Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№8 (101) август

СТРАНИЦЫ БИБЛИИ 

 

Преображение Господне

 

Каждый год 19 августа по новому стилю Православная Церковь празднует одно из знаменательнейших и важнейших событий земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, о котором нам повествует Евангелие, — Его славное Преображение. О том, в чем заключается суть этого чудесного праздника, его история и значение для каждого христианина, мы поговорим в этой статье.

 

Икона Преображение Господне. Феофан Грек. Начало XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва Евангельские события Праздника

Прошло шесть дней после того, как Господь Иисус Христос объявил ученикам о Своих грядущих страданиях. Взяв с Собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна, Он взошел с ними на высокую гору (по древнему христианскому преданию, на гору Фавор в Галилее, в двух часах ходьбы на юг от города Назарета) и начал молиться.

Во время молитвы «вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк 9:26), «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:1). Далее евангелисты пишут: «И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Мк 9:4), а евангелист Лука добавляет: «Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9:31).

Явление пророка Моисея, уже давно умершего, и пророка Илии, взятого живым на Небо, означало владычество Господа Иисуса Христа над жизнью и смертью, над Небом и землей. Ни Моисей, через которого был дан Закон Божий, ни Илия, великий ревнитель славы Божией, не предстали бы и не повиновались бы Тому, Кто не был бы на самом деле Сыном Божиим, а был бы противником Бога. Апостол Петр при этом чудном явлении в восторге воскликнул: «Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии».

Он как бы хотел сказать, что лучше не возвращаться в мир, угрожающий Тебе страданиями и смертью. При этом евангелист Марк, несомненно, со слов самого апостола Петра свидетельствует: «Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе».

Когда Петр говорил эти слова, «се, облако светлое осенило их». В 3-й книге Царств описывается, как такое же облако, символ особого присутствия Божия, появилось в святилище Ветхозаветного Иерусалимского Храма, в Святая святых, когда туда внесли Ковчег завета: «Облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3 Цар 8:10—11). Из облака, которое осенило учеников Господа, послышался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» — те же слова, которые были слышны при Крещении Господнем, но с добавлением: «Его слушайте», что должно было напоминать пророчество Моисея о Мессии (Втор 18:15) и показать исполнение этого пророчества на Господе Иисусе Христе.

Услышав эти слова, ученики «пали на лица свои и очень испугались», но Иисус подошел к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь!» Поднявшись, ученики никого не увидели, кроме своего возлюбленного Учителя. Когда они сходили с горы, Господь запретил ученикам рассказывать кому-либо о виденном, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

И спросили Его ученики: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» В книге пророка Малахии написано: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал 4:5). Ученики уже вполне убедились, что их Учитель и есть ожидаемый Мессия (Христос) и что Он — Сын Божий, поэтому и задают такой вопрос. Но книжники не знали, что Писание говорит о двух пришествиях Христовых, и Илия будет предтечей Второго Пришествия, а предтеча первого — Иоанн. Именно из-за сходства их служения — приготовить людей к пришествию Господа — архангел Гавриил, предвозвещая праведному Захарии о рождении сына, и сказал, что он «многих сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк 1:16—17).

Базилика Сан Аполлинаре ин Классе. Преображение Господне. Рим, Италия. Мозаика апсиды, 549 г. Об этом Господь и сказал им в ответ: «Правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели. Так и Сын Человеческий пострадает от них».

Ученики поняли, что он говорил им об Иоанне Крестителе. Господь запретил апостолам рассказывать кому бы то ни было о виденном им чуде Преображения, пока Он не воскреснет из мертвых, чтобы люди, слыша о такой Его славе, впоследствии не соблазнились, когда увидят Его распинаемым. Апостол Марк добавляет, конечно, со слов самого святого Петра, что ученики «удержали это слово (то есть сохранили в тайне), спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых», потому что они еще этого не понимали.

Полное понимание апостолами того, что видели они на горе Фавор не кого иного, но Бога в славе Его, придет к ним значительно позже, после Воскресения, когда в день Пятидесятницы Дух Святой научит их полноте Божественной истины. Пока же для апостолов Дух Святой — это светящееся облако, которое покрыло их и вместе с тем позволило созерцать Божию Славу и слышать Его голос.

Своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть Преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Этот свет преображенного человеческого естества изображается на иконах святых не иначе как нимбами. Именно поэтому, слова апостола Иоанна о том, что «Бог есть свет», вовсе не удачная метафора, а знание, опытно приобретенное на горе Фавор.

Святая гора Фавор — место Преображения Господня

С чудесным событием Преображения Господня непосредственно связана гора Фавор как место, на котором Господу Иисусу Христу было угодно явить Свою Божественную славу. Традиция почитания горы Фавор местом Преображения Спасителя утвердилась при святой равноапостольной царице Елене. При ней на Фаворе строится величественная базилика на месте Преображения и другой трехпрестольный храм на месте, где спали во время Преображения святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Базилика Преображения стояла на самой высокой точке горы, второй храм несколько ниже, на близком расстоянии от базилики.

В V веке Антонин мученик в своем сочинении «De locis sanctis» упоминает о трех церквях (tres ecclesiae) на горе Фавор, в память того обстоятельства, что апостол Петр во время Преображения предлагал Спасителю построить три кущи: одну Ему, одну Моисею и одну Илии. В VI веке на V Вселенском Соборе было решено образовать здесь епископию, и святитель оставался там даже при нашествии мусульман. Паломник Аркульф в своем сообщении биографу в VII веке также сообщает об увиденных им трех церквях на горе Фавор, упоминая о монастыре, странноприимном доме и кельях монахов.

К сожалению, до наших дней не сохранилось ни монастыря, ни трех древних церквей, о которых упоминали хронисты. Все они были разрушены различными историческими катаклизмами и многочисленными войнами, проходившими на Святой земле. Долгое время гора пустовала, и лишь в XIX веке по ходатайству Иерусалимского Патриархата и при непосредственной поддержке Русской Духовной Миссии в Иерусалиме на вершине Фавора удалось возвести православный храм. 6 августа 1862 года патриарх Иерусалимский Кирилл II прибыл на святую гору Фавор и торжественно освятил храм вместе с митрополитами Акрским и Назаретским.

Каждый год на праздник Преображения Господня в ночь с 18 на 19 августа по новому стилю на Святую гору Фавор прибывает множество православных паломников со всего мира. Здесь Иерусалимской Патриархией служится торжественное праздничное богослужение, как правило, не в самом храме, а перед входом в него, на специально сооруженном помосте с устроенным алтарем, ввиду того что В этот празничный день в храмах освящаются самы разные плодыхрам не в состоянии вместить всех желающих участвовать в торжестве праздника Преображения. Многие верующие свидетельствуют о чудесном Фаворском облаке, сходящем после Литургии на православный монастырь. Православные видят в этом знак особой благодати Божией, не покидающей Церковь ни на мгновение, и чудесный знак реальности евангельских событий Преображения Господня.

Иконография Преображения

В православной иконографии нам является еще один план раскрытия евангельских событий Преображения Господня. На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от Него — пророки, у подножия горы — павшие ниц апостолы.

Одним из древнейших образов Преображения является мозаика апсиды церкви святого Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI века): фигура Христа в центре заменена изображением огромного четырехконечного креста в медальоне, над ним — десница Господа. По сторонам на облаках — полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, по всей видимости, символизирующие трех учеников Спасителя. Подобный вариант иконографии характерен для раннехристианского искусства, изобилующего сложными символами. Однако он не находит дальнейшего распространения.

Другой изобразительный тип демонстрируют мозаики монастыря святой Екатерины на Синае. В них представлено явление Господа во славе апостолам, то есть событие Нового Завета, при котором также присутствует пророк Моисей. Пророки и апостолы изображены здесь на золотом фоне, в белых одеждах. Стоящий в центре композиции благословляющий Спаситель окружен сиянием славы — из овальной голубой мандорлы исходят лучи света. Такая композиция получает широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве. Примерно с XII века она будет дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом — таковы церкви Благовещения в Грачанице (1321), Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.).

В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображение более подробным. Так, на некоторых иконах XVI—XVII столетий по сторонам от Христа изображаются не только пророки Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба и перенесение на гору Фавор на облаке Илии. Обоих ветхозаветных праведников сопровождают ангелы (русские иконы конца XVI века).

Весьма значима роль сцены Преображения в составе храмовых росписей и особенностях ее местоположения в пространстве храмов. Поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях, и в богослужебных текстах, данный сюжет в нарушение хронологического повествования являлся элементом страстного цикла (церковь Спаса на Нередице (1199); Новгород Великий). Более того, зачастую в русских иконостасах XVI—XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между композициями Входа в Иерусалим и Распятия.

Праздничное богослужение

Торжественное событие Преображения Господня Церковь еще издревле почтила особенным праздником, начало которого восходит к первым векам Христианства. Святые Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Амвросий Медиоланский, Кирилл Александрийский и другие оставили нам беседы на праздник, а Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин — стихиры и каноны.

В стихирах на Праздник Преображения Господня, с одной стороны, воспроизводится внешняя обстановка этого события (молитва Спасителя, сон учеников, фаворский свет сияния божественной славы Господа, появления пророков Моисея и Илии, беседа с ними Христа, страх и трепет апостолов, голос Бога Отца), а с другой стороны, поясняется внутренняя сторона Праздника и, прежде всего, указывается цель Преображения Господня. Иисус Христос преобразился для того, чтобы уверить апостолов в Своем Божестве и тем избавить их от «устрашения» при Его будущих страданиях, показать «светлость» Своего воскресения, научить тому, что люди, «облиставшие высотою добродетелей», сподобятся Божественной славы, и «облистать светом затемненное Адамово естество». Затем делается сопоставление Богоявления Моисею на горе Хорив с настоящей беседой с Господом Иисусом и указывается, что теперь исполнилось пророчество Царя Давида, говорившего, что «Фавор и Ермон о имени Его (Господа) возрадуются». В заключение в стихирах верующие приглашаются к молитве, чтобы Господь «озарил нас светом неприступныя Своея славы».

Еще один иконографический образ Преображение Господне В паремиях вечерни Церковь напоминает нам о тех явлениях славы Божией, которые имели место в Ветхом Завете и свидетелями чего являлись пророки Моисей и Илия. В каноне утрени изображается величие Преображения Господня на горе Фавор, которое могли даже избранные апостолы Христовы видеть только отчасти, насколько позволяли силы смертных, а также слышать Божественное Откровение, бывшее с Небес. Преображение Господне как бы озарило души избранных учеников Христовых духовным светом, просветило ум их познанием Божественного достоинства Спасителя и утвердило их в вере на исполнение всех обетований Господа. Это прославленное состояние Спасителя на Фаворе есть ясное доказательство двух естеств, соединившихся в одном Лице Богочеловека. Здесь свет Божеского естества сиял под покровом человеческой плоти, которая и сама по себе, как не причастная греху, была и явилась совершенной.

На литургии, в антифонах, мы слышим пророческие свидетельства древних провидцев, которые призывают всю вселенную к славословию Господа Мессии, облекшегося светом яко ризою: «Воскликните Господеви, вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его!» (Пс 65:1). «Во исповедание и в велелепоту облеклся еси, одеяйся светом яко ризою» (Пс 103:1—2). Они воспевают таинственную гору Божию, «гору Сионю, юже возлюби, и на которой созда… святилище Свое» (Пс 77:68—69), наконец, изливаются в святой молитве, чтобы Господь озарил с сей горы верных светом Своим: «Господи! Пошли свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою!» (Пс 42:3). Апостол Петр, свидетель славного Фаворского события, убеждает озаренных светом Христова учения утверждать себя всякими добродетелями в высоком звании и избрании своем и твердо стоять в преподанной истине: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет 1:16—19).

То же славное событие раскрывается потом полнее в Евангелии. С трепетной радостью, подобно Петру на Фаворе, взывает Церковь в конце литургии причастный стих: «Господи, во свете лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся вовеки!»

Обычаи празднования Преображения Господня

Праздник Преображения в народе называется «Спас второй». Как раз в это время в садах и на огородах поспевают многие фрукты и овощи, на полях заканчивается жатва. Наши предки, призывавшие на все свои дела благословение Божие, призывали его и на земные плоды. В праздник Преображения все дары приносились в церковь для освящения, и только после этого хлеб, фрукты и овощи нового урожая начинали употреблять в пищу. В этот же праздник владельцы полей являлись в храм с колосьями и семенами нового хлеба, над которыми совершались молитва и окропление святою водою, эти семена потом сберегались к началу посевов. Кроме того, к празднику Преображения в старину приурочивался особенный обряд засевания полей. По просьбе хозяев на поле приходил священник со святыми иконами и окроплял вспаханную землю святой водой, причем обыкновенно один из хозяев бросал на освященные места хлебные зерна. Обряд этот, таким образом, служил началом засева.

Нельзя еще не заметить, что в старину в день Преображения Господня было обыкновение наделять бедных и неимущих плодами земли. Причем обряд этот соблюдался так строго, что если кто отказывался исполнить это доброе дело, того считали человеком, недостойным братского общения. О таких людях говорили: «А не дай, Боже, иметь с ними дела! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного!»

И стар, и млад молитвенно встречают этот христианский праздникПраздник Преображения избран для благословения плодов, потому что в Иерусалиме (откуда заимствован наш богослужебный Устав) к этому времени созревает виноград, который, собственно, и положено освящать в этот день. Церковь, благословляя приносимые плоды, внушает тем, что в ней, как в обществе священном, все — от человека до растения — должно быть посвящено Богу как Его творение.

В тех странах, где не растет виноград (в том числе и в некоторых районах России), установился обычай освящать вместо винограда яблоки. Поэтому в народе праздник Преображения получил также название Яблочный Спас.

Когда-то на Преображение в разных городах России появлялись многочисленные базары, где торговали яблоками, грушами, сотовым медом (ведь всего за несколько дней до этого, 14 августа по новому стилю, празднуется так называемый Медовый Спас, когда освящается новый мед). Однако все-таки не следует забывать, что основной смысл этого дня вовсе не в яблоках.

Важно помнить

В Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное, состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении всех людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления.

Бывшее на Фаворе превосходит всякую цену. Это событие учит нас тому, в Кого же мы, собственно, верим, Кого называем Спасителем. Это не просто Человек и Учитель. Это и Бог пророков, Податель Закона, сладчайший Собеседник древних праведников, вечное сияние славы Отца, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного. Это Тот, Кто выше Моисея. Тот, Кому предстоит Илия.

Он — Свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир.

И будущую надежду проясняет фаворское сияние и о будущем светлом Царстве возвещает нам. И само изобилие плодов, освящаемых в этот день, говорит нам о сладости и радости, о богатстве и красоте будущего и грядущего Царства, которому не будет конца. И даже фрукты в этот день — источник мыслей для радостного и сладкого богословия. Ведь о Царе прикровенно сказано: «Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей» (Песн 2: 3).

Важно помнить, что Праздник Преображения Господня касается каждого христианина. Мы должны помнить, что в Церкви, во встрече со Христом, и мы сами должны пережить свое личное преображение, в котором мы хотя бы немного приблизимся к Спасителю. И здесь как нельзя лучше вспоминаются слова митрополита Антония Сурожского: «Бывают в духовной жизни мгновения, которые так прекрасны, так дивны, что хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них остановились и никогда ничего другого не случалось бы… Но мы должны помнить, что это переживание нам дано для того, чтобы принести в темный, скорбный, холодный мир сияние Преображения».

 

Денис Михалев

Не смущайся мыслию и не подавай руки душевному разслаблению, но терпи, читай книги учителей, принуждай себя к молитве, и жди помощи. Она придет скоро, чего и не узнаешь.

 

Святые Отцы

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2145]

16%
[495]

Всего проголосовало:
3031 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото27

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.