|
|||
Календарь | |||
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПРАВОСЛАВНОГО ИЗДАНИЯ | |||
Москва — Владивосток — Москва |
|
Окончание. Начало («Дорога длиной в 60 лет») в «Календаре» № 7 за 2005 г.
Мы едем в далекие края...
Короткая поездка в Приморье в 2000 году усилила желание побывать там вновь, поэтому еще три отпуска провела на Дальнем Востоке, посещая монастыри, храмы, приходы, открывая для себя новые места, знакомясь с замечательными людьми, которые умудряются выживать в столь тяжелых условиях. ...Собираясь в отпуск на Дальний Восток, нужно все тщательно продумать. Человек со средним достатком едет поездом. Дорога в оба конца занимает 2 недели, поэтому экономим каждый день. Наиболее благоприятная погода в августе — сентябре, но в августе билеты дорогие — значит, нужно выехать в первую нечетную пятницу сентября (фирменный поезд № 2 до Владивостока отправляется из Москвы по нечетным дням). Если прийти в кассу за 45 суток до отъезда и быть у окошка первой, есть надежда купить билет в единственный дешевый купированный вагон (13 тысяч рублей туда-обратно). Но поскольку в Приморье билеты начинают продавать в 11 утра «их» времени, в 8 утра «нашего» времени нижняя полка достается не всегда. |
Как-то, получив билет на верхнюю полку (а моя «ручная кладь» состояла из шести тяжеленных сумок), спросила у батюшки, пытаться ли мне «ловить» в кассе другой билет. Ответ: «Не нужно, кто-нибудь с вами поменяется» — удивил, поскольку я знала, что таких чудес в этом поезде не бывает. Но заниматься этим вопросом не было ни времени, ни желания, да и батюшка не благословил, поэтому оставила все как есть. В день отъезда, как только я вошла в поезд, моя соседка с нижней полки стала настаивать, чтобы я поменялась с ней местами, объяснив, что едет с бабушкой и им удобнее занимать одну сторону купе (!)... Незадолго до отпуска, заканчивая последние дела и проходя мимо храма, в открытую дверь увидела Плащаницу (накануне праздновали Успение Пресвятой Богородицы). Возникло желание приложиться, но делать это второпях не стала. Однако мысль о Плащанице была как-то настойчива, поэтому, покупая в «Софрино» несколько икон для Приморья, неожиданно для себя купила и Плащаницу. И вот упакован багаж — 385 кг икон и книг для Приморья,— выпит чай «на посошок». Обустраиваюсь в купе — впереди неделя дороги. Первые двое суток большинство пассажиров отсыпаются. Движение по вагону активизируется после Урала — неспешные разговоры, совместные чаепития и решение бесконечных кроссвордов, прогулки на станциях в поисках горячей еды и свежих газет. Удивляет поведение перевозимых кошек и собак, которые не проявляют беспокойства, как будто понимая, что их выведут на улицу только на остановке, причем обязательно в ошейнике и на поводке. Примерно на четвертый день проводник предлагает желающим за небольшую плату принять душ. Немного смущает то, что продолжительность водной процедуры не ограничена, но вскоре все разъясняется — душ устраивают в туалете: греют воду в системе, снимают кран над раковиной и на обе трубы надевают резиновый смеситель со шлангом. ...Итак, любитель личной гигиены решительно входит в «душевую кабину». Белье и полотенце — на крючки, мыло и прочие мелочи — на полочку, ноги — в банные тапки. Открыв краны, он обнаруживает, что вода идет не смешиваясь: то холодная, то горячая. Поскольку шланг прикрепить не к чему, приходится держать его одной рукой, другой пытаясь намылиться. Но на первом же стыке рельс шланг вырывается из руки, обливая полотенце и все белье. Тапочки начинают скользить по мыльному полу. На очередном стыке, теряя равновесие, незадачливый пассажир хватается за железный штырь для оконной шторы, но железяка выскакивает из пазов, и бедняга, не удержавшись на ногах, все-таки падает. После чего торопится выбраться из «душа», чтобы спокойно отдохнуть на своей полке... Конечно, мы быстро приспосабливаемся к ненавязчивому сервису и запасаемся большой пластиковой бутылкой с обрезанным горлышком, но первое мытье остается в памяти. Постепенно начинает ощущаться разница во времени. Если, пробудившись после крепкого сна, вы видите, что на улице темно, а стрелки на часах показывают «8», трудно сразу определить, вечер сейчас или утро. Вагон живет «от станции до станции». Время в расписании московское и уже значительно отличается от местного, кроме того, поезд опаздывает на два-три часа, то нагоняя, то вновь отставая, поэтому вскоре все втягиваются в «сложение-вычитание». |
А за окном проплывают леса, реки, холмы. Мелкие населенные пункты напоминают заброшенные кладбища. Поля, бывшие колхозными, стали бесхозными. Там, где раньше кипела жизнь, работали огромные заводы, печально смотрят в небо полуобвалившиеся трубы, из никуда в никуда тянутся транспортеры. Все разрушено, разломано, разграблено, везде мерзость запустения. Становится прохладнее — проезжаем Байкал. Вода плещется почти у самых рельс. Лет 50 назад поезда из-за одноколейки подолгу стояли у этого моря-озера, так что пассажиры успевали погулять по берегу и даже искупаться. Сейчас движение идет по двум колеям, для выпрямления пути пробиты тоннели. Станцию «Слюдянка» все ждут с нетерпением — там продается знаменитый байкальский омуль. Стоянка несколько минут, но желающие успевают купить рыбку по вкусу — холодного и горячего копчения или просто жареную. Начинается всеобщая обильная трапеза, мытье рук, многократное чаепитие... Еще очень долго весь вагон и все в вагоне пахнет рыбой. Слева по ходу — Волочаевская сопка. Из окна вагона хорошо виден величественный монумент, воздвигнутый на ее вершине в память о событиях военного лихолетья начала ХХ века. В окрестностях Хабаровска по склонам сопок грустно выглядывают из-за деревьев недостроенно-заброшенные особняки «новых русских» — в крае проблемы с отоплением. Поворачиваем на юг. Становится теплее, ярко-зеленая листва радует глаз. И вот справа по ходу — долгожданное море, прекрасное и величественное. Пассажиры готовятся покинуть обжитый за неделю вагон и ступить на Дальневосточную землю. |
Прибывая во Владивосток, поезд делает «круг почета» — поворачивает налево, оставляя море сзади; потом пересекает город, двигаясь направо по окружности; постепенно вновь приближается к морю, и, когда наконец подходит к перрону, море и морской вокзал оказываются слева, а железнодорожный вокзал — справа.
Приехали. Теплое солнечное утро. Радостные встречи, объятия. Теперь у паломника два главных желания — получить благословение на поездки по краю и приложиться к Порт-Артурской иконе. И то, и другое можно сделать в Епархиальном управлении — значит, направляемся туда. По диагонали пересекаем огромную привокзальную площадь-набережную; удаляясь от моря, проходим три квартала вверх по Океанскому проспекту и для сокращения пути карабкаемся по тридцати крутым ступеням. Улица Пологая, дом 65. Над дверью икона Живоначальной Троицы — Епархиальное управление. Если посчастливится застать архиепископа Вениамина, благословляемся у него. Затем в домовом храме Преподобного Сергия Радонежского припадаем к Порт-Артурской иконе... |
На многие сотни километров раскинулся Приморский край. Нереально за короткий срок побывать во всех храмах, монастырях, приходах. Каждое место по-своему красиво. Из одного населенного пункта в другой можно добраться на рейсовом автобусе, маршрутном такси или попутной машине. «Таксуют» почти все автовладельцы — финансовое положение большей части населения неблагополучное. Из-за близости Японии основная масса машин — недорогие иномарки; иных марок почти нет. Изящные, легкие в управлении, высокоскоростные машины радуют глаз, но по сопкам и перевалам не разгонишься. Первый день — организационный: размещение, обмен самыми важными новостями, отдых. Маршрут составлен еще в Москве с таким расчетом, чтобы, из одной точки объехав ближайшие населенные пункты, перебираться на другую «базу». Продолжительность пребывания в Приморье ограничена отпуском, поэтому поездки начинаются на следующий день. График довольно жесткий: подъем в 5 утра, краткая молитва, легкая трапеза. В 7 нужно быть на автовокзале: во-первых, в некоторые отдаленные места автобусы отправляются раз в сутки, рано утром; во-вторых, если расстояние до намеченного пункта не столь велико, на ночь лучше вернуться домой. Сначала совершаем короткие поездки по Владивостоку и его окрестностям, поскольку к семичасовой разнице во времени, очень высокой влажности и повышенному атмосферному давлению привыкаешь не сразу. |
Первым посещаем храм Святого праведного Иоанна Кронштадтского, расположенный в нескольких минутах ходьбы от Управления, на Океанском проспекте. Если поехать налево параллельно берегу моря, следующим будет храм Успения Пресвятой Богородицы на центральной Светланской (бывшей Ленинской) улице. Под его строительство был выделен небольшой ровный участок земли, а для сооружения алтаря пришлось углубляться в сопку, с которой храм органично сливается. Чуть подальше — Свято-Никольский кафедральный собор, к которому нужно взбираться по крутой улице Махалина. |
Продолжая движение вдоль берега, примерно через полчаса-час (в зависимости от дорожно-транспортной ситуации) можно попасть на мыс Чуркин, где раньше величественно располагалась Владивостокская база Тихоокеанского рефрижераторного флота, разделившая участь всех крупных объектов России. Сейчас в этом живописном уголке идут службы в храме Святителя Николая Чудотворца. Если ехать от Епархиального управления вправо, попадаем на улицу Постышева, где в 2003 году открылся единственный в России храм Порт-Артурской иконы Божией Матери. Он располагается в здании бывшего кинотеатра. Службы совершаются в бывшем зрительном зале, который вмещает всех желающих идти путем православной веры. Далее минутах в 20-ти езды, между автострадой и морем, находится Марфо-Мариинская женская обитель милосердия с храмом-крестильней Святого князя Александра Невского. Обитель восстанавливается, крепнет и живет, активно помогая нуждающимся. |
Храм в честь Порт-Артурской иконы |
||
От морского вокзала с причалов для судов и суденышек местного (каботажного) плавания можно добраться до острова Русский, где расположен мужской Свято-Серафимовский монастырь. Плавсредство, на борт которого мы вступаем, называется грузо-пассажирским паромом и для перевозки людей не очень удобно. Его корма откидывается, превращаясь в широкий пандус, по которому въезжает транспорт; входящим же нужно по трапу с обратным наклоном быстро вскарабкаться на узкую верхнюю палубу или, прижимаясь к борту, попытаться достигнуть носовой части, а затем спуститься в слабо освещенный пассажирский трюм. Задача заметно усложняется на остановках, когда начинается встречное движение и командный голос с капитанского мостика: «Входящие, пропустите выходящих!» — тонет в мычанье, блеянье, гудках и шуме работающих двигателей. |
Выбравшись на берег, минут 30 идем по хорошей грунтовой дороге к монастырю. Службы совершаются в величественном храме, восстановленном на месте бывшей полковой церкви. Монастырская жизнь постепенно налаживается; поражают чистота и порядок, царящие здесь несмотря на строительные работы. |
15 августа 2003 года на острове встречали крестный ход с Порт-Артурской иконой Божией Матери, шедший на парусных яхтах «Ессея» и «Капитан Гришин». Члены команд, насельники монастыря, представители остатков воинских частей, дислоцирующихся на острове, гости с материка, местные жители поднялись на вершину одной из самых высоких сопок и установили там крест с укрепленной на нем копией иконы «Торжество Пресвятой Богородицы». ...Короткие поездки закончены, можно начинать дальние. Автобусом Владивосток — Уссурийск добираемся до поселка Раздольное, где находится женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери. Остановка — у входа в жилую часть монастыря. Сестер немного, поэтому трудно понять, как они всё успевают: службы в храме, послушания, большое подсобное хозяйство, прием паломников. До храма нужно минут 10 идти по шоссе, а потом примерно столько же подниматься по широкой старинной полуразрушенной лестнице, красиво проложенной через лесопарк. Восстановительные работы не прерывают богослужений. Украшением храма являются две самообновляющиеся иконы — Казанская и святой великомученицы Варвары, а также единственная известная вышитая икона «Торжество Пресвятой Богородицы». |
Для посещения другого женского монастыря, в честь Рождества Богородицы, нужно добраться до Уссурийска и пересесть в совсем местный автобус, дважды в день идущий в поселок Линевичи. Расстояние около 20 км, но дорога неважная — колдобины и выбоины. От конечной остановки коротким путем через лесочек, ручеек, поле, пустырь, между полуразвалившимися домами за полчаса добираемся до монастыря. Прежде чем войти, желательно выдрать репьи, вцепившиеся в одежду, и стряхнуть густую пыль. Монастырь имеет все условия для приема паломников, трудников, а в праздничные дни — огромного числа гостей. Путешественник, прибывший на общественном транспорте, остается ночевать, чтобы не возвращаться очень поздно. Принимают радушно — беседуют, кормят, предоставляют ночлег. Утренний автобус из Линевичей в Уссурийск уходит в 7 утра, поэтому нужно встать в 5 и после молитвы и завтрака (монахини обязательно накормят) выйти в кромешную тьму, лишь в безоблачную погоду освещаемую луной и яркими, но далекими звездами, вследствие чего обратная дорога к автобусной остановке занимает гораздо больше времени. |
Следующая поездка — в мужской монастырь в Шмаковке. Выехав 8-часовым автобусом, около 16 часов прибываем к шмаковскому санаторию, расположенному на землях обители. В монастырских строениях (даже в игуменском корпусе) хозяйничают персонал и отдыхающие, но источник, которым они пользуются, все-таки называется монастырским. Вытесненные монахи занимают вершины двух сопок, покрытых тайгой. На левой сопке — часовня и свечной киоск. Добраться туда можно по крутой извилистой лесной дороге пешком или на машине. Поднявшись на правую сопку, пройдя через коровник (в прямом смысле), выходим к храму, где идут службы; рядом — небольшой братский корпус, домик для трудников. Раньше на этой территории был монастырский скотный двор. Приехав сюда два года назад, я с трудом разыскала часовню, бывшую снаружи в плачевном состоянии: выбитые ступени, потрескавшиеся стены, залатанный купол. Однако храм, к которому послушник вывел меня по короткой «монашеской» тропе через распадок, имел очень аккуратный вид. Решив, что ночевать здесь негде, прошу проводить меня к остановке. 7 вечера, а ближайший прямой автобус — около 4 ночи, поэтому еду с пересадкой: в 11 вечера сажусь в проходящий автобус, из которого около 3 часов ночи водитель пересаживает меня, полусонную, на другой автобус, и в 8 утра, ко всеобщему удивлению, я благополучно добираюсь до Уссурийска. |
Во второй приезд, через год, решаю идти к часовне кратчайшим путем, по узенькой тропинке. Из-за корней, камешков, кочек моя тяжелая сумка на колесиках почти не едет. Медленно поднявшись вверх, у развилки спускаюсь влево, ближе к санаторию, чтобы не заблудиться (тайга ведь!). Но сомнения терзают — не туда! Возвращаюсь к развилке и начинаю съезжать по правой тропинке. Вдруг впереди слева сверкает купол! Ура! Часовня! Решительно поднимаюсь к развилке и — на левую дорожку. Вскоре вспоминаю, что купол часовни не может сверкать — он серо-черный от заплат. Значит, видела купол храма. Зная, что в тайге нужно быть осторожной, продолжаю идти по левой тропе: слева от меня санаторий, в крайнем случае окажусь там. Спуск не легче подъема — ноги скользят, сырой душный воздух затрудняет дыхание; солнце склоняется к горизонту — а в сопках темнеет мгновенно. Склон все круче, и вдруг — ручеек! Как некстати! Перебираюсь по камешкам-веточкам. Дальше иду спиной вперед, чтобы снизить скорость. тная дорога к автобусной остановке занимает гораздо больше времени. |
Через некоторое время едва заметная тропка обрывается, но внизу на расстоянии около 70 см — довольно широкая лесная дорога! Так же спиной сползаю на нее, стаскиваю сумку — как вдруг меня едва не задевает неожиданно выехавшая из-за крутого поворота машина. Пораженный водитель спрашивает, как я сюда попала. Показываю на сопку, с которой только что спустилась (говорить не могу — дыхание перехватило, пот заливает лицо, руки-ноги дрожат). Оказывается, тропой, которой я шла, уже много лет никто не пользуется. Незнакомец решительно сажает меня в машину, разворачивается и везет к часовне (мне пришлось бы еще долго идти одной!). Отдышавшись, оглядываюсь и вижу, что часовня почти восстановлена, а над ней сияет новый купол! Слава Богу! |
...С оставшимся багажом перебираюсь на северо-восток, в расположенный в горном распадке Сихотэ-Алиня Дальнегорск. Раньше он назывался Тетюхе, что в переводе с китайского означает «Долина диких кабанов» — лет 40 назад эти животные даже совершали набеги на огороды. В 1959 году здесь начал работать флагман горной химии Дальнего Востока — Приморский горно-химический комбинат (современное название АО «БОР»). Сейчас производство резко уменьшилось, часть цехов пустует, идет значительное сокращение рабочих мест, невысокую зарплату выдают нерегулярно. И все-таки город живет: действуют рынки, магазины, мастерские, почта, пекарни, больница, гостиница, музей, типография и процветающая турфирма «Татьяна». |
Долина диких кабанов. Открытые разработки полезных ископаемых |
Облако, лежащее в распадке сопок, может предвещать скорый тайфун | |
Зажатый между сопками город протянулся на несколько километров, поэтому жители активно пользуются услугами такси, маршруток и рейсовых автобусов, тем более что стоимость проезда практически одинаковая. Рядом с автобусной остановкой «Березки» нас приветливо встречает храм Бориса и Глеба. Внимательные сотрудницы охотно отвечают на вопросы, помогают выбрать нужную книгу, икону. Во время службы храм полон народа, много молодежи, детей. Верующие почти всю службу знают наизусть и поют вместе с хором. Многие во время литургии молятся на коленях. По воскресным дням совершается таинство крещения — и все больше людей вступают на путь христианства. Оказывается, именно в этом храме очень нужна была Плащаница Богородицы, которую я «случайно» купила в Москве. |
Из Дальнегорска за три часа добираемся до поселка Пластун, который действительно как бы распластался на берегу моря. Местность равнинная — видимо, поэтому особенностью климата являются сильные, почти шквальные ветры. Еще через час пути мы в поселке Терней, самом северо-восточном пункте, где заканчивается автобусное сообщение. Терней расположен выше Пластуна и со всех сторон закрыт сопками, поэтому здесь теплее. В сентябре прошлого года в поселке состоялась закладка каменного храма (пока службы идут в переоборудованном деревянном доме). Наконец, тоже из Дальнегорска, отправляемся в завершающие поездки. Часа за два доезжаем до поселка Ольга, расположенного в одноименной бухте. Великолепная природа, чудесный климат — следствие того, что бухта глубоко вдается в сушу, защищаясь от моря сопкой. В этом необыкновенном уголке земли действует небольшой деревянный очень чистенький храм Святой Ольги. Дальше, уютно устроившись на переднем сиденье японского полугрузовичка, через поселки Ветка, Горноводное, Моряк-Рыболов, Милоградово, Сокольчи, Черноручье; по мостикам, под которыми текут речки Аввакумовка, Костофундово, Минеральная, Маргаритовка, Широкий Распадок, Лиственная, Милоградовка, Прохладная Падь и Кулькин Ключ, едем в поселок Валентин, расположенный на берегу морского залива. Впереди на бетонке что-то вынюхивает в выбоине дороги небольшой зверь. Тихо приближаемся — рыжая лисица! Она тоже увидела нас, но делает вид, что не замечает. Потом неспеша, вальяжной походкой, слегка покачивая пушистым хвостищем, пересекает проезжую часть и только у обочины, сбросив горделивую маску, стремительно исчезает в кустах. |
Останавливаемся у дома, переоборудованного в храм Священномученика Валентина Итерамского. Водитель, не выходя из машины, сообщает, что в храме никого нет. Удивляюсь: откуда он знает? «На калитку забора веревочка (!) наброшена — значит, все ушли»,— говорит шофер. Из травки у храма выглядывают очень симпатичные и вполне съедобные грибы, но их не собирают, чтобы не нарушить красоту, тем более что поселок с трех сторон окружен тайгой, где грибов и ягод хватает всем. |
Появляется местная жительница, работающая в храме. Открывает дверь, и мы входим в тщательно побеленное помещение с аккуратно развешанными иконами. Видно, что прихожане любят свой храм, заботятся о нем, по мере сил украшают и благоустраивают его. Приход молод — решение организовать православную общину и построить храм во имя святого Валентина возникло 21 февраля 1993 года. Тогда же неподалеку был освящен родник; впервые совершено крещение всех желающих; на кладбище отслужили панихиду по усопшим. Возглавляет приходской совет храма Валентина Л. Большинство жителей поселка в советские времена трудились на рыбзаводе, который теперь едва существует за счет продажи Японии квот на морских ежей. Из Большой Советской энциклопедии удалось узнать, что раньше здесь было две фермы — по разведению норок и пятнистых оленей. Видимо, обе они разделили участь рыбзавода. Не имея стабильного заработка, часть молодежи старается уехать во Владивосток, Хабаровск, еще дальше на Запад или нанимается на любую работу за границей. Люди среднего и более старшего возраста живут за счет природных богатств тайги, занимаются рыбалкой, охотой; ощутимым подспорьем оказываются приусадебные участки, где помимо плодово-овощных культур выращивают много очень красивых цветов. И хотя поселок, как и многие населенные пункты Приморья, брошен власть предержащими на произвол судьбы, люди, с которыми мне удалось встретиться, верят что святой Валентин будет им верным помощником и молитвенником ко Господу. |
В поселке Валентин путешествие заканчивается, программа выполнена. Через Черноручье, Сокольчи, Лазо возвращаемся во Владивосток. Грусть расставания, надежда на встречу в будущем. Провожающие непременно вручают пакет (пакетище!) с продуктами в дорогу. Поезд, постепенно набирая скорость, везет нас домой (из-за разницы во времени обратный путь на сутки короче). ...Перед глазами встают картины увиденного. По милости Божией, почти в каждом городе и поселке Приморья уже действует православный храм или приход. Священнослужителей, правда, пока не хватает, поэтому одному священнику приходится окормлять несколько приходов. И все же обездоленные, забытые, заброшенные люди тянутся к Свету, к Истине, надеются, что Матерь Божия не оставит их, защитит от всех бед и напастей. Пресвятая Богородице, спаси нас! |
Сестричество преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны |
Вэб-Центр "Омега" |
Москва — 2005 |