Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№2 (179) февраль

ИНТЕРЕСНЫЙ РАЗГОВОР 

 

Православие в Норвегии

 

Иерей Александр Волохань по решению Священного Синода с февраля 2007 года совершает служение в северной и центральной Норвегии, в приходе св. преподобной Анны Новгородской в городе Тронхейме. Уже 11 лет он возглавляет приход. Нам интересно было узнать, чем живут в далекой скандинавской стране православные верующие. Недавно о. Александр в очередной раз посетил Калининград, и мы воспользовались случаем взять у него интервью для читателей газеты «СПАС».

 

(Продолжение. Начало в № 1 (178) январь 2019 г.)

 

— Отец Александр, вы рассказали о св. преподобной Анне Новгородской, норвежской принцессе, а затем великой княгине с точки зрения служения ее новой родине — Руси. А в чем заключается ее святость?

 

— В Нов­го­ро­де ве­ли­кая кня­ги­ня Ирина при­ня­ла мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Ан­на. Это был пер­вый по­стриг в ве­ли­ко­кня­же­ском до­ме. С него на­ча­лась тра­ди­ция по­стри­же­ния рус­ских кня­зей и кня­гинь по­сле ис­пол­не­ния ими дол­га пра­ви­те­лей на­ро­да. Здесь же, в Нов­го­ро­де, свя­тая кня­ги­ня Ан­на скон­ча­лась 10 (23) фев­ра­ля 1051 го­да и бы­ла по­гре­бе­на в Со­фий­ском со­бо­ре. Вско­ре ря­дом с ней упо­ко­и­лось и те­ло ее сы­на — Нов­го­род­ско­го кня­зя Вла­ди­ми­ра.

По­чи­та­ние свя­той Ан­ны и сы­на ее свя­то­го Вла­ди­ми­ра бы­ло уста­нов­ле­но по­сле зна­ме­ния, быв­ше­го Нов­го­род­ско­му ар­хи­епи­ско­пу свя­ти­те­лю Ев­фи­мию в 1439 го­ду. В свя­зи с этим зна­ме­ни­ем бы­ла уста­нов­ле­на со­бор­ная па­мять Нов­го­род­ских свя­ти­те­лей, по­гре­бен­ных в со­бо­ре Свя­той Со­фии.

Свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Оль­га и пре­по­доб­ная Ан­на Нов­го­род­ская, сто­я­щие в ос­но­ва­нии рус­ской жен­ской свя­то­сти, рас­кры­ва­ют два пу­ти слу­же­ния: ду­хов­но­го и зем­но­го ма­те­рин­ства. Оба эти пу­ти на­хо­дят­ся под бла­го­при­ят­ным по­кро­вом Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Хри­сти­ан­ство вы­со­ко це­нит жен­щи­ну как мать. Ма­те­рин­ство пре­об­ра­жа­ет че­ло­ве­че­скую лю­бовь, при­об­ща­ет че­ло­ве­ка к тайне рож­де­ния жиз­ни, со­здан­ной для веч­но­сти, для ра­до­сти и кра­соты. Жен­щи­на-мать яв­ля­ет­ся хра­ни­тель­ни­цей се­мьи и се­мей­но­го оча­га. На жен­щине ле­жит вы­со­чай­шая за­да­ча — вос­пи­та­ние но­вых граж­дан Цар­ства Небес­но­го. Та­кой ма­те­рью бы­ла ве­ли­кая кня­ги­ня Ири­на.

Зна­ме­на­тель­но ду­хов­ное пре­ем­ство свя­тых Оль­ги и Ан­ны. Свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Оль­га стро­ит храм Свя­той Со­фии в Ки­е­ве — глав­ный храм Ки­ев­ской Ру­си, а свя­тая Ан­на Нов­го­род­ская участ­ву­ет в за­клад­ке и стро­и­тель­стве хра­ма Свя­той Со­фии в Нов­го­ро­де, здесь потом на­хо­ди­лись от­кры­ты­ми для по­кло­не­ния ее свя­тые мо­щи. Так свя­тая Оль­га и пре­по­доб­ная Ан­на утвер­жда­ют ду­хов­ную вер­ти­каль Древ­ней Ру­си, со­еди­няя два ее глав­ных ду­хов­ных цен­тра — Ки­ев и Нов­го­род…

 

— Это очень важно помнить, учитывая реалии сегодняшнего дня складывающиеся на Украине…

 

— Безусловно, надеюсь, что все здесь с Божией помощью образуется. Я же хочу особенно отметить, что св. пре­по­доб­ная Ан­на Нов­го­род­ская по­ло­жи­ла на­ча­ло со­еди­не­нию двух пу­тей свя­то­сти — свя­тых бла­го­вер­ных кня­гинь (ца­риц) и пре­по­доб­ных, т.е. де­я­тель­но­го слу­же­ния ми­ру и мо­лит­вен­но­го со­зер­ца­ния, мо­на­ше­ско­го по­дви­га.

Древ­не­рус­ский се­мей­ный быт был ос­но­ван на стро­гом бла­го­че­стии, ис­пол­не­нии еже­днев­но­го мо­лит­вен­но­го пра­ви­ла, чте­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния, Псал­ти­ри, жи­тий свя­тых, хож­де­нии в храм. Се­мья — это преж­де все­го до­маш­няя цер­ковь. Ду­хов­ным иде­а­лом ве­ру­ю­щих рус­ских лю­дей был об­раз мо­на­ха-по­движ­ни­ка. И мно­гие рус­ские лю­ди же­ла­ли мо­на­ше­ства как увен­ча­ния жиз­нен­но­го пу­ти.

Бла­го­вер­ные кня­ги­ни Ру­си, ов­до­вев, не вы­хо­ди­ли за­муж во вто­рой раз, хо­тя Цер­ковь не за­пре­ща­ла вто­рой брак. По­это­му по­стриг вдов в кня­же­ской и бо­яр­ской сре­де стал по­чти пра­ви­лом. Цер­ковь укра­ша­ла мо­на­ше­ским чи­ном за­вер­шен­ный по­двиг су­пру­же­ской жиз­ни. Рус­ско­му на­ро­ду кня­ги­ни-ино­ки­ни яв­ля­ли при­мер до­стой­но­го за­вер­ше­ния еди­но­бра­чия.

Осо­бен­ность пу­ти пре­по­доб­ной Ан­ны рас­кры­ва­ет­ся в ее про­ис­хож­де­нии. Дочь ино­го на­ро­да тру­дит­ся над со­зи­да­ни­ем Свя­той Ру­си, вста­ет вме­сте со свя­той Оль­гой в ос­но­ва­нии рус­ской жен­ской свя­то­сти. «Свя­той ца­ри­цей Ири­ной» на­зы­ва­ли ее в се­вер­ных стра­нах — сре­ди свя­тых жен этих на­ро­дов она ста­ла пер­вой небес­ной по­кро­ви­тель­ни­цей и мо­лит­вен­ни­цей за них. По ее шведскому имени названа земля Ингерманландия, где теперь стоит Санкт-Петербург. А имя Ири­на («мир»), по­лу­чен­ное Ин­ги­гер­дой в Пра­во­сла­вии, ока­зы­ва­ет­ся глу­бо­ким вы­ра­же­ни­ем ее ду­хов­но­го де­ла­ния. Дру­гое имя, дан­ное ей при по­стри­ге, — Ан­на («бла­го­дать») — ука­зы­ва­ет на един­ствен­ную си­лу, ко­то­рая по­мо­га­ет че­ло­ве­ку до­стичь свя­то­сти, — бла­го­дать Бо­жию. Радует, что в 1991 году го­род­ской му­зей Новгорода воз­вра­тил Церк­ви мо­щи пре­по­доб­ной Ан­ны Нов­го­род­ской вмес­те с дру­гой ве­ли­чай­шей свя­ты­ней Пра­во­сла­вия — чу­до­твор­ной ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние».

 

— Благодарю, батюшка, за столь подробный рассказ о святой Анне Новгородской. Вернемся снова в Норвегию. Что можете сказать в целом о Православии в этой скандинавской стране?

 

— Ситуация такая, что в большинстве городов Норвегии нет православных храмов. Поэтому и мне и другим священникам приходится ездить по обширным территориям, чтобы духовно заботиться о пастве. Даже в Осло, где находится самый крупный приход св. равноап. княгини Ольги, насчитывающий около четырех тысяч человек, нет своего храма. Приходится арендовать помещение. Мы имеем складывающийся иконостас, сделанный руками наших прихожан, который устанавливаем для богослужений в Тронхейме. Богослужения приходится проводить подчас в походных условиях. Тронхейм находится в пятиста километрах от Осло, и на этом промежутке нет ни одного православного храма, кроме скита в районе аэропорта. Нам удалось построить маленький деревянный храм в 100 километрах к северу от Тронхейма в местечке Стиклестад, на месте гибели святого Олафа, где происходила его последняя битва с врагами. Это своего рода норвежское «Куликово поле». Теперь там стоит наш православный храм во имя святого Олафа.

 

— Согласитесь, сейчас логично будет рассказать об этом христианском святом.

 

— Для начала замечу, что святой Олаф погребен в кафедральном соборе Тронхейма. Он однозначно может считаться православным святым, так как жил и погиб за веру еще до раскола на Западную и Восточную церкви в 1054 году.

«Олаф, сын Харальда из Гренланда, рос у своей матери Асты в доме своего отчима Сигурда Свиньи. У Асты служил тогда Храни Путешественник. Он воспитывал Олафа, сына Харальда. Олаф рано возмужал. Он был хорош собой, среднего роста. С детства он был умен и красноречив». Так начинается сага об Олафе Святом, входящая в «Круг земной» — свод саг о норвежских королях-конунгах с древнейших времен до 1177 года.

Он активно принимал участие в христианизации Скандинавии, строил храмы и решительным образом боролся с язычеством. В частности у норвежцев был обычай как в древней Спарте: умерщвлять слабых младенцев. Их просто уносили в лес и оставляли там. Олаф под страхом смерти запретил это делать.

Прославление Олафа произошло 3 августа 1031 года. Он был возведен в святые местным епископом и стал последним общим святым для Западной и Восточной церквей. Канонизация его папой Александром III состоялась в 1164 году, после чего он стал почитаться вечным небесным покровителем Норвегии. В Православии он почитается как св. благоверный Олаф Норвежский.

Согласно канону, на иконах «подобает изображать Св. Олафа рыжим, дабы видно был, что сей благоверный король происходит из варягов». Он изображается в короне, в правой руке держит боевой топор, или секиру, которой было поражено его колено. В левой руке у него королевские регалии: скипетр или яблоко-держава либо ампулла — сосуд, наполненный ладаном. Ногами он попирает дракона с человеческим лицом, который символизирует язычество.

Из письменных источников известно, что судьба св. Олафа тесно связана с русской историей. Он был другом князя Ярослава Мудрого. Очень теплые чувства и взаимная привязанность связывали его с супругой князя Ингигердой (Ириной), св. Анной Новгородской, которую, кстати, поначалу собирались отдать в жены именно ему. Потом ее отец изменил свое решение в пользу Ярослава Мудрого, а Олаф женился на другой его дочери. Видите, как все переплетено здесь.

В Северной Руси имя св. Олафа было очень почитаемо, но память о нем постепенно ослабевала. В Новгороде уже в конце XI века стояла церковь св. Олафа, построенная для купцов, прибывающих с острова Готланд. Храмы в его честь воздвигались в Старой Ладоге, в Выборге до сих пор стоит крепость с башней, названной его именем.

Почти год Олаф жил в Новгороде, где был очень тепло принят Ярославом Мудрым и княгиней Ириной. В Новгороде он предавался глубоким раздумьям и размышлениям о том, как ему быть дальше.

В начале 1030 года Олаф все же отправился в Норвегию по замерзшим русским рекам. Княгиня Ирина уговорила его оставить сына Магнуса на воспитание при дворе Ярослава Мудрого. Потом, уже после смерти отца, когда виновные в смерти Олафа принесли покаяние, он сам стал королем Норвегии — Магнусом I Добрым.

А последняя битва конунга Олафа Харальдссона произошла 29 июля 1030 года на поле Стиклестада. Благодаря значительному превосходству в силе противник отбил первоначальную атаку и успешно перешел в наступление. Около полудня, сражаясь с численно превосходящим противником, Олаф был несколько раз ранен, но продолжал биться и погиб как герой, не покинув поле сражения.

Он был тайно погребен оставшимися в живых воинами его дружины. Прошел ровно год, и тело погибшего конунга чудесным образом было найдено нетленным. Из песчаного холма, где он был сначала похоронен, забил родник. Водой из этого источника многие излечились от своих недугов.

 

Беседовал Дмитрий Осипов

Окончание следует

 

 

Похвала чистоты столь велика и высока, что некоторые из отцев осмелились назвать её безстрастием.

 

Св. Иоанн Лествичник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2145]

16%
[495]

Всего проголосовало:
3031 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

68

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.