Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№1 (142) январь

ПАЛОМНИЧЕСТВО ДУШИ 

 

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ, КОТОРОЙ НЕТ

 

В конце прошлого года в Кафедральный собор Христа Спасителя г. Калининграда были принесены мощи Святого Равноапостольного князя Владимира. Тысячи верующих со всех концов области приходили поклониться святыне. Были среди них и те, кто благодаря паломническому отделу Калининградской епархии и турфирме «Янк-тур» совершили паломничество в места, откуда пришло на русскую землю Православие, утвержденное более 1000 лет назад святым Крестителем Руси, — на земли бывшей Византийской империи. Некогда единое государство сейчас разделено границами разных стран, которые пришлось преодолевать в этой паломнической поездке к святыням древней Византии. Но обо всем по порядку.

 

(Продолжение. Начало в № 12 (141) декабрь 2015 г.)

 

По следам апостола Павла

 

     Часть пути до Салоник (греки называют этот город Фессалоники) проехали по дороге, по которой — правда, в обратном направлении — совершал два своих путешествия апостол Павел. Конечно, в 1-м веке по Рождестве Христовом она выглядела иначе, но на то нам и дано воображение, чтобы представить, как все было в те далекие времена зарождения христианства. История посещения апостола Павла в Македонии — одна из самых драматических в Деяниях святых апостолов, о которых рассказывает сподвижник апостола Павла евангелист Лука. Несмотря на скупость и краткость повествования, он воспроизвел всю цепь обстоятельств великого события — прихода апостола Павла на греческую землю.

     Фессалоники сыграли решающую роль в становлении христианства как мировой религии. Не случайно апостол Павел называл Фессалоники «Золотыми воротами» христианства в Европу. Здесь Павел в течение трех суббот говорил в синагоге, однако немногие из евреев уверовали во Христа. Многочисленнее всего были случаи обращения в христианство представителей греческого населения, «имевших страх Божий», которые всегда давали новой вере самых усердных последователей. После того как иудеи — служители синагоги, которые отнеслись к новому учению враждебно, — спровоцировали в городе возмущение, апостолу Павлу и его спутникам пришлось покинуть Фессалоники, чтобы избежать ареста.

     В двух своих Посланиях к солунянам (первое, возможно, было написано в Коринфе спустя несколько месяцев) апостол Павел старается укрепить узы любви, возникшие между ним и новообращенными солунскими христианами (Солунь — славянское название Фессалоник), напоминая им, «как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу» (1 Сол 2:11—12).

Во время второго посещения Македонии (июнь—ноябрь 57 года) главным местопребыванием апостола Павла опять были Фессалоники, где все это время он занимался укреплением в вере своих единоверцев и обустройством церквей. Сегодня в Салониках, на территории муниципалитета Агиос Павлос, недалеко от старой церквушки, возведен новый величественный храм, построенный в честь апостола.

 

Город трех цивилизаций

 

     Именно так кратко можно охарактеризовать город, куда после нескольких дней пути по дорогам Европы наконец прибыли калининградские паломники. Здесь тесно пересекаются следы эллинистической, римской и византийской цивилизаций. Это перекресток континентов и торговых путей. Салоники являются вторым по величине городом Греции, город был основан в 215 году до Рождества Христова царем Кассандром и назван в честь его жены Фессалоники — сводной сестры Александра Македонского, современный памятник которому на набережной является одной из достопримечательностей города. В то время, когда столицей империи стал Константинополь, Салоникам было уже 500 лет.

     В 330 году император Константин торжественно объявил Константинополь столицей, после чего Константинополь и Салоники стали двумя полюсами, вокруг которых вращалась вся жизнь Византии. Константинополь был политическим центром империи, а Салоники, более доступные для Запада, соперничали с ним в торговой и военной областях. Именно из-за своего выгодного географического положения этот город постоянно подвергался вражеским вторжениям. С конца IV по VII вв. на него часто нападали готы и другие завоеватели с севера. Один из самых известных эпизодов связан с вторжением славян и аваров в VI веке, когда, по преданию, обращение жителей к св. Димитрию Солунскому чудесным образом заставило их уйти.

     Именно отсюда в IX веке равноапостольные св. братья Кирилл и Мефодий начали свою грандиозную миссию христианизации славянских народов. Они родились здесь в IX веке. Кирилл учился у Фотия, ставшего впоследствии Патриархом Константинопольским, владел несколькими языками. Братья выросли среди соседей-славян и, научившись свободно говорить на их языке, стали прекрасными миссионерами для северных народов. То, что им удалось совершить, явилось одним из величайших событий в истории Церкви. Они создали славянский алфавит и перевели на язык народа, которому сами дали письменность, Священное Писание и некоторые из церковных служб. Их просветительские труды оказали влияние не только на хазар и жителей Моравии (территория нынешней Чехии), но после кончины обоих братьев их последователи успешно обратили в христианство народы Сербии, Болгарии и Руси, поскольку имели возможность представить им христианство на их родных языках.

 

К храму великого святого

 

     Из-за веры во Христа в начале IV века принял мученическую смерть сам градоначальник Фессалоник, небесный покровитель города, глубоко почитаемый в Греции и на Руси святой Димитрий Солунский. Церковное почитание св. великомученика Димитрия Русской Церковью началось сразу после крещения Руси. К началу 70-х годов XI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве. Мозаичная икона св. Димитрия Солунского из этого монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

     Св. вмч. Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, и в домовой церкви мальчик был крещен и наставлялся в христианской вере. Когда Димитрий достиг совершеннолетия, вступивший в 305 году на престол император Галерий Максимиан назначил его вместо умершего отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого военачальника состояла в обороне города и… истреблении христианства. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и перед всеми исповедал и прославил Сына Божия. Вместо того чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Отважиться на это в эпоху гонений на христиан было настоящим духовным подвигом. Таким образом, по составителю его жития Метафрасту, он «стал для Фессалоник ревностным вторым апостолом Павлом».

     Когда Галерий Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул является христианином и многих римских подданных обратил в христианство, его гневу не было границ. Горя желанием расправиться с солунскими христианами, возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил специально провести армию через Фессалоники. Когда Димитрия вызвали к императору, он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Галерий Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, а сам предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Отважный юноша по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия Нестор молитвами святого угодника одолел свирепого германца и сам сбросил его с помоста на римские копья. В отместку за это император приказал казнить Димитрия. На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Вместе с ним мученическую смерть приняли его друг Нестором и слуга Лупус.

     При святом равноапостольном Константине «Миланским Эдиктом» 313 года, провозгласившим христианство официальной религией, которая отныне могла открыто исповедоваться людьми в империи, спустя совсем немного времени после праведной кончины святого великомученика Димитрия, над его могилой была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, были обретены нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке св. великомученика начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем св. Димитрий получает церковное именование Мироточивого.

     С именем св. великомученика Димитрия Солунского связаны и первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков-византийцев под Константинополем (907 год), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах он изображается русским по происхождению — так сливался этот святой образ с душой русского народа.

     Кстати, и в Калининградской епархии есть храм, воздвигнутый в честь св. вмч. Димитрия Солунского, — в поселке Береговое, недалеко от Ладушкина. Великое освящение храма в 2003 году совершил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Патриарх Московский и всея Руси.

 

Праздник у храма

 

     Подъехав к храму в Салониках, калининградские паломники сразу оказались вовлечены в атмосферу местного православного праздника. Оказалось, что раз в год сюда приносят особо почитаемые иконы из других храмов города, чтобы большее количество православных верующих могло прийти сюда для почитания святыни.

     На этот раз из одного небольшого храма, затерявшегося в паутине парадных улиц большого города (нам с о. Сергием, матушкой Татьяной и еще несколькими паломниками потом стоило большого труда найти его, так как он был расположен в полуподвальном помещении обыкновенного дома), переносили почитаемую икону Божией Матери «Милостивая» («Элеусос» по-гречески).

     На площади перед базиликой св. великомученика Димитрия Солунского был выстроен почетный караул, духовой медью сверкал военный оркестр, наготове были фото- и телекамеры. Чувствовалось, что это важное событие не только для верующих, но и всего города. Решили и мы поучаствовать в празднике. Правда, пришлось ждать на полчаса больше, чем было заявлено в специально выпушенной к событию программе. Ничего не поделаешь: как и всем крупным городам, Салоникам присуще такое понятие, как пробки на городских автомагистралях.

     Но вот уже почетный эскорт подруливает к храму. Возглавляет торжественную процессию сам митрополит Солунский Амфим. Икону внесли в базилику на заранее приготовленное место. Потом владыка совершил праздничное богослужение, состоялся концерт духовной музыки и песнопений. Торжество по принесению иконы Божией Матери «Милостивая» было только малой частью различных мероприятий, которые проводились в базилике в течение двух недель.

Конечно, в праздничной суете наши паломники не забыли главного, ради чего сюда приехали, — приложились к раке с мощами великого христианского святого, поставили свечи, написали записки. Кстати в греческих храмах записки с иностранными, негреческими именами писать надо почему-то буквами латинского алфавита. Видимо, так удобнее, ведь поклониться многочисленным святыням православной Эллады приезжают из многих стран.

 

История базилики

 

     Наверное, чуть подробнее стоит рассказать и о самом храме. Базилика св. великомученика Димитрия Солунского, как его еще тут называют, Мироточивого, небесного покровителя города Салоники, — один из самых больших храмов в Греции. Он тесно связан с историей города. Находится храм на северо-востоке города, частично построен на руинах бывшей Древней Агоры (Римского форума) и городских бань римской эпохи. Именно здесь святой Димитрий был тайно захоронен. Первое церковное здание в честь святого было построено в 413 году византийским наместником на Балканах епархом Иллирии Леоном, в благодарность за излечение от тяжелой болезни. Сюда из разных мест стали стекаться паломники, чтобы исцелиться миром, струящимся из могилы святого. После пожара в начале VII века была найдена небольшая крипта на том месте, где св. вмч. Димитрий принял мученическую смерть. Сегодня крипта действует как музей, в котором хранятся археологические коллекции. Там также сохранилось место, где в узах находился арестованный и страдавший за веру св. великомученик и откуда, по преданию, истекало целебное миро. В XIII веке, во времена царствования в Византийской империи Палеологов, здание храма было отремонтировано. В 1493 году, во время османского владычества, храм был превращен в мечеть, мозаики и фрески были скрыты под штукатуркой и частично уничтожены. Почитание св. вмч. Димитрия православными верующими ограничивалось северо-западной частью храма, сегодня это придел, куда перенесен саркофаг святого.

     В 1912 году, после освобождения Салоник от турок, церковь окончательно была передана православному христианству. 6 августа 1917 года в результате катастрофического пожара, опустошившего большую часть города, сильно пострадал и храм. Рухнули перекрытия, погибла большая часть фресок и значительная часть мозаик. Хорошо сохранились только одиннадцать мозаичных композиций на западной стене центрального нефа и на двух столбах алтаря, датируемые V—IX веками. Современный вид храма является результатом восстановительных работ с использованием древних фрагментов, которые были начаты в 30-х годах прошлого столетия и завершены в 1948 году.

     Мощи св. великомученика Димитрия в средние века, когда городом овладели венецианцы, были вывезены в Италию и возвращены обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц). В 1988 году базилика св. Димитрия, была включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.

 

К святителю Григорию Паламе

 

     От базилики по улице Эрму, спускающейся к морской набережной, проходим еще к одному наиболее посещаемому месту для поклонения православных паломников — к храму св. Григория Паламы. Слева остается церковь Айя София. Храм, созданный по плану купольной базилики, был построен в середине VII века на месте первоначального, воздвигнутого примерно за 100 лет до этого и разрушенного при землетрясении 620 года, он создавался по образцу Константинопольской Айя Софии. А цель нашего паломничества — красивый храм в честь святителя Григория Паламы — располагается одном квартале от берега. Без преувеличения можно сказать, что после св. вмч. Димитрия Солунского это второй по почитанию великий святой Элладской Православной Церкви.

     Святитель Григорий родился в 1292 году. Его отец был членом Императорского сената, близким другом и советником императора Андроника II. Мальчику, получавшему образование и воспитание под покровительством императора, казалось, был обеспечен мирской успех и положение при дворе.

     Детство Григория прошло среди руин золотого века Империи. Мирское величие Византийской империи к тому времени уже стало историей. От военной мощи Византии осталось лишь несколько крепостей в Малой Азии (девять десятых этих земель уже были под властью турок), несколько маленьких островов и обширные территории нынешней Северной Греции, Македонии и юга Боснии-Герцеговины. Европейской части страны постоянно угрожали сербские войска. Крит и Эвбея находились под властью венецианцев, Афины, Фивы и множество более мелких островов — под властью французов. Константинополь «дышал на ладан» при безмятежно-благодушном императоре Андронике II.

     В возрасте двадцати с небольшим лет Григорий, не удовлетворенный изучением философии и жизнью при дворе, отправился со своими двумя братьями Макарием и Феодором на Святую гору Афон. Он провел там восемь лет, учась непрестанной молитве, потом десять лет жил в уединении высоко в горах, в пещере, недалеко от македонской границы, после чего вернулся на Святую Гору. Уединение принесло обильные духовные плоды и как следствие святитель Григорий начал составлять свои систематические произведения. Его литературные труды были посвящены прежде всего защите исихастской традиции Иисусовой молитвы. Он стремился примирить многовековые противоречия в споре о том, насколько близко может христианин познать Бога.

     В 1348 году Патриарх Исидор поставил Григория Паламу архиепископом Фессалоник. Но служить на этом месте новому архиепископу было весьма и весьма нелегко. Он больше чем на год оказался изолирован от своей епархии в результате деятельности группы, называвшей себя зилотами, которые не принимали учение свт. Григория Паламы о Божественных энергиях. Они установили в Фессалониках свое правление и не пускали туда ни знать, ни духовенство. Только в 1349 году он получил свою кафедру, а 15 августа 1351 года на созванном в Константинополе Соборе было единогласно подтверждено, что учение исихаста святителя Григория является православным, и оно стало общецерковным догматом.

     Духовное подвижничество свт. Григория Паламы происходило на фоне бесконечных внутренних раздоров византийской знати и постоянной внешней угрозы со стороны многочисленных врагов слабеющей Византии, особенно со стороны турок. Главный защитник и практик традиции исихазма вынужден был провести большую часть жизни не в уединении, коего жаждала его душа, а в центре политического хаоса Византии. По воле Божией богословское наследие святителя Григория питало Церковь своей живительной силой в трудах его последователей, в том числе преподобного Паисия (Величковского) и учеников св. преподобного в России, где это учение в XVIII веке привело к расцвету старчества (в том числе в Оптиной пустыни).

     Вернувшись в Салоники за три года до кончины, он со словами «В горняя! В горняя!» преставился Господу 14 ноября 1359 года. По преданию, накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Через девять лет после кончины он был канонизирован и при канонизации провозглашен «величайшим из Отцов Церкви».

     Наши паломники приложились к мощам святителя Григория Паламы, которые покоятся в красивой серебряной раке под сенью, справа от входа в храм, названный во имя святого и, кроме того, являющийся Митрополичьим собором, так как здесь находится кафедра митрополита Солунского. Собор строился с 1891 до 1914 года и стал первой крестокупольной церковью, возведенной в оккупированных турками Салониках. После землетрясения 1978 года, когда пришлось заново расписывать храм фресками, под алтарем обнаружилась потайная крипта, построенная, возможно, как секретное убежище во время борьбы македонцев за освобождение (1904—1908 гг.). В наши дни в этой крипте размещается историческая выставка.

 

Дмитрий Осипов. Продолжение следует

Вера утешает боримый ум, воодушевляя его несомненностью в помощи; надежда, пред очи представляя уверованную помощь, отражает нападение сопротивоборцев; а любовь делает мертвым (или бездейственным) для боголюбивого ума приражение врагов, совершенно обессиливая его вожделенным устремлением к Богу.

 

Св. Максим Исповедник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2145]

16%
[495]

Всего проголосовало:
3031 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото89

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.