке так называемого "социально-экономического богословия", послужившие основой для возникновения целой системы взглядов, интерпретирующих различные сферы хозяйственной этики.


В трудах многих католических и протестантских ученых, а также в официальных документах Римско-Католической Церкви красной нитью проходит мысль о том, что только через установление справедливого порядка распределения плодов труда, через воспитание гражданского общества в духе социальной ответственности возможно возвращение капиталистического общества, и предпринимательского сословия в том числе, к основным христиан-ским ценностям любви и жертвенности. Данный подход во многом разделяется Русской Православной Церковью.


- Можете ли Вы назвать хотя бы некоторых из авторов, участвовавших в разработке "Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании"?

Нам необходимо переосмыслить деловую и хозяйственную этику в духовно-нравственном понимании


- Можно упомянуть, на-пример, ректора Академии народного хозяйства при Правительстве России Владимира Мау, сторонника либеральных взглядов в экономике, или, скажем, депутата Государственной Думы, члена-корреспондента Россий-ской Академии наук Сергея Глазьева, сторонника экономического учения Кейнса, а также заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина. Все они достаточно известны в России и за рубежом как серьезные специалисты в своих областях знаний. Свой вклад в написание этого документа внесли также представители Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, организации малого и среднего бизнеса "Опора России" и Федерации независимых профсоюзов России, с которыми проводились консультации на заключительном этапе подготовки документа.
- "Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании" строится на 10 пунктах. Это случайность или осознанное намерение - стремление привнести в сознание людей принципы хозяйственной этики, изложенные именно в 10 "заповедях"?


- Деловая этика бизнес-сообщества может сформироваться только по инициативе самого предпринимательского сословия, но никак не путем навязывания ему тех или иных стандартов поведения.


Хотел бы еще раз подчеркнуть, что Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании предназначен для добровольного принятия хозяйствующими субъектами и работниками. Его цель - не насаждение одной безапелляционной точки зрения, а получение людьми хотя бы начального представления об основах деловой и хозяйственной этики в их духовном понимании. Эти основы до последнего времени были абсолютно недоступны большинству людей в нашей стране. Не случаен и выбор десяти заповедей Закона Моисеева в качестве схемы построения документа. Десять заповедей - это общее духовное наследие для многих верующих людей: христиан, мусульман, иудеев.


- К кому этот документ обращен в первую очередь, либо подобной очередности не существует? Обращен ли он также к структурам Русской Православной Церкви, порой выступающим в качестве работодателей или субъектов экономической деятельности?


- Свод нравственных принципов и правил адресован всем субъектам экономической деятельности. Это своего рода нравственное лекарство, принять или не принять которое волен каждый человек, вовлеченный в экономическую деятельность.


Безусловно, являясь в том числе хозяйствующим субъектом, Русская Православная Церковь неизбежно сталкивается с теми же проблемами в сфере трудовых отношений, что и любое другое юридическое лицо. В то же время надо помнить, что, с богословской точки зрения, Церковь - это народ Божий, Тело Христово, а поэтому ее экономические взгляды объемлют не только внутреннюю жизнь церковного организма, но и все, с чем сталкиваются чада Церкви во "внешнем" мире.


- Какой была реакция общественности, экономических и политических кругов на публикацию "Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании"? Ощущаете ли Вы с их стороны отклик и реакцию, и в чем они выражаются? Какова процедура формулирования и выдвижения новых инициатив в этом вопросе?


- В настоящий момент поступило большое количество отзывов от лиц, занимающих высшие государственные должности, в том числе федеральных министров и депутатов парламента. В основном это выражение поддержки и одобрения инициативы Всемирного Русского Народного Собора, подтвер-ждение готовности развивать совместные начинания государства, Церкви, бизнеса и общества в области разработки и применения экономической этики.


Русская Православная Церковь, служа нравственным ориентиром для миллионов россиян, призывает государственные власти и предпринимателей добровольно руководствоваться многовековыми православными традициями ведения хозяйства. Успешный опыт объединения усилий в этой сфере уже имеется. Прошедший в мае сего года Тверской экономический форум ознаменовался торжественным подписанием трехстороннего соглашения, в соответствии с которым добровольные обязательства соблюдать и пропагандировать данный Свод приняли на себя Тверской союз промышленников и предпринимателей, администрация Тверской области, Тверская епархия Московского Патриархата.


- Порой в церковных кругах можно услышать мнение о том, что обширные труды и интересы митрополита Кирилла не умещаются в рамках функций, определенных для возглавляемого им Отдела внешних церковных связей. Так, Вы были инициатором разработки Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Ныне Вы заняты проблемой утверждения в общественном сознании темы религиозной этики применительно к сфере хозяйственно-экономической деятельности. Почему Вы считаете необходимым уделять столь пристальное внимание социальным и этическим вопросам?


- На последний вопрос ответить довольно просто. Социальные и этические вопросы, взаимодействие с миром политики и бизнеса является сферой ответственности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, выражающего официальную позицию Русской Православной Церкви по всем вопросам, отнесенным к его ведению Святейшим Патриархом и Священным Синодом.

 

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.

 

2:15-17
1-е Иоанна

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

7%
[220]

4%
[124]

71%
[1970]

16%
[448]

Всего проголосовало:
2762 человека

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото21

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

Rambler's Top100

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.