Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№9 (6) сентябрь

АРХИПАСТЫРЬ 

 

"ХРАНИТЬ И УКРЕПЛЯТЬ ЕДИНСТВО"

 

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы газеты "АиФ. Долгожитель" (№ 12 (48) 2004 г.).

 

Митрополит Смоленский и Калининградский КириллДуховное единство


- Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, в каких отношениях пребывают Московский Патриархат и Украинская Православная Церковь?

 

- Украинская Православная Церковь, обладая правами независимости и самостоятельности в управлении, находится в духовном и каноническом единстве с Московским Патриархатом. У нас общая история, общие святыни. Для Русской Православной Церкви воды Днепра являются первой крещальной купелью. Большое значение имеет для нашей Церкви Киево-Печер-ская лавра, основатели и насельники которой заложили основы русской монашеской традиции, воспитали множество подвижников благочестия. Сегодня можно видеть, как многочисленные паломники из России ежедневно посещают Киево-Печерскую лавру, другие святые места на Украине. В свою очередь многие верующие из Украины бывают в российских монастырях и храмах. Этот взаимообогащающий процесс служит зримым выражением нашего духовного единства, которое мы должны бережно хранить и укреплять.

 

- Владыко, каково нынешнее состояние отношений Русской Православной Церкви с Русской Зарубежной Церковью?


- Обособленность Русской Зарубежной Церкви стала следствием трагических событий в России в начале XX века. В ходе Гражданской войны часть нашего епископата вынуждена была покинуть Родину. За рубежом появились новые органы церковного управления. Противостояние политических систем в течение десятилетий усугубило церковно-административное разделение, последствия которого выпало преодолевать нам.


Сегодня причины давно возникшей розни в прошлом. Церковь в России свободна, нет препятствий для нашего воссоединения. После недавнего визита в Москву делегации Русской Зарубежной Церкви у них и у нас были созданы комиссии, которые должны найти взаимоприемлемые решения вопросов церковного единства. Обо-значена первоочередная цель нашего диалога - восстановление молитвенного общения.


Социальное служение возрождается


- Не могли бы вы рассказать о практической помощи Русской Церкви пожилым и инвалидам, в частности, в домах престарелых, приютах для бездомных.

 

- В настоящее время социальное служение, составляющее важнейший элемент миссии Русской Православной Церкви в современном мире, постепенно возрождается. Во времена господства безбожной идеологии вся благотворительная деятельность нашей Церкви была законодательно запрещена. Сегодня нам приходится возрождать социальное служение и благотворительность практически на пустом месте.


Восстанавливаются церковные структуры, которые призваны осуществлять координацию усилий в области благотворительности. В нашей Церкви существует Синодальный отдел по благо-творительности и социальному служению. На уровне епархий существуют аналогичные учреждения.


Конечно, степень интенсивности социальной работы в различных регионах разная. Это зависит от многих факторов. Например, в Москве весьма активно действует епархиальная комиссия по социальному служению. Она определяет стратегию развития благотворительного служения, ищет средства и спонсоров для реализации конкретных проектов, дает приходским священникам рекомендации, облегчающие их работу в среде "новых бедных". Деятельность комиссии охватывает самые разные группы: инвалидов, заключенных, бездомных, беженцев и переселенцев, престарелых и нуждающихся, детей-сирот.


Все епархии Московского Патриархата ведут благотворительную работу. Организуются братства, сестричества, школы сестер милосердия, церковные благотворительные организации и духовно-просветительские центры. Открываются приюты для бездомных, богадельни, бесплатные столовые для малообеспеченных, ночлежные дома. Разработана специальная программа для больных СПИДом, успешно действуют центры реабилитации страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, оказывается помощь людям, пострадавшим от деятельности тоталитарных сект и культов.


Вот конкретные примеры. Успешно действует центр помощи детям-инвалидам "Живоносный Источник" в московском районе Царицыно. При Никольском храме в подмосковном селе Здехово ведется строительство деревни для престарелых и пожилых людей. При Патриаршем подворье в Новом Симонове работает воскресная школа и совершается богослужение для глухих.


Во вверенной мне Смоленской епархии социальная деятельность осуществляется в тесном сотрудничестве с администрацией Смоленской области. Подписан договор о взаимодействии с губернатором, представители епархии участвуют в рабочих встречах коллегии администрации.


В прошлом году в Смоленской епархии состоялась масштабная антинаркотическая акция "Поезд в будущее", в которой вместе с православными приняли участие представители других традиционных конфессий. Акция милосердия для детей-сирот "Надежда на счастье" прошла также в прошлом году.


Отрадно заметить, что наши инициативы доброжелательно и с пониманием встречаются государством. В 2002 году в результате переговоров с Правительством Российской Федерации было достигнуто соглашение об оплате коммунальных услуг по льготному тарифу для религиозных организаций, приютов, благотворительных столовых. Это поможет поддерживать и развивать наши социальные проекты.
Надеюсь, что подобное взаимопонимание и готовность к диалогу со стороны государственной власти и представителей традиционных конфессий будут сохраняться и в дальнейшем.

 

- Объясните, пожалуйста, как в связи с новым законом о пенсиях будет рассчитываться пенсия священникам и монахам, как это соотносится с постулатом, что Церковь отделена от государства?

 

- Священнослужители и монашествующие, как и все граждане России, в соответствии с законодательством подлежат обязательному налогообложению. Так было и в Советском Союзе, где налогами изымалось более половины зарплаты священников, так осталось и после его распада. Сегодня из жалованья, выплачиваемого приходами и монастырями, определенный процент отчисляется в Пенсионный фонд. Впоследствии фонд платит пенсии ушедшим на покой клирикам Русской Православной Церкви. Не вижу в этом нарушения конституционного принципа отделения Церкви от государства.


О самоубийцах, экуменизме и надежде


- Правда ли, что в смоленских храмах отпевают самоубийц?

 

- Люди, совершившие самоубийство, отказались нести свой жизненный крест, усомнившись в спасительном Промысле Божием о каждом человеке. Согласно православным канонам, отпевание самоубийц, а также их церковное поминовение не дозволяются.
Только после разбирательства епархиального суда исключение может быть сделано для душевнобольных и тех, кто был неспособен контролировать свои действия и нести за них ответственность. Для поминовения этих несчастных в Смоленской епархии еще в XIX веке был выделен четверг перед Троицкой родительской субботой, так называемый "семик".

 

- Ваше Высокопреосвященство, можете ли вы объяснить, что такое экуменизм и как к нему относится Русская Православная Церковь?

 

- Экуменизмом (от греческого слова "ойкумена" - обитаемое пространство) в самом общем смысле называется движение различных христианских исповеданий к единству в вере. Это движение зародилось во второй половине XIX века и организационно оформилось в начале прошлого. Результатом стало создание межхристианских организаций, подобных Всемирному Совету Церквей, членом которого сейчас являются Русская Православная Церковь и все прочие Поместные Православные Церкви, за исключением Болгарской и Грузинской.
Наша Церковь предпочитает говорить об участии не в экуменическом движении, а в многостороннем межхристианском диалоге. Связано это с тем, что в протестант-ском мире по-разному понимают экуменизм и многое из того, что там принято, не соответствует православному учению. Мы твердо веруем во Единую Святую Православную Церковь, созданную ради спасения мира Самим Господом Иисусом Христом и ведущую начало от апостолов.


Участие православных представителей в межхристианских контактах обусловлено, прежде всего, надеждой на возвращение христианского мира к незамутненному источнику веры Церкви. Более конкретно это наше стремление осуществляется в продолжающихся богословских диалогах. Кроме того, мы сотрудничаем с христианами других конфессий в социальной сфере, в различных программах гуманитарного характера.


Не сообщайте незнакомцам ваш адрес и номер телефона


- Сейчас развелось очень много сект. Подскажите, пожалуйста, как человеку, не слишком глубоко сведущему в Законе Божием (что делать, советское воспитание!), вовремя понять, не вовлекают ли его, якобы окружая заботой и делая всякие лестные предложения, в сектантскую деятельность? На что в первую очередь обращать внимание, что должно насторожить?

 

- Сект действительно много, и каждая из них стремится приобрести новых членов. Выйдя на охоту за душами, они используют прием "повышенной благожелательности", о котором вы упоминали. На первом этапе контраст "любвеобильного" общества сектантов и внешней привычной жизни ошеломляет, формирует у неофита зависимость, подобную наркотической, желание чаще пребывать внутри секты. Распознать неискренность сектанта, отличить его профессиональную любовь от настоящей бывает трудно.


Дело поставлено на поток. Например, "свидетели Иеговы" сами приходят в дом и звонят в каждую квартиру, руководствуясь подробными планами. Иеговисты методично обходят жителей, фиксируя результаты в отчетах, оставляют свой журнал "Сторожевая башня", предлагают помощь в изучении Священного Писания. Кстати, хочу предупредить, что текст Библии у иеговистов отличается от канонического. Туда внесены поправки, призванные снять противоречия их учения со Словом Божиим. Пользоваться таким текстом нельзя.


У последователей секты Муна, которые называют свою организацию "Церковь объединения", несколько другие методы. Они подходят к людям на улицах, дают красочные брошюры и буклеты с приглашением посетить их собрания и семинары. У уличных проповедников всегда можно спросить, кто основатель их веры. Муниты в конце концов признаются, что их "божественным учителем" является "преподобный" Мун.


Часто можно встретить членов так называемой "Церкви Христа". На вопрос, кто они, обычно отвечают: мы просто христиане, и нам безразлично, к какой деноминации вы принадлежите, мы принимаем всех, в том числе и православных. "Церковь Христа" часто приглашает на различные семинары и курсы английского языка, иногда на курсы по менеджменту и бизнесу.


Узнать в проповеднике сектанта не так уж и трудно, а если он принадлежит к так называемым "восточным культам", то и совсем просто. Одни названия - "Общество сознания Кришны", "Ананда Марга" - говорят сами за себя.


Если сомнения остались, зайдите в ближайшую к вам православную церковь, покажите священнику брошюры и книги, которые вам дали, или хотя бы перескажите содержание разговора. Вам помогут разобраться.


И еще один совет: никогда не давайте вашего адреса или телефона. Прекратить последующие навязчивые звонки и визиты часто оказывается очень трудно.


Публикуется с сокращениями.

 

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

Получивший благодать считает себя хуже всех грешников. И такая мысль естественна для него. Чем глубже человек познает Бога, тем больше считает себя невеждой, и чем больше учится, тем больше почитает себя ничего не знающим. Помогающая ему благодать внушает ему такой образ мыслей, как естественный.

 

Св. Макарий Великий

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

7%
[213]

4%
[124]

71%
[1933]

16%
[442]

Всего проголосовало:
2712 человека

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото54

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

Rambler's Top100

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.