Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№6 (123) июнь

АРХИПАСТЫРЬ 

 

О страданиях, любви и верности

 

10 мая 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию под открытым небом вблизи храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, матушки игумении! Братья и сестры! 

Памятный и скорбный день

Всех вас сердечно приветствую с этим памятным торжественным и скорбным днем, который действительно стал очень значимым не только для Московской городской и областной епархий — для всей нашей Церкви. Христос Воскресе!
В сегодняшнем Евангельском чтении (Ин 15:17—16:2) содержатся слова, имеющие совершенно особую значимость для самопонимания тех людей, которые принимают на себя имя христианина. Мы знаем, что учение Христа Спасителя в центре своем имеет заповедь о любви к ближним. Так вот, именно в этом Евангельском чтении мы слышим слова: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга».
Но в какой трагический и скорбный контекст поставлены эти слова: «Заповедаю вам, да любите друг друга». И затем следуют слова, поражающие сердце: «Как Меня ненавидели, так и вас будут ненавидеть. Как Меня гнали, так и вас будут гнать».
Может ли быть случайным это совпадение величайшей заповеди о любви, которая является нравственным средоточением Нового Завета, вершиной всего того, что когда-либо слышали люди, законом, определяющим подлинные отношения между людьми, те отношения, которые и приводят человека к счастью: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга», — и тут же эти страшные слова: «Как Меня гнали, так и вас будут гнать»? Неслучайна эта связь. Она нам позволяет лучше понять, что означает подлинная любовь. А эти слова помогают нам понять, что означает подлинное исповедание веры во Христа, вплоть до принятия страданий и смерти.

Закон жизни — это закон любви

Если мы любим друг друга, то естественным проявлением любви является верность. Это знает, наверное, каждый человек — и тот, кто связан узами брака, и тот, кто связан узами дружбы. Почему так болезненно переживается предательство того, кого ты любил и кто тебя любит? Потому что отсутствие верности разрушает любовь, разрушает фундаментальный Божественный закон жизни. И что бы нам ни говорила современная греховная цивилизация о свободном выборе, о произволении, о том, что жить нужно по своим похотям и страстям, мы знаем, что закон жизни — это закон любви. И если нарушается верность, то разрушается этот закон.
А почему же Господь связывает это с гонениями на Него, на Его последователей? А в каких еще обстоятельствах может обнаружиться подлинная любовь человека к Богу, ко Христу, как не в обстоятельствах стесненных, связанных с гонениями и даже с ненавистью и злобой, о которой говорит Спаситель?
Точно так же, как верность супругов и даже как бы любовь более-менее сохраняются, когда есть
И что бы нам ни говорила современная греховная цивилизация о свободном выборе, о произволении, о том, что жить нужно по своим похотям и страстям, мы знаем, что закон жизни — это закон любви. И если нарушается верность, то разрушается этот закон
благополучная жизнь, материальный избыток, комфортные условия жизни, отсутствуют стрессы. Правда, современный человек и в этих благоприятных условиях находит основание для неверности и предательства, но в данном случае внешние обстоятельства никак этому не способствуют. Вот точно так же и наша верность Христу. Когда мы живем во внешне благополучных обстоятельствах, когда никто не бросает нам вызов — быть со Христом или быть против Него, — когда никто не пугает нас насилием, притеснением, гонением и смертью, тогда вроде бы все со Христом в большей или меньшей степени. А как же измерить ту самую величайшую ценность, как измерить нашу любовь ко Христу? Как измерить нашу любовь к Богу? Именно гонение и страдание, и ненависть извне помогают измерить каждому из нас нашу верность Господу, нашу любовь к Нему.

О памяти и канонизации

Здесь, на Бутовском полигоне, вместе со святыми расстреляны, уничтожены люди, которые очень часто никакой веры в сердце не имели. Среди расстрелянных здесь были и те, кто расстреливал других. Здесь были люди, которые поддерживали всё то, что делала безбожная власть в отношении Церкви. А потом они здесь были той же самой властью уничтожены.
Не все, кто претерпел страдания и смерть в Бутово, святые — даже из христиан и даже из священнослужителей. Потому что не у каждого хватило силы, еще раз подчеркиваю — и у верующих мирян, и у священнослужителей, быть верными Христу даже до смерти и любовь в сердце сохранить к Нему и к ближним своим, к
Исполнимся доверием к этим словам Божиим и поймем, что любовь и верность навсегда соединяют нас с Богом — и тогда, когда эта любовь и верность непосредственно обращены к Нему, и тогда, когда любовь и верность становятся законом нашей человеческой жизни
окружающему миру.
Вот почему так сложен процесс канонизации. Когда нам говорят, что достаточно только того, что тот или иной клирик был расстрелян, чтобы его канонизировать, мы говорим: вовсе нет. Потому что если те или иные христиане не сохранили подлинной верности Христу, любви к Нему, если закон любви перестал быть законом их жизни, то они наравне с другими. Мы молимся о них, как и о тех людях, которые к Церкви не принадлежат, о тех, кто, принадлежа к Церкви, отвернулись от нее и в момент гонений, и под влиянием разных других обстоятельств. Мы никого не осуждаем, даже тех, кто, будучи гонителем Церкви, здесь затем был уничтожен. Мы сегодня молимся за всех и всех оплакиваем, но прославляем в числе святых лишь тех, кто любовь ко Христу сохранил до смерти, верность Ему сохранил несмотря на страшные обстоятельства жизни и на саму смерть, кто закон любви не растоптал под тяжестью внешней ненависти и злобы.

О смысле страданий 

Наши с вами молитвенные собрания здесь, на этой действительно святой земле, исполняются огромным смыслом, если мы не только вспомним о подвиге новомучеников и исповедников Церкви нашей, если мы с состраданием и молитвой вспомним о невинных жертвах, здесь убиенных, но если мы через свой ум и через свое сердце пропустим этот страшный и кровавый опыт мученичества и исповедничества Церкви нашей в лихолетье XX века.
Многое изменилось с тех пор. Наверное, кто-то, кто мог бы быть свидетелем тех страшных лет, придя сегодня на это место, не узнал бы его, настолько оно благолепно, тихо, мирно и торжественно. Но именно здесь совершались страшные мучения. Пропуская воспоминания о тех страданиях через свой ум и сердце, подумаем о великих словах Спасителя, которые мы слышали сегодня: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга. Как Меня ненавидели, так и вас будут ненавидеть. Как Меня гнали, так и вас будут гнать». Исполнимся доверием к этим словам Божиим и поймем, что любовь и верность навсегда соединяют нас с Богом — и тогда, когда эта любовь и верность непосредственно обращены к Нему, и тогда, когда любовь и верность становятся законом нашей человеческой жизни. Аминь.

 

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

С протестантизмом, мне кажется, достаточно и догматики. Чтобы увидеть его существо, я ограничусь сейчас только одним и главным утверждением протестантизма: «Человек спасается только верою, а не делами, потому верующему грех не вменяется в грех». Вот основной вопрос, в котором протестанты запутались. Они начинают строить дом спасения с десятого этажа, забыв (если помнили?) учение древней Церкви о том, какая вера спасает человека. Не вера же в то, что Христос 2000 лет тому назад пришел и все сделал за нас?! В чем же отличие в понимании веры в Православии от протестантизма? Православие тоже говорит, что спасает человека вера, но верующему грех вменяется в грех. Какая это вера? — Не «умовая», по свт. Феофану, то есть рассудочная, но то состояние, которое приобретается при правильной, я подчеркиваю, правильной христианской жизни человека, благодаря лишь которой он убеждается, что только Христос может его спасти от рабства и мучительства страстей... Правильная христианская жизнь как раз и открывает человеку, во-первых, его страсти-болезни, во-вторых — что Господь близ каждого из нас есть, наконец, что Он готов в любое мгновение придти на помощь и спасти от греха. Но спасает Он нас не без нас, не без наших усилий и борьбы. Необходим подвиг, который делает нас способными к принятию Христа, ибо показывают нам, что сами без Бога не можем себя исцелить.

 

Алексей Ильич Осипов

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2142]

16%
[492]

Всего проголосовало:
3025 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 8

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.