|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№12 (153) декабрь |
|
|
Свт. Феофан Затворник ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЕМ
(Продолжение. Начало в № 5 (146) май 2016 г.)
Священное Писание и духовная литература
С тех пор, как вышел этот Сеятель на сеятву, Он не перестает сеять. Сначала Сам лично сеял, потом через апостолов, а наконец через Божественные Писания и богомудрых учителей (43, с. 215—216).
Бог есть Свет, и слово Божие светоносно, потому и душа, приявшая его, становится просвещенною и светоносною (14, с. 169).
Читайте Евангелие... Да, какая и книга лучше Евангелия... Чтение его воздухом Божиим окружает душу (6, п. 998, с. 134).
Да ведь с одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить и всё читать. Всё его читай, и до конца не дочитаешь. Сто раз прочитай, а там все будет оставаться недочитанное (5, п. 783, с. 44).
Не забывайте всякий день читать Слово Божие, и размышлять, и до чувства доводить, и питать тем душу свою. Душа будто обсахарится и станет тверже и прочнее (4, п. 735, с. 224).
В Евангелии каждый день положено прочитывать одно зачало. Это урок Святой Церкви чадам своим. Надо изучать... Утром, когда душа свободна от сторонних впечатлений, с молитвою о вразумлении приникайте вниманием в сию таинницу судов Божиих и смотрите, что речет чрез сие... слово... живой Господь... (56, с. 102).
Что с миром нельзя помирить Евангелия, это знал Господь, давая заповеди; но нигде не сказал, что можно было делать уступки миру. Уступки измена Господу (2, п. 330, с. 202).
На Евангелия не толкование надобно писать, а размышления, чтобы каждое слово и каждое движение Господа было торжественным свидетельством Его Божества. Когда Бог даст начнем сию хвалебную песнь Господу, то ей конца не будет. О, когда бы хоть начало положить сему делу?! (7, п. 1083, с. 53).
Евангелие читать сидя можно, но не умаляя благоговения (1, п. 113, с. 113).
Слово Божие уподобляется зеркалу. Как, смотрясь в зеркало, всякий видит, где какое пятно или порошинка, на лице или на платье, так и душа, читая слово Божие и там исчисленные заповеди рассматривая, не может не видеть, исправна ли она в тех заповедях или неисправна; совесть, просвещена будучи при сем словом живого Бога, тотчас скажет это ей нелицемерно (36, с. 127—128).
Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие, и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится (43, с. 416).
Как иные мягкие и удоборазлагаемые тела, принимая в себя твердые, каменистые частицы, сами делаются твердыми, окаменевают и становятся недоступными повреждению и разложению, так и душа, напитавшаяся и проникнувшаяся словом Божиим, затвердевает в истине и добрых расположениях так, что делается безопасною от приражений лжи и греха (14, с. 169).
Плодоноснее Слово Божие, а за ним отеческие Писания и жития святых. Впрочем, нужно знать, что жития лучше для начинающих, писания отеческие для средних, Божие же Слово для совершенных (5, с. 232).
Господа ради не забывайте прочитывать св. Златоустаго, какая бы книжка его к вам ни попалась. Он писал просто, без приготовлений, так, как вещи виделись его духом, и мысли о том слагались в сердце. Многое у него с первого раза кажется ничтожным, но продолжайте далее и найдете сокровище, которому нет цены. Иные говорят, что св. Златоуст изображал порядок общей жизни христианской. Большею частью это верно, но не вообще. В каждой почти беседе найдутся изречения, изображающие сокровеннейшую жизнь духа. Сие и изучайте и держите то в сердце на случай беды и нужды (56, с. 101).
...Бог посылал на землю пророков и апостолов, и Сам Своим лицом приходил на землю и волю Свою святую нам открыл, как жить нам должно, спастись и все это в Божественном Писании повелел начертать, чтобы все люди читали и видели, чего от нас хочет Бог (2, п. 226, с. 30).
Все, в чем имеет нужду всякий возревновавший и возжелавший исправить свое сердце, найдет здесь <в Добротолюбии > в разнообразных писаниях отеческих (1, п. 51, с. 48).
|