Наступил Великий пост. В Калининграде начинаются чтения Великого Покаянного канона святого Андрея Критского
15 март 2021
Сорокадневный Великий пост считается основным из четырех многодневных постов и связан с Евангельским преданием о том, как Господь 40 дней постился в пустыне.
Сразу после Великого поста наступает постная же Страстная неделя — в память о последних днях земной жизни Иисуса Христа и Его страданиях.
Пост, или говение, — это отказ не только от определенной пищи, но от всех вредных привычек и увеселений. Это время покаяния, раздумий и усердных молитв.
Цель любого поста — упражнение в воздержании, очищение души от страстей и греховных помыслов, подчинение тела и души духу. Поэтому, например, гневаться или унывать во время поста весьма грешно и неприемлемо для верующего человека. А если же случается действие страсти или прегрешение, то его следует уврачевать в храме на исповеди.
Святые Отцы Церкви, рассуждая о соблюдении телесных постов, называли себя «не телоубийцами, а грехоубийцами». На Руси еще с дореволюционных времен от строгого поста освобождались тяжелобольные люди, беременные женщины, кормящие матери, воины, рабочие, занимавшиеся тяжелым физическим трудом, а также люди, находившиеся в пути.
С понедельника по четверг за Великим повечерьем (на вечернем богослужении в 18 часов) в храмах Калининградской епархии будет читаться Великий Покаянный канон святого Андрея Критского.
В храме св. блгв. князя Александра Невского Чтение Великого Канона возглавит настоятель храма протоиерей Александр Соколов в сослужении духовенства.
Все это духовное произведение направлено к тому, чтобы пробудить душу от греховного сна, раскрыть перед нею, как пагубно греховное ее состояние, побудить ее к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жизни по заповедям Евангелия.
С этой целью святой Андрей Критский приводит нам на память лица, деяния и события из ветхозаветной и евангельской историй, начиная с сотворения Адама, и применяет сказания о них к нравственному состоянию и потребностям души, извлекает из этих сказаний обличения, утешения, предостережения и наставления для каждого из нас. Вглядываясь в образы этих людей, мы, как в зеркале, можем увидеть свой внутренний мир и обратиться к Богу с молитвой о помощи и прощении.
Именно поэтому Церковь и установила в самом начале Великого поста чтение этого Покаянного канона – чтобы придать верное направление и смысл всему нашему Великопостному говенью как уникальной школе самопознания, покаяния и обретения внутреннего единения с Господом нашим Иисусом Христом.
В 2020 году Великий пост начался с 2 марта. Пасха Христова будет праздноваться 19 апреля.
Приглашаем калининградцев и гостей нашего города посетить православные храмы и принять участие в великопостных богослужениях, чтобы правильно подготовиться к встрече Пасхи – Светлого Христова Воскресения!
Информационно-аналитическая служба храма святого князя Александра Невского
Страх, наперед сочетавшись с душою, чрез покаяние делает ее чреватою помышлением о суде. Тогда окружают ее болезни адских мучений (Пс. 114, 3); воздыхания и скорбные томления с сжатием сердца терзают ее при помышлении о будущем воздаянии за дела злые. Потом многими слезами и трудами во чреве помышления зачатое намерение содевать спасение, возрастивши, рождает на земле сердца своего дух спасения, т. е. решимость, и освободившись от мучений при мысли об аде и избавившись от стенаний под действием представления суда Божия, воспринимает в себя вожделение и радость будущих благ и сретается другинею-чистотою с целомудрием, кои искреннею любовью сочетавают ее с Богом. С Богом же сочетавшись, душа ощущает неизреченную сладость и от сего с удовольствием уже и наслаждением проливает слезы умиления, чуждою делается сочувствия всему, что в мире, и как бы в исступлении сущи, течет вслед Жениха-Христа, так взывая к Нему безгласным гласом: «Вслед Тебе в воню мира Твоего возтеку. Возвести ми. Его же возлюби душа моя, где пасеши? Где почиваеши в полудне чистого созерцания (Песн. 1, 3, 6), чтобы не быть мне вынужденною блуждать по стадам другов — Твоих праведников, ибо светлосияние всяких таинств у Тебя». Жених же, введши душу в сокровищехранительницу сокровенных Своих тайн, делает ее созерцательницею существ творений с премудростию.
Св. Никита Стифат
НАШ ОПРОС
Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?