Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№9 (114) сентябрь

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО 

 

В начале христианского пути

 

Вот уже несколько лет прошло с тех пор, как я перешагнула порог храма. Эта статья является плодом восьмилетнего искания себя, Бога, своего места в жизни и в Церкви. На ее написание меня вдохновили люди, с которыми я общаюсь, мои единомышленники. Вместе с ними мы пытаемся разобраться в вопросах духовной жизни и в причинах ее искажения.

 

Мария Варламова в паломнической поездке«Молодая поросль»

 

Нередко можно наблюдать за тем, как человек, пришедший к вере и еще не до конца осознавая глубину и масштаб всего произошедшего, начинает духовный путь с того, что решается изменить жизнь в корне: свой внешний вид, стиль общения и действий; начинает чрезвычайно много молиться, строго поститься. Новообращенный человек — его еще называют «неофитом» (от греч. «молодая поросль». — Прим. автора) — делает ключевой акцент на внешней стороне церковности. И как следствие… вскоре заходит в тупик.

Новый образ жизни оказывается несостоятельным: человек теряет адекватность реакции, начинает мыслить шаблонами, а неподготовленное для чтения духовной литературы сознание делает его категоричным в высказываниях. Так появляется трещина в жизни, поскольку утрачивается понимание и принятие в привычном ранее круге общения — в семье, трудовом коллективе, в отношениях с друзьями.

Период «неофитства», как правило, неотъемлемая стадия воцерковления каждого прихожанина. Множество факторов влияет на то, насколько быстро она пройдет и сменится более зрелым взглядом на жизнь. Однако часто бывает так, что человек не может увидеть своих заблуждений и на долгие годы, а то и до конца жизненного пути застревает в состоянии яростной борьбы с грехами своих ближних, постоянных распрей и осуждения, бесцеремонного вторжения в чужую жизнь с бесконечной критикой, негативными оценками и неадекватными советами. Итог этого — либо полное одиночество, либо нахождение в обществе приверженцев подобного фанатичного образа мышления. В таком случае отгороженность от близких и общества в целом воспринимается как «крест Христов», который человек несет как следствие своего «правдолюбия» и «служения» Богу.

Такие люди становятся серьезным препятствием на пути сотрудничества в церковной общине и соблазном для мирских людей на их пути к Богу.

 

Размышление над историей

 

Почему в наше время такое явление носит массовый характер? Ответ на данный вопрос можно найти, поразмыслив над историей нашей страны.

Во-первых, то обстоятельство, что после революции 1917 года религия была практически разрушена как таковая и наш народ в течение многих последующих лет находился в серьезной изоляции от любых религиозных знаний и традиций, привело к тому, что Православие превратилось в абсолютно неизвестную для многих область знаний. Человек, пришедший к вере, оказался без корней духовного развития, без преемственности религиозного опыта, в состоянии полного недоумения и растерянности: куда двигаться и с чего начинать? Свой путь к Богу человеку приходится вести не просто с нуля духовной жизни, а из глубокого «минуса».

Во-вторых, на сознание наших граждан повлияла прежняя идеология, в которой не было большого места для отдельной личности и ее свободы. Индивидуальность и творчество во многом пресекались и даже зачастую карались. Все это породило в русском человеке страх наказания за любую инициативу и желание слиться с толпой.

А еще постсоветское время оставило в душах старшего поколения огромную нереализованность, которая, как снежная лавина, с нарастающей силой надвигается на младшее поколение (в лице детей и внуков), пытаясь отнять уже у них индивидуальность и свободу.

Вот поэтому, придя в Церковь с таким багажом внутренних проблем и болезней, человек с большим трудом может разобраться с тем, кто он, куда идет, что ему дано для жизни, для чего вообще нужна духовная свобода и как к ней можно стремиться. Именно поэтому людям легче воспринять лишь внешнюю сторону религии (как и внешнюю сторону любой части общественной жизни), зачастую руководствуясь при этом стереотипами, идущими еще из XVII века: длинные юбки с платками даже в повседневной жизни, обязательная многодетность, отказ от прививок и телевидения и пр. При этом человек бессознательно пытается завуалировать свои психологические проблемы «духовностью», желание быть любимым и принятым —  «делами милосердия», неудовлетворенность собой — «исканием правды» и критикой окружающих, свою безответственность и отсутствие целеустремленности — «смирением перед Божьей волей» или «послушанием духовнику»…

На самом деле христианские добродетели никогда не теряли своей ценности, однако зачастую человек совершенно запутывается и под видом света принимает тьму, вместо любви обретает гордость, а вместо христианской творческой свободы и ответственности — ложное смирение, скрытое тщеславие, надменность и надломленнось одновременно.

 

Познать и обрести себя

 

Что же делать в такой ситуации? Как действительно начать искать Бога? Думаю, не ошибусь, если скажу, что поиски Бога стоит начать с поиска самого себя! С обретения своей целостности.

За годы своего взросления я поняла одну чрезвычайно важную вещь: все мы очень разные. У каждого из нас свой уровень сознания, культуры, интеллектуальных и творческих возможностей, у нас разное Сегодня в храмы приходят самые разные людивоспитание, образование, образ мышления и т.д. Мы приходим в Церковь в различном возрасте, с разным «багажом» грехов и знаний, индивидуальным уровнем развития, уникальным потенциалом. И в лоне Церкви вся наша «разность» собирается в единый узор, здесь каждому найдется возможность послужить во славу Божью.

Кто-то возглавляет Церковь и ведет от ее имени переговоры с властями и другими конфессиям; кто-то совершает Таинства и предстоит перед Господом на богослужении; кто-то поет на клиросе, кто-то читает Псалтирь, кто-то стоит у подсвечников, кто-то подметает двор возле храма, кто-то посещает больных и страждущих, кто-то проповедует или занимается с малышами и юными христианами и христианками. Все мы выполняем разные функции согласно своим способностям и при этом составляем единый организм Церкви.

Евангелие содержит ответы на все наши вопросы, да, но оно не дает единого для всех рецепта духовной жизни. И те советы, которые мы находим в духовной литературе, не могут быть для нас абсолютными, поскольку необходимо учитывать, что они давались конкретным людям, жившим в определенных жизненных обстоятельствах, страдавших своими духовными недугами.

Нам необходимо ко всему, с чем мы сталкиваемся в Церкви, относиться с вниманием, рассуждением и… как это ни странно, с терпением. Потому что в духовной жизни свои времена и сроки, подчас не совпадающие с повседневным опытом. А потому каждый из нас призван к тому, чтобы постепенно выработать свой ритм духовной жизни с опорой на богатейшую многовековую православную традицию.

 

Важные вопросы

 

Думаю, что главное качество, которое должно быть присуще каждому из нас, — это искренность в своем поиске Бога. Встав на путь христианства, мы должны честно спрашивать себя: а чего именно я хочу достичь? какие средства для этого я могу использовать? для чего я совершаю то или иное действие? какой смысл оно содержит и что оно может принести именно мне?

Нельзя слепо копировать чужую манеру, чужие взгляды, чужое восприятие веры, необоснованно отказываясь при этом от своих прежних знаний или от своего возраста, характера, темперамента, национальных особенностей, то есть по сути того, что каждого из нас делает уникальным.

Самое первые средства духовного роста, с которыми сталкивается человек, попадая в церковную атмосферу, — это пост и молитва. Казалось бы, что тут сложного и индивидуального? Как молиться — написано в молитвословах, а что же касается поста, тут все просто: воздерживайся от еды определенного рода, увеселительного досуга и от супружеских отношений в течение назначенного срока, а также в те дни недели, которые считаются постными. Однако кроме того, что пост и молитва имеют внешнюю форму, у каждого из них есть еще и духовная (невидимая для глаз других) составляющая. И то обстоятельство, что мы сугубо внешне попостились и помолились определенный период времени, честно сказать, еще не делает нас настоящими христианами.

 

Постные мысли о воздержании, дорогих продуктах и не только…

 

Начну с поста. Как правило, новоначальным объясняется, что смысл поста заключается, с одной стороны, в послушании Церкви, а с другой — в необходимости ограничения своей плоти. Накладывается временный запрет на вкушение мясной и молочной еды, развлечения, телесные супружеские отношения. И вот именно здесь и нужно ставить перед собой честные вопросы: а что именно мне даст такое воздержание, как оно преобразит меня, поможет ли расстаться с грехами и, наконец, приблизит ли меня к Богу? Если же не ставить перед собой подобных вопросов и не пытаться дать на них соответствующий ответ, то пост превратится просто в диету, пусть даже строгую и очень полезную для тела. Но принесет ли он какие-нибудь результаты для души?

Молитва начинается с внимания и благоговенияЕсли человек страдает чревоугодием, то, безусловно, пост даст ему отдых от своей страсти. А если человек не подвержен данному духовному недугу или же испытывает проблемы с пищеварением и врачи запрещают ему питание только постными продуктами? В чем тогда смысл поста?

Из истории нашей Церкви можно увидеть, что раньше пост верующие люди накладывали на себя для того, чтобы на сэкономленные деньги творить дела милосердия или употребить их на пожертвование для храма. Таким образом, необходимо уяснить, что важно как количество, так и качество еды. Количество еды непосредственно определяет, ограничиваем мы себя или нет, и тем самым — постимся ли мы на самом деле. Ведь даже если вместо привычных двух мясных котлет человек съест только одну, уже можно сказать, что суть поста — ограничение — он уловил. Но вместе с тем еда должна быть скромной и недорогостоящей, финансовые затраты на нее должны быть меньше, чем в обычные дни.

В этой связи вспоминается случай, о котором рассказал в своей аудиолекции профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов. Как-то состоятельные прихожане пригласили его во время поста в гости, и чего только из дорогостоящих морепродуктов не было на том постном столе. Самое интересное, что все эти яства, действительно, канонически отнесены к числу постных. Но тот факт, что данные продукты являются дорогостоящими деликатесами, которые не по карману человеку среднего достатка даже в самые праздничные и знаменательные дни, говорит о чисто формальном (внешнем) понимании поста.

Но самоограничением в еде тема поста не исчерпывается. Напротив, мы должны помнить о том, что цель поста прежде всего не воздержание от пищи, а достижение духовных целей. Важно помнить, что одним из важнейших значений поста является сосредоточение на своем внутреннем и внешнем мире, иначе говоря, пристальное всматривание в наш образ жизни, чувства, желания и поступки. Что нами движет? Что нас порабощает? Как это изменить и к достижению каких целей следует стремиться?

Действительно, а какими эти цели могут быть? Наверное, у каждого из нас они будут свои, так как любому человеку свойственные именно ему духовные недуги. Например, целью поста можно поставить воздержание от осуждения, от празднословия, от раздражительности. Пусть хотя бы на время, но все же дать отдых своей душе от этих болезней. Достойной христианина целью будет примирение с ближними. Кроме того, рядом с нами всегда есть люди, которые нуждаются в нашем внимании и душевном тепле. В пост можно поставить себе целью посещение обездоленных, оказание им помощи. Вот здесь как раз и пригодятся деньги, сэкономленные на приготовлении постной пищи.

Благодаря приготовлению простой пищи можно сэкономить еще и время и поставить перед собой важнейшую духовную цель — чтение духовной литературы, без которой невозможно получение новых знаний и движение вперед. И вообще, возможность провести остаток дня, посвятив свое время чтению святоотеческой литературы, или остаться наедине с Господом в молитве — две очень важные вещи для духовного роста. Но, к сожалению, мы не всегда располагаем достаточными возможностями для их реализации. Меня особенно поймут семьи, в которых есть маленькие дети или детей много, забота о которых забирает все время и все силы обоих родителей, поэтому пост в смысле некоторой уединенности — жизненная необходимость, а планирование указанных занятий — неотъемлемая часть жизни современного человека.

 

Молитва, такая простая и сложная

 

Если же говорить о молитве, то она всегда была и остается очень тяжелым трудом, требующим не только времени, но и внимания, нашего живого обращения к Богу. На сегодняшний день мы располагаем огромным числом молитв, составленных преподобными отцами и собранных в различные молитвословы. На мой взгляд, эти труды — прекрасный пример для подражания: они учат нас, как молиться, что просить, в чем каяться.

Участие в Таинствах Церкви - неотъемлемая сторона духовной жизни каждого христианинаПросто замечательно, если мы найдем молитвы и псалмы, которые будут полностью отражать наше духовное состояние в разное время и различных обстоятельствах. Обращаясь к Господу, мы должны (опять же если мы искренне просим Его участия в нашей жизни и поддержки) выражать то, что нас тревожит, каяться в тех грехах, которые видим в себе, с которыми пытаемся бороться, и просить в этом Божьей помощи.

Митрополит Иларион (Алфеев) в книге «Таинство веры» дает прекрасный совет, как молиться, используя любую паузу в течение дня, когда человек может остаться наедине с собой, чтобы попросить Божьей помощи или настроиться на предстоящее событие. При этом молиться можно и своими словами, используя современный русский язык.

Самое главное в молитве, повторюсь еще раз, — это внимание, благоговение и живое обращение к Спасителю, без которого молитва превращается просто в вычитывание написанного, что может принести только психологическое удовлетворение, но не имеет никакого духовного наполнения. Важно также не забывать и о сокрушении сердечном, однако оно дается не сразу, но требует особого труда и терпения.

К сожалению, механическое вычитывание молитв в наше время стало явлением весьма нередким. Так, в воскресный день в храме от прихожан можно услышать примерно следующее: «Сегодня причащаться не буду, я не вычитал все, что положено». При этом люди не говорят: «Я недостаточно молился», «Я не настроился, не подготовился», а используют именно выражение: «Я не вычитал», которое свидетельствует о чисто формальном понимании молитвы, а вместе с тем и главного Таинства Православной Церкви — Евхаристии, Причащения святых Христовых Таин.

Не следует забывать, что подготовка к Причастию — это не просто вычитывание трех канонов и Последования к Причастию, а определенная внутренняя работа, в результате которой мы призваны приобрести особый внутренний настрой, состояние осознания себя, своей жизни, своих грехов надежды на милость Божью и того, к чему мы стремимся. И только в таком состоянии мы можем действительно причаститься.

Подготовка к Причастию помогает человеку реально взглянуть на себя, понять, что представляют собой его ценности и что он делает для их реализации, искренне покаяться перед Господом, пересмотреть свои мысли, поступки, отношения. При этом истинное покаяние (т.е. изменение самого себя) может быть только деятельным. Это означает, что мы должны не просто попросить у Господа прощение за содеянное, а именно своими действиями исправить то, что совершили: признать свою ошибку перед ближним, попытаться восстановить то, что разрушили, попросить прощения. Помните высказывание: «Чем ближе люди друг к другу, тем ближе они и к Богу»? Именно отношения с ближними во многом определяют правильность нашей духовной направленности.

Единственное, что нас может отделить от таинства Причастия, — это такое состояние духа, в котором все вышеназванное сделать невозможно. А то обстоятельство, что мы где-то недопостились или недомолились, не является препятствием для соединения со Христом.

Кто-то может усомниться и задать вопрос: «Выходит, что теперь можно не поститься и не молиться?». Не соглашусь с таким пониманием. Дело в другом…

 

Когда Господь входит глубже в нашу жизнь

 

В самом начале, когда человек только начинает ходить в храм, он пробует поститься, молиться по мере возможностей и понимания, причащается примерно раз в месяц (такая практика очень распространена у новообращенных людей). Возможно, и на воскресные службы не всегда получается попасть, не всегда есть острое желание этого, да и пока еще нет цельного видения нового направления своей жизни.

В таком случае, действительно, если не за неделю, то хотя бы за три-четыре дня до Причастия надо настраиваться на принятие Таинства: поститься, читать Евангелие, каноны и Последование ко Причастию. Кстати, чтение молитв тоже можно разбить на несколько дней, чтобы более внимательно сосредоточиться на их содержании.

К посту нужно относиться с рассуждениемНо постепенно Господь входит глубже в нашу жизнь. Возможно, уйдет не один год, прежде чем у нас появится искренняя потребность в том, чтобы Новый Завет, средоточием которого является Причастие святых Христовых Таин, стал определяющим в нашей жизни. Какая же подготовка тогда потребуется для нас?

Если мы искренне стремимся к тому, чтобы Евангелие стало центром нашей жизни, то постепенно это приведет нас к тому, что каждый свой прожитый день мы будем соизмерять с теми требованиями, которые к нам предъявляет Господь. Конец дня — посвящать анализу того, что сделано, а что не сделано и по каким причинам. Постепенно мы научимся видеть свои грехи, укоренившиеся в нашем характере, и начнем каяться в них и исправлять себя, а также молиться о Божьей помощи и милости к нам. Умеренность, разумность и ответственность станут нашими спутниками и ориентирами адекватности, среда и пятница — днями особенного акцента на нашем духовном созидании. По сути, пост — это образец того, какой должна стать вся наша последующая жизнь.

Для человека, который живет таким образом, каждый день становится возможностью подготовиться к Причастию. Принятие святых Христовых Тайн должно сопровождать каждый поход в храм.

В истории нашей Церкви даже были приняты каноны, согласно которым христиане, присутствовавшие на богослужении, но не причастившиеся в течение определенного срока, отлучались от церковного общения. Данное правило может показаться суровым, но это только на первый взгляд. Ведь каждую литургию сам Господь возглашает устами священника: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов… Пейте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов», — и незримо вместе со священником выносит Чашу с Великими Дарами.

Достойны мы причащаться или нет — Господь уже решил за нас, избрав в Свое стадо. А вот на вопрос: «Что помешало нам правильно подготовиться к Причастию?» — пусть каждый ответит себе сам.

В заключение хочется напомнить всем нам, что избрав нас в Свое стадо, Господь назвал христиан также «светом мира», тем самым возложив на наши хрупкие плечи большие надежды и важную миссию в этом мире. И только внутренняя работа над своей личностью позволит нам быть светом там, где пока еще есть тьма, творить добро там, где царит зло, и стать решением сложившейся проблемы, а не ее частью.

 

Мария Варламова

когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку.

 

34:28
Псалтирь

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

7%
[208]

4%
[120]

71%
[1891]

16%
[428]

Всего проголосовало:
2647 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 5

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Социальное проектирование

Rambler's Top100

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.