Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№3 (180) март

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВАЖНОМ 

 

Основание добродетелей — пост

 

Наша беседа с секретарем Калининградской епархии, настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиереем Марьяном Позунь состоялась накануне Великого поста. Поэтому и большая часть вопросов затрагивала именно этот важный период жизни каждого верующего православного человека. Коснулись также и приходской жизни храма на ул. Киевской, особенно благоукрашения его стен замечательной мозаикой в последние два года.

 

— В Православной Церкви четыре больших поста и много однодневных. Самый длительный — Великий пост перед Пасхой. Итак, отец Марьян, в чем главный смысл поста для христианина?

 

— Суть любого поста — изменение себя. Если говорить отвлеченно, то любой пост можно рассматривать как лечение. В первую очередь своих духовных болезней. Великий пост — это более длительное и более обстоятельное лечение.

 

— Если уж мы начали использовать медицинскую терминологию, то какие основные «лекарства» надо применять, чтобы выздороветь, то есть изменить себя?

 

— В первую очередь, конечно, это молитва. Лучше всего молитва в храме, когда человек посещает богослужения и, может быть, именно в пост начинает на своем приходе выполнять некие поручения священника, то есть послушания. Безусловно, это воздержание от разного рода чревоугодия, когда человек стремится, чтобы его тело за период постных дней привыкло к определенному циклу жизни в состоянии повышенной духовности. Тогда и по окончании поста он продолжит жить в режиме воздержания.

Кстати, следует отметить, что изначальный, древний, глубинный смысл поста — это, конечно, воздержание телесное, ограничение в пище. Потому что с чревоугодия начинается вся цепочка страстей, о которой говорят святые отцы. Может быть, она и кажется несколько схематичной, но мы призваны воспитать в себе иное отношение к материальному миру, не то, какое было у Исава, продавшего свое первородство за возможность насытить чрево самой простой похлебкой (см. Быт 25, 27—24). Исаву было все равно, вкусная ли это пища или невкусная, изящно приготовленная или нет. Ему важно было наесться, поэтому он легко расстался с первородством.

 

— Во время поста надо стараться еще и со своими близкими примириться, недаром предваряет Великий пост Прощеное воскресенье.

 

— Безусловно, все это не зря стало благочестивой традицией у русского народа. И Прощеное воскресение и Масленица. Недаром ведь существует поговорка: к теще на блины. Много анекдотов сочинено о взаимоотношениях с тещей. Как раз надо прийти к ней в гости и блины поесть, и самим принести, а главное — прощения попросить, примириться. А потом поддерживать это миролюбивое состояние в течения последующей жизни. Пост как раз способствует такому настроению. То есть тут даже есть практическое значение — укрепление семьи, улучшение взаимоотношений с родственниками, близкими, а более широко — со всеми окружающими вас людьми.

 

— Очень полезный совет, батюшка. У меня как раз есть один знакомый, у которого постоянные проблемы с тещей. Вот пусть в Прощеное воскресенье вместе с супругой к теще на блины отправятся. Может, и помирятся, наконец.

 

— Дай-то Бог. Шутки шутками, но здесь затронута очень важная добродетель, которую каждый человек, считающий себя верующим во Христа, должен неустанно в себе воспитывать, и пост является в этом великим подспорьем. Я имею в виду смирение, которое является необходимым условием для истинного покаяния.

В первые четыре вечера Великого Поста читается удивительный по своей красоте и силе Великий Покаянный Канон святого Андрея Критского. Этот святой жил в VII—VIII веках, был архиепископом острова Крит. Его Покаянный Канон — это великий покаянный плач, потрясающий душу смирением, раскаянием и надеждой. В нем жизнь каждого кающегося человека показана ему самому как часть той великой всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него. С особой силой передает св. Андрей покаяние, когда упоминает события Нового Завета, ободряющие примеры Божественного исцеления души и тела, прощение грехов Господом нашим Иисусом Христом, Его сострадание к кающимся, милосердие и всепрощение.

 

— Наверное, каждый православный верующий, чтобы по-настоящему настроиться на дни Великого Поста, должен постараться прийти в храм, когда читается этот Покаянный Канон.

 

— Все четыре вечера посетить свой храм — это было бы идеально, но хотя бы один-два раза прийти… Ведь значение и цель Великого Канона состоят в том, чтобы явить нам образы греха и тем самым привести нас к размышлению о себе и к раскаянию, потому он и называется Покаянным. Во время его чтения во всем богослужении ощущается тихая печаль: темные облачения священнослужителей, полумрак, чтение молитв и псалмов. Из суетной жизни человек попадает словно в другое измерение. Внимая словам Канона, искренне произнося со всеми: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!», начинаешь чувствовать освобождение от всего суетного, тяжелого, злого. В душе появляется мир, спокойствие, надежда. Чувствуется глубокая печаль от сознания утерянной душевной чистоты, но вместе с тем во всем ощущается свет Божьего присутствия и прощения, радость любви к Богу. Канон содержит в себе около 250 тропарей с ирмосами. Они написаны красивым поэтическим языком и приспособлены к пению на 6-й глас, сочиненный св. Романом Сладкопевцем, по умилительности напева вызывающий глубокое чувство покаяния.

 

— Если мы так подробно остановились на Великом Покаянном Каноне святого Андрея Критского, то объясните, батюшка, почему в четверг пятой седмицы Великого Поста этот Канон читается полностью вместе с житием св. Марии Египетской?

 

— Почти через 100 лет после кончины св. Андрея греческий монах и богослов Феодор Студит со своими учениками подверг Великий Канон некоторой редакции, в частности, включив в его состав девятипесенный канон преподобной Марии Египетской. Зачем это было сделано?

К сожалению, во все времена, — и тысячу лет назад, а сейчас особенно — страсть, которую человеку наиболее трудно побороть в себе, — это блуд. Об этом грехе напоминает нам житие Марии Египетской.

Она в раннем возрасте лишилась целомудрия и более 17 лет предавалась любодеянию. Однажды, в праздник Воздвижения Креста Господня она захотела войти в церковь, чтобы увидеть Животворящее Древо, но не смогла: Сила Божия не пускала блудницу. Увидев икону Пресвятой Богородицы, Мария стала горячо молиться и дала обет покончить с греховной жизнью. Молитва была услышана, она вошла в храм, припала к Животворящему Кресту Господню и вышла из храма уже преображенной. По велению Божией Матери Мария направилась в пустыню за рекой Иордан, где 47 лет провела в глубоком горячем покаянии. Чудесным образом она познала Священное Писание и обрела дар провидения. По воле Божией ее в пустыне увидел преподобный инок Иорданского монастыря Зосима, который засвидетельствовал не только ее провидческий дар, но вместе с тем великое смирение, кротость, самоуничижение. Он причастил ее Святых Христовых Таин, после чего она мирно отошла ко Господу.

Пример преподобной Марии Египетской учит нас, как подвиг покаяния способен полностью преобразить душу и жизнь человека, спасти от любой гнетущей его страсти.

 

— Ее пример показывает, что горячая молитва и искреннее покаяние способны спасти любого человека от смерти духовной и физической. Однако встречаются люди, причем считающие себя верующими в Бога, которые придерживаются мнения, что это все устарело и стоит ли всерьез говорить о таких подвигах и тем более пост держать незачем. Могут ли такие люди считать себя православными, участвовать в Таинствах, установленных Церковью?

 

— Если человек не хочет держать пост по лени своей, какие бы причины он ни приводил в свое оправдание, это однозначно является непослушанием Матери-Церкви. Только заболевшим какой-либо болезнью людям его духовник или приходской священник может разрешить какое-то послабление в посте, просто чтобы не навредить его здоровью. Постная пища подразумевает не изнурение тела. Перемена пищи, предписываемая Церковью в пост, дает нам возможность упражнять нашу волю в борьбе со своими желаниями и привычками и одерживать победу над ними. Все остальное — от лукавого…

 

— И как объяснить такому «прогрессивному» человеку, что он заблуждается?

 

— Есть прекрасные слова свт. Димитрия Ростовского о том, что из 365 дней в году половина — постные, а остальные — мясоед. Пожалуйста, ешьте на здоровье! Однако если посты не соблюдаются, то человек сам себя подвергает опасности и может заболеть. Во время поста Церковь также учит человека милосердию: подели свою трапезу пополам, половину съешь сам, а другую часть отдай нуждающемуся.

 

— Я знаю, некоторые люди во время поста стремятся избавиться от какой-нибудь вредной привычки. Например, стараются бросить курить.

 

— Это очень хороший пример для подражания. Мы еще более оценим значение поста, если вспомним, что он состоит не только в том, чтобы заменить скоромную пищу постною, но и в том, чтобы ограничивать себя в излишествах и прихотях, например, меньше спать, удерживаться от лакомств, от курения табака, просмотра развлекательных передач по телевизору. Такие небольшие шаги по воздержанию от чего-то привычного в конце концов выведут на широкий путь истинной христианкой жизни.

Св. Иоанн Златоуст говорил так: «Ты не можешь поститься? Но почему ты не можешь простить обиду своему врагу? Перемени свой нрав: если ты зол, старайся быть кротким; если мстителен, не мсти; любишь злословить и сплетничать — воздержись и т. д. Делай в дни поста побольше добра, будь участливее к людям, охотнее помогай нуждающимся в твоей помощи, молись усерднее… Во всех этих направлениях пост открывает тебе широкое поле для работы над самим собою — только имей охоту трудиться!»

 

— Еще один момент, связанный с постом, — это, так сказать, особо рьяно постящиеся. При этом они стремятся и других поучать и осуждать, если видят какие-то, по их мнению, нарушения во время поста.

 

— Есть притча о мытаре и фарисее, которая читается за четыре недели до Великого Поста. Она предостерегает, что нельзя хвалиться, считая себя праведнее и лучше других. Нужно со смирением, видя свои грехи сокрушаться о них, никого не осуждая.

 

— Я думаю, что этих людей к такому поведению подталкивает современная культура, которая построена на том понятии, что человек может и должен достичь всего сам и даже представляет Бога, вознаграждающего и как бы платящего человеку за его достижения и добрые дела.

 

— Согласен. Все это призывает человека к самонадеянности, гордости, а смирение считается признаком слабости, ущербности. Однако, наоборот, что по-настоящему прекрасно, совершенно естественно смиренно, то оно не нуждается во внешней славе. Господь говорит: «Научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем» (см. Мф 11:29). Бог смиренный, потому что Он совершенный. Его смирение и есть Его слава, и источник всего действительно прекрасного, доброго. Но, к сожалению, даже люди, считающие себя православными христианами, зачастую не всегда понимают, что такое смирение, а уж с фарисеями себя никак не сравнивают.

Все это далеко от истинной христианской любви, то есть стремления увидеть Христа в другом человеке, кто бы он ни был — бомж, атеист, преступник. Потому что в каждом человеке есть бессмертная душа — образ Божий. Легко любить все человечество, но очень трудно, почти невозможно любить ближнего. Ведь ближний — это капризный ребенок, это ворчливая больная бабушка, это придирчивый начальник, это вечно пьяный сосед и т.д. Как же тяжело их искренне любить! А между тем Господь призывает нас: «…Так, как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (см. Мф 25:40). Все наши добрые дела, все благочестие без любви к Богу и ближнему ничто, бессмысленное фарисейство. Из любви к людям Господь сказал, как нас будут судить на Страшном Суде, чтобы каждый мог подготовиться и спастись. И каждый год Он милосердно дает нам время для исправления и покаяния — Великий пост!

 

— О Великом посте и вообще о правилах жизни во время любого поста мы с вами, о. Марьян, довольно обстоятельно поговорили. Давайте теперь перейдем к приходской жизни храма Рождества Пресвятой Богородицы, настоятелем которого вы являетесь. Заметным благоукрашением храма стали замечательные мозаики появившиеся в течение двух последних лет. Можете подробнее об этом рассказать?

 

— Идея украсить наш храм мозаиками родилась в 2014 году. Примерно три года ушло на согласование проекта, и в 2017 году уже началась конкретная работа. Сначала появились мозаики в алтаре — Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и несколько других. Сейчас благоукрашается северная стена храма. Верхний ярус — шестикрылые серафимы. Ведется работа над средним ярусом. Там будут размещены мозаичные изображения русских святителей, много сделавших для становления православной веры на Русской земле в разные периоды ее истории. Всего будет более 20 мозаик святых.

 

— Кого-нибудь из них можете особо выделить?

 

— Трудный вопрос. Все достойны быть упомянутыми. Взять хотя бы св. прп. Сергия Радонежского или св. прп. Серафима Саровского, очень почитаемых святых в нашем народе. Но раз уж наша беседа большей частью посвящена Великому посту, нельзя не упомянуть святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Ставропольского и Кавказского.

В главе «О посте» своего труда «Аскетические опыты» (том 1) он полностью раскрывает суть духовного возрастания человека во время поста. Конечно, невозможно привести весь объем его творения, но вот с чем хотелось бы познакомить читателей газеты «Спас». Основная мысль заключается в следующем:

«Глава добродетелей — молитва; их основание — пост… Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума. Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей — пост. Созданному человеку, введенному в рай, дана единственная заповедь, заповедь о посте. Конечно, дана одна заповедь потому, что она была достаточна для сохранения первозданного человека в его непорочности. Заповедь не говорила о количестве пищи, а воспрещала только качество. Да умолкнут же те, которые признают пост только в количестве пищи, а не в качестве. Углубясь в опытное изучение поста, они увидят значение качества пищи. Так важна заповедь поста, объявленная Богом человеку в раю, что, вместе с заповедью, произнесена угроза казнью за нарушение заповеди. Казнь заключалась в поражении человеков вечною смертью. И ныне греховная смерть продолжает поражать нарушителей святой заповеди поста. Не соблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы. Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием. "Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объедением и пьянством" (см. Лк 21:34), завещал Господь. Объедение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и сердцу, т.е. вводят человека по душе и телу в плотское состояние. Напротив того, пост вводит христианина в состояние духовное. Очищенный постом смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной благодати».

 

— Одна из мозаик среднего яруса — святитель Ермоген, мученик за веру и родину. Мне это особенно приятно. Дело в том, что это первый русский святой, о котором я вообще узнал в своей жизни. Памятную медаль с его изображением, выпущенную в год его прославления, в 1913 году, подарила мне моя бабушка еще в 1970-е годы. И с тех пор она постоянно у меня хранится. И, видимо, святой Ермоген охраняет меня своим заступничеством.

 

— Видите, как все совпадает. Ведь свой духовный подвиг во имя веры и Родины священномученик совершил, можно сказать, тоже приняв пост, хотя и не по своей воле. Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом Смутного времени в начале XVII века. Он противостоял изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие, поработив русский народ. Грамоты, которые Патриарх Ермоген рассылал по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Более девяти месяцев томился он в заточении и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода. Его святые мощи сейчас почивают в Успенском соборе Московского кремля. Прославление Патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года.

 

— Кроме упомянутых двух святителей мозаики посвящены другим известным святым.

 

— Было несколько вариантов благоукрашения стен храма. Сначала думали поставить богородичные иконы, но они не совсем вписывались в выбранную концепцию иконографии. Мы долго обсуждали, совещались с иконописцами, художниками. В выборе конкретных мозаик очень помог протоиерей Георгий Урбанович, когда служил в нашем храме. В средний ярус решили поместить в основном московских святителей — митрополитов Петра, Алексия, Киприана, Филарета, патриархов Ермогена, Иова, Тихона и других. В нижнем ярусе — особо почитаемые русским народом преподобные: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Свирский, Нил Сорский, Паисий Величковский, Иоанн Кронштадтский, Иов Почаевский…

 

— Последний из вами перечисленных совершал свои духовные подвиги в Свято-Успенской Почаевской лавре недалеко от Львова на Украине. Недавно вы ездили туда, на свою малую родину. Учитывая ситуацию, сложившуюся там сейчас, что можете сказать, стоят люди за веру православную?

 

— Сейчас как раз там такое время, что верующие люди определяются, какая вера истинная, а какая — нет. Если человек был мало верующим, в церковь только иногда заходил по большим праздникам, то он, соответственно, по маловерию своему и выбирает. Во многом это, конечно, и от приходских священников зависит. В Львовской епархии, где я был, из 60 приходов Московского Патриархата примерно 15 перешли к раскольникам в ПЦУ. Надо сказать, что раскольническая деятельность там велась уже давно, с обретения Украиной так называемой независимости. Но время, надеюсь, все расставит по своим местам.

 

— Отец Марьян, что можете еще рассказать о жизни вашего прихода?

 

— При храме действует воскресная школа и Братство православной молодежи. Хорошей традицией стало шефство над детским домом «Надежда». Уже несколько лет в новогоднюю ночь прихожане собираются в нашем храме, чтобы вместе молитвенно встретить новолетие. Божественная литургия начинается в 23 часа по местному времени. А в полночь, когда из алтаря выносится потир со Святыми Дарами, небо за окнами храма обычно озаряется огнями фейерверков и салютов, будто таким образом люди за оградой храма приветствуют тех, кто собрался в эту ночь принять Святое Причастие.

 

— В завершение нашей беседы в преддверии Великого поста что бы вы могли пожелать читателям нашей газеты «Спас»?

 

— Всем читателям газеты «Спас» я хотел бы пожелать провести наступающий Великий пост в молитве, размышлении о своей жизни, стремлении к покаянию и твердой надежде на милосердие Божие, без которых человеку практически невозможно наследовать вечную жизнь.

 

Беседовал Дмитрий Осипов

Помни, что юность твоя прошла, силы истощились, а немощи возросли и близко уже время исхода твоего, когда имеешь ты дать отчет во всех делах своих, и знай, что там ни брат не искупит брата, ни отец не избавит сына. Всегда поминай об исходе из тела и не выпускай из мысли вечного осуждения; если будешь так поступать, вовеки не согрешишь.

 

Св. Антоний Великий

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2145]

16%
[495]

Всего проголосовало:
3031 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 8

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.