Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№11 (140) ноябрь

ИНТЕРЕСНЫЙ РАЗГОВОР 

 

Из гибельного омута

 

В Калининграде уже полтора года действует Общество трезвения им. св. прав. Иоанна Кронштадтского, духовником которого стал настоятель храма св. Сергия Радонежского в пос. Рыбачий иерей Сергий Василевский. Срок немалый, можно уже подвести некоторые итоги деятельности по спасению людей, попавших в гибельный омут алкоголизма и наркомании. Об этом наша беседа с о. Сергием.

 

(Окончание. Начало № 9 (138) сентябрь 2015 года)

 

 

— Вернемся к обету трезвости. В чем духовная суть такого обещания — не пить целый год или больший срок?

 

— Когда человек стоит на молебне, вместе с другими дает обещание Господу, то надо понимать, что в этот момент и Господь дает человеку Божественную благодать, чтобы он имел силы этот обет выдерживать. Некоторые из тех, кто посещает наше Общество трезвения им. св. прав. Иоанна Кронштадтского, прямо так и говорят: если бы не обет перед Богом, то не выдержали бы, снова начали выпивать.

 

— Как происходит поддержка желания не употреблять алкоголь в течение года? Это ведь срок довольно серьезный. Только встречами в обществе и совместными молебнами?

 

— По-хорошему, человек, бросающий пить, должен одновременно начинать устраивать свою жизнь, менять ее в лучшую сторону. Наладить отношения в семье, которые были разрушены из-за пагубной привычки. Если не работал, то устроиться на работу. Конечно, тут должен быть комплекс мер.

Алкоголизм — серьезная болезнь. И как после любой серьезной болезни, человеку необходимо восстанавливаться год, а то и два, и три. Особенно в первые полгода-год человеку все свои внутренние силы надо направить на то, чтобы укрепиться в новом состоянии, духовно обновиться, очиститься.

И здесь важны две составляющие. Во-первых, это горячее, искреннее желание самого человека. И как ответ на это обязательно приходит помощь Божия. Она всегда проявляется незаметно. Но как бы сама собой появляется какая-то внутренняя сила, помогающая жить в новом состоянии — без алкоголя или наркотиков.

 

— В начале беседы вы, отец Сергий, упомянули о человеке, поначалу довольно скептически отнесшемся к предложению принять обет трезвости. И таких немало, согласитесь. Как их поставить на путь истинный?

 

— Тут нет какого-то однозначного решения, некоего магистрального направления, которое бы вывело на путь преодоления порока. Могу сказать, что универсальным средством здесь, как и в борьбе с любым другим пороком, является молитва. И молитва искренняя, обращение к живому Богу. Я скажу, что самый повторяющийся вопрос, который задают мамы, жены людей, попавших в полную зависимость пагубной страсти, — как сделать так, чтобы сын или муж хотя бы раз посетил наше общество, чтобы затем возникло желание вылечиться…

 

— И что вы им отвечаете?

 

— Я так отвечаю: надо молиться! Но одновременно как-то мотивировать на первый шаг к преодолению болезни, искать подходы, как это сделать. Ведь это самое сложное — помочь человеку сделать первый шаг, с которого и начинается путь к выздоровлению: и духовному, и нравственному, и физическому. И, если с первой попытки не получается, отчаиваться не стоит. Родителям, родственникам надо бороться, искать. Не получается сразу, все равно пытаться переломить ситуацию, чтобы она не доходила до черты, когда уже деваться некуда. А когда человек уже осознал, что он в капкане страсти, уже захотел лечиться, есть разные варианты, как ему помочь. Либо сразу лечь в реабилитационный центр, либо сначала прийти к нам в общество трезвения и так далее, шаг за шагом.

 

— И потом происходит чудо исцеления?

 

— Может, происходит, а может, и не происходит. Главное — дать человеку шанс, показать, что он в состоянии переломить ситуацию, изменить свою жизнь. А если нет?... В отделении медицинской реабилитации областного наркодиспансера есть часовня во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Там мы с разрешения администрации повесили доску, на которую прикрепляем фотографии тех людей, которые за последние пять лет проходили здесь реабилитацию, но не смогли справиться с собой и уже умерли. К сожалению, там уже около 20 фотографий. В основном молодые люди — и мужчины, и женщины. Они слышали все, трудились над собой, но потом срывались, и здоровье не выдерживало.

И кто-то задумается: вот человек, которого он, может быть, даже знал, общался с ним, уже не живет на этом свете. И это тоже способно как-то повлиять, изменить отношение к тому, без чего, кажется, уже невозможно жить.

 

— Батюшка, а вы не говорите своим подопечным из наркодиспансера, что это их бес искушает, через страсть подталкивает к крайней черте?..

 

— Конечно, тоже говорю это. Они должны понимать, что есть такие духовные существа — демоны, бесы, которые живут только тем, чтобы губить человека. В первую очередь, они влияют на него через мысли, от которых и начинается путь к греху. Кто-то это услышит и задумается, кто-то — нет. Сейчас Общество трезвения им. св. прав. Иоанна Кронштадтского постоянно посещают человек пять-семь из тех, кто проходил лечение и реабилитацию в наркодиспансере на Барнаульской улице. Они услышали слово Божие и откликнулись на него.

 

— В нашей беседе мы в основном касались излечения от порока пьянства. Но наркологический диспансер почему так и называется, что в нем в первую очередь оказывают помощь наркозависимым. Бывшие наркоманы или те, кто еще только собирается «завязать», тоже посещают ваше общество?

 

— С ними мы тоже работаем. И на Барнаульской, и в обществе. Но процент не такой большой, как хотелось бы.

 

— В рамках духовного попечительства есть какое-то различие в подходах к наркоману или алкоголику?

 

— Конечно, это разные люди и у них разная степень зависимости от порока, но подходы почти не отличаются. В третьем отделении мои еженедельные беседы посещают в среднем около 20 человек. Состав, естественно, постоянно меняется, но, как правило, один-два наркозависимых всегда присутствуют. Ведь смысл общества трезвости, как я его вижу в практическом плане, — это замена всех прежних связей, основанных на алкоголе и наркомании. Но человек ведь существо социальное, без общения он просто жить не сможет. Поэтому необходимо в корне изменить круг общения, тем более когда он выходит из своего обычного состояния. Ему необходимо с кем-то разговаривать, проводить время, то есть иметь совместный круг общения с такими же, как они, чтобы не было тоски на сердце по прежним «веселым» временам. Но это уже будет новый, здоровый круг общения, который станет преградой, я так думаю, к возвращению к пагубной страсти…

 

— А семья? Она разве не может стать такой преградой? Или какое-то другое отвлечение от прежних жизненных реалий?

 

— Зачастую у таких людей и в семейной жизни неурядицы, которые могут только опять подтолкнуть к бутылке или наркотикам. Развлечения и отвлечение, конечно можно найти… Но наша задача — чтобы человек вернулся к нормальному образу жизни, постепенно становился здоровым членом общества. Чтобы он не боялся выйти на улицу, опасаясь вновь сорваться. Отвлечение от жизненных реалий с помощью компьютера или телевизора, конечно, тоже может как-то помочь, но ненадолго.

 

— Кстати, а почему общество названо во имя св. Иоанна Кронштадтского?

 

— Это великий святой Русской Православной Церкви. В начале прошлого века именно он в Доме трудолюбия стал заниматься реабилитацией людей, подпавших под страсть винопития. Там велась колоссальная деятельность. Поэтому мы выбрали его нашим покровителем, чтобы он своим предстательством перед Богом помогал нам в нашем деле. В помещении на улице Дмитрия Донского висит икона этого святого…

 

— И перед ней проходят молебны…

 

— Нет, молимся мы перед образом Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша». Уже сложился костяк постоянных членов общества трезвения. Но хочется пригласить и других людей, родственников, которые сталкиваются с перечисленными выше проблемами, приходить к нам. Каждый вторник в 18 часов в храме св. великомученика и целителя Пантелеимона на улице Дмитрия Донского у областной детской больницы начинается молебен, а после него происходит дружеская беседа за чаепитием. Приходите общаться, задавайте вопросы, делитесь наболевшим. Нельзя отчаиваться. Всегда надо искать выход из сложившейся ситуации, и Господь всегда откликнется на искреннее обращение к Нему за помощью.

 

— Работа общества ограничивается только Калининградом?

 

— Вовсе нет. Например, недавно ко мне на приход храма св. Сергия Радонежского в поселок Рыбачий на Куршской косе приезжали люди из Советска. Мы послужили молебен о здравии зависимых людей, чтобы Господь дал силы бороться с недугом. Потом за чаем пообщались, люди задавали вопросы, я на них отвечал, старался как-то поддержать.

Поэтому только Калининградом деятельность Общества трезвения им. св. прав. Иоанна Кронштадтского не ограничивается. Да это было бы не совсем правильно, хотя и в других городах другими священниками тоже что-то делается в этом направлении. В Гусеве, например, отец Георгий Матвеев тоже сам ежегодно обет трезвости дает и много делает, чтобы отвлечь людей от «зеленого змия».

К сожалению, Калининградская область — одна из первых по России по употреблению спиртного. Алкоголь продается в широком ценовом диапазоне. Самый доступный и поэтому самый опасный из-за низкого качества — это популярный среди алкоголиков так называемый винный напиток, чрезвычайно вредный для здоровья. Или взять пиво, тоже далеко не лучшего качества, на которое подсаживают молодежь с самого раннего возраста — мол, ничего опасного нет выпить пару кружек для удовольствия. За этим стоят гигантские деньги. Но это тема для другого разговора. Мы же в своем обществе ведем посильную работу, чтобы отвлечь людей от пагубной привычки.

 

— А кроме молебнов и чаепитий, что вы предлагаете?

 

— Про вторник я уже говорил. По средам проходят катехизаторские беседы, а после этого — церковное пение. Так что приходите, не пожалеете!

 

Дмитрий Осипов

 

Будем, если возможно, непрестанно памятовать о смерти, ибо от этого памятования рождается в нас отложение всех забот и сует, хранение ума и непрестанная молитва, беспристрастие к телу и омерзение ко греху, и почти, если сказать правду, всякая добродетель живая и деятельная из нее проистекает. Посему будем, если возможно, делать это дело столь же непрерывно, как непрерывно наше дыхание.

 

Св. Преп. Исихий

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2152]

16%
[496]

Всего проголосовало:
3039 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото15

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.