Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№10 (187) октябрь

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО 

 

КАЗАК БЕЗ ВЕРЫ — НЕ КАЗАК

 

Одним из направлений деятельности Калининградской епархии является духовное окормление тех, кто носит военную форму, в том числе казаков. Учитывая, что казачьих организаций в Янтарном крае несколько, дело это хлопотное, порой требующее тонкого подхода и, конечно, глубоких знаний истории казачества, его современного положения в российском государстве. Клирик подворья Свято-Елисаветинского женского монастыря в Калининграде, протоиерей Алексий Евграфов, возглавляющий епархиальный Отдел по взаимодействию с казачеством, дело свое знает, за что пользуется заслуженным уважением у казачьих атаманов и простых казаков, хотя некоторые из них гораздо старше его по возрасту.

 

— Сначала, отец Алексий, расскажите о том, как пришли к вере в Бога. Ведь ваша юность, период взросления пришлись на непростой период в истории нашей страны: конец 1980-х — начало 1990-х годов, когда многие люди заботились просто о том, как заработать на кусок хлеба. Да и православных храмов в Калининградской области было раз, два и обчелся. У молодых людей, ваших ровесников, мысли о вере в Бога явно не на первом месте стояли…

 

— Не согласен с теми, кто говорит, что до 1980-х годов область представляла собой, так сказать, духовную целину. Я тогда жил в Гусеве, потом в Зеленоградске, где храмов вообще не было, но моя прабабушка, родом из Смоленской области, каждое воскресенье ездила в Литву — в Кибартай или Каунас, чтобы там в храме отстоять Божественную литургию. Это порой занимало целый день допоздна, так как приходилось ездить с пересадками, но она никогда не отказывалась от поездки в церковь. К тому же у нее были такие же верующие подруги, они собирались вместе, читали по домам Евангелие, Библию, акафисты святым. Она жила с нами, и этот пример истинной веры всегда был у меня перед глазами. И крестили меня примерно в двухлетнем возрасте в храме св. благоверного князя Александра Невского в Кибартае. С началом перестройки, когда было практически разрешено все, что касается духовной жизни, кроме Православия появилось много других религиозных течений…

 

— Но вы уже были тверды в вере православной.

 

— Да вот как раз соблазнился на одну эзотерическую практику и, даже посещая только что открывшийся в Зеленоградске храм Апостола Андрея Первозванного, не оставил этого дела и в храм ходил прежде всего для того, чтобы заряжаться некой духовной космической энергией.

 

— Интересный поворот темы. И что же было дальше?

 

— Меня, 15-летнего паренька, заметил настоятель храма отец Алексий Губанов и сразу пригласил в алтарь: приходи, будешь помогать кадило подавать. Я согласился, и, знаете, всю прежнюю псевдодуховную блажь как рукой сняло. В алтаре прислуживал еще один мой сверстник — Андрей Марзаев, с которым мы постигали науку подавания кадила.

 

— То есть батюшка наставил вас на путь истинный. А где он сейчас служит?

 

— Сейчас он архимандрит Аркадий — наместник Нило-Столобенской пустыни Тверской епархии.

 

— Далеко не каждый юноша, который начинал с энтузиазмом прислуживать в церкви, затем не только начинает жить по-настоящему духовной жизнью, но и становится священнослужителем. Как так получилось, что вы отрешились от всего прежнего и выбрали путь служения Господу?

 

— Вообще-то после школы я собирался поступать в медицинский институт. Мама работала врачом в зеленоградском отделении ДСО «Урожай», обеспечивала медицинскую помощь на различных соревнованиях всесоюзного значения, так что пример был перед глазами. Но человек предполагает, а Господь располагает. Прибегает как-то в пономарку Андреевского храма, где мы с Андреем готовились к вечернему субботнему богослужению, отец Алексий и буквально заставляет нас написать прошения о поступлении в Смоленское духовное училище. Мы написали, и он тут же, пока мы не опомнились, относит их на утверждение архиепископу Смоленскому и Калининградскому Кириллу, ныне Патриарху Московскому и всея Руси, который как раз приезжал в Калининград. А на следующий день после литургии он говорит, чтобы мы собирались поехать в Смоленск, посмотреть, где нам предстоит учиться. Так в 1991 году я вместо мединститута поступил в духовное училище.

 

— Ничего не скажешь, это был решительный шаг с вашей стороны. Жизнь была трудная, а тут не совсем понятно, чем все это закончится.

 

— Вообще никаких мыслей на тему правильности или неправильности выбора не приходило. Насколько помню, у нас обоих все это время настроение было радостное, назад не озирались. Не скрою, чувство голода постоянно сопровождало, пока два года учился в Смоленске. Потом духовное училище было преобразовано в семинарию, и меня перевели на заочное отделение, хотя сам я хотел учиться дальше. К тому времени митрополитом Кириллом я в 1994 году на Троицу был уже рукоположен в сан диакона, а буквально через пару месяцев, 19 августа, на Преображение — в иереи.

 

— Стремительная карьера. В то время, наверное, со многими так было из-за явного дефицита священнослужителей. Я уже не одну такую историю слышал. Где началась ваша священническая служба?

 

— Изначально я был направлен в Янтарный, но когда пришел получать указ, там было написано, что я назначаюсь вторым священником в храм Рождества Пресвятой Богородицы г. Калининграда под начало настоятеля о. Меркурия. Так я и прибыл в Калининград. А на престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 1994 года прошла моя первая служба в иерейском сане в Калининграде.

 

— В этом году, таким образом, состоялся юбилей — 25 лет священнического служения. Теперь, батюшка, вы уже протоиерей, имеете опыт службы на других приходах. Что интересного запомнилось больше всего?

 

— Интересно было везде. Служение в храме на улице Киевской для меня было интереснейшим временем. Отец Меркурий, отец Маркелл, отец Алексий, диакон Андрей Пасхин многое дали мне в становлении как священника. Те годы прошли под знаком подготовки к строительству Кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда…

 

— Да, я помню, сам некоторым образом в этом поучаствовал…

 

— Когда в 1997 году был построен временный деревянный храм Христа Спасителя, вся администрация строительства перешла на площадь Победы, а я перешел в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Настоятелем был о. Вадим Неткачев. Там полным ходом шли восстановительные работы, таким образом, и я поучаствовал в возрождении и становлении приходской жизни этой святыни. Служил там я, правда, недолго. В конце 1998 года викарным епископом Пантелеимоном я был переведен настоятелем в храм Владимирской иконы Божией Матери в поселок Донское.

 

— Видимо, у него к тому времени сложилось мнение, что вы уже можете самостоятельно возглавить приход?

 

— Я не могу что-либо здесь прокомментировать. Был указ, и я поехал в Донское. Под церковь там было приспособлено помещение — бывший склад местного кафе. По-простому можно сказать, маленький сарайчик, в котором и проходили богослужения. Без отопления, без нормального электричества, с одной дверью, с одним окошком. До меня настоятелем там был отец Олег Онищук. Он, конечно, сделал все, что можно было сделать на тот момент.

 

— Когда я в первый раз побывал в этом храме, это было уже красивое здание в русском архитектурном стиле, ставшее по-настоящему украшением поселка. А когда непосредственно началось строительство храма?

 

— Закладной камень в основание фундамента был освящен в 2001 году епископом Серафимом.

 

— А военные как-то помогали? Как-то на престольном празднике я видел молящихся в стенах храма офицеров и матросов?

 

— В Донском расквартирован целый гарнизон Балтийского флота. Конечно, взаимодействие с военными было постоянным, помогали техникой, выделяли личный состав на нужды стройки.

 

— Сейчас этот храм называется в честь Донской иконы Божией Матери. Почему поменялось название?

 

— Честно говоря, не могу точно ответить. Возможно, по созвучию с названием поселка был переименован. После 15 лет службы в Донском я был переведен в Славск на приход св. прав. Иоанна Кронштадтского. И я влюбился и в храм, и в город. Хотя сами понимаете, насколько непросто сейчас проживать в небольших городках, так сказать, вдали от того, что называется цивилизацией. Но здесь как раз можно привести поговорку: «Жизнь начинается там, где заканчивается зона комфорта». Жить там сложно, но при этом люди становятся человечнее, отзывчивее, намного проще с ними общаться.

 

— Кстати, совсем недавно я побывал в Славске. Естественно, и в храм заходил — полностью присоединяюсь к вашему мнению…

 

— Поскольку рядом со Славском расположен женский монастырь св. вмц. Елизаветы, у меня возобновилось общение с настоятельницей монастыря матушкой Елисаветой (Кольцовой), с которой мы познакомились еще в 1998 г. в храме Покрова Божией Матери. А через год после назначения в Славск, в 2013 году, владыка Серафим издает указ о назначении меня руководителем отдела по взаимодействию с казачеством. Начинается мое служение клириком подворья Свято-Елисаветинского женского монастыря в Калининграде, где сейчас и проводится основная работа с казаками.

 

— Вот, о. Алексий, мы и добрались до главной темы нашей беседы. Почему именно вы были назначены на эту должность? Какие-то казацкие корни или что-нибудь еще сыграло свою роль в этом назначении?

 

— Для меня это произошло неожиданно, ни к чему такому я специально не готовился, хотя, конечно, и ранее пересекался с казачьими обществами. Когда еще служил в Донском, постоянно общался с казаками хутора Янтарный, входящего в Балтийский отдельный казачий округ Балтийского казачьего союза Калининградской области. С новым назначением, так сказать, пошел на повышение.

 

— Возможно, повлияло и то, что название поселка Донское как-то перекликается с Доном: сами собой возникают ассоциации с донскими казаками, наиболее известным казачьим образованием. А что такое Балтийское казачество?

 

Отвечу вопросом на вопрос: а что такое белорусы или украинцы в Калининградской области? Примерно то же самое…

 

— Вы хотите сказать, что это всего на всего лишь некая национально-культурная автономия? Не льет ли это воду на мельницу тех, кто пытается обозначить казаков как отдельную нацию, а не часть русского народа? Наши идеологические враги на Западе даже придумали какую-то мифическую «Казакию». И у нас в стране, в том числе в среде казачества, хватает тех, кто разделяет такую точку зрения и тем самым поддерживает опасные сепаратистские тенденции. Принцип не нов: разделяй и властвуй…

 

— Конечно, казачество само по себе — это субэтнос в составе русского народа, его неотъемлемая часть. И главная миссия возглавляемого мною отдела — воцерковление проживающих в области людей, считающих себя казаками, носящих казачью форму. Тут можно поставить вопрос и в другом порядке: быть или не быть казачеству? Потому что лишь при условии принадлежности к Православной Церкви, когда православный образ жизни становится образом жизни казаков, они смогут сохраниться в условиях многообразия взглядов, убеждений и конфронтации в современном мире. И нет другой силы, кроме Православия, которая способна объединить казачество.

 

— Это понятно: казак без веры — не казак! И если казак является искренним последователем православной веры, то он до конца будет стоять за Мать-Церковь, а значит, и за Родину-Мать, за свое Отечество.

 

— Безусловно, и в своей работе я организую при помощи казачьих командиров различные мероприятия, главной целью которых мы определяем привитие христианского образа жизни. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своих проповедях в отношении казачества прямо указывает, что «казачество призвано быть авангардом православного воинства, и основание столь высокой ответственности придает силы и мужества, чтобы с достоинством нести это непростое служение». Как особенно отмечает Святейший Владыка, славная история казачества не должна остаться музейным экспонатом. Подлинное возрождение казачества очень востребовано сегодня. Но без возрождения веры ничего не получится, не будет никакого казачества, потому что в центре жизни казака должна быть глубокая вера, которая всегда давала силу духа, способность к самопожертвованию — все то, что связано с казачьей доблестью.

 

— Насколько важно, чтобы казачьи руководители подавали рядовым казакам пример отношения к вере православной?

 

— Опять сошлюсь на слова Его Святейшества, высказанные в одной из книг серии «Слово Святейшего Патриарха»: «Атаман должен быть примером для казачьей общины, являя образец подлинной христианской жизни… Казак, а тем более атаман, должен быть воцерковленным человеком, духовным лидером своей казачьей общины. Пока у человека нет реального религиозного опыта, он не является верующим. Религиозный опыт приходит через молитву и через общение с Богом».

 

— Как вы привлекаете казаков к работе в вашем отделе, какие мероприятия проводите?

 

— В храме во время богослужений казаки пономарствуют, после службы общаемся за чашкой чая. Нередко я выезжаю по хуторам, где также общаюсь с атаманами. Встречаюсь с учащимися казачьего университета в филиале Московского государственного университета технологии управления (МГУТУ). Он, кстати носит имя Кирилла Григорьевича Разумовского. Это первый казачий университет в России, калининградский филиал находится в башне «Кронпринц», там ранее располагалась мореходная школа.

 

— Там только дети казаков учатся?

 

— Это светское учреждение образования с профилем изучения казачества. По желанию студенты принимают присягу казака, носят казачью справу, то есть форму одежды. Таких там сейчас 25 человек обучается.

 

— Вы сказали: по желанию могут принять присягу. В чем она заключается?

 

— Наверное, нет смысла приводить весь текст присяги. Но, например, при вступлении в казачье братство Балтийского отдельного казачьего округа произносятся такие слова: «Клянусь блюсти казачьи традиции и обычаи. Клянусь быть храбрым и честным, исполнительным и дисциплинированным, терпеливым и выносливым, надежным защитником слабых и обездоленных, рачительным хозяином и добрым семьянином… Клянусь постоянно быть в боевой готовности для защиты границ Отечества и чести Родины… Клянусь не нарушать святость казачьей присяги. Если же я по умыслу или по слабости нарушу ее, то пусть постигнет меня Божья кара…».

Как видите, присяга содержит основные христианские добродетели. Произнеся ее, казак осеняет себя Крестным знамением, целует Святое Евангелие и Честный Крест и потом расписывается.

 

— Кто может стать казаком? Обязательно в себе искать какие-то казачьи корни или же достаточно присягу принять?

 

— В Калининградской области казаки изначально образовали свое культурное общество. И там действительно собрались люди, у которых предки были казаками. А сейчас если по душе, по разумению, по настрою мыслей ты чувствуешь себя патриотом, если ты верующий человек и разделяешь казачий устав и закон чести, то можно вступить в казачью организацию, например, в Балтийский отдельный казачий округ. Почему нет?

Ведь если взять историю казачества, историю образования самых больших войск — Донского, Кубанского, Терского, то мы увидим, что туда сначала пришло не так уж много людей, которые обжились там и стали постепенно оказачивать эти земли. Затем, с продвижением русского влияния на восток, появились другие казачьи войска: Оренбургское, Енисейское, Забайкальское и другие.

Сейчас казачье войско, по сути, это административная единица, имеющая статус юридического лица. Государство установило определенные законы, по которым объединения казаков могут называться округом, союзом или войском. Устройство такое же, как в Русской Православной Церкви: есть митрополия, она может делиться на епархии, те подразделяются на благочиния.

 

— Интересная параллель. То есть объявить себя казаком, надев казачью форму и вооружившись шашкой или кинжалом, вовсе не значит стать казаком?

 

— Конечно. Для этого как минимум надо быть искренне верующим человеком. Я ведь не зря упомянул о Церкви. В настоящее время в мире осталось всего две структуры, которые присягают на верность Богу и государству на Евангелии, на Библии: духовенство и казачество.

 

— Но все-таки казаки без корней, без родственного отношения к исторически сложившимся на русской земле казачьим войскам, некоторые из которых образовались именно благодаря военным подвигам самих казаков (вспомним хотя бы Ермака Тимофеевича), — это все-таки некая этнографическая общность. Или я ошибаюсь?

 

— Присяга казака обязывает к тому, чтобы принявший ее на Евангелии и через целование Креста воспринимал и все установившиеся издревле основы казачества. Если это происходит, то не имеет большого значения его родственная принадлежность к какому-либо войску.

Еще раз скажу: не может быть неправославного казака, есть просто человек, одетый в казачью форму. Смешно, когда взрослый человек занимается маскарадом, превращается в ряженого. Нельзя надевать казачью форму, если ты неправославный. А если кто-то не считает себя православным, если кому-то в храме тяжело стоять и участвовать в молитве, снимите форму и скажите начальству и родным: «Не могу я быть казаком, не та во мне вера, нет того духа, а обманывать не хочу». И это будет справедливо.

 

— Благодарю за откровенный ответ. Надеюсь, что все казаки Балтийского отдельного казачьего округа разделяют исторически сложившиеся главные казачьи ценности. А где, кстати, наши казаки принимают присягу?

 

— Чаще всего это происходит на подворье Свято-Елисаветинского монастыря, где я служу. Но принимали присягу и в Кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда, и в Крестовоздвиженском соборе.

 

— Вы, о. Алексий, духовно окормляете всех без исключения казаков области. А сколько их сейчас здесь в количественном исчислении?

 

— Недавно я как раз составлял отчет, чтобы отправить в Москву. По официальным данным, которые представили атаманы, в реестровом казачестве насчитывается примерно 2 250 казаков.

 

— Вы назвали число реестровых казаков. Я так понимаю, есть еще и нереестровые казачьи организации?

 

— Самая большая общественная организация — это Союз казаков России, имеющая свое отделение и в Калининградской области. Казачьи общественные организации, в отличие от реестрового казачества, не могут быть включены в систему Вооруженных Сил Российской Федерации. Но, обращаясь опять же к слову Святейшего Патриарха Кирилла, «…дело не только в том, что были созданы способные к обороне Отечества воинские части и соединения, но и в том, что по милости Божией казаки становятся казаками не только по наименованию, не только по ношению формы, но все больше и больше проникаются казачьим духом. Этот дух всегда поддерживался православной верой».

Казак без веры — не казак. А на этом стояло, стоит и всегда будет стоять казачество!

 

— Спасибо за беседу.

 

 

 

Беседовал Дмитрий Осипов

Благоразумное молчание есть матерь молитвы, воззвание из мысленного пленения, хранилище божественного огня, страж помыслов, соглядатай врагов, училище плача, друг слез, делатель памяти о смерти, живописатель вечного мучения, любоиспытатель грядущего суда, споспешник спасительной печали, враг дерзости, безмолвия супруг, противник любоучительства, причащение разума, творец видений. Неприметное предуспеяние, сокровенное восхождение.

 

Св. Иоанн Лествичник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2144]

16%
[495]

Всего проголосовало:
3030 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото24

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.