|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№8 (161) август |
|
|
Свт. Феофан Затворник ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЕМ
(Продолжение. Начало в № 5 (146) май 2016 г.)
Свобода воли
Все доброе созидается в нас взаимодействием свободы и благодати Божией. В общем это так выражается: начни трудиться над чем-нибудь и трудись... Увидит Бог, что искренно желаешь искомого, и даст то... Хочешь приобрести молитву — трудись в молитве, и Господь даст молитву... Хочешь избавиться от гневливости — трудись над сим, и Бог, видя твое усердие, даст тебе безгневие... Человек сам собою ничего не созиждет в себе доброго, если не придет благодать, и благодать не дает ничего человеку, если человек сам не трудится... Заучите сей пунктик (6, п. 957, с. 57).
...Побуждение не есть необходимость делать, а предложение дела. Дело предлагается, душа обсуждает, сделать ли и решает делать или нет. Этого решения у души вынудить никто не может. Сама решает. Сюда и Божеская сила не заходит и никаким мановением свободы души не связывает. Прародители пали. Почему? Нашли, что лучше будто не исполнять заповедь, и нарушили ее. Змий предлагал. Ева рассуждала и нашла, что он не худо предлагает, и по этому своему размышлению решила сорвать плод и вкусить. Решения этого никто не вынуждал. Тоже и духи пали, конечно, вследствие рассуждения и личного решения, что лучше не слушать Бога, а жить по своему размышлению. Рассудили так и отпали от Бога. Решения этого никто не вынуждал. Так и всякая душа действует. Побуждений может быть много и самых сильных и понудительных, а решение всегда от воли души зависит. Она может решить и наперекор всем понудительным побуждениям. Возьмите мучеников! Предлежат орудия мучений, обещается покойная жизнь, иногда сбоку стоят мать и отец и уговаривают бросить несколько крупиц ладана в жаровню пред идолом, иногда же кроме этого и жена молодая, любимая, и еще с ребенком. Сколько понуждений! А мученик решает совсем наперекор им. Не свободен ли он?! И тот, кто падает, падает по своему свободному решению. Сознавши, таким образом, что свободное решение всегда от нас, вы должны положить, что всеведение Божие не имеет на него определяющего влияния. Да, этот вопрос давно решен, и очень удовлетворительно. Именно Бог предвидит, потому что видит свободные решения воли. Эти решения составляют предмет всеведения, и составляют его в том виде, в каком являются, именно как свободные решения (8, п. 1462, с. 214—215).
О свободе. Какие ни бывают возбуждения или сомнения, но все решение дела принадлежит лицу действующему; и всякий сознает момент, когда он внутри произносит: так и так надо сделать. В этом и есть существо свободы. И этого никакая сила исторгнуть у души не может (8, п. 1465, с. 221).
Вы атакуете свободу, будто все строится так, что хочешь не хочешь, а делай. Стоит только повнимательнее просмотреть дела свои, хоть в один день или полдня, и увидите, что все мы сами делаем, и делаем потому, что так хотим. Кто вас привел на Вышу? Связанным приволок кто или сами решились и приехали? То, что вы называете понуждением, есть побуждение, без которого свободные дела не делаются. Но побуждение не есть необходимость делать, а предложение дела. Дело предлагается, душа обсуждает, сделать ли и решает делать или нет... Сама решает... Не все, что предвидит Бог, то и определяет. Богословы различают в Боге определение и попущение. Что определяет Бог, то так и бывает, как Он определяет, а что попускает, то может и не быть так, как бывает, хотя Бог предвидит бывание того. Таково падение прародителей и духов. Они свободно пали, хотя Бог предвидел то. Со стороны Божией все сделано, чтоб не пали. Ясно сказал прародителям: не ешьте. И последствия указал. Подобное сему надо предполагать и у духов падших. Не послушали, а кто виноват? Зачем попустил Бог? Затем, что иначе надлежало отнять свободу, или уничтожить в мире свободные творения. Но без этого мир был бы гораздо ниже, чем теперь есть. И попустил Бог пасть, устроив образ восстановления от падения. Мы идем к восстановлению путем борьбы с трудностями. Таков закон! И все, которые следуют ему, венчаются успехом. Извольте действовать по прописанному вначале. Когда возродятся сомнения и упорно будут стоять, садитесь и опишите их подробно. Я уверен, что они тут же будут рассеиваться. У вас все здраво. Враг всевает пустые призраки. Не верьте сему! (8, п. 1462, с. 213—216).
|