Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№11 (116) ноябрь

О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ 

 

О духовности и нравственности

 

Выступление на Рождественских чтениях в г. Тюмени 5 февраля 2008 года

 

О чем идет речь, когда мы говорим «духовно-нравственные ценности»? Мы постоянно повторяем эти слова. Они всюду звучат, из уст людей самых различных убеждений, не говорю уже о представителях разных религий. Что это — духовно-нравственные ценности? И духовные ценности подобны ли нравственным? Или это разные вещи? Я буду говорить об этом с точки зрения Православия.
Прежде всего, хотелось бы сказать, что духовность и нравственность — вещи разные. Причем совсем разные. Хотя при этом близкие, постоянно соприкасающиеся между собой. В чем же дело? В науке принято сначала договариваться о понятиях, чтобы понятийный аппарат был всем доступен. Нам нужно сделать то же. Что такое «духовное», и что такое «нравственное», о чем мы постоянно говорим? Нравственность — это характер нашего отношения к окружающему миру: как я отношусь к другому человеку, как я отношусь к законам, как я отношусь к самой природе, ко всему окружающему, как я отношусь к своей семье. Я могу быть безупречным нравственно — я не нарушаю законов, я верен семье, я хорошо работаю, следовательно, я — нравственный человек! Единственное, чего мне недостает, так это сказать всему миру, насколько я хорош: «Посмотрите на меня и берите с меня пример!» Можно, оказывается, быть нравственным человеком, но внутри при этом с презрением смотреть на других, которые мне кажутся недостаточно нравственными или даже вообще безнравственными, я чувствую, насколько я выше этих презренных людей. То есть нравственный человек может быть заражен гордыней. Избави Бог от такого нравственного человека! Недаром есть великолепное выражение «святой сатана»: святой — нравственно, а сатана — духовно. Избави Бог от такого духовно-нравственного состояния! Тут присутствуют и духовность, и нравственность, только они противостоят друг другу.
Православие видит задачу в том, чтобы одно другому не противостояло и чтобы нравственность не уничтожала духовности. Ибо что проку, когда человек нравственно безупречен, но весь кипит тщеславием, гордыней, завистью и прочими страстями? Мне вспоминается Иван Васильевич Киреевский, изумительный мыслитель XIX века. Киреевский был в юности поклонником Гегеля, в этом смысле он был чуть ли не настоящим гегельянцем. Он говорил, что без Гегеля ни о каком развитии России даже речь идти не может. Но впоследствии под влиянием своей жены он изменился. Она очень умно к нему подошла и говорит: «А ты читал когда-нибудь Исаака Сирина?» — Он говорит: «А кто это такой?» — «Ну, так почитай, посмотри». Он почитал. «А вот авву Дорофея никогда не читал? А ты читал вообще тех писателей, на которых строилась вся духовная жизнь России в течение уже многих и многих столетий?»
Он был умный человек. Когда он начал читать эти книги, он удивился глубине мудрости, присутствующей там, и тому раскрытию души человеческой, о которой он даже и не представлял. 
Исаак Сирин — святой нашей Церкви, духовный писатель VI столетия. Когда с его трудами в начале XX века познакомился известнейший американский психолог Уильям Джеймс, то он сказал о св. Исааке Сирине: «Так это же величайший психолог мира!» Человеку, не знакомому с религиозной литературой, сразу может быть трудно будет его воспринять, но тот, кто уже несколько знаком с
Что является для нас ценностью в духовно-нравственном смысле?
духовной литературой и прочтет эту книгу, то, наверное, будет действительно поражен и скажет: «Вот где психология-то, а мы-то занимались лишь поверхностными знаниями!» Значит, с точки зрения Православия вот чем отличаются друг от друга эти понятия — «духовное» и «нравственное», и как это необходимо, чтоб они гармонично сочетались друг с другом, не противостояли друг другу.
Что является для нас ценностью в духовно-нравственном смысле? Мы знаем, как к ценностям относятся: к ним стремятся, их сохраняют, берегут, держатся за них. Что мы ценим? К чему мы стремимся? Что мы хотим? 
На самом деле, главная ценность для человека — это понимание того, что мы здесь живем временно, что жизнь наша течет, как секундная стрелка, идет непрерывно. Посмотрите, идет только в одну сторону. И нечего строить себе иллюзий. Мы именно временные. Православие говорит, что эта земная жизнь есть только подготовка к жизни, здесь мы на пути к дому. На пути к дому, но совсем не дома. Православие утверждает, что человеку предназначена вечная жизнь. Родившаяся личность имеет вечное бытие, а она не искорка, которая вылетела из трубы вечности и угасла навеки.
Два мировоззрения, две точки зрения стоят перед человеком. Человек, кто ты? Тот, перед которым открыта вечность? Или тот, который сегодня жив, завтра мертв, и все? Одно мировоззрение говорит:
— Человек, верь.
— Во что?
— Нет тебе будущности. Ничто тебя не ожидает. Нет Бога. Нет души. Нет вечности.
К чему ведет это мировоззрение? Независимо от того, какой это человек, хороший или плохой, внутри вот какой процесс идет:
— Я живу один раз, и что будет?
— Ничего не будет. Вечная смерть ожидает тебя.
— Страшный идеал, только содрогнуться можно.
Православие говорит: «Есть Бог. Есть вечность. И ты, человек, в тебе — образ Божий. Тебе дано уже здесь многое, благодаря чему ты можешь отнестись разумно к пониманию своей жизни». Первая и главная ценность, которая в человеке присутствует, интуитивно присутствует, даже в человеке, который не хочет в это верить, то, что он неистребим, — это то, что он как личность вечен. Значит, каким же я должен быть здесь, чтобы достойно войти в эту вечность? Достойно войти, а не оказаться выброшенным, как навоз. Все лучшие люди России всегда призывали к этому.
Николай Иванович Пирогов говорил об этом замечательно: «Если была бы хоть маленькая искра чувства вечности, то мы бы сотворили дела, пред которыми преклонились бы все последующие поколения». Достоевский говорил: «Только с верой в свое бессмертие человек может стать тем, кем он должен стать». 
Есть два смысла жизни. Один смысл говорит: «Нет смысла в жизни, ибо она кончается вечной смертью». Другой смысл жизни — в самой жизни, и здесь мы только начинаем ее. Здесь — преддверие только для вхождения в тот дом, который будет нашей вечной обителью, вечным храмом, для очень многих, кто действительно достойно войдет в эту жизнь.

 

А.И. Осипов

Мудрость лучше силы.

 

5:14-16
Екклесиаст

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2145]

16%
[495]

Всего проголосовало:
3031 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото12

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.