Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА

 

В Калининграде состоялись VII Областные педагогические рождественские чтения (Опубликован текст некоторых докладов)

16 январь 2010

 

С 14 по 15 января 2010 года в Калининграде состоялись VII Областные педагогические рождественские чтения. Чтения были организованы министерством образования Калининградской области, Калининградской епархией Русской Православной Церкви и Калининградским областным институтом развития образования (КОИРО).

Тема прошедших чтений звучала следующим образом: «Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях модернизации образования». В частности, главной целью чтений было обсуждение совместно с руководителями образовательных учреждений Калининградской области планируемого эксперимента по преподаванию в школах учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», который включает в себя основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и светской этики.

Открытие чтений состоялось в Доме искусств, который собрал 497 участников из Калининграда и области. С приветственным словом к участникам чтений обратились зам. министра образования Калининградской области Маргарита Короткевич и викарий Калининградской епархии РПЦ епископ Балтийский Серафим.

Его Преосвященство от имени Управляющего епархией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и от себя лично поздравил с праздником Рождества Христова и пожелал продуктивной работы всем участникам форума. В своем слове владыка обратил внимание на то, что духовно-нравственное возрождение невозможно без развития образования. Поблагодарив руководителей школ и учителей, которые уже преподают учебные курсы «Основы православной культуры», «Живое слово», «Русские умельцы», владыка Серафим призвал не отменять указанные курсы в связи с проведением эксперимента.

Далее с докладами выступили: Наталья Строганова, начальник отдела модернизации образования министерства образования Калининградской области («Федеральный эксперимент по организации преподавания основ религиозных культур и светской этики в современном образовательном пространстве Калининградской области»); Анастасия Хребтова, руководитель службы контроля и надзора в сфере образования Калининградской области («Нормативно-правовые основы организации духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях»); иерей Сергий Коротких, руководитель отдела религиозного образования Калининградской епархии РПЦ («Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" как возможная основа духовно-нравственного образования в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта»); протоиерей Владимир Артамонов, директор Клайпедской основой школы им. Андрея Рублева (Литовская республика) («Опыт преподавания религии в школах Литвы»); Александр Фурсов, главный редактор журналов «Духовно-нравственное воспитание» и «Задушевные беседы», член Союза писателей России (Москва) («Концепция журналов "Духовно-нравственное воспитание", "Задушевные беседы" и федеральный эксперимент по преподаванию основ религиозных культур и светской этики в школе»).

По словам начальника отдела модернизации образования министерства образования Калининградской области Натальи Строгановой, наш регион готов к проведению эксперимента. Для реализации эксперимента будут подготовлены педагоги, уже сейчас создана рабочая группа по вопросу введения нового учебного курса. Согласно проведенным исследованиям, 35% учащихся планируют выбрать «Основы православной культуры», более 50% - «Основы светской этики» и 8% - «Основы мировых религиозных культур».

Далее состоялось награждение победителей регионального этапа II Всероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры и торжественный концерт, в котором приняли участие детские творческие коллективы Калининграда и области.

15 января работа чтений продолжилась в секциях. Всего было организовано четыре секции: две в Калининграде, одна в г. Черняховске и еще одна - в г. Советске. Несмотря на то, что секции располагались в разных местах, объединить их удалось с помощью технических средств в формате видеоконференции. Такая практика в истории Рождественских педагогических чтений в Калининграде была осуществлена впервые.

В ходе работы секций прошло живое обсуждение проблем, связанных с проведением эксперимента. Все участники выразили надежды на положительный результат, однако отметили необходимость решения серьезных проблем. В числе самых насущных задач участники обозначили подготовку кадров, которые должны быть не только грамотными специалистами, но и высоконравственными людьми, работу с родителями на подготовительном этапе эксперимента, а также учебно-методическое обеспечение нового курса.

Как известно, эксперимент, согласно распоряжению Правительства РФ, пройдет в 19 российских регионах: Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Удмуртии, Чечне, Чувашии, Камчатском, Красноярском и Ставропольском краях, Вологодской, Калининградской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Томской областях, а также в Еврейской автономной области.

В четвертом квартале 2009 - феврале 2010 годов должно быть разработано учебно-методическое обеспечение курса для общеобразовательных учреждений, включая рабочие программы, учебные пособия, методические рекомендации, книги для учителей, а также мультимедийные учебные пособия.

В 2010-2011 годах предусмотрено тиражирование этих учебно-методических материалов, а также проведение дополнительного повышения квалификации работников образования. В эти же сроки планируется провести социологическое исследование о ходе эксперимента и подготовить ежегодный доклад в правительство РФ по результатам мониторинга. В Интернете в 2009-2010 годах планируется создать специализированный сайт поддержки проекта. По вопросу внедрения нового школьного курса в 2009-2011 годах не реже одного раза в полугодие в федеральных округах будут проводиться специальные совещания.

В течение ближайших двух лет в регионах должны пройти конференции по вопросам распространения опыта апробации курса, а в четвертом квартале 2011 года - всероссийское совещание по обсуждению итогов эксперимента.

После этого должен быть подготовлен итоговый доклад в Кабинет Министров РФ о результатах апробации нового курса.



Доклад на VII Областных образовательных Рождественских чтениях, 14.01.2010 г., г.Калининград

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» как возможная основа духовно-нравственного воспитания в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта

Сегодня вопрос о необходимости духовно-нравственного воспитания в системе общего образования России практически перестал быть обсуждаемым, т.к. эта необходимость признана на самом высоком уровне. Закон РФ «Об образовании» предусматривает реализацию федерального государственного образовательного стандарта «с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся», включая «материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание... обучающихся» (гл. 2, ст. 9, п. 6). Это законное основание позволило Президенту России Д.Медведеву 21 июля 2009 г. при встрече с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом, а также лидерами других традиционных религиозных конфессий, поддержать основные принципы концепции, разработанной представителями РАО и официально предложенной в 2007 г. от имени Русской Православной Церкви на Всероссийской конференции в Калуге.

Главной идеей концепции явилось введение в обязательную часть Базисного учебного плана предметной области, содержащей ряд учебных курсов по выбору родителей учащихся: «Основы православной культуры», курсов, направленных на изучение традиционных культур ислама, буддизма и иудаизма, а также курса этического философско-культурологического содержания. Подобная модель религиозного образования в светской, т.е. государственной, школе используется в большинстве стран Европы, в том числе ближайших соседях Калининградской области – Литве и Польше, и позволяет выполнить указанные требования Закона РФ «Об образовании».

Поручение Президента Правительству РФ предусматривает с 2012 года введение нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах всех субъектов РФ. Для отработки механизмов введения и технологии преподавания, как известно, было принято решение об экспериментальной апробации данного курса в течение 2009-2011 годов в 19 регионах страны. Несмотря на то, что сами по себе условия эксперимента, предложенные Министерством образования РФ, а именно невероятная усеченность курса и его странное место в учебном плане школ (последняя четверть 4-го и первая четверть 5-го классов), мягко говоря, вызывают удивление, все же на данный исторический момент и это можно расценивать как положительную тенденцию в образовательной политике страны. Во-первых, структура комплексного курса вариативна и приближается к классической европейской модели. Во-вторых, пусть в такой пока искаженной организационной форме и с таким пока невероятно усеченным программным содержанием, но все же данный эксперимент приоткрывает дверь в Базисный образовательный план нового федерального государственного образовательного стандарта для столь необходимой образовательной области, принципиально базирующейся на традиционных для России духовно-нравственных религиозных основах.

Структура курса предполагает шесть модулей, объединенных в три блока: 1. основы четырех традиционных религиозных культур (по выбору: православная, исламская, буддистская и иудейская) – для религиозной или сочувствующей части общества; 2. основы светской этики – для нерелигиозной части общества; 3. основы мировых религиозных культур (эклектический курс религиоведческого содержания). Практически во всех из 19 регионов (за исключением исламских национальных республик) выбор закономерно и ожидаемо распределился между основами светской этики и основами православной культуры. Учитывая европейский опыт и этно-культурную ситуацию в России, именно эти два курса и будут безоговорочно доминирующими по количеству выборов. Что касается модуля «Основы мировых религиозных культур», на наш взгляд, у него нет будущего в составе нового комплексного курса. И не только потому, что на него по данным мониторинга приходится, как правило, минимальный выбор (в нашем регионе на светскую этику и православную культуру вместе приходится 91% выбора, в среднем по регионам 90% и выше, а на религии мира около 5-8%). Показатели выбора подтверждают неоднократно высказывавшиеся предположения. Слабость данного курса в том, что он принципиально не может быть нацелен на реализацию воспитательных задач, лишен прочной духовно-нравственной основы и воплощает чисто знаниевый подход. Кроме того, этот курс эклектичен, в нем совершается попытка смешения несмешиваемых основ мировых религий и выведения из них нечто среднего. Кроме фактической каши в голове у учащихся начальной школы и среднего звена от изучения такого курса трудно чего-либо ожидать. Он может быть предложен, но, во-первых, не в качестве альтернативы православной культуре и светской этике и, во-вторых, только в старших классах, когда учащиеся вполне изучат основы своей собственной культурообразующей религиозной традиции и будут способны различить и понять традиции и своеобразие каждой из других мировых религиозных культур. Целесообразнее было бы (думаем, что оно так произойдет) формировать структуру нового курса из двух блоков: «Основы традиционных религиозных культур» (четырех) и «Основы светской этики».

Важнейшим принципом введения нового комплексного курса является условие свободного и осознанного выбора родителями, а в дальнейшем и самими учащимися. Как показывает практика, не все образовательные учреждения готовы к реализации этого принципа, ибо свобода и осознанность выбора предусматривают, во-первых, предварительное компетентное знакомство с тем, из чего выбирают и, во-вторых, предоставление возможности изучения именно того, что свободно и осознанно выбрано. Как компетентное знакомство, так и изучение именно того, что лично выбрано, а не навязано со стороны, должна обеспечить школа. Желательно, чтобы свободное и подробное обсуждение родителями предлагаемых к выбору учебных программ производились с участием педагогов, имеющих опыт преподавания предметов духовно-нравственного содержания, с привлечением опытных в данной сфере методистов.

В этом состоит большая трудность, которую предстоит преодолеть в процессе введения обсуждаемого курса. Это действительно трудно, непривычно, это требует усилий, напряжения со стороны администраций, классных руководителей и педагогов, но это совершенно необходимо.

В связи с этим важнейшей задачей экспериментальной деятельности в течение трех ближайших лет должно стать создание и отработка организационных механизмов для обеспечения и удовлетворения свободного, осознанного и фиксированного выбора родителей.

Основная задача проводимой работы – выполнение требований законодательства по обеспечению духовно-нравственного воспитания и развития учащихся. На собственной практике в ходе реализации регионального эксперимента по введению в учебные планы школ области предметов «Православная культура» и «Истоки» его участники смогли убедиться в необходимости широкого комплексного и системного подхода. Невозможно обеспечить духовно-нравственное развитие учащихся посредством введения только лишь одного или двух предметов. Необходимо выстраивание системы воспитательной работы в рамках образовательной деятельности каждой школы, которая бы основывалась на отечественных культурных традициях. Эти традиции должны лечь в основу всей внеклассной работы, а также интегрироваться в содержание основных школьных курсов (прежде всего гуманитарного и естественно-научного циклов). Развитие регионального эксперимента привело к формированию и внедрению в составе регионального компонента интегрированных курсов по истории, литературе, технологии, МХК. Некоторые школы стараются свою образовательную (как учебную, так и воспитательную) деятельность выстраивать на основах отечественных культурных традиций, взрощенных Православием. Однако очевидным стало и то, что содержательно вся эта системная деятельность питается исключительно за счет полноценного учебного курса духовно-нравственного содержания, такого как «Православная культура». Поэтому реализация обсуждаемого проекта призвана способствовать формированию необходимых условий для преподавания основ православной культуры, других традиционных для России религиозных культур и светской этики как полноценного учебного курса по всем годам обучения (с 1-го по 11-й) и во всех общеобразовательных учреждениях РФ с учебной нагрузкой 1-2 часа в неделю.

Вполне понятно, что только после достижения массового преподавания по всем годам обучения в течение нескольких лет можно более или менее реально оценивать результаты данной деятельности. Так же очевидно, что никакие значительные обучающие, а тем более воспитательные результаты за 30-35 учебных часов в рамках проекта 2009-2011 гг. не могут быть достигнуты. Однако, как считают инициаторы проекта, его реализацию можно будет считать успешной, если, во-первых, школьники освоят содержание этих экспериментальных курсов, а их преподавание и изучение вызовет интерес у учителей, учащихся и их родителей и, во-вторых, если будут правильно отработаны механизмы дальнейшего введения «Основ религиозных культур и светской этики» во всех параллелях средней общеобразовательной школы.

В рекомендациях Департамента государственной политики в образовании Министерства образования РФ говорится о том, что апробация комплексного учебного курса призвана дополнить существующий в регионах опыт, не подменяя его и не отменяя существующую практику. Тем самым признается роль многолетнего опыта преподавания полноценных курсов, охватывающих всю младшую, среднюю и частично старшую школу, и необходимость его учета как при подведении итогов эксперимента по истечении 3-х лет, так и в дальнейшем процессе реализации данного проекта.

В этих же рекомендациях содержится указание на разработанное и предложенное Министерством образования РФ еще в 2007 г. «Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации – епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)». В целях реализации федерального эксперимента условия соглашения могут видоизменяться в зависимости от потребностей, которые проявляются в необходимости сопровождения традиционными религиозными конфессиями соответствующих конфессиональных модулей нового комплексного учебного курса. Со стороны Русской Православной Церкви такое сопровождение во взаимодействии с Министерством образования Калининградской области было налажено на профессиональной основе в ходе регионального эксперимента и реализуется силами созданного по взаимной договоренности УМЦ Духовно-нравственного и патриотического воспитания и образования КОИРО, а также Отдела образования Калининградской епархии во взаимодействии с муниципальными органами управления образованием и приходами Русской Православной Церкви. Надеемся, что в ходе федерального эксперимента деятельность Калининградской епархии РПЦ по методическому сопровождению курса «Основы православной культуры» и окормлению преподающих его педагогов приобретет еще более активный и плодотворный характер.

В целях организации и координации работы епархиального Отдела образования, благочиний и приходов Калининградской епархии по сопровождению экспериментальной деятельности школ в части преподавания «Основ православной культуры» в декабре 2009 г. была сформирована специальная епархиальная комиссия, работа которой нацелена на систематизацию и активизацию взаимодействия епархиальных структур с образовательными учреждениями и МОУО. В рекомендациях Синодального Отдела религиозного образования епархиям Русской Православной Церкви указывается: «Участие епархии (епархиальной комиссии) во взаимодействии с образовательными учреждениями обусловлено как содержанием данного проекта, включающего преподавание курса по основам православной культуры, так и статусом Русской Православной Церкви как общественного объединения, института гражданского общества, представляющего интересы населения, граждан в сфере образования. Конкретно – интересы в изучении их детьми православной культуры, русской православной христианской религиозной традиции в процессе получения общего среднего образования, духовно-нравственного воспитания на основе культуры и ценностей этой традиции».

Важной рекомендацией является указание при возможности в каждом муниципальном образовании, благочинии, городе создавать методические объединения учителей Православной культуры и других духовно-нравственных дисциплин. «Работу методических объединений целесообразно организовать на базе местных методических центров или опорных (базовых) школ, в которых ведется преподавание православной культуры... К участию в таких объединениях следует привлечь священнослужителей епархии...» – указывается в рекомендациях.

В нашем регионе на сегодняшний день только лишь один район (одно благочиние) отличилось в данном направлении – Черняховский (Восточное благочиние). В нем уже не первый год планомерно ведется реальная работа районного методического объединения учителей духовно-нравственных дисциплин.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, выступая в РАО 12 ноября 2009 г., выразил надежду на то, что в процессе введения учебных предметов духовно-нравственного образования в школе «не будет попыток откорректировать предложения президента в ту или иную сторону». Такие «коррективы» (по сути искажения) могут возникать на всех этапах и уровнях реализации проекта. Они обусловлены как новизной идеи, так и объективно сохраняющимися у части работников сферы образования сомнениями относительно целесообразности преподавания основ религиозных культур в светской школе, а также участия в этом процессе представителей Православной Церкви и других традиционных конфессий России. Последнее связано с законодательной установкой на светскость образования. Однако закон требует также и формирования духовно-нравственной личности учащегося (Закон РФ «Об образовании», ст.14, п.2), разрешает обучение основам религий в стенах муниципальных школ, министерские рекомендации, начиная с 1996 г., регламентируют тесное взаимодействие государственной системы образования и Церкви. Что это – противоречия правовой базы? Нет, дело в том, что «светскость» не понимается как «нерелигиозность», а тем более не понимается как «антирелигиозность». Религиозный человек является вполне светским, если он инженер или педагог, а не монах. Образование, в том числе изучение основ религий, является вполне светским, если оно не направлено на подготовку священнослужителей. Например, духовная семинария дает церковное образование (клирикальное), а православная гимназия или православный университет дает светское образование. «Светский» значит общественный (а в современном понимании еще и «государственный»). Понятие «светскости» и понятие «религиозности» лежат в разных сферах и поэтому в принципе лишены возможности взаимно противоречить. Они могут только дополнять друг друга.

С данной проблемой тесно связана проблема понимания сути духовно-нравственного воспитания. Это один из принципиальных вопросов, от которого зависит содержание учебных курсов духовно-нравственной направленности, характер и методы их преподавания. Тем более этот вопрос актуален, что, как указывается в письме Министерства образования Калининградской области, «несмотря на наличие альтернативного выбора различных по содержанию модулей в составе комплексного учебного курса, общая стратегическая его цель - духовно-нравственное воспитание детей».

Понятие «духовно-нравственного воспитания», прочно вошедшее в современный оборот образовательной и правовой сфер, оттачивалось на протяжении 1990-х годов в процессе общения и взаимодействия Церкви и государства. Оно включает в себя два самостоятельных, но неразрывно связанных друг с другом понятия «духовности» и «нравственности». Понятие «нравственности» определяет поведенческие устои («нравы»), проявляющиеся, прежде всего, в отношении человека к человеку, к обществу и окружающему его миру. Слова Христа о том, что «добрый человек из доброго сокровища (сокрытого внутри него) выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Мф. 12, 35), указывают на важнейшую и простую закономерность: поступки, слова и помыслы человека являются как правило лишь внешним проявлением (воплощением) того, чем наполнены его душа и сердце. Таким образом, ярко проявляются два уровня нравственности личности: внутренний и производный от него внешний.

От чего же зависит внутренний уровень нравственности (устремления воли, ума и сердца)? Он зависит от качества духовности личности, т.е. от того, к какому духу устремлена личность, каким духом она питается и каким духом наполняется: Духом святым Божиим или духом злобы дьявольским. Учтем, что для христианина и Бог, и дьявол являются реальными личностями, т.е. собственно духами.

Оказывается, что в своем не только онтологическом, но и семантическом значении понятие «духовность» синонимично понятию «религиозность», ибо термин «духовность» – означает приверженность определенному духу, а религиозность (от латинского religare-«соединять», «поклоняться» – означает соединённость с каким-либо духом и поклонение ему.

При этом если мы переводим осмысление понятия «духовность» в плоскость внешней культуры (искусства, науки, обрядности или этикета), то наши попытки добиться положительного конечного результата в деле нравственного воспитания обречены на провал. Ни искусство, ни наука, ни эстетика, ни этикет сами по себе не способны объяснить человеку, почему он должен не только поступать, но даже мыслить и чувствовать иначе, чем ему этого часто хочется. Кто объяснит человеку без привлечения и осмысления религиозных понятий Бога, рая, смысла вечной жизни, почему он, не должен «взять от жизни всё», не должен «всё в ней попробовать», но почему он должен уметь жертвовать, а не требовать жертв от других, терпеть, довольствоваться тем, что имеет, радоваться за других, прощать, милосердствовать, не превозноситься, не гордиться, не завидовать… и прочее, и прочее то, что делает человека человеком, что в христианской культуре именуется добродетелью и присваивается любви (1 Кор.13). Любить – значит жертвовать.

Существует ещё целый ряд других возможных «корректив», о которых говорил Святейший Патриарх. Сейчас мы не будем на них останавливаться, но обратим внимание на то, что избежать этих искажений поможет только постоянное и открытое взаимодействие всех участников реализации проекта на всех её уровнях. Открытость, прозрачность эксперимента для общества, готовность на местах обеспечить эту прозрачность является непременным условием его успешности.

Таким образом, подводя итог сказанному, можно отметить, что комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» при выполнении основных условий его реализации, ряд из которых были озвучены нами, имеет возможность в недалеком будущем стать той самой основой, на которой будет строиться жизнеспособная система духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта.

Председатель Отдела религиозного образования Калининградской епархии Русской Православной Церкви священник Сергий Коротких



Нормативные правовые основы духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях

Тезисы доклада руководителя Службы по контролю и надзору в сфере образования Калининградской области А.И. Хребтовой

В июле 2009 года состоялась встреча Президента Российской Федерации Д.А.Медведева с лидерами основных религиозных конфессий, результатом которой стало решение о начале работы по организации изучения основ религиозной культуры и светской этики во всех образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.

Наша область включена в число 19 экспериментальных областей, в которых с этого учебного года будет апробироваться комплексный курс «Основы религиозной культуры и светская этика».

Мой доклад посвящен нормативным правовым основам организации, как нового эксперимента, так и продолжения работы по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся, той работы, которая велась в сфере образования области с 2003 года.

Необходимость организации через систему образования духовно-нравственного воспитания на основе традиционных культурно-исторических традиций была осознана в годы после развала Советского Союза, когда всеми была признана необходимость построения нового государства на несколько иных, по сравнению с существовавшими, принципах.

Именно поэтому в конце 90-х годов была разработана и в 2000 году принята Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная Правительством Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 04 октября 2000 г. № 751.

Доктрина определила цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития.

В качестве стратегической цели образования было закреплено создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности. Хотелось бы подчеркнуть, что духовное развитие подрастающего поколения Россиян – стратегическая цель образования и заниматься её реализацией – наша задача, предписанная Постановлением Правительства, а не вопрос нашего мнения иди желания для государственных и муниципальных образовательных учреждений, входящих в государственную систему образования.

В соответствии с Национальной доктриной система образования призвана обеспечить:

историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью;

формирование у детей целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развития культуры межэтнических отношений.

Необходимо отметить, что целостное миропонимание и научное мировоззрение, к счастью для нас, перестали быть синонимами материализма и антирелигиозности, а культура межэтнических отношений требует взаимного уважительного отношения к традициям, взглядам и убеждениям всех людей, в том числе и тех, которые имеют отличные от «Моей позиции» убеждения.

Следующий нормативный правовой акт, предписывающий необходимость образовательным учреждениям заниматься духовно-нравственным развитием обучающихся – Закон Российской Федерации «Об образовании».

В соответствии с пунктом 6 статьи 9 данного закона основные общеобразовательные программы обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта, образовательные потребности и запросы обучающихся и воспитанников и включают в себя рабочие программы учебных предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

А в статью 14 Закона «Об образовании», определяющую общие требования к содержанию образования, Федеральным законом № 309-ФЗ от 1 декабря 2007 года внесено дополнение, в соответствии с которым содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности.

В этой же статье говорится о том, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Обратите внимание, здесь нигде не говорится, что мнение может быть только одно – директора данного конкретного учреждения, или группы лиц, имеющих антирелигиозные убеждения.

Содержание образования в конкретном учреждении определяется образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, которые на сегодняшний день не утверждены. Существуют только проекты.

Однако, несмотря на критичное отношение большинства педагогической общественности к представленным для обсуждения проектам стандарта, что объясняется в ряде моментов противоречивостью, непоследовательностью, смешением понятий, отрицанием имеющегося десятилетнего опыта, нужно отметить, что духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся в представленном проекте объявлены задачами первостепенной важности.

И, наконец, третий нормативный правовой акт, предписывающий образовательным учреждениям необходимость духовно-нравственного воспитания обучающихся и воспитанников – Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года №277. В соответствии с данным положением обязательным требованием и условием при осуществлении образовательной деятельности является наличие у соискателя лицензии учебно-методической документации, предусмотренной пунктом 6 статьи 9 Закона РФ "Об образовании». Таким образом, для получения лицензии образовательное учреждение должно представить материалы, подтверждающие факт обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Три рассмотренных нами нормативных правовых акта предписывают необходимость обеспечения системой образования духовно-нравственного развития детей.

В Калининградской области эта работа начала широко осуществляться с 2000 года на факультативной основе, а с 2003 года в рамках регионального эксперимента по организации введения в ученые планы общеобразовательных учреждений предмета «Православная культура». Результаты эксперимента привели не только к широкой апробации предмета «Православная культура», но и ведению нового предмета - «Истоки». Была осознана необходимость системной работы по духовно-нравственному воспитанию не только через данные предметы, но и через интеграцию в содержание традиционных курсов материала, обеспечивающего более глубокое усвоение обучающимися традиционных культурных и нравственных ценностей русского народа.

Были разработаны и апробированы предметы регионального компонента содержания образования «Живое слово», «Русские умельцы», «История», «Русская художественная культура».

За эти годы подготовлено необходимое количество учителей, положено начало созданию системы воспитательной работы на основе российских культурно-исторических традиций.

И этот богатый опыт нельзя разрушать. Не случайно в письме директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ И.М.Реморенко от 25.11.2009года № 03-2375 признается, что «в регионах накоплен богатый опыт по формированию у обучающихся системы позитивных духовных и моральных ценностей на основе ознакомления с историей и культурой религий и основами этики.

Департамент обращает внимание на то, что апробация комплексного учебного курса призвана дополнить этот имеющийся опыт, не подменяя его и не отменяя существующую в настоящее время практику.

В связи с возникающими вопросами, связанными с предстоящим проведением эксперимента по апробации комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и «отменой», как представляют некоторые руководители, регионального компонента, необходимо обратиться к нормативным актам, которые позволяют и требуют продолжения начатой в 2003 году работы.

Обратите внимание на третий пункт статьи 17 Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ (в ред. Федерального закона от 10.11.2009 N 260-ФЗ) В соответствии с данным пунктом «обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.»

Таким образом, дети, поступающие в школы до конца этого года, будут обучаться в соответствии с государственными стандартами, предусматривающими наличие регионального и школьного компонентов.

Именно поэтому приказ Министерства образования Калининградской области от 24.06.2008г. №1392/1 «Об утверждении регионального базисного учебного плана Калининградской области в 2008/2009 учебном году» и письмо Министерства о продлении действия данного приказа предусматривают продолжение работы по изучению предметов регионального компонента содержания образования.

Обращаю ваше внимание, что в соответствии с региональным базисным учебным планом, разработанным министерством в строгом соответствии с имеющимися полномочиями, во II-IV классах образовательные учреждения имеют право использовать часы регионального компонента на изучение учебных предметов: «Основы православной культуры», «Истоки», «Физическая культура».

Это приказ, который учреждения обязаны исполнять, а Служба по контролю и надзору в сфере образования Калининградской области обязана проконтролировать исполнение образовательными учреждениями, в том числе, и этого приказа.

У ряда руководителей возникает недоумение, как в связи с введением в начальной школе пятидневки обеспечить ведение предметов регионального и школьного компонентов.

Действительно, в соответствии с федеральным базисным учебным планом при пятидневной учебной неделе на региональный компонент и компонент образовательного учреждения в начальной школе не отведено часов.

Однако, хотелось бы обратить ваше внимание, что законодатель, понимая важность и востребованность ведения ряда предметов за пределами инвариантной части базисного плана, предусмотрел такую возможность.

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами при 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе составляет 25 часов. Таким образом, возможность продолжения работы есть и при пятидневной учебной неделе.

Относительно вопросов за счет каких часов можно вводить новый курс, не отказавшись от предметов регионального компонента, которые показали высокую заинтересованность ими детей и оценку родителями.

В соответствии со статьей 32 Закона РФ «Об образовании» разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, а также разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), отнесены к компетенции и ответственности образовательного учреждения.

Министерством образования Российской Федерации разработаны примерные программы по всем предметам федерального базисного учебного плана.

Обратите внимание, что примерные программы «предназначены для разработчиков авторских программ как рекомендательный документ- ориентир, который показывает один из возможных (но не единственный) способов раскрытия содержания. Авторы могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала. Примерные программы не рекомендуются в качестве рабочих, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.»

В соответствии с разработанными примерными программами предусмотрен резерв учебного времени по всем предметам.

Так, на 4 года обучения в начальной школе по русскому языку предусмотрено 67,5 резервных часов; по литературному чтению – 47,2 резервных часов; по математике – 54 часа, по предмету «Окружающий мир» - 54 часа; по предмету «Музыка»– 27 часов резерв свободного учебного времени; «Изобразительное искусство» отводится – 27 часов резерв свободного учебного времени.

Итого из 297 часов резерва времени на 4 года обучения на четвертый класс приходится 74 часа. А для введения нового курса в 4-й четверти необходимо только 16 часов.

Надеюсь, что я смогла показать вам, что для решения задачи сохранения и развития практики духовно-нравственного воспитания в процессе преподавания учебных курсов и расширения этой практики у нас есть все права и возможности.

Работа по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи востребована обществом, она имеет большую социальную значимость, убедительные воспитательные результаты, поэтому, безусловно, должна и дальше развиваться и совершенствоваться.

 

Пресс-служба КСХС

Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей.

 

Св. Иоанн Лествичник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

8%
[248]

4%
[143]

70%
[2143]

16%
[495]

Всего проголосовало:
3029 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 3

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.