Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№4 (157) апрель

ИНТЕРЕСНЫЙ РАЗГОВОР 

 

Создать вектор, направленный к Богу

 

Пролог. В декабре прошлого года ключарем Калининградского собора Христа Спасителя г. Калининграда был назначен протоиерей Михаил Селезнев, чье священническое служение с самого начала было связано с главным храмом Калининградской епархии. Три месяца — вполне достаточный срок, чтобы вникнуть в тонкости новой должности, составить представление, как в дальнейшем организовать богослужения в центральном храме Калининграда. Кроме того, в беседе мы коснулись основных этапов жизненного пути священника, вех на его пути к воцерковлению, становления его как человека, посвятившего свобю жизнь служению Господу.

 

 — О. Михаил, сначала такой вопрос: насколько для вас было неожиданным назначение на новую должность?

 

 — Довольно неожиданным. Мне казалось, что назначат кого-то другого, не из нашего собора. Однако сразу хочу заметить, что ввиду того, что с созданием митрополии структура Калининградской епархии стала другой, функции ключаря собора несколько видоизменились. Предыдущий ключарь собора, а ныне епископ Черняховский и Славский Николай (Дегтярев) фактически исполнял обязанности настоятеля, которым являлся правящий архиерей нашей епархии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Однако Его Святейшество посещал Калининградскую епархию раз в год, поэтому всей текущей деятельностью собора занимался ключарь.

 

 — В чем конкретно изменились функции ключаря собора?

 

 — Раньше он отвечал буквально за все, в том числе за хозяйственную часть. Сейчас это полностью возложено на плечи эконома собора — иподьякона Никиты Юрова. После разделения епархии на Калининградскую и Черняховскую правящим архиереем Калининградской епархии был назначен архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим. Теперь мы оба подчиняемся непосредственно ему. По нашей церковной традиции, настоятелями кафедральных соборов являются правящие архиереи. А мои функции как ключаря теперь заключаются прежде всего, если так можно выразиться, в обеспечении духовной составляющей жизни всего храмового комплекса, который кроме верхнего и нижнего храмов Кафедрального собора включает в себя еще два храма — свв. благоверных Петра и Февронии на площади Победы и св. великомученика и целителя Пантелеимона у областной детской больницы на улице Дмитрия Донского. Это достигается путем организации богослужений, а также занятий для детей и взрослых.

 

 — Далеко не каждый храм имеет такую должность, как ключарь. В нашей и соседней новообразованной епархиях точно нет. Может быть, вы знаете, где еще учреждена такая должность?

 

 — Такая должность есть в кафедральных соборах. Например, в смоленском Успенском соборе. Там есть и настоятель, и ключарь, который по своим должностным обязанностям подчиняется настоятелю.

 

 — Теперь, о. Михаил, подробнее расскажите о ваших обязанностях.

 

 — Понятно, что в соборе каждый день проходят богослужения. Здесь служат семь священников и два дьякона, поэтому надо составить расписание, как они будут служить, чтобы это было и удобно и целесообразно, то есть не шло во вред самой церковной службе, что, безусловно, является главным в деятельности любого храма. Расписание для удобства прихожан составляется на каждую неделю, и должно учитывать не только занятость священников непосредственно на самих богослужениях, но и их другие обязанности, как в самом соборе, так и в епархии. Если учесть все факторы, то работу над расписанием вряд ли можно назвать легким занятием.

Плюс всегда надо иметь в виду особенности самих богослужений,  чтобы все было правильно, четко, слаженно, понятно людям, которые приходят в храм. И при этом не отходило от церковного устава. Кроме того, надо проводить оглашения для тех, кто желает креститься или венчаться. Это в основном происходит вечером по четвергам и пятницам.

Также в мои обязанности входит организация работы воскресной школы для взрослых, занятия в которой проходят также вечером — во вторник, среду и воскресенье. Занятия в этой школе, в отличие от воскресной школы для детей, начали проводиться недавно, что, естественно, тоже увеличило нагрузку на священников, и их работа в этом плане тоже должна быть упорядочена.

 

 — Кстати, раз уж речь об этом зашла, много ли людей приходят на занятия для взрослых?

 

 — Не так много как хотелось бы, но обычно несколько десятков человек набирается. Кроме того, некоторые из тех, кто ходит в воскресную школу для взрослых, взяли на себя добровольное послушание посещать Онкологический центр на улице Подполковника Иванникова. Этой работой сейчас вплотную занимается священник собора Михаил Собачинский.

 

  Итак, батюшка, более трех месяцев вы находитесь в новой для вас должности. Справляетесь?

 

 — Учитывая, что, в отличие от моего предшественника, хозяйственная часть с меня полностью снята, думаю, что справляюсь. Хотя со стороны, наверное, лучше видно.

 

 — Новую должность, однако, вы по-прежнему совмещаете с тем, что возглавляете информационный отдел епархии. Это ведь тоже отнимает какое-то время, ведь такое служение напрямую связано с миссионерством.

 

 — В отделе с января трудится новый сотрудник — иерей Давид Рожин, который также входит в клир собора. Он хорошо дополняет меня в этой деятельности, за что ему очень благодарен. Если бы не он, эта работа могла бы занимать гораздо больше времени.

 

 — Кстати, совсем недавно по телеканалу «Россия-Калининград» был показан сюжет из трапезной Калининградского собора Христа Спасителя. Видимо, тоже Вами организованный. В нем шла речь о постной пище, давались советы, как ее приготовить в домашних условиях. Наша беседа как раз проходит во время Великого поста. К сожалению, у многих людей, даже считающих себя вполне воцерковленными, сложился такой стереотип, что пост — это только какое-то ограничение себя в определенной пище. Это, в общем-то, противоречит основным принципам жизни по-христиански, где постная еда — это всего лишь подспорье в стремлении жить по заповедям Господа. Обращаясь к читателям нашей газеты, батюшка, подскажите, чего надо избегать во время строгого поста, чтобы не впасть в прелесть.

 

 — Главное — не забывать основной цели любого поста: зачем мы это делаем. Поститься, только не вкушая скоромную пищу, больше похоже на язычество, чем на христианство. Так можно уподобиться бесам, которые вообще ничего не едят и не спят, но чего-то доброго от них никогда не дождешься. И такой пост иначе и не назовешь как пост для того, чтобы беса тешить. Ограничивая себя в пище, такие «постники», как правило, становятся более раздражительными, более нервными, злыми. То есть явно постятся во вред себе.

Пост вне Церкви, без искреннего покаяния, без Святого Причастия превращается в обыкновенную диету, зачастую просто вредную для здоровья.

 

 — От некоторых людей, достаточно воцерковленных, я слышал, что в пост они ставят перед собой конкретную цель: окончательно избавиться от какой-то вредной привычки, пристрастия к чему-либо или даже от какого-то порока. Это, конечно, неплохо — стремиться к поставленной цели избавиться от чего-то греховного. Как, по-вашему, насколько правильно уделять повышенное внимание только определенному сегменту своей жизни, при этом, видимо, не особо задумываясь об искоренении других страстей и прегрешений?

 

 — Если такой подход включает в себя искреннее раскаяние на исповеди и данное перед Господом обещание больше не совершать этого греха, а потом еще и принятие Святых Христовых Таин, то это еще можно понять. Но если человек стремится избавиться от какого-то порока без молитвы, не посещая храм, тем более во время поста, то я вообще не вижу в этой «борьбе с грехом» никакого смысла. В случае некоторого кажущегося успеха, человек, не ищущий помощи Господа, будет приписывать успехи себе самому. А это значит, что он будет лишь взращивать свою гордыню.

У апостола Павла есть слова: «Любящим Бога… все содействует ко благу» (Рим 8:28). А когда мы любим кого-то, мы стремимся быть с ним. Хотим его чаще видеть, думаем о нем и так далее. Если перевести это на язык математики, создаем вектор своего стремления к чему-либо, направление приложения силы. И если этот вектор направлен к Богу, то это будет нам помогать. А если такой вектор отсутствует, то что нам дают все эти посты и даже молитвы, произносимые, как правило, чисто формально?! Ничего не дают, кроме самообмана, прелести.

 

 — Я думаю, что стрелка такого жизненного вектора должна быть направлена к Богу не только во время поста…

 

 — Просто пост — это более интенсивное время для собственного духовного исправления. Это как перетягивание каната: побеждает тот, кто интенсивнее совершает рывки. А пост как раз время для такого рывка, для улучшения своей духовной жизни, более тесного общения с Господом. И ограничение в пище — лишь одно из подручных средств, ведущих к этому.

 

 — Теперь несколько слов еще об одном вашем служении. Вы являетесь духовником детской воскресной школы собора, уже почти 15 лет духовно окормляете ее учащихся. Что здесь входит в круг вашего служения?

 

 — В основном я исповедую детей и учителей школы, когда они готовятся к Таинству Причастия. Благословляю на разные добрые начинания, в том числе на паломнические поездки, в которых также почти всегда их сопровождаю. Летом, бывает, приезжаю в лагерь посмотреть, как дети отдыхают. Посещаю также родительские собрания. Кстати, родители иногда обращаются ко мне за советом, в том числе и по воспитанию своих детей. Я их выслушиваю, высказываю свою точку зрения на возникшую проблему. Для меня это не трудно, так как, являясь преподавателем одной из духовных дисциплин, постоянно в курсе того, что занимает учеников, и, если потребуется, вникаю в их детские проблемы.

 

 — Если уж мы перешли к духовному окормлению и воспитанию детей, то вы, о. Михаил, еще и в православной гимназии преподаете. Расскажите немного об этом.

 

 — Этим занимаюсь не только я, но и другие калининградские священники. Классов в гимназии много, и всем детям нужно уделить внимание.

Я, например, рассказывал, как правильно молиться Богу, о Таинствах, об основных понятиях в церковном богослужении, о православных христианских праздниках. Обычно такие занятия проходят один раз в месяц, я провожу их в 3-м и 8-м классах. Я заметил, что, готовясь к проведению урока, сам открываю для себя что-то новое. И сразу рассказываю об этом своим юным слушателям, потом обсуждаем это. Выбирая темы для занятий, стараюсь говорить на понятном детям языке, чтобы им было интересно.

Занятия проходят примерно раз в месяц по согласованию с классными руководителями.

 

 — Если не возражаете, могу подсказать одну из тем, чтобы внести разнообразие в ваши занятия с детьми…

 

 — Пожалуйста. Буду очень признателен…

 

 — Одна из тем приблизительно могла бы звучать так: «Великие ученые о вере в Бога». Это что-то вроде апологетики христианства, основанной на авторитете светил науки. Ведь не секрет, что атеисты противопоставляют вере в Бога различные достижения научной мысли, явно или скрыто подтасовывая факты. Например, великий французский ученый Блез Паскаль был ревностным христианином и оставил немало трудов о Божественной природе всего сущего. Очень верующими людьми были Дмитрий Менделеев, Иван Павлов и многие-многие другие. А взять великих русских полководцев Александра Суворова, Михаила Кутузова, я уж не говорю про признанного Русской Православной Церковью святым Феодора Ушакова. На этих примерах детям можно прививать и веру и патриотизм…

 

 — Великий полководец Александр Суворов даже покаянный канон написал. Такая тематика, безусловно, заслуживает внимания.

Еще одна форма занятий, которую я практикую в гимназии, — ответы на вопросы. Я считаю, что это вообще одна из лучших форм диалога с учащимися, позволяющая узнать, что их больше всего интересует.

 

 — И сколько времени это занимает?

 

 — Обычно укладываемся в один стандартный урок. Дети 8-го класса заранее пишут на бумажках свои вопросы, а потом я на них отвечаю. Причем вопросы бывают серьезные и интересные. И, что очень важно, актуальные для них, с большой долей духовной составляющей. То есть они об этом думают, их это волнует…

 

 — Без подготовки отвечаете? А если там вопрос, требующий обращения к первоисточникам? Когда я в одном учреждении образования вел курс «Святые заступники Руси», один шестиклассник меня спросил: «В чем смысл жизни?»…

 

 — Вот как раз мне сегодня такой прямой вопрос и задали… (беседа проходила сразу после занятия в православной гимназии. — Ред.).

 

 — И как вы на него ответили?

 

 — Конечно, на столь серьезный вопрос не может быть однозначного ответа. Один из вариантов — найти в жизни свое призвание и жить в соответствии с ним. Ведь что такое призвание? Или — кто призывает? Кроме как Господь, другого ответа быть не может. А когда ты занимаешься любимым делом — это ведь и радость, и счастье, и осознание того, что живешь не зря. Я считаю, что поиск своего призвания напрямую связан с верой в Бога. Конечно, мы все имеем одно главное призвание —  быть совершенными, как Отец наш Небесный, что должно проявляться в любви. Мы призваны стать гражданами Небесного Царства. С другой стороны, пока мы живем в этом мире, мы должны реализовать себя и здесь. Раскрыть данные Богом таланты для служения ближним.

 

 — Это очень правильно, что уже в таком возрасте вы стараетесь формировать в них православное миропонимание. И когда дети вырастают, они уже не представляют жизнь без Господа. А ведь не секрет, что именно в подростковом возрасте многие, воспитанные в православной среде дети практически отходят от веры в Бога. Не будем углубляться в причины, почему это происходит. Кстати, ведь и при Кафедральном соборе когда-то существовало православное молодежное общество, а потом как-то все сошло на нет. Хотя при епархии создан молодежный отдел и на епархиальном уровне какая-то работа ведется.

 

 — При соборе молодежное православное общество было создано в начале 2000-х годов одним из первых в городе, а может быть, и во всей епархии. Собиралось столько молодых людей, что порой даже мест на всех не хватало. Но в последние два-три года ситуация поменялась. Возможно, что с созданием подобных обществ при других приходах часть молодежи перешла туда. Ну и появившаяся воскресная школа для взрослых оттянула на себя какую-то часть молодых людей. Им, видимо, там интереснее. И еще одна причина — появление епархиального «Братства православной молодежи» по примеру тех, что существуют в соседней Польше. Именно оттуда мы привезли идею создания такого братства у нас.

Но и при всем при этом, как мне кажется, молодежи приходить стало меньше. Не стоит забывать и о такой проблеме, появившейся в последние 10 лет, как общение через Интернет, прежде всего, в различных социальных сетях. То есть, по моему мнению, потребность собираться для личного общения постепенно и все настойчивее вытесняется виртуальным общением. Конечно, это иллюзия настоящего общения, провоцирующая духовную пустоту.

 

 — Эту пустоту, согласитесь, все равно надо чем-то занять. Основные качества молодых людей, которые нужно активнее использовать, — их энергия и энтузиазм. То есть необходимо объединять их посредством какой-то полезной деятельности во славу Божию.

 

 — Полностью согласен. И мы ищем формы такой работы. Недавно примерно 20 православных юношей и девушек совершили поездку в поселок Янтарный на субботник по обустройству епархиального паломнического центра. Не обошлось, естественно, и без отдыха на свежем воздухе на берегу Балтийского моря. И это всем так понравилось, что уже спрашивают, когда будет следующий такой выезд. То есть они испытали радость реального общения, при этом выполняя доброе дело. А это невозможно заменить никаким сидением у компьютера.

 

 — Поездки на природу, в том числе паломнические, безусловно, привлекательны для молодых людей, но хочется, чтобы нашу православную молодежь объединяло что-то более действенное, чтобы и других привлекать своим примером. Согласитесь, тут есть над чем подумать.

 

 — Хочешь изменить мир — начни с самого себя. Важно, чтобы какие бы то ни было действия православных молодежных активистов не переходили за грань установленных законов, норм поведения в обществе.

В противовес этому могу привести созданную священником нашего собора о. Александром Пермяковым интересную игру «Цивилизация», которая выводит молодого человека на понимание того, что, для того чтобы чего-то достичь, нужно позитивное созидание. И эта игра завоевывает все большее число своих приверженцев.

 

 — Так вот как раз молодым православным активистам и стоит проявить какие-то усилия, чтобы еще больше молодежи — школьников, студентов, курсантов — узнали об этой игре, стали заинтересованными ее участниками. Это и будет шагом к созиданию Православной цивилизации, которая постоянно подвергается нападкам со стороны различных антихристианских сил. Не в пример нам — очень хорошо организованных. Или почему бы не устраивать пикеты против абортов в поддержку позиции нашего Патриарха о прекращении финансирования этого зла (фактически — узаконенного убийства) из государственного бюджета? То есть проводить какие-то объединяющие действия в том самом духовном векторе, о котором вы говорили. Ведь нынешняя молодежь — это будущее России, и если это будущее отойдет от Православия, мы потеряем и Россию. Вы ведь сами знаете, какая информационная война идет сейчас против нашей страны.

 

 — Информационная война идет с момента искушения первых людей. Дьявол с того времени ведет войну против Бога. И в этом контексте можно иметь в виду и Россию, и любую другую страну. Вспомним известный афоризм: «Делай что должно, и пусть будет что будет». Православный христианин понимает эту фразу в широком смысле: надо просто жить, благодарить Господа, радоваться жизни, делать других счастливыми, молиться и трудиться. А уж как оно будет и что это будет, известно одному Господу Богу.

 

 — Еще одна ваша обязанность, которую вы стали выполнять в последнее время, — заместитель председателя церковного суда Калининградской епархии. Почему именно вас назначили на эту должность? Какая-то преемственность, учитывая, что бывший ключарь КСХС возглавлял церковный суд?

 

 — Это было голосование на епархиальном собрании. Владыка Серафим предложил две кандидатуры, в том числе мою. Почему, я могу только догадываться. В итоге голосования выбрали меня.

 

 — Видимо, не в последнюю очередь сказался ваш опыт как священнослужителя. Сколько времени, о. Михаил, вы уже находитесь в духовном сане?

 

 — В этом году будет уже 17 лет, с 2000 года являюсь священником.

 

 — Это тоже в какой-то степени символично. И действительно, опыта достаточно. Что вы скажете или посоветуете человеку, впервые переступившему порог храма, чтобы это был первый, но не последний приход к святыне?

 

 — Я думаю, что здесь очень важно даже не то, что ты ему скажешь, а как это будет сказано. Если ты будешь общаться с таким человеком — не важно, мужчина это или женщина, — неприветливо, с хмурым лицом, да еще, как говорится «на автомате», то ясно, какой эффект это произведет на пришедшего в храм. Он уйдет и больше приходить не захочет, какие бы правильные слова он здесь ни услышал. Если же будет проявлено искреннее участие, если человек почувствует, что это праздник не только для него, но и для священника, то это совсем другое дело. Ведь не секрет, что в большинстве своем люди первый раз переступают порог храма, когда очень сильно нуждаются в поддержке и утешении. Настолько велик авторитет Церкви, что именно сюда приходят люди, когда им плохо. И священник полностью должен этому авторитету соответствовать.

Конечно, бывает, иногда люди заходят из простого любопытства, и, если обращаются к священнику, он опять-таки должен так их заинтересовать, чтобы человеку захотелось прийти в храм еще и еще и стать прихожанином. То есть в каждом случае нужен индивидуальный подход, какого-то стандартного решения здесь нет и быть не может.

 

Дмитрия Осипов

Окончание следует

 

 

Евангелие, сказал некоторый преподобный пустынножитель, умом чистым читается, понимается по мере исполнения заповеданий его самим делом. Но точного и совершенного раскрытия Евангелия невозможно стяжать в себе собственными усилиями: это дар Христов.

 

Св. Игнатий Брянчанинов

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2151]

16%
[496]

Всего проголосовало:
3038 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото20

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.