Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№6 (15) июнь

МИССИОНЕРСКАЯ СТРАНИЧКА 

 

ЧТО ОЗНАЧАЕТ: "НЕ УБИЙ..."?

 

Война и воинское служение в контексте православного мировоззрения

 

А. И. ОсиповПРОЛОГ


Тема войны и воинского служения сегодня, когда Россия и мир существуют в условиях постоянно ведущихся войн и угроз военных конфликтов, является актуальной. В этих условиях человеку важно определить свое отношение к этим явлениям. Православие предлагает принципы формирования такого отношения на основании Священного Писания Ветхого и Нового Завета и Священного Предания Церкви, т.е. опыта Церкви, запечатленного в постановлениях ее Вселенских и Поместных соборов, в житиях святых, в творениях святых отцов Церкви и т.д.

 

Авторитетные мнения


Специальных работ, которые бы научно-богословски исследовали вопрос о войне и воинском подвиге в святоотеческом наследии, не существует, т.к. святые отцы, хотя и затрагивали иногда военную тему, но только в связи со случаями ее соприкосновения с канонами Церкви, и не развивали ее специально. Это не удивительно, ибо, определяя свое отношение к любому явлению, Церковь исходит, прежде всего, из того, что главной ценностью для человека является жизнь вечная и блаженная, возможная лишь при условии единения человека с Богом. Отсюда следует большой интерес святых отцов не к войне как социальному явлению, а к войне как внутренней духовной брани.
В антологии святоотеческой мысли, которой мы пользовались при подготовке доклада наряду с другими источниками, высказывания отцов о войне между людьми, т.е. о явлении социальном, занимают 2 страницы и составляют 6 изречений 4-х отцов. Тогда как высказывания о брани духовной, т.е. о войне человека с диаволом, занимают 54 страницы и составляют 199 изречений 32-х отцов. Этот пример наглядно указывает на определенное смещение акцентов, что необходимо учитывать, рассматривая любую социальную проблему с точки зрения христианства.


Притом что мы не обнаружили специальных исследовательских работ, посвященных православному взгляду на проблему войны, православная традиция, Предание Церкви и Священное Писание содержат в себе все основания для существования этого взгляда, который несет в своем сознании каждый православный человек, который проповедует Православная Церковь и который отражается во многих публицистических работах.


Кроме творений святых отцов Церкви, мы воспользовались Книгой Правил - сводом канонов Православной Церкви, касающихся ее социальной жизни. В Книге Правил заключены соборные постановления святых Апостолов, регламенты семи Вселенских и некоторых Поместных соборов Церкви, а так же правила, данные наиболее авторитетными святыми. Эти правила, не смотря на древность их установления (I - IX вв.), до сих пор имеют силу канонического образца. Однако, так как они касаются вопросов социальных, т.е. изменчивых, а не догматических, т.е. неизменных, то в меняющихся социальных условиях возможна и корректировка или дополнение канонических правил, что и совершил, например, Поместный Архиерей-ский Собор Русской Православной Церкви в 2000 г., разработав и издав важный документ "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", помогающий определить отношение Церкви к животрепещущим проблемам современного общества. Среди прочих в концепции рассмотрен и вопрос о войне и мире.

А. В. Суворов
"Война есть зло"


Церковь относится к войне как к злу. "Война есть зло,- говорится в концепции.- Причина его, как и зла в человеке вообще,- греховное злоупотребление благодатной свободой".


В Евангелии переданы слова Господа Иисуса Христа: "Взявшие меч, мечом погибнут" (Мф. 26, 52). В этих словах Спасителя находит обоснование идея справедливой войны. Преподобный Исидор Пелусиот указывал: ": не должно обвинять всех ведущих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называют губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять: потому что делают дело законное:". Преподобному Феофану Вышенскому Затворнику принадлежат следующие слова: "Воюют по любви к своим, чтоб они не подверглись плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России?.. И как было не воевать с ними:". Существуют и более прямые и категоричные высказывания. "Не позволительно убивать. Но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно",- писал преп. Афанасий Великий в послании к Аммуну.


"Основы социальной концепции РПЦ" указывают на ряд факторов, оправдывающих войну как меньшее зло, среди которых главными являются следующие:


-"войну можно оправдать только стремлением восстановить мир и порядок";


-"войну следует объявлять ради восстановления справедливости".


Справедливость же определяется Законом Божьим, но не частным или общественным человеческим мнением, которое само по себе часто бывает ложным и изменчивым. "Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в них же нет спасения: Блажен тот, кому помощник Бог:" - так царь и пророк Давид воспевал истинность справедливости Божьей и указывал на несовершенство справедливости человеческой (Пс. 145).


Критерии справедливости


Профессор МДА А.И. Осипов в труде под названием "Православное понимание смысла жизни" пишет: "Явными признаками, по которым можно судить о праведности или несправедливости воюющих, являются методы ведения войны, а так же отношение к пленным и мирному населению противника. Ибо даже защищаясь от нападения можно в то же время творить всяческое зло и в силу этого по своему духовному или моральному состоянию быть не выше захватчика. Справедливая война ведется с гневом праведным, но не со злобою, алчностью, похотью (1 Ин. 2, 16) и прочими порождениями ада. И потому наиболее точную ее оценку как подвига или, напротив, разбоя можно сделать лишь исходя из анализа нравственного состояния народа и армии".

Св. блгв. князь Александр Невский
В иконографии святого великомученика Георгия Победоносца черный змий попирается копытами коня, который всегда изображается ярко белым. Этим наглядно показывается, что зло и борьба с ним должны быть абсолютно разделены, ибо, борясь с грехом, важно не приобщиться к нему, не уподобиться злу. Апостол Павел писал: "Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию: Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но зло побеждай добром" (Рим. 12, 19-21). Этими словами обосновывается необходимость милосердного отношения к раненым и пленным.


Против злобы сердца


"Лишь победа над злом в своей душе открывает человеку возможность справедливого применения силы. Такой взгляд, утверждая между людьми главенство любви, решительно отвергает идею непротивления злу насилием. Нравственный христианский закон осуждает не борьбу со злом, не применение силы к его носителю и даже не лишение жизни в качестве последней меры, но злобу сердца человеческого, желание унижения и погибели кому бы то ни было", - поясняет А.И. Осипов. Когда воины, покаявшись в грехах, спросили Иоанна Крестителя, что им теперь делать, он не призвал их оставить воинскую службу, но сказал: "Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием (т.е. не грабьте, не мародерствуйте)" (Лк. 3, 14).


"Наука побеждать"


Заслуживают внимания распоряжения, с которыми обращался к своим чудо-богатырям благочестивый христианин и праведный воин А.В. Суворов. С величайшей заботой и постоянством Суворов оберегал души своих солдат от ожесточения, призывая их к милосердию и благородству, к христианскому отношению, как к вражеским солдатам, так и к мирному населению. Настоящим христианским духом проникнута суворовская "Наука побеждать": "Враг прикладывает фитиль на картечь, бросься на картечь: летит сверх головы, пушки твои, люди твои, вали на месте, гони, коли, остальным давай пощаду! Они такие ж люди: грех напрасно убить: Обывателя не обижай, он нас кормит и поит; солдат - не разбойник: Товарищ товарища обороняй!.. без нужды не стрелять; бить и гнать врага штыком; работать быстро, храбро, по-русски! В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. Умирай за дом Пресвятой Богородицы: Церковь Бога молит! Кого из нас убьют, - Царство Небесное! Живым - слава, слава, слава!".


Для сравнения приведем приказ, отданный германским кайзером Вильгельмом II 27 июля 1900 г. карательному отряду в Китае: "Солдаты, при встрече с врагом побеждайте! Никому не давайте пощады, не берите пленных! Будьте беспощадны ко всем, кто попадет в ваши руки! Пусть боятся немецкого имени, как некогда боялись имени Атиллы!". Этот приказ был отдан задолго до прихода к власти нацистов, потрясших мир проявлениями зверской жестокости, однако уже тогда в духе слов кайзера не оставалось ничего христианского.


Несмотря на всемерное старание не произвести излишнего горя и проявить милосердие, душа Суворова страдала от осознания совершенного невольного и необходимого зла. В 1800 г., за полтора месяца до кончины, он, хорошо знавший богослужебный устав, написал покаянный канон - поэтическое произведение из 9-ти песен, исполняемое в церкви, в котором выразил всю скорбь и раскаяние в том, что не сумел еще более уменьшить зло как в самом себе, так и вокруг себя.

Св. прп. Александр Пересвет
Необходимость очищения


Однако, вместе с тем, что Церковью признается верность идеи справедливой войны и праведного гнева, отношение к исполнению воинского долга не столь однозначно. Тот же преп. Исидор Пелусиот писал: "Хотя умерщвление неприятелей на войне кажется делом законным и победителям воздвигаются памятники: однако же если разобрать тесное сродство между всеми людьми, то и это умерщвление не невинно; почему Моисей и предписал убившему человека на войне пользоваться очищениями и кроплениями".


Действительно, пророк Моисей (ок. 2000 лет до Р.Х.) в Писании Ветхого Завета, согласно откровения Божьего, требует от воина, вернувшегося из битвы, семь дней находиться вне стана, очищаясь от пролитой крови (Чис. 31, 19).


Несмотря на то, что убиение на брани не вменяется в убийство, все же тринадцатое правило святителя Василия Великого (IV в.) требует, чтобы убивавшие, как имеющие нечистые руки, на три года, в качестве епитимии, удерживались бы от таинства Причастия. Сорок третье правило того же святого гласит: "Нанесший ближнему смертный удар, есть убийца, он ли первый нанес удар или отмщал". Однако и св. Василий видел разницу между убившим на поле брани и убившим невольно в мирное время. Убивший невольно и покаявшийся отлучается от Причастия на десять лет, тогда как убивший врага на войне лишь на три года. Вольный же убийца, в случае его покаяния, отлучается на двадцать лет. Эти правила Василия Великого впоследствии были подтверждены правилами св. Иоанна Постника, который внес лишь некоторые по-правки.


Прославление святых воинов


При всем том, что справедливая война - это зло, хотя и меньшее; что убийство на войне - это убийство, хотя и законное, число воинов среди святых Православной Церкви весьма велико. На это, в частности, указывал святитель Феофан Затворник (XIX в.): "На воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение, и в Ветхом и в Новом Завете. А у нас сколько князей прославлены (нетленными) мощами?.. кои, однако ж, воевали. В Киево-Печерской Лавре в пещерах есть мощи воинов". Первым среди Киево-Печерских воинов-святых является преподобный богатырь и монах Илия Муромец (XIII в.). Мученик Дмитрий Солунский, великомученик Георгий Победоносец, сорок мучеников Севастийских, князья страстотерпцы Борис и Глеб, мученик Меркурий Смоленский, святые благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, праведный воин Феодор Ушаков и великое множество святых воинов: В связи с чем среди православных по всему миру развито такое ревностное почитание праведных воинов-христиан?


Отдать жизнь за други своя


Прекрасное объяснение этого феномена дает житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян, в честь и в память которых установлено государственное празднование Дней славянской письменности и культуры, в рамках которых и совершается настоящая конференция. Когда св. равноапостольный Кирилл был послан Патриархом Константинопольским на евангельскую проповедь и прибыл в столицу сарацин, с ним вступили в спор о вере ученые последователи Магомета, которые задали вопрос: "Христос, ваш Бог, заповедал вам молиться за врагов, творить добро ненавидящим вас. А вы что делаете? Если кто обидит вас, вынимаете оружие и убиваете. Почему вы не слушаете своего Христа?". Выслушав это, св. Кирилл спросил в ответ: "Если в законе написаны две заповеди, какой человек более совершенно последует закону - тот, который исполнит одну заповедь, или обе?". Когда агаряне сказали, что совершеннее исполнит закон тот, кто соблюдет обе заповеди, тогда св. проповедник объяснил, что Христос, повелевший молиться за обижающих и им благотворить, сказал так же, что никто не может явить большей любви, чем положить душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Вот почему христиане великодушно терпят обиды, причиняемые им лично, но друг друга защищают и в битвах полагают души свои за ближних своих, дабы, пленив, не принудили их к отречению от веры. Воины охраняют Святую Церковь, государя, в особе которого почитают образ власти Небесного Царя, отечество, разрушением которого народ потеряет независимость и поколеблется вера евангельская. "Вот драгоценные залоги,- продолжал Кирилл,- за которые до последней капли крови должны сражаться воины, и если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику святых мучеников и нарицает молитвенниками пред Богом".

Евгений Родионов
Внутреннее сродство


Церковь молится о христолюбивом воинстве своей страны, своего государства, о спасении плененных, об упокоении погибших воинов.
В церковной аскетической терминологии, присутствует много понятий, свидетельствующих о внутреннем сродстве воинского и церковного служения: "духовная брань", "подвиг", "воин Христов", "Архангел Михаил Архистратиг небесных воинств", "демонское стреляние и уязвление", "стрелы лукавого", "раны греховные", "духовный меч", "молитвенный щит" и т.д. Вот каким образом апостол Павел призывал христиан готовиться к жизни праведной как к войне с грехом и диаволом: "Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских: Итак, станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир. А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого. И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие" (Ефес. 6, 11-17).


Подвиг великодушия


Эти понятия не только аллегория, это, с христианской точки зрения, духовные основания воинского служения. Стоит обратить внимание на то, что апостол говорит: "А паче всего возьмите щит веры". Этот принцип лег в основу традиционного православного понимания воинского служения. Русский язык запечатлел это понимание в особом термине. Не "лучником", "мечником" или "булавщиком" именуется русский воин, но "защитником". Именно щит как элемент вооружения дал название воину-христианину. Элемент обороны. "Защитник" значит находящийся за щитом, держащий щит впереди, защищающий веру, ближних, землю, данную Богом. Он сам сродни щиту, который держит в своих руках. Трагедия Беслана ярко проиллюстрировала, что значит для воина быть защитником, буквально - живым щитом.


Христианское понимание войны выходит за пределы этого мира, за пределы социального явления, за пределы материализма. Христианин видит духовные причины войны, насилия, страданий. Поэтому для христианина всякая война - это борьба с грехом: грехом трусости и малодушия, маловерия и эгоизма, с грехом жестокости и немилосердия, с грехом предпочтения материальных, земных благ благам духовным. Война - это подвиг великодушия и испытания веры, испытания любви к Отечеству и ближним. Красноречивым сам по себе является факт, когда из тысячи двухсот человек, поступивших в Московскую семинарию и академию после их открытия в середине 1940-х гг., все без исключения являлись фронтовиками.


Живой щит


Когда девятнадцатилетнего солдата-пограничника Евгения Родионова (+ 1996) в Чечне бандиты с пристрастием заставляли снять нательный крест и отречься от христианской веры, обещая за это сохранить жизнь, он сознательно сделал свой выбор, понимая, что с ним ведет торг не человек, но диавол. Ему предлагали земное временное существование в роли предателя, вместо жизни вечной и блаженной. Но Женя знал, что за этим отречением последует отречение от Родины, от матери, а за тем и вечная смерть, ад. Перед таким выбором всегда стоит на войне христианин.


Христианское учение утверждает, что человек, умеющий быть верным в малом, сумеет быть верным и в великом (Лк. 16, 10; Мф. 25, 21). Верный и преданный своей семье сумеет быть верным и преданным своей стране и своему народу. Преданный своему земному Отечеству сумеет быть преданным и Отечеству Небесному. Отсюда любовь к Отечеству земному и преданность его христианским традициям до конца, воспринимается Православием как подвиг.

Промысел Божий
Промысел Божий


В "Основах социальной концепции РПЦ" отмечено: "Во все эпохи Церковь призывала своих чад любить земное отечество и не щадить жизни для его защиты, если ему угрожала опасность. Церковь Русская многажды благословляла народ на участие в освободительной войне: В 1813 г., во время войны с французскими захватчиками, святитель Московский Филарет говорил своей пастве: "Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом; умри за веру и Отечество - ты примешь жизнь и венец на Небе".


Всякое бедствие, в том числе и войну, христианин воспринимает как промысел или попущение Божие, как последствие человеческого греха, как вразумление, требующее ис-правления. Житие св. преподобного Лаврентия Черниговского (+1950) свидетельствует о том, что в конце 1930-х гг. старец предсказывал грядущую войну, неисчислимые бедствия народные, молился и плакал о том, что много крови прольется, ибо все делается людьми не по воле Божьей. Вместе с тем он говорил, что придут немцы и вернут веру на Русь. Пришло время совершиться этим словам, и увидела Русь жестокого варвара и безбожника в своих пределах. Но именно это нашествие пробудило в народе дремавшую религиозность, а государственную власть заставило открыть для свободного посещения все храмы и вернуть из тюрем и ссылок оставшееся в живых священство и епископат. Беда вернула веру, оборотила народ к покаянию. Таков был духовный смысл Великой Отечественной войны для русского народа, и эта мысль подтверждается множеством исторических фактов.


Эпилог


Обратившись к теме войны и воинского подвига в контексте православного мировоззрения, мы увидели, что, во-первых, это мировоззрение традиционно продолжает играть большую роль в формировании у нашего народа отношения к войне и воюющим сторонам, во-вторых, именно оно обращает внимание на духовно-нравственное состояние воюющих и на их истинные цели, а не на какие-либо внешние факторы, как на главные критерии справедливости ведущейся ими войны.


Наибольшей заслугой православного христианства в данном случае является то, что вопросы войны и воинского служения, впрочем, как и все другие вопросы, оно предлагает рассматривать с точки зрения духовного опыта, глубинных духовно-нравственных оснований.


Доклад на научной конференции "Война и мир в русской словесности, истории и культуре:
общероссийский и региональный аспекты"
в рамках Дней славянской письменности и культуры, в ознаменование 60-летия Великой победы, КГУ, 12 мая 2005 года г. Калининград

 

Председатель отдела религиозного образования и катехизации Смоленской и Калининградской епархии Русской Православной Церкви по Калининградской области иерей Сергий Коротких

Ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушаетя Господь.

 

56:2
Псалтирь

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2145]

16%
[495]

Всего проголосовало:
3031 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото10

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.