Чин внимания себе для живущего посреди мира [1]
Душа всех упражнений о Господе - внимание. Без внимания все эти
упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтоб он
мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой
рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами. Страх
Божий пусть превозможет на весах сердца все прочие ощущения - тогда удобно будет
сохранять внимание к себе и в безмолвии келейном, и среди окружающего со всех
сторон шума.
Благоразумная умеренность в пище, уменьшая жар в крови, очень содействует
вниманию к себе; а разгорячение крови - как-то от излишнего употребления пищи,
от усиленного телодвижения, от воспаления гневом, от упоения тщеславием и от других
причин - рождает множество помыслов и мечтаний, иначе рассеянность. Святые отцы
предписывают желающему внимать себе, во-первых, умеренное, равномерное,
постоянное воздержание в пище [2]. Проснувшись - в образ ожидающего всех
человеков пробуждения из мертвых,- направь мысли к Богу, принеси в жертву Богу
начатки помышлений ума, еще не принявшего на себя никаких суетных впечатлений. С
тишиною, очень осторожно, исполнив все нужное по телу для вставшего от сна, прочитай
обычное молитвенное правило, заботясь не столько о количестве молитвословия, сколько
о качестве его, то есть о том, чтоб оно было совершено со вниманием и, по
причине внимания, чтоб освятилось и оживилось сердце молитвенным умилением
и утешением. После молитвенного правила, опять всеми силами заботясь о
внимании, читай Новый Завет, преимущественно же Евангелие. При этом чтении
тщательно замечай все завещания и заповедания Христа, чтоб по ним можно было
направлять свою деятельность, видимую и невидимую. Количество чтения определяется
силами человека и обстоятельствами. Не должно обременять ум излишним чтением
молитв и Писания, также не должно упускать обязанностей своих для неумеренного
упражнения молитвою и чтением. Как излишнее употребление пищи расстраивает и
ослабляет желудок, так и неумеренное употребление духовной пищи ослабляет ум,
производит в нем отвращение от благочестивых упражнений, наводит на него уныние
[3]. Для новоначального святые отцы предлагают частые молитвы, но
непродолжительные. Когда же ум возрастет духовным возрастом, окрепнет и возмужает,
тогда он будет в состоянии непрестанно молиться. К христианам, достигшим
совершенного о Господе возраста, относятся слова святого апостола Павла: Хощу убо,
да молитвы творят мужие на всяцем месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и
размышления (1 Тим. 2, 8), то есть бесстрастно и без всякого развлечения или
парения. Свойственное мужу еще несвойственно младенцу. Озарившись при посредстве
молитвы и чтения Солнцем Правды, Господом нашим Иисусом Христом, да исходит
человек на дела дневного поприща, внимая, чтоб во всех делах и словах его, во всем
существе его царствовала и действовала всесвятая воля Божия, открытая и объясненная
человекам в евангельских заповедях.
Если выпадут свободные минуты в течение дня, употреби их на чтение со вниманием
некоторых избранных молитв или некоторых избранных мест из Писания и ими снова
подкрепи душевные силы, истощаемые деятельностию посреди суетного мира. Если ж
этих золотых минут не выпадает, то должно пожалеть о них, как о потере сокровища. Что
утрачено сегодня, не надо потерять в следующий день, потому что сердце наше удобно
предается нерадению и забывчивости, от которых рождается мрачное неведение, столько
гибельное в деле Божием, в деле спасения человеческого.
Если случится сказать или сделать что-нибудь противное заповедям Божиим, то
немедленно врачуй погрешность покаянием и посредством искреннего покаяния
возвращайся на путь Божий, с которого уклонился нарушением воли Божией. Не косни вне
пути Божия! Приходящим греховным помышлениям, мечтаниям и ощущениям
противопоставляй с верою и смирением евангельские заповеди, говоря со святым
патриархом Иосифом: Како сотворю глагол злый сей и согрешу пред Богом (Быт. 39, 9).
Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она ни
казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтательность есть скитание ума, вне
истины, в стране призраков, не существующих и не могущих осуществиться, льстящих уму
и его обманывающих. Последствия мечтательности: утрата внимания к себе, рассеянность
ума и жесткость сердца при молитве; отсюда - душевное расстройство.
Вечером отходя ко сну, который по отношению к жизни того дня есть смерть,
рассмотри действия свои в течение мимошедшего дня. Для того, кто проводит
внимательную жизнь, такое рассматривание незатруднительно, потому что по причине
внимания к себе уничтожается забывчивость, столько свойственная человеку
развлеченному. Итак, припомнив все согрешения свои делом, словом, помышлением,
ощущением, принеси в них покаяние Богу с расположением и сердечным залогом
исправления. Потом, прочитав молитвенное правило, заключи богомыслием день, начатый
богомыслием.
Куда уходят все помышления и чувствования спящего человека? Что это за
таинственное состояние - сон, при котором душа и тело живы и вместе не живут, чужды
сознания своей жизни, как бы мертвые? Сон так же непонятен, как и смерть. Во время его
покоится душа, забывая самые лютые горести и бедствия земные, в образ своего вечного
покоя; а тело!.. Если оно восстает от сна, то непременно воскреснет и из мертвых. Сказал
великий Агафон: "Невозможно без усиленного внимания себе преуспеть в
добродетели" [4]. Аминь.
[1] Написано вследствие желания проводить среди мира внимательную жизнь для
некоторого благочестивого мирского лица.
[2] Добротолюбие, ч. 2, главы преподобного Филофея Синайского.
[3] Исаак Сирский. Слово 71.
[4] Патерик скитский.
|