Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№7 (112) июль

ПАЛОМНИЧЕСТВО ДУШИ 

 

В Таураге — под защитой виленских святых

 

Калининградские православные верующие нередко посещают Свято-Духов монастырь в столице Литвы Вильнюсе, прикладываются к мощам святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Но до Вильнюса все-таки ездить далековато. Однако в соседней республике, совсем рядом с границей Калининградской области, всего в 30 км от Советска, есть храм, также названный в честь Виленских святых мучеников. Находится он в городе Таураге. В июне здесь торжественно отметили 80-летие со дня освящения храма.

 

Настоятель храма иерей Георгий АнаньевНа литургию в Таураге

 

Надо сказать, что православные верующие Калининградской области, особенно из восточных районов, в советское время и примерно до середины 1990-х годов активно посещали церковь в Таураге. Известно, что первый православный Дом молитвы в Калининградской области, к которой примыкает Таурагский район, был зарегистрирован только в 1985 году. А до этого богомольцы янтарного края молились в своих домах или даже на кладбищах. Исповедоваться, причаститься, крестить детей имели возможность, только выехав за пределы области, и в первую очередь в церквях Литвы.

Особенно увеличился поток верующих из Калининградской области в приграничные православные храмы на территории Литвы (кроме таурагского, еще в храм Александра Невского в городе Кибартай) в конце 1980-х — начале 1990-х годов, когда все запреты на открытое исповедание веры были сняты, но действующих храмов в области было еще очень мало.

Примерно в то время нынешний настоятель Свято-Троицкого храма в Советске протоиерей Никифор Мельник не раз посещал соседей с паломническими поездками. Благо, границы тогда вообще не существовало и приехать в Таураге было легко. Тогда же состоялось знакомство с прежним настоятелем храма святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия о. Александром Адомайтисом. В то время небольшое здание церкви по воскресным дням уже не вмещало всех, прибывающих на богослужения россиян. Бывало, что за день ему приходилось крестить в Православие по 15 человек. Это были преимущественно взрослые люди, сознательно делавшие свой выбор.

О том, насколько насыщенной была в то время церковная жизнь в Таураге, дает представление обычное расписание воскресного дня игумена Вениамина (Савчица), ставшего настоятелем храма после о. Александра. В такие дни священнослужитель приходил в церковь к семи утра и уходил не раньше четырех дня. За литургией следовали панихиды, молебны, отпевания, акафисты. Кроме того, за день совершалось 10—15 крещений. Были и заочные отпевания, и панихиды. Записки на эти молельные действия передавались от тех калининградцев, кто не мог приехать в Таураге на богослужения. Они просили помолиться за своих родных, близких, знакомых. И о. Вениамин всегда выполнял эти просьбы.

 

Праздничная служба        

 

У нынешнего настоятеля храма иерея Георгия Ананьева совсем другие заботы. В самом городе прихожан осталось мало. Да и сам батюшка приезжает сюда из Клайпеды, где служит в Покрово-Никольском храме. Поэтому немалых трудов стоило ему достойно провести памятную дату — 80-летие освящения храма. Тем более что праздничная служба была архиерейской — ее возглавил архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий.

Во время богослужения владыке сослужили благочинный Клайпедского округа протоиерей Владимир Артамонов, настоятель храма о. Георгий Ананьев, игумены Нестор (Шмидт) и Алексий (Бабич), протоиерей Олег Штельман. Последние двое, возглавляющие сейчас приходы в Паланге и Шяуляе соответственно, также внесли свою лепту в окормление местных прихожан, в разные годы были настоятелями этого храма.

Праздничной атмосфере соответствовало замечательное пение церковного хора. Он в основном состоял из прихожан церкви свт. Николая другого города — Тельшяй. Они всегда откликаются на просьбы православных братьев из других небольших православных приходов Литвы. Тем более что регент Маргарита Машина свою деятельность начинала также в Таураге.

Во время праздничной службы в храме - фотка слева в центреНесколько слов о регенте, благодаря своей подвижнической деятельности хорошо известной среди православных верующих соседней республики. В годы детства Маргарита была прихожанкой вильнюсской Свято-Евфросиниевской церкви, с 15 лет пела на клиросе, параллельно занимаясь в музыкальной школе. Со временем ее пригласили в праздничный хор собора вильнюсского Свято-Духова монастыря, пела она и в молодежном клиросном хоре соборной церкви этой обители. В Литовской музыкальной академии она получила диплом бакалавра на факультете дирижирования хором. Затем, поступив в магистратуру, подготовила дипломную работу «Православные хоры Литвы». На тему церковной хоровой музыки в Литовской епархии не писали с конца ХIХ века. Регент пытается сохранить в хоре и своеобразие голосов пожилых прихожанок, и мощь молодых, разучивая с ними не только обиход, но и сложное пение. Маргарита Машина управляет также хором в городе Мажейкяй. Здесь она разучивает литургию с детьми из воскресной школы. Постепенно в этом городе нефтяников формируется молодежный хор.

Уже во время праздничной трапезы под аккомпанемент гитары протоиерея Олега Штельмана хор исполнил несколько духовных и русских народных песен, а сам о. Олег — свои авторские композиции. Кстати, три года назад в Калининграде и других городах области при содействии Генерального консульства Литовской Республики с успехом прошла выставка фоторабот о. Олега Штельмана (еще одна грань таланта этого человека). Она называлась «Православные храмы Литвы» и стала заметным событием не только в православной, духовной, но и в общекультурной жизни янтарного края. Причем надо отметить, что фотографии ценны тем, что все они натуральные, сделаны без использования возможностей компьютерных программ.

На богослужении присутствовали мэр города Пранас Петрощюс и представители городской администрации. Они отстояли всю службу до конца, что само по себе говорит о многом, а по ее окончании подарили архиепископу Иннокентию искусно вышитый гобелен с изображением герба Таураге. В своем слове владыка подчеркнул, что юбилей храма — это событие, являющееся частью истории города. Архипастырь тепло отозвался о служивших в нем священниках, как почивших, так и ныне здравствующих, много сделавших для храма и его общины, а также о прихожанах и благодетелях, не оставляющих своим попечением это святое место.

Учитывая, что Таураге является городом-побратимом Советска, вполне возможно, что появятся и приходы-побратимы двух этих городов.

 

На 80 лет раньше

 

Хотя в июне отмечалось 80-летие прихода, но история Православия в Таураге вдвое дольше и насчитывает 160 лет.

Сам город Таураге (до 1917 года его официальное название — Тауроген) известен еще с XVI века. В 1795 году он стал пограничным пунктом между Россией и Пруссией. Поэтому первый православный храм в Таураге был устроен в 1853 году в помещении таможни. А затем в 1875 году был возведен новый кирпичный храм в неорусском стиле. Строительство велось на средства Министерства внутренних дел. Монументальное по форме здание стояло на Шоссейной улице на высоком холме вблизи реки, при въезде в город со стороны Пруссии. Удачно вписанный в городской пейзаж православный храм вместе с древним католическим собором и лютеранской церковью, так сказать, «замкнул» сакральный треугольник, который пространственно организовал и закрепил застройку городского центра. Храм был увенчан каноническим пятиглавием, с запада была пристроена двухъярусная колокольня с открытыми звонами, перекрытая шатром с главкой.

Число прихожан в 1914 году составляло почти 1000 человек. Но с началом Первой мировой войны клир и большинство прихожан (семьи служащих таможни и госучереждений) были эвакуированы. Захватив город, немцы использовали недействующий храм как интендантский склад. В 1925 году по решению местных властей бесхозное здание, требовавшее ремонта, было снесено. Частные лица на аукционе купили его на слом. На этом месте был построен «Дом стрелков». В настоящее время здесь располагается городское административное здание. Православным свои богослужения приходилось совершать на частных квартирах.

Оставаясь без духовного окормления, таурагские верующие пытались пригласить для совершения богослужений у себя в городе православных священников из других мест. Но Литовская епархия, в 1920-е годы испытывавшая острый недостаток в клириках, долгое время была не в состоянии удовлетворить подобные, пусть даже и настойчивые, просьбы. Приезжие священники наведывались в Таураге очень редко и служили в лютеранском молельном доме или в арендованных помещениях. И даже когда в город, случалось, приезжал правящий архиерей владыка Елевферий, он вынужден был совершать литургии в частном доме, при этом большинство богомольцев располагалось на открытом воздухе.

Только в 1930 году в Таураге, наконец, прислали постоянного священника — иеромонаха Агафангела (Федорова), которому предстояло прежде всего заняться строительством новой церкви. Храм решили возводить на православном кладбище, на территории, которая никем не оспаривалась.

 

Реликвия из прошлого

 

Храм в честь трех святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в ТуарагеОт того времени почти столетней давности в нынешнем храме осталась примечательная икона Святителя Николая Чудотворца. Ее состояние вполне хорошее, хотя она была написана в XIX веке. Интересна надпись на обратной стороне иконы: «Сия икона штаба 4-го отдела 5-й Пограничной Горждинской Бригады. Реставрирована 26-го Марта 1913 года. Командир 4-го отдела Подполковник Клюевъ».

Город Таураге, как уже говорилось, был пограничным городом Российской империи, самым западным его форпостом. В нем был расположен штаб 6-й бригады Отдельного Корпуса Пограничной стражи. Из архивного документа «Квартирное расписание Отдельнаго Корпуса Пограничной Стражи», составленного в 1902 году, можно узнать, что штаб 5-й Горждинской бригады был дислоцирован в местечке Кретинга. Название бригады происходит от названия города Горжды (ныне Гаргждай, неподалеку от Клайпеды). А штаб 4-го отдела этой бригады, которым командовал подполковник Николай Николаевич Клюев, располагался в местечке Новое Место (ныне Жемайчю Науместис). На обратной стороне иконы нет инициалов Клюева, но в архивах имеется документ, в котором сказано, что 4-м отделом 5-й Бригады командовал именно он. Об этом свидетельствует запись в документе «Памятная книжка Ковенской губернии» (Ковно, 1914 год). В архивных документах также есть краткая биография Н.Н. Клюева, из которой явствует, что он учился в Виленском военном училище, за безупречную службу награжден орденами и медалями, в том числе орденом св. Станислава 3-й степени (февраль 1896 года), орденом св. Анны 3-й степени (апрель 1906 года). Вышел в отставку в 1914 году.

Этот чудом сохранившийся образ свт. Николая вполне можно считать ровесником образования пограничных войск Российского государства. Свое официальное начало история Отдельного Корпуса Пограничной Стражи России берет с 15 (27) октября 1893 года. Указ о его образовании подписал лично император Александр III.

 

Храм возрождали всем миром

 

Оставшиеся после Первой мировой войны и обретения Литвой независимости без духовного окормления православные верующие неоднократно обращались в Министерство просвещения Литовской республики с просьбами о материальной помощи на возведение храма. В 1933 году власти выделили на строительство 5 тысяч литов.

К этому времени работы на строительной площадке велись уже полным ходом, расходы были велики. Выделенных из бюджета денег явно не хватало не только на продолжение стройки, но и на то, чтобы рассчитаться с подрядчиками за уже выполненный объем работ. Оценив ситуацию, Епархиальный Совет обратился с призывом к православным Литвы внести свою лепту в помощь таурагской общине. И, что называется, всем миром, удалось-таки завершить строительство каменной церкви. Правда, очень скромной — без колокольни, подсобных помещений, без системы отопления и канализации. Это было невысокое, похожее на небольшую часовню здание с балочным перекрытием, низкой шатровой кровлей и тремя главами. 4 июня 1933 года митрополит Елевферий (Богоявленский) совершил в Таураге чин освящения возобновленного храма во имя святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. В таком виде храм простоял более 50 лет.

В межвоенное время таурагский приход численно значительно уменьшился — почти в три раза. Тем не менее, в 1937 году на кладбищенской территории, рядом с храмом, в основном на средства прихожан был построен деревянный дом для клира (сохранился по сей день), где и поселился священник Иоанн Семенов, к тому времени уже три года возглавлявший приход после иеромонаха Агафангела (Федорова). Отец Иоанн прибыл в Таураге сразу же после рукоположения его в священники митрополитом Елевферием. До этого он закончил Русскую гимназию в Каунасе (тогда это была столица Литвы, т.к. Вильнюс между двумя мировыми войнами принадлежал Польше) и там же — двухгодичные Епархиальные пастырские курсы. Он прослужил в этой церкви 53 года и похоронен у стены алтаря.

 

Утешайтесь надеждой!..

 

Церковь свв. Виленских мучеников была действующей и во время Второй мировой войны, не уменьшилось в сравнении с довоенным и число ее прихожан — во многом из-за того, что в таурагскую общину вливались беженцы.

Священнослужители, прихожане и гости храмового праздникаСудьбы этих богомольцев, испытавших на себе все тяготы сурового военного лихолетья, были во многом схожи между собой по своей трагичности. Например, Параскева Яничене приехала в эти края летом 1941 года из белорусского Пинска, чтобы увидеться с мужем, проходившем срочную службу в Красной Армии, и недолго здесь погостить. Но не успела Параскева как следует обосноваться на новом месте, как началась война. Дивизия, в которой служил ее муж, после первых же боев попала в окружение, и он оказался в плену. Оставшихся в живых красноармейцев погрузили в эшелон и отправили в концлагерь для военнопленных под Данцигом.

На что могла надеяться молодая женщина в такой тяжелой ситуации? Разве что на помощь Божию да на свои молодые силы. Чтобы как-то прокормиться, она пошла в услужение к новым хозяевам на ферму, расположенную в 20 км от Таураге. Будучи человеком набожным, Параскева дала себе зарок: в любое время года, в любую погоду каждое воскресенье приходить на богослужение в таурагскую церковь. Однажды проторив эту дорогу, она каждую неделю преодолевала ее в течение нескольких лет, следуя наставлению апостола Павла: «Утешайтесь надеждою, в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» (Рим 12:12). Свобода передвижения была весьма относительной, т.к. каждый человек состоял на учете у оккупационной власти. А она ведь еще была и женой красноармейца. Но Господь милостив к искренне верующим!

Муж Параскевы почти четыре года провел в немецком плену, затем еще два — в так называемом фильтрационном лагере НКВД (туда отправляли тех, кто по тем или иным причинам временно находился на занятой врагом территории). Видимо, советские органы дознания ничего предосудительного в действиях плененного красноармейца не нашли, и он был отпущен на свободу. Как только муж Параскевы прибыл в Таураге, молодые, чей брак был зарегистрирован еще до войны в ЗАГСе, обвенчались в церкви во имя свв. Виленских мучеников. Таинство венчания православной четы через испытания войной о разлукой еще больше укрепившихся в вере, совершил духовный наставник Параскевы о. Иоанн Семенов.

 

Новая жизнь старой церкви

 

В середине 1980-х годов жизнь прихода оживилась, как уже говорилось, из-за притока верующих из Калининградской области. Маленькая церковь уже не могла вместить всех богомольцев. К концу 1980-х годов возникла настоятельная необходимость реконструировать храм. Перестройка началась при о. Вениамине (Савчице).

Три неказистых деревянных церковных купола со временем просто сгнили, и внешний вид здания мало напоминал православный храм. За квалифицированной помощью обратились к архитектору Государственного Эрмитажа В.В. Ефимову. В Ленинград были доставлены крупномасштабные фотографии церковного здания и его фрагментов. Вскоре архитектор представил несколько эскизов рестав­рации храма. В предложенных специалистом вариантах трудно было узнать таурагскую церковь. В результате реконструкции от прежнего здания остались только его угловые колонны. Храм значительно расширили, в подвальной части оборудовали подсобные технические помещения, подвели к зданию системы канализации, отопления. Увенчалась церковь соразмерным куполом с каменным барабаном, через окна которого вниз падает свет. Фасады храма были перестроены в русском стиле, украшены высокими фронтонами.

Все работы по дереву выполняла вильнюсская строительная бригада, а кирпичную кладку — таурагские мастера. Храм преобразился в очень короткие сроки — буквально за полгода. Но, пожалуй, главное состояло в том, что в Таураге имел место тот случай, когда энергия молодого священнослужителя была подкреплена живейшим участием прихожан.

Кроме того, что большую часть материальных средств на реставрацию пожертвовали калининградские богомольцы, они же выполняли и значительный объем работ на стройплощадке. На личном транспорте прихожане из Калининградской области привезли арматуру. Десять-пятнадцать человек постоянно находились в Таураге. Они вручную оббивали штукатурку, расширяли оконные проемы, углубляли фундамент: транспортерами, ведрами удаляли землю, а затем укрепляли основание здания арматурой и бетоном. Удивительно, как эти люди, волею судьбы поселившиеся на некогда исконно немецкой территории, далекие прежде от Бога, проявляли такое религиозное рвение.

 

Исторический иконостас

 

Храмовая икона трех Виленских мучениковС внешним преображением стал кардинально меняться и внутренний вид церкви. До ремонта в ней стоял простенький, сбитый из фанеры иконостас. Конечно, он требовал замены.

В то самое время в здании Успенского храма в Вевисе был складирован иконостас, ранее принадлежавший одной из разрушенных в послевоенное время православных церквей — вероятнее всего, из бывшей Высокодворской (Аукштадварской) из Вильнюса. Отец Вениамин сообщил о своей находке тогдашнему главе епархии архиепископу Виленскому и Литовскому Викторину (Беляеву), и владыка разрешил перенести эту святыню в Таураге. С тех пор там обрел свое место дубовый резной иконостас. Обновленная церковь была освящена на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1989 году. Внутреннее пространство храма стало очень уютным, способствующим молитвенному настроению.

 

Вклад в общее дело

 

Каждый из последующих настоятелей таурагской церкви: священник Иоанн Давкшис с 1989 по 1995 год, игумен Алексий (Бабич) с 1995 года — по мере возможности заботились о благоукрашении храма. При о. Иоанне были покрашены стены церковного здания, а при игумене Алексии к церковному дому подвели водопровод и канализацию, он был капитально перепланирован и отремонтирован, а территория, прилегающая к церкви, украсилась клумбами, дорожками, декоративными кустами. Отец Алексий также оформил необходимые юридические документы на храмовое здание и церковный дом, а сменивший его в 2001 году новый глава прихода священник Олег Штельман — на землю, где расположен православный участок местного старого кладбища. Теперь без согласования с настоятелем православного прихода на территории этого некрополя ни католические, ни протестантские захоронения производиться не могут.

Нынешний настоятель храма о. Георгий Ананьев продолжает эти традиции по укреплению духовной жизни в приграничном литовском городе. Создано молодежное общество, что особенно важно в связи с немногочисленностью прихода в наше время. С установлением границы между независимыми государствами Россией и Литвой сюда практически перестали приезжать калининградцы, к тому же и острая необходимость в этом отпала: в нашей области один за другим открываются новые храмы.

Но есть в Таураге на улице Санделю, 1 прекрасный, один из самых благоустроенных в литовской провинции храм, есть добротный, заново отремонтированный церковный дом с кухней, трапезной, комнатой для иерея и помещениями для гостей. Есть молодой, полный творческих сил священник и энергичные, деятельные прихожане. Остается лишь разумно использовать сложившиеся благоприятные условия существования во благо общины.

 

Дмитрий Осипов

Чем ярче свет Христов озаряет сердца, тем яснее сознаются все недостатки, язвы и раны. И наоборот люди, погруженные во мрак греховный, ничего не видят в своем сердце, а если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнивать, ибо Христос для них закрыт их пеленой грехов.

 

Святые Отцы

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

7%
[206]

4%
[118]

71%
[1860]

16%
[422]

Всего проголосовало:
2606 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото35

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Социальное проектирование

Rambler's Top100

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.