|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№12 (165) декабрь |
|
|
А.И. Осипов СЕМЬЯ — МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ
(Продолжение. Начало в № 7 (160) июль 2017 г.)
Опыт не одного человека, не десяти, не ста, не тысячи, а огромного множества христиан показал, что искреннее покаяние, сопряженное с посильным понуждением себя к исполнению заповедей, является необыкновенно сильным средством исцеления души. Искреннее покаяние очищает внутреннее зрение, и человек начинает видеть все больше и больше собственных грехов, а затем и сами их страстные корни, скрывающиеся в его сердце. Это ви́дение приводит к еще большему осознанию, что сам я не могу ничего сделать со своими страстями, которые не просто мешают мне по-человечески жить, но и губят меня. Это осознание на языке православной аскетики называется смирением. И лишь по мере смирения Господь помогает человеку очиститься от страстей. Повторю, опыт огромного множества христиан за всю историю христианства подтверждает это.
Христианство — это экспериментальная наука, это прежде всего опыт — опыт борьбы со страстями и опыт жизни со Христом и во Христе. Любой христианин при желании может к этому опыту приобщиться. Приведу простой пример. У кого из нас не бывает таких случаев, когда приходится очень переживать по поводу какой-нибудь неприятности, тем более какого-нибудь несчастья. Что делать? Кажется: все, выхода нет. Нет никаких внешних способов, чтобы избавиться от этого. Человек страдает, переживает, а ничего поделать не может… Христианство дает средство для полного избавления от любой скорби. Что это за средство?
Нужно искренне осознать и от всей души говорить в молитве: Господи, достойное по своим делам получаю; скорбь эта обрушилась на меня не потому, что кто-то мне ее подстроил, не потому, что таково стечение обстоятельств и т.п., а исключительно по причине моих страстей; Господи, я достойное по делам своим получаю, прости меня и помоги мне. Множество христиан засвидетельствовало о действенности этого средства. Кто действительно искренне посмотрит в свою душу и действительно искренне скажет в молитве, что достойное по своим делам получает, тот действительно получит утешение и исцеление от Бога.
Очень важно при этом знать, что особенно ощутимую помощь получает тот, кто не только осозна́ет, что достойное по делам своим получает, но и с понуждением, вопреки страстным желаниям своей души, вопреки своему сердцу будет говорить: Господи, слава Тебе! — Сколько раз? Сто, тысячу? — Не считайте, а попробуйте. В наших руках средство освободиться от той тоски, от того отчаяния, от той боли, которая присутствует в нашей душе по причине наших же страстей. Это не я вам говорю. Это говорит двухтысячелетний опыт христианских подвижников. Но полное исцеление не дается в одночасье. Страсти настолько укоренены в нас, что полное избавление от них требует непрерывного труда в течение всей жизни, а не одной единственной примочки.
Когда нам прописывает авторитетный врач какое-нибудь лекарство и обещает выздоровление, мы тут же ищем это лекарство и начинаем принимать. А тут нам предлагается средство, проверенное огромное число раз в течение двух тысяч лет, которое не требует от нас ничего внешнего — никакой химии, никаких больниц, никаких врачей, никаких внешних усилий. Требуется только одно: искреннее осознание, что мои скорби — законные следствия моих же страстей, а потому «достойное по делам моим приемлю». И понимая, что скорби это лекарства, а не наказания, искренне благодарим Бога, обращаясь к Нему с молитвой о прощении своих грехов и помощи.
Это лишь один пример, который является очень важной иллюстрацией того, как семейный человек может начать бороться со своими страстями и к каким благим результатам эта борьба, при правильном ее ведении, может привести. Путь этой борьбы, резюмирую, состоит, во-первых, в ви́дении своих грехов, во-вторых, в осознании того, что я никак не могу сам со своими грехами и страстями справиться, в-третьих, как результат, в обращении к Богу с искренней, от всего сердца, молитвой о помощи. На этом пути верующий постепенно приобретает смирение, и по мере его Господь исцеляет страсти, очищает душу.
|