Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№7 (16) июль

МИССИОНЕРСКАЯ СТРАНИЧКА 

 

ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ХОДЯТ В ЦЕРКОВЬ?

 

Размышления православного духовенства

 

Духовное воспитаниеПРОЛОГ


Отвечая на поставленный вопрос люди, как правило, делятся на две группы. Одни пытаются искать причины, прежде всего во вне, в других. Мол, сами виноваты - не желают, боятся, пренебрегают. Другие пытаются начать размышление с себя самих и, зачастую, срываются в неуемное самобичевания: у нас в Церкви все плохо, язык непонятный, работают злые старушки, службы длинные, да и проповедуем мы неважно.

И то и другое действительно имеет место. Однако, далеко не всем удается нащупать выверенный и глубоко взвешенный подход, спокойно и трезво посмотреть на сложившуюся ситуацию. Удастся ли это нашим собеседникам? Об этом судить вам, дорогие читатели.

 

Священник Михаил ВАСИЛЬЕВ
настоятель Патриарших подворий при штабе ВДВ и РВСМ


Во-первых, потому, что это трудно. Во-вторых, потому что для современного, весьма прагматичного по своему мировосприятию человека это невыгодно. Приходится тратить свое время - у современного человека иллюзия, что времени ему не хватает, хотя это не мешает впустую тратить его, например, у телевизора. И человек все время живет тем временем, которое он на самом деле часто бездарно тратит. Он стоит в храме - и ему кажется, что у него много неотложных дел, что надо куда-то бежать. И действительно - это было известно еще древним подвижникам благочестия - побыть наедине с собой уже бывает непривычно и трудно, а тем более придти к Богу и быть с тем Богом, в Которого хотя ты и веруешь, но еще не видишь достаточно. Наверное, все это в комплексе приводит к тому, что современный человек, бесцельно проводя значительную часть своей жизни, не может найти времени, чтобы побывать, или постоять, или даже, не побоюсь этого слова, помолиться за богослужением.


Игумен ПЕТР (Мещеринов)
Свято-Данилов монастырь, г. Москва


Одна из причин того, что люди не понимают христианство и отталкиваются от Церкви - это подмена Евангелия - в буквальном переводе "благой вести", "благовествования" - неким зловествованием. Основание нашей веры - Воскресший Христос, пасхальная радость, которую может почувствовать любой человек, - подменяется проповедью о мировом масонском заговоре, о скором пришествии антихриста, о бесах, аде и вечных муках. Христос же является только средством, чтобы всего этого избежать. Причем даже не Христос, а внешняя церковность, исполнение обрядов, механическое выстаивание воскресных богослужений.


В итоге религиозные запросы души не удовлетворяются. И поэтому многие искренне ищущие Бога люди стараются держаться подальше от такой Церкви. Она кажется им каким-то странным заведением, где люди помешаны на тайном масонстве и бесах. Безусловно, существуют и бесы, и "тайна беззакония", и антихрист, который в итоге явится. Но страшно не это, а то, что все сие служит основанием проповеди и почему-то называется Православием.

На что мы тратим время
Священник Александр ЛАВРИН
клирик храма Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" в Царицыно


Думаю, причина здесь не в атеизме. Атеистов сейчас мало, убежденных же и раньше было немного. Людям, как правило, более свойственно религиозное равнодушие. И когда после падения атеистической идеологии оказалось, что многие не чужды признания духовного мира, - всплыла серьезная причина, почему люди не ходят в храм: само по себе признание "потустороннего" ничего не меняет в жизни человека. Настоящая религиозная жизнь начинается тогда, когда человек захочет, чтобы Бог стал в его жизни главным. А это всегда непросто, требует от человека напряжения: поиска, труда.


Нельзя обойти стороной и горькую для нас, церковных людей, правду. Многие люди не ходят в храм, потому что мы, христиане, сами подаем к этому повод. В религиозной жизни был очень большой перерыв, многие традиции утеряны, прежде всего - традиции терпения и смирения. И, к сожалению, люди часто не находят в христианах примера евангельской жизни.


Не последняя причина и в нас, священниках, пастырях. Мы вышли из той же среды "религиозного забвения" и так же учимся христиан-ской жизни. Но цена наших ошибок гораздо выше, чем у прихожан, когда мы не являем сердечной теплоты и понимания. Я это хорошо знаю, замечая, порой, в себе небратское и лицеприятное отношение - при исповеди, в беседе с людьми...


Поэтому сегодня Церковь видится не столько местом духовного подвижничества, сколько больницей, принимающей и целящей больных и инвалидов. Значит, и входят в нее те, кто признал свою болезнь и захотел лечиться.


Священник Николай ЕМЕЛЬЯНОВ
заместитель декана Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета


Самое удивительное, что люди в Церковь ходят. Это удивительно, потому что в России после целой эпохи гонений, религиозного бескультурья и безграмотности современному человеку казалось бы невозможно обрести традиционную духовную культуру и веру. Современная мода, массовая культура, жесткая пропаганда, иногда даже сегодняшняя государственная политика препятствуют этому. Однако вопреки всему многие эту духовную культуру обретают или хотя бы очень к ней стремятся.

Проблемы современности
Это всегда процесс очень личный и очень трудный. Он требует работы над собой, много смирения и покаяния, что никому и никогда не было просто. В Евангелии Господь, обращаясь к ученикам, называет их "солью земли". Соль - это замечательный и очень древний религиозный символ. Кроме прочих, в нем есть и очень простой, можно сказать, бытовой смысл. Соли кладут в пищу всегда очень мало - одну ложку на большую кастрюлю, но без нее пища бывает безвкусной. Этой "соли" - тех, кто не просто "глядит издалека" или даже "заходит в Церковь", но живет по вере церковной жизнью, - всегда было и будет немного.


С другой стороны, от самого общества и даже во многом от государства зависит, будет ли оно хотя бы обращено лицом к высокой духовной культуре - или его жизнь потеряет свою "соль", станет "безвкусной" и бессмысленной.


Иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш)
Свято-Введенский монастырь, г. Иваново


Мне пришлось пятнадцать лет жить и работать вдали от России, в американском штате Массачусетс. В Соединенных Штатах вряд ли можно представить себе, чтобы человек, называя себя православным, не был регулярно в церкви. Это относится в равной мере и к тем, кто унаследовал Православие, и к тем, кто уже в сознательном возрасте вернулся к своим национальным и культурным корням. И, конечно же, к тем, кто подобно евангельскому купцу, нашедшему жемчужину несравненной ценности, пришел в Православие "извне". Заметьте, что и для тех, и для других, и для третьих характерен интерес к религии вообще и Православию в особенности. Пускай невежество и доминирует на культурно-общественной сцене, но преодолевая его, люди приходят в Церковь.


А если отвечать более обще, применительно к человеческой жизни, вопрос "Почему" дает колоссальный простор для ответа, и что ни ответить - всё будет в той или иной мере верно: потому что не хотят, потому что не привыкли, потому что нет времени, потому что не видят нужды, потому что им там тесно, холодно, жарко, душно, скучно и проч. Коренная причина - наша слабость, несобранность, расхлябанность, безответственность, равнодушие. Наш грех. Если позволите уточнить вопрос таким образом: "Укажите причину, устранение которой на сегодняшний день наиболее реально и действенно", то я отвечу одним словом: невежество. Устранить ее, соответственно, позволит школьное просвещение и миссионерская проповедь на местах и в СМИ, в чем да поможет нам Господь.


Священник Иоанн ОХЛОБЫСТИН
клирик храма святителя Николая в Заяицкой слободе


Когда только начиналось возрождение Православия, то сами верующие люди и священники невольно делали многое, чтобы отвратить людей от Церкви. Все эти старушки, шипящие на молодых девчонок, которые впервые зашли в храм в брюках. Все эти младостарцы и младостарицы, их "пророчества" и дикие полуязыческие "наставления". И странная кликушеская литература, называвшаяся "православной". Все эти запугивания в проповедях священников, что вы, мол, жуткие грешники, мерзавцы. Срочно раздайте все свое имущество, а сами - на колени, на горох. И все равно нет вам прощения. Как вспомню, просто дрожь берет. Дошло дело до того, что пришлось вмешаться самому Святейшему Патриарху.

Вы - Соль земли
Многие, впервые зайдя в храм и столкнувшись с таким к себе отношением, подумали: а пойду-ка я лучше куда-нибудь в буддизм, там все не так мрачно. Ну и, конечно, с годами добавились темы для критики, среди них сотовые телефоны и машины у священников (интересно, а как без этого быть на связи, если понадобится, и посещать больных прихожан?) и так далее.


К счастью, постепенно все эти перекосы в отношениях светских людей и Церкви сглаживаются. Народ перестали запугивать, в храм приходит все больше людей. Теперь мы можем лучше донести до прихожан, что главное в Православии не строгость, а любовь. Ведь Бог есть Любовь.


Священник Дионисий ПОЗДНЯЕВ
Гонконг, Китайская народная республика, Русская Православная Церковь Московского Патриархата


Думаю, причины разные. Есть просто люди, не верующие в Бога - тут и спроса нет. Помню, одна пожилая дама, говоря о церковной службе, приводила сравнение с театром: "Можно раза два-три сходить на спектакль, но не более, а одинаковые службы изо дня в день - это же ужасно, должно быть, однообразно и скучно!". Тут очевидно неумение молиться храмовой молитвой, незнание службы, непонимание смысла происходящего. Для многих этот язык, богатейший и красивейший, совершенно недоступен. Больше нужно говорить о смысле богослужения, давать людям понять, что в храме можно приобщиться небесному, уже на земле можно стать причастным к Небу.
На самом деле люди не умеют в Церкви находить и обретать главное - опыт Неба. Отчего? Оттого, что порой ищут чего-то другого. Не находят - и разочаровываются. Может, им и не нужен этот опыт Неба. Но ведь остальное все так второстепенно.


Многие не могут заставить себя, понудить в практике духовной жизни - как Господь сказал, "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11:12) - а лень ведь молиться, трудно поститься, ум не привык сосредотачиваться, стыдно исповедоваться! Это - основные причины.


А если говорить о причинах более внешнего порядка, то это - занятость священников, их торопливая невнимательность, порой холодная. Иногда - грубость прихожан, вообще распространенное ныне хамство. Это - большая проблема для тех, кто стоит у порога Церкви и надеется видеть в ее чадах Образ.

Протоиерей Игорь ПЧЕЛИНЦЕВ
пресс-секретарь Нижегородской епархии

Беда, наверное, в том, что в народе существует определенная религиозная самодостаточность - почти 80% россиян считают себя православными христианами. "Мы крещеные...", "мы же ничего не отрицаем...", а также "ну, наверное, что-то там есть..." Если к этим утвер-ждениям добавить то, что многие люди действительно приходят в храм хотя бы один-два раза в год (на Пасху, поставить свечку...), то получается, что в какой-то мере церковная жизнь в народе существует. Некоторые даже причащаются (от одного раза в год до одного раза в несколько лет), не отдавая себе отчета, в каком великом Таинстве они принимают участие. Реальной церковной жизнью стараются жить всего лишь 1-3% россиян.


Соответственно, наш православный народ и является главным потребителем массовой "духовной" культуры - активно возрождаемого язычества с его обычными атрибутами - гороскопами, гаданиями, целителями и религиозным безразличием и всеядностью. Церковная жизнь не развлекает так, как современный "мистицизм на диване" - и поэтому она не востребована. Церковности надо учиться, но это не находит отклика в душе современного человека, привыкшего потреблять "духовный фаст-фуд".


С другой стороны, видимо, наша дорогая и многострадальная Церковь еще не находит в себе сил идти навстречу народу. Некоторые священнослужители и некоторые миряне из числа новообращенных считают, что Церковь должна не нисходить до современного человека, а поднимать его над погибающим миром. Это верно по смыслу, но неверно по тактике. Эти люди считают, что не надо ни к кому идти - кому надо, придут в церковь сами, и мы их всему научим (кстати, под "всем" нередко подразумеваются внешние вещи - как креститься, как стоять на службе и т.п., а богословие - оно для богословов).

Стремление к вере
Также надо сказать и о православном "фаст-фуде". Существуют общины, спекулирующие на мистических чувствах современного человека, зачастую отравленного неоязычеством, и взамен настоящей духовной пищи они дают своим новым членам пищу сомнительную. Обобщенное название таких общин: "Как избежать конца света и остаться при своих". Путь таких общин явно сектантский и идет врозь со Священноначалием Церкви и здравым смыслом, но некоторых он очень привлекает, отвращая от настоящей православной церковности.
Большую роль в расцерковлении невоцерковленных играют, конечно, и СМИ. Одной рукой насаждая новые (на самом деле - старые) языческие ценности, СМИ другой рукой поливают грязью возрождающееся Православие, создавая в обществе крайне отрицательный образ Церкви и Ее служителей.


И в результате - народ робко топчется в церковном дворе и проходит мимо, а священнослужители с верными прихожанами выглядывают из церковных дверей в надежде на то, что кто-то еще заглянет к ним на огонек. В надежде всему их научить.


Иеромонах СЕРГИЙ (Рыбко)
настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище г. Москвы


Подлинная причина в том, что у человека просто нет особого желания ходить в церковь. Когда он молод, преисполнен оптимизма - ему не до того. Он смотрит на жизнь сквозь розовые очки, кует свое светлое будущее. И только повзрослев, столкнувшись с реалиями жизни, он начинает задумываться, начинает знакомиться с христианскими ценностями - и в итоге нередко приходит в храм. Это обычно люди зрелого возраста, за сорок лет. Тем не менее, встречаются и молодые люди, которые с юности посвятили себя Богу. Либо они рано пережили какие-то трагедии, разочаровались в земных ценностях, либо это чистые души, призванные Богом. Я их достаточно часто встречал, хотя по нашим временам такой человек - просто чудо. Бывает, что и в тридцать лет воцерковляются, и в двадцать, хотя какой-то видимой причины - несчастной любви, жизненных трагедий и т.п. - нет. Кто имеет открытое сердце - к тому Бог приходит раньше.


Протоиерей Александр СОРОКИН
настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери и часовни свв. Новомучеников и Исповедников Российских, председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии


Вообще-то ходят. Хотя мало. Если ответить коротко, причина, конечно, в самих людях. Причем, как в тех, кто туда не ходит, так и в тех, кто там уже находится. Не нужно доказывать, что каждый человек религиозен по своей природе, и эту свою религиозность каждый выражает по-разному и в разной мере. Но процент тех, кто свою веру показывает явно и осознанно как веру в Бога, о Котором учит Библия, - совсем не так уж велик. А тех из них, кто ходит в церковь - еще меньше.

Покаяние - основа духовной жизни
Наверное, это потому, что для многих до сих пор не совсем ясно, что такое Церковь и почему без нее человеку трудно и плохо. Общепринятое мнение о Церкви так укоренилось в сознании большинства людей, что им в голову не приходит, что Церковь - это нечто совсем иное, нежели загруженные заботами священники и унылые миряне. Многие вообще отождествляют Церковь только с иерархией священников, то есть воспринимают ее как некую организацию, выполняющую определенные функции. А новозаветное учение о Церкви как о христианской общине, собравшейся вокруг воскресшего Христа, мало понятно массовому человеку. И беда в том, что в самой Церкви многие люди не сразу до этого доходят - а потому не способствуют приходу других людей, которые поэтому и не ходят в церковь.


Протоиерей Аркадий ШАТОВ
председатель епархиальной комиссии по церковной социальной деятельности Москвы


Люди не ходят в Церковь по разным причинам. Некоторые - потому, что думают, что Бог христиан такой же, как сами недостойные христиане. Некоторые не ходят потому, что их привлекает этот мир, и внешняя мишура для них важнее, как для дикарей стеклянные бусы важнее, чем слиток золота. Некоторые не ходят по лени, а некоторые - потому что Бог их еще не призвал. Некоторые из тех, что не ходят в Церковь, бывают одержимы, некоторые - глупы...


Некоторые не ходят в Церковь потому, что они предали Бога.


Люди не ходят в Церковь, потому что, как говорится в Евангелии, один купил поле, за которым нужно смотреть, другой приобрел волов, которых надо испытать, третий недавно женился. Поэтому они не идут на брачный пир (Лк. 14:1).


Иеромонах КАЛЛИСТРАТ (Романенко)
настоятель храма во имя Святой Живоначальной Троицы в Антарктиде


Во-первых, люди в храм все-таки ходят. Даже в мой. Пусть не все и не часто. Но за тот год, что я здесь, нет ни одного человека из экипажа станции, который хотя бы один раз не пришел в храм. И не на экскурсию, а именно на службу, на Божественную Литургию.


Есть люди, которые ходят в храм, но нечасто. Они все равно верующие и православные. Я не могу сказать, что их вера хуже моей, хотя я священник и регулярно совершаю Божественную Литургию. Другие не ходят в храм, потому что не знают, что здесь дом Божий. Это просто не-просвещенные люди, не понимающие, зачем надо стоять по два часа на службе и слушать непонятные песнопения и молитвы. Но обычно это до тех пор, пока жареный петух не клюнет. Тогда начинают спрашивать: "Что я могу сделать, чтобы Бог услышал меня?".


А некоторые не приходят, потому что видят, как живет священник - злее, корыстнее и похотливее иных неверующих. Я знал одного человека, который во многом исполнял заповеди Евангелия (ни разу при этом не читав самого Евангелия), но не стал ходить в храм, потому что там не самым лучшим образом вел себя священник.


От священников сегодня требуется спокойно, шаг за шагом воспитывать и тех, кто приходит пусть и нечасто, показывая им жизнь в Боге. Надо проповедовать, и, прежде всего, не на словах, а в себе, в своей жизни, исполняя слова Писания: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5:16).

 

журнала "Фома" №3(26) 2005 г.

Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.

 

11:14-15
2-е Коринфянам

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2143]

16%
[495]

Всего проголосовало:
3029 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото54

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.