Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№9 (186) сентябрь

ИНТЕРЕСНЫЙ РАЗГОВОР 

 

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ — ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯЩЕННИК

 

В День знаний, выпавший в этом году на 2 сентября, тысячи учреждений образования по всей стране открыли двери для миллионов учащихся. Ничего необычного в этом нет. Лишь одна школа выделяется из этого ряда, и находится она в Светлогорске. Дело в том, что второй год подряд в День знаний первоклассников и всех остальных школьников пригласит сесть за парты священник — иерей Александр Камбалин. Он же — директор данной школы, единственной во всей России, которую возглавляет православный батюшка.

 

— Начнем, о. Александр, с традиционного в данном случае вопроса: как пришли в храм, к вере в Господа нашего Иисуса Христа?

 

— У каждого своя дорога. Когда учился в 10-м классе, в школе № 12 в Калининграде — это был 1987 год, — я заявил, что буду поступать в духовную семинарию. Уже не помню, чем это было вызвано. Хотя я тогда даже еще некрещеный был. Крестился достаточно взрослым человеком, в 20 лет, уже после армии. Приехал в Калининград, чтобы отсюда отправиться на учебу в Петрозаводск. И как-то само собой пришло понимание, что надо креститься. Причем я с детства знал, насколько это важное событие в жизни человека. Когда я был на каникулах в Петрозаводске, там только что крестили двух моих двоюродных братьев. И в память врезалось, как они говорили мне, что правильно надо произносить: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа…». Меня очень заинтересовало: почему «святаго», а не «святого», как вроде было бы правильнее сказать.

Таинство Крещения я принял уже в Петрозаводске, причем в Крестовоздвиженском храме. А в одноименном, но уже в Калининграде, спустя почти 20 лет я начал делать свои первые шаги уже как священнослужитель…

 

— Интересное совпадение. То есть подспудно все-таки что-то сакральное влияло на подростка, потом юношу, молодого человека? Ведь в то время и само слово «семинария» далеко не каждый школьник знал…

 

— Еще как пример могу привести: я помню, как-то во время обеда моя мама сказала, что вот мы сейчас едим мясо, а есть православные люди, у которых пост, они в это время мясо не едят. И еще рассказала, что ее бабушка всегда посты держала. Меня это как-то взволновало: что значит держать пост?

 

— Для того времени, когда в Калининградской области только-только начали появляться православные общины, для молодого человека это было чем-то новым...

 

— О вере в Бога, конечно, я знал. Еще когда учился в 7-м или 8-м классе, я шел как-то утром в школу и вдруг увидел настоящего священника — такого красивого, бородатого, выходившего из соседнего подъезда. Я посмотрел на него как на что-то совершенно неизвестное, почти как на инопланетянина, но запомнил.

Когда приезжал на каникулы в Карелию к бабушке, не мог не заметить, как она искренне верит в Бога. Хотя в Петрозаводске в то время был только один действующий храм — Екатерининский, а нынешний кафедральный собор св. Александра Невского был тогда музеем.

 

— То есть все в комплексе сподобило всерьез задуматься о поступлении в семинарию?

 

— Да. Но поступить туда, оказывается, было практически невозможно. Одна школьная учительница сказала, что туда очень большой конкурс и берут далеко не всех, в основном после армии. Поэтому пришлось поступать в пединститут в Петрозаводске. Отучился три года, потом вернулся в Калининград, женился, родилась первая дочка — Екатерина. Поэтому пришлось переводиться на заочное обучение. Пришлось браться за работу далеко не по специальности, заниматься мелким бизнесом, чтобы прокормить семью. Это же были мрачные 1990-е годы, о которых и вспоминать не хочется.

 

— Таким образом, поступление в семинарию пришлось отложить на неопределенное время.

 

— Да. Но все же, когда стало дышать чуть полегче, начал думать о работе в системе образования. Поэтому, когда узнал, что на ул. Парусной открывается детский дом «Факел», решил попробовать себя в работе по воспитанию ребят, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь я проработал с 1997 по 1999 год. Причем зарплата на тот момент меня мало интересовала. Моими педагогическим специальностями были учитель географии и воспитатель в учреждении интернатского типа. Я подумал: раз меня государство выучило, надо отдать долг.

 

— Наверное, на такой выбор повлияло не только гуманитарное образование, но и, если уж смотреть в корень, христианское мировоззрение. Учитывая, что было желание после школы в семинарию поступать.

 

— Честно говоря, я понять не могу, откуда все это пришло. Но даже в начале 1990-х, когда был в поездках по учебе и по бизнесу — в Питере или еще где-нибудь, — я всегда заходил в храмы…

 

— Кстати, отец Александр, я тоже этому свидетель. Если помните, мы вместе, когда были в Стокгольме в рамках одного образовательного проекта, нашли время и поехали в православный храм, чтобы побывать на службе в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Правда, церковь была закрыта: из-за малочисленности прихода все поехали на праздник в другой город. Зато мы зашли в находящуюся поблизости лютеранскую Санкт-Якобс-кирху. Она была открыта, но ни одного человека там не было. И потом уже ко всей группе присоединились…

 

— Это был октябрь 2005 года. Я тогда уже постоянно посещал Крестовоздвиженский собор в Калининграде, не пропускал субботние и воскресные службы, причащался. Это мне помогало и в профессиональной деятельности. Я понимал, что общепринятых подходов в образовании и воспитании трудных подростков, с которыми я соприкасался сначала в детдоме «Факел», а потом как директор Центра образования Московского района, явно недостаточно. Что-то нужно еще. Стал думать, анализировать. Познакомился с настоятелем храма протоиереем Сергием Коротких, который, как и сейчас, возглавлял тогда Отдел религиозного образования и катехизации Калининградской епархии. Он предложил ввести православный компонент в программу обучения в Центре. Я пошел с этим с предложением к начальству, получил одобрение и начал внедрять его в нашем образовательном учреждении. Первоначально большую помощь оказал также на тот момент дьякон Крестовоздвиженского собора о. Константин Киосев, который сейчас является священником и настоятелем храма св. блгв. князя Александра Невского в Балтийске.

 

— Отец Александр, когда вы в Центре стали вводить православный компонент — а это, можно сказать, была миссионерская деятельность, — как коллеги отнеслись к этому?

 

— Когда началось введение компонента в рамках образовательного процесса — это было в 2001—2002 годах, — все делалось, как я уже говорил, по согласованию с управлением образования мэрии города Калининграда. Педагогический коллектив в Центре был опытным, а это предполагает, что люди прислушиваются к разным точкам зрения. Я на это рассчитывал и не ошибся. Первым преподавателем «Основ православной культуры» у нас была Елена Степановна Бекаревич.

 

— Какова была основа введения православного компонента?

 

— Стандарт православного компонента общего образования был разработан на основе православного вероучения и христианской антропологии с учетом педагогических целей и традиций, воспитательных идеалов и ценностей, существующих в странах, духовно окормляемых Русской Православной Церковью.

Основы систематического обучения на Руси были заложены со времен принятия христианства. Первая летописная книга «Повесть временных лет» свидетельствует, что первые училища в Киеве и Новгороде были созданы Крестителем Руси cв. равноапостольным князем Владимиром.

За более чем тысячелетний период православная педагогика накопила многоценный опыт в деле образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. В середине XVIII века, составляя регламент обучения и правила поведения воспитанников первых гимназий в России, великий русский ученый Михаил Ломоносов фактически впервые сформировал православный компонент гимназического обучения.

Научно-педагогические принципы нравственно-развивающего обучения в 60-е годы XIX века были сформулированы великим русским педагогом Константином Ушинским, полагавшим веру христианскую и русские православные культурно-исторические традиции залогом правильного воспитания школьников как свободных и ответственных граждан России.

 

— Что в основном предполагалось довести до учащихся в рамках этого компонента?

 

— Ну, в двух-трех словах это трудно выразить. Если говорить о православном компоненте основных образовательных программ общего образования, то, прежде всего, это, не побоюсь высоких слов, устремленность личности к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке — Иисусе Христе. Это подразумевает также наличие исторической памяти, чувства тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины. Если взять воспитание личности, то это наличие навыков добродетельной жизни, то есть христианского благочестия, — развитие таких качеств как, милосердие, трудолюбие, мужество, стойкость, послушание, терпение, целомудрие, хранение чести и гражданского достоинства и многое другое.

 

— Благодарю за такой расширенный экскурс. Но потом вы перешли на работу в православную гимназию.

 

— К 2008 году, когда я был директором Центра образования Московского района, малокомплектные школы стали закрывать. Протоиерей Сергий Коротких, с которым мы к тому времени уже довольно тесно общались, предложил мне принять участие в развитии открывавшейся тогда православной гимназии. Мы поехали с ним на Международные Рождественские чтения, где можно было обогатиться уже наработанным опытом в сфере православного образования. За насколько лет до этого я уже побывал на таком представительном форуме духовного образования.

 

— Кстати, мы ведь тогда тоже вместе ездили. Из Черняховска вместе с настоятелем храма архангела Михаила о. Иосифом Ильницким и тремя сотрудницами Отдела религиозного образования и катехизации Калининградской епархии на его видавшем виды микроавтобусе. Помню те приключения по дороге туда и обратно…

 

— Тогда в Москве тоже много полезного узнал, посещая разные секции Чтений. Так что постепенно опыт накапливался. На обратном пути, помните, произошел также один, как впоследствии оказалось, значимый момент в моей жизни. Мы заехали на некоторое время в Смоленскую духовную семинарию, в которой спустя несколько лет я сам стал учиться на заочном отделении.

 

— Тоже такой промыслительный момент в вашей жизни. Но вернемся к работе в гимназии. С чего пришлось начинать?

 

— Начинали с нуля. Слава Богу, благодаря верующим предпринимателям-меценатам один корпус гимназии уже был сдан в эксплуатацию. Набор гимназистов осуществлялся в начальные классы. Но приходилось формировать бюджет учебного учреждения, определять статьи расходов. Протоиерей Сергий Коротких стал директором гимназии, я — заместителем по учебной части… Работа в гимназии была моим решающим шагом по изменению образа жизни, так как я там постоянно общался в православной среде.

 

— Патриарх Кирилл, тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский, был вдохновителем открытия православной гимназии в Калининграде. Как часто приходилось с ним встречаться?

 

— Нельзя сказать, что это были частые встречи. Они происходили и в гимназии, когда он приехал ее освящать, и на приходе. Но это всегда было очень содержательное общение, дававшее богатую духовную пищу для размышлений.

 

— Тогда же, наверное, и возникло желание поступить в семинарию, стать священником?

 

— В 2010 году я подал прошение на имя владыки Серафима о поступлении в Смоленскую духовную семинарию и получил благословение.

 

— Не смущало, что вам, батюшка, на тот момент было уже 40 лет?

 

— Если вы о возрасте, то никакого смущения не было вообще. Здесь можно привести аналогию с приходской жизнью. Например, чтец. Я тоже прошел эту стадию духовного возрастания. Точно также, если ты решил попробовать себя в этом качестве, и что-то у тебя здесь не получается и тебя поправляет кто-то, кто моложе тебя, ты ведь не будешь как-то негативно реагировать на это. Задача в том, чтобы научиться, а реагировать потом уже будешь своим старательным отношением к делу. Так что на приходе Крестовоздвиженского собора я стал постепенно приобретать тот опыт, который впоследствии пригодился при поступлении в семинарию. Был алтарником, потом псаломщиком…

 

— То есть с годами уже была накоплена база знаний, которая затем позволила относительно легко выполнить задуманное еще в юношеском возрасте.

 

— Облегчало поступление еще и то обстоятельство, что поехал в Смоленск вместе с Вадимом Трусовым, который был моим коллегой еще по совместной работе в Центре образования Московского района. Он даже быстрее меня закончил семинарию и стал священником, так как я пропускал по разным причинам несколько сессий. Пока проходил обучение в семинарии, меня в 2011 году рукоположили в диаконы, в этом сане прослужил пять лет.

 

— Некоторые священнослужители так всю жизнь в диаконах и ходят. Разные обстоятельства бывают, в том числе и чисто бытовые моменты. Да и привыкает человек к выполнению определенных обязанностей, все досконально знает, и ответственности гораздо меньше, чем у священника. Не было желания так в диаконах и остаться?

 

— Ну если только году на пятом… Шучу, конечно. А вообще-то вы правильно заметили насчет привычки. Но это все преодолевать надо, если хочешь дальше развиваться в своем духовном служении.

Я должен сказать, что в моей жизни некая цикличность происходит. 10 лет в Центре образования Московского района, потом примерно столько же — в православной гимназии. То есть когда этот цикл подходил к своему завершению, я видел, что надо идти дальше, и принимал соответствующее решение. Моя священническая хиротония состоялась в 2016 году.

 

— А как вообще технически это происходит? Какие-то бумаги надо было оформлять?

 

— Во-первых, настоятель храма тебя должен рекомендовать. В моем случае это о. Сергий Коротких. Потом пишется заявление, по нему создается комиссия. Тебе задают вопросы, ты на них отвечаешь… Если комиссию все удовлетворяет, то следующий шаг — принятие присяги. Она принимается также и при возведении в сан диакона и зачитывается перед духовником.

 

— Я даже не знал, что священнослужители тоже присягу принимают, как в армии. А ее текст длинный?

 

— Единообразный текст ставленнической присяги при рукоположении в сан иерея был принят Священным Синодом Русской Православной Церкви не так давно, в 2011 году. Текст не длинный, но весомый. Присяга, в частности включает такие слова: «…Проводить жизнь благочестивую, трезвенную, от суетных мирских обычаев устраненную, в духе целомудрия, смиренномудрия и кротости, и своим добрым примером руководствовать других к благочестию… Во всяком деле служения моего иметь в мыслях моих не свою честь, интересы или выгоду, но славу Божию, благо Святой Русской Православной Церкви и спасение ближних, в чем да поможет мне Господь Бог благодатью Своей, по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и всех святых…»

Потом целуется Святое Евангелие и Крест Спасителя. Под присягой ставят свои подписи принявший ее ставленник и духовник. Перед ее принятием духовник принимает исповедь у принимающего присягу. Такая вот вкратце процедура…

 

— А кто является духовником? Настоятель храма, в котором вы служили дьяконом?

 

— Есть такая должность — епархиальный духовник. И на тот момент, и сейчас им является о. Андрей Соколов, также он настоятель храма архангела Гавриила в Калининграде.

Когда еще шла подготовка моего рукоположения в священники, меня спрашивали, в том числе и о. Сергий Коротких, готов ли я самостоятельно возглавить какой-нибудь приход. Я был готов к этому. И мне было предложено попробовать свои силы в поселке Луговое близ Калининграда, где создан приход в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, настоятелем которого я стал. Предстоит, конечно, еще очень много работы по строительству храма. Это тоже было моим желанием в русле развития по тем жизненным циклам, о которых я уже упоминал…

 

— А по силам храм построить? Я ведь почему спрашиваю. Есть священники, у которых имеется некая жилка предприимчивости, они без труда находят людей, которые помогают по строительству храма, берут на себя основное бремя в производстве разных работ. А есть батюшки-молитвенники, далекие от всякого рода приземленных дел.

 

— Будем уповать на волю Божию… Главное, что создан приход. Верующие люди поселка, собираются, помогают в разных делах. Престольный праздник в июле очень душевно прошел. Луговое — довольно большой поселок, примерно тысяч пять там живет. Так что, думаю, с помощью Божией все у нас получится.

 

— Отец Александр, перейдем теперь к вашему статусу как директора учреждения образования. Как вообще возникла идея назначить вас директором школы и почему в Светлогорске? Честно говоря, я не знаю других примеров по всей России, когда директором школы назначают действующего православного священника. Знаю только о. Владимира Артамонова в Клайпеде, но это Литва, да и школы той вроде бы уже не существует. Понятно, что не последнюю роль здесь сыграл ваш почти 20-летний педагогический опыт. Однако известны некоторые нюансы, связанные, к примеру, с преподаванием «Основ православной культуры» в школах…

 

— Когда был объявлен конкурс на замещение директора школы в Светлогорске, я решил в нем поучаствовать. Хотя я уже год не работал в гимназии, но видимо, сказалась некоторая нереализованность педагогического потенциала, накопленного за годы работы в учреждениях образования.

Естественно, самостоятельно я решения не мог принять, не получив благословения от правящего архиерея. Поэтому пришел к владыке Серафиму, архиепископу Калининградскому и Балтийскому. Объяснил ему ситуацию, он с моими доводами согласился, и я подал в министерство образования Калининградской области документы на участие в конкурсе. К тому же у меня уже был опыт участия в подобных конкурсах, когда примерно за год до этого, тоже по благословению владыки Серафима я участвовал в конкурсе на замещение должности директора школы-интерната в Багратионовске.

 

— Такой опыт тоже пригодился, так же как и богатый опыт организаторской и педагогической деятельности в учреждениях образования, причем совершенно разной направленности?

 

— Здесь все же главным образом пригодился определенный жизненный опыт. Моя кандидатура была утверждена на всех уровнях, которые принимают соответствующее решение. Конечно, определенный риск был, связанный прежде всего с тем, что я возвращался в ту среду, в которую вроде бы уже возвращаться не собирался, то есть в светское образование. И самым главным на первом этапе моей деятельности в этом качестве было не навредить. То есть своим примером не отвергать, а приобщать вверенных мне людей к христианским истинам. Причем я сам пока не знаю, сколько этот этап будет длиться.

 

— Наверное, это и есть истинное миссионерское дело: ненавязчиво показывать пример жизни по евангельским заповедям. А если говорить о школьной программе, будет внедряться что-то новое, связанное с христианским образованием и воспитанием школьников?

 

— Не надо ничего внедрять, все и так уже есть, преподается в соответствии с государственным стандартом образования. Школа представлена как экспериментальная площадка по духовно-нравственному воспитанию. Это включает в себя проведение областных семинаров для преподавателей в рамках мероприятий, согласованных с Калининградским областным институтом развития образования.

При школе был организован также православный лагерь. Дети полдня были заняты изучением в ненавязчивой форме основ христианства, совершали паломнические поездки по храмам области. Но это и до меня все проводилось, и моя задача — просто развить эту деятельность, чтобы все это не превратилось в скучные мероприятия для галочки, отдающие формализмом, что и может нанести наибольший вред живому слову во имя Господа нашего Иисуса Христа. Моя задача — не допустить этого!

 

Беседовал Дмитрий Осипов

 

Тварь борется с Творцом, тварь ругается Творцу или мнится ругаться Ему, между тем сама над собой ругается на пагубу себе; но вот она будет торжественно побеждена: ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть (1 Кор. 15, 25-26). В падении дано человеку больше благодати, чем дано было до падения. Дивно превосходство благости Твоей пред злобою диавола, Господи! Да покажется превосходство Твоей благости. Господи! Слава Тебе!

 

Св. Иоанн Кронштадский

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2142]

16%
[492]

Всего проголосовало:
3025 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото11

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.